Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Шишкина Валерия Владимировна. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тамбов, 2002 213 c. РГБ ОД, 61:02-13/981-2

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ КАК
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
15

1.1. Сущность, структура и содержание музыкально-
эстетического воспитания 15

  1. Особенности формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России 41

  2. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания 61

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ПРОЦЕССЕ
ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
94

2.1 Организационно-педагогические условия
музыкально-эстетического воспитания в региональной
образовательной системе 94

  1. Специфика организации музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности 117

  2. Основные результаты опытно-экспериментальной работы по музы кально-эстетическому воспитанию студентов педагогических колледжей 154

Заключение 172

Список литературы 177

Приложение 201

Введение к работе:

Актуальность исследования. Объективная действительность свидетельствует о наличии кризисных явлений во многих сферах общественной жизни, произошедших за последние десятилетия в результате утраты исторических и духовных ценностей. В настоящий момент освоение культурного прошлого России, обращение к исконно национальным корням представляются более чем актуальными и своевременными, и это подтверждает созданная концепция художественного образования в России (2001 г.). К началу XX века усилиями педагогов и просветителей сформировались прогрессивные традиции художественного и музыкально-эстетического воспитания. В классических жанрах искусства вырабатывались методы обучения, которые позволили вырастить многие поколения блестящих исполнителей, замечательных педагогов, крупных общественных деятелей.

Проблема формирования культуры учителя в настоящее время в центре всеобщего внимания. С одной стороны, никогда прежде ответственность в вопросах воспитания и образования подрастающего поколения так акцентировано не ложилась на плечи учителя, с другой -интеллектуальное развитие молодежи вызывает едва ли не самую большую тревогу.

К сожалению, в последнее десятилетие произошло отчуждение образования от духовности личности. Музыкальное образование потеряло эстетическую ориентацию, превратилось в однонаправленное обучение какому-либо виду исполнительской деятельности, а в современных экономических условиях стало уделом немногих. Несмотря на то, что музыкальное искусство за счет радио, телевидения носит почти всеобщий характер, живые источники музыкальной культуры - концерты, спектакли, музыкальные вечера - посещаются недостаточно интенсивно. Стране

необходимо духовное возрождение, путь к которому лежит через культуру развития личности подрастающего поколения, следовательно, формирование музыкально-эстетического развития должно включать знания и представления о закономерностях искусства, структуре и восприятии произведения, механизмах функционирования культуры.

Сегодня мы говорим о принципиально новой значимости культуры для общества в целом и особенно для сегодняшнего молодого поколения России, потому что среди всех направлений воспитания, традиционно признаваемых нашей педагогикой, именно музыкально-эстетическое воспитание способно обеспечить максимальную реализацию принципа комплексности, интеграции важнейших воспитательных систем и методик.

Анализ исследуемой проблемы показал, что необходимость совершенствования системы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей определяется следующими факторами:

совершенствованием программ, форм и методов изучения музыкального искусства;

развитием межпредметных связей внутри отдельных видов искусства;

интеграцией методов музыкально-эстетического воспитания;

совершенствованием общей культуры и квалификации в области музыкально-эстетического воспитания учителей-предметников, организаторов внеаудиторной деятельности;

установлением научно обоснованных критериев музыкально-эстетического воспитания;

развитием материально-технической базы художественно-эстетического образования и воспитания.

Анализируя практику музыкально-эстетического воспитания и образования подрастающего поколения в современных условиях, мы обнаружили следующие противоречия. С одной стороны, в последнее время в обществе наблюдается тенденция к использованию разнообразных

технологий обучения и методов приобщения молодежи к культуре, в частности музыкальной, с другой стороны, существующая система образования функционирует в условиях нарушения преемственности между семьей, школой, средними и высшими учебными заведениями, системой дополнительного образования.

В сфере образования сегодня ощущается недостаток в формировании музыкально-эстетической культуры студентов гуманитарных вузов и педагогических колледжей.

Учитывая сложившиеся проблемы в развитии эстетического, художественного и нравственного воспитания подрастающего поколения в различных образовательных учреждениях, возникла потребность совершенствования системы организации внеаудиторной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию в педагогических колледжах.

Целью исследования является определение организационно-педагогических условий музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

Цель определила решение целого ряда взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных задач:

изучить современное состояние проблемы в педагогической науке;

раскрыть сущность, структуру и содержание музыкально-эстетического воспитания;

рассмотреть историю формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России;

проанализировать и обобщить зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания;

исследовать современные подходы к организации системы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения на региональном уровне;

- определить организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе экспериментального исследования.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогических колледжах.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия музы кально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы. Проблема

музыкально-эстетического воспитания, ее природа и сущность исследовались педагогами, психологами, философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков. К настоящему времени проблема музыкально-эстетического просвещения и формирования музыкальной культуры широко представлена в работах В.Н. Шацкой, Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, А.Н. Сохора, Н.П. Гродзенской, Б.А. Яворского, Б.М. Теплова, Д.Б. Кабалевского и др.

Много внимания музыкальному просвещению и образованию уделял в своих работах Б.В. Асафьев, Основными в его исследованиях были вопросы воспитания активного, осознанного эстетического восприятия музыки. По его мнению, музыкальное искусство должно быть достоянием широкого массового музыкального просвещения. Д.Б. Кабалевский главную задачу массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе видел в воздействии музыки на духовный мир учащегося. Работы Л.С. Выготского, А.В. Мудрика, Д.Б. Эльконина, Ю.У. Хофт-Бабушкина и др. позволили учесть социально-психологические особенности различных возрастных групп при разработке методики эксперимента. Проблемам эстетического воспитания и развития творческой личности посвящены работы В.В. Медушевского, Л.Р. Обыскаловой, М.В. Савиновой, СВ. Никитюк, В.И. Петрушина; общей теории формирования личности - исследования М.А. Вейта, С.Н.

Иконниковой, MB. Кузьмина и др. Проблемам подготовки будущего учителя и развитию его профессионального самосознания посвящены работы В.А. Сластенина. В качестве важных педагогических проблем ученый выделяет вопросы профессионального становления и формирования личности учителя, при этом эстетическое воспитание он считает одной из основньгх задач педагогической подготовки, которая имеет важное значение в формировании его профессиональных качеств.

Взаимодействием музыкально-слуховых и певческих навыков в процессе их формирования занимались А.Я. Никитин, Д. Огороднов, В. Богодуров. Так, в исследовании А.Я, Никитина раскрывается взаимодействие музыкально-слуховых и певческих навыков в процессе их формирования.

В основу исследования положена следующая гипотеза.

Музыкально-эстетическое воспитание подрастающего поколения является неотъемлемой частью формирования гармонично развитой личности, и организация его на должном уровне может быть решена лишь при условии:

четко разработанной системы учебных занятий музыкально-образовательного комплекса с опорой на личностно-деятельный и целостный подходы;

последовательного и поэтапного формирования устойчивого интереса студентов к различным видам музыкального искусства в единстве учебной и внеаудиторной деятельности;

учета возрастных особенностей студентов, определяющих характер их музыкальных запросов и предпочтений;

использования различных педагогических технологий, способствующих оптимизации музыкально-эстетического воспитания и образования;

разработки и реализации механизма формирования музыкальных вкусов и творческо-исполнительских способностей студентов с

использованием различных видов деятельности и ориентированных на

расширение творческих возможностей.

Методологическую основу исследования составили положения современной педагогики о технологиях обучения и воспитания. Теоретической основой диссертационного исследования являются труды отечественных исследователей: А.И. Бурова, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, И.С. Когана, М.С. Кагана, МБ. Кона, А.С. Макаренко, М.Ф. Овсянникова, Н.Н, Ярошенко и других, которые посвящены способности человека к художественно-эстетическому восприятию, взаимосвязи искусства и жизни, основным категориям эстетики; Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов рассматривали художественно-педагогические концепции музыкально-эстетического развития; Н.А. Гарбузов, Н.А. Ветлугина -психологию музыкальных способностей.

Важное значение для нашего исследования имели труды музыковедов А.Н. Сохора и B.C. Цукермана, которые исследуют социологические и эстетические аспекты музыкального сознания, различные виды общественной деятельности в процессе распространения и потребления музыкальных ценностей в системе музыкальной культуры.

Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на достижение поставленной цели:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы, документов, методических разработок по теме исследования;

эмпирический: наблюдение, анализ творческо-исполнительской деятельности студентов, беседы, интервью, социологическое исследование с использованием контрольных и экспертных групп;

- констатирующий, обучающий, формирующий эксперименты.
Достоверность результатов исследования обеспечена

обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса методов, адекватных объекту, задачам, логике исследования,

организацией экспериментальной работы, мнением экспертов и
специалистов, достаточностью материалов для полноценного
количественного и качественного анализа проблемы. Репрезентативность
эмпирического материала и относительно равные возможности

экспериментальных и контрольных групп позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных.

Организация исследования и внедрение результатов

осуществлялось в три этапа в течение 1997-2001 гг.

На первом этапе (1997-1998 гг.) изучалась специальная литература, материалы периодики, связанные с историей формирования системы музыкально-эстетического воспитания в России. Также исследовался зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков. Одновременно велось наблюдение за деятельностью общеобразовательных школ, частной школы «Интеллект» и педагогического колледжа г. Усмани с целью выявления основных подходов к организации музыкально-эстетического воспитания подростков на региональном уровне. На местах путем устного опроса и включенного наблюдения изучались различные формы и системы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи.

На втором этапе (1998-2000 гг.) изучались современные подходы к модернизации системы музыкально-эстетического воспитания и образования подростков, а также была разработана концепция оптимизации системы музыкально-эстетического воспитания в педагогических колледжах.

Реализовы вались авторские методики и технологические приемы организации и стимулирования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей. Проводилось анкетирование учащихся 7-х классов общеобразовательных школ № 1, 2, 3, негосударственного образовательного учреждения - школы «Интеллект» и студентов I курса логопедической, исторической и музыкальной групп педагогического

колледжа г. Усмани Липецкой области, школ № 1, 2, 32 г. Тамбова. В этот период проводился формирующий эксперимент на базе Усманского педагогического колледжа, где при участии автора был создан ансамбль аккордеонистов и баянистов.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) были подведены итоги и сделаны выводы по теоретическим и практическим задачам исследования, выявлена результативность предложенной авторской методики музыкально-эстетического воспитания подростков в процессе внеаудиторной деятельности.

На основании результатов, полученных на втором этапе, была разработана программа курса «Методика музыкально-эстетического воспитания в процессе внеаудиторной деятельности» и внедрена в практику работы педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области, института культуры и искусств ТГУ им. Г.Р. Державина.

Базой исследования являлись: школы № 1, 2, 3, частная школа «Интеллект» г. Усмани, школы № 1, 2, 32 г. Тамбова, педагогический колледж г. Усмани Липецкой области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что

обобщены и систематизированы педагогические концепции и положения о методологических и технологических основах развития музыкальной культуры студентов педагогических колледжей;

рассмотрен современный и зарубежный опыт в организации музыкально-эстетического воспитания;

уточнены сущность, содержание и направления совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей;

исследованы основные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей на региональном уровне;

выявлены и экспериментально обоснованы механизмы и ведущие организационно-педагогические условия, способствующие совершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей;

теоретически обоснована и экспериментально апробирована система музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности и представлена в качестве модели образовательной системы, адаптируемой к конкретным организационно-педагогическим и научно-методическим условиям, в зависимости от социального заказа общества и потребностей личности.

Практическая значимость проведенного исследования заключается:

в принципиальной возможности использования содержащего в диссертационном исследовании теоретического и методического материалов, выводов для совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности;

в разработке и внедрении в практику технологических приемов организации внеаудиторной деятельности по музыкально-эстетическому воспитанию студентов педагогических колледжей с учетом многообразия форм работы.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс педагогического колледжа г. Усмани Липецкой области, Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Разработанные курсы лекций и методические указания по совершенствованию системы музыкально-эстетического воспитания используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин института Культуры и искусств в ТГУ, в частности «Теория и история социально-

культурной деятельности», «Социально-культурная деятельность за рубежом», «Методика художественного воспитания».

Материалы исследования и методические указания могут быть использованы:

в учебно-воспитательном процессе среднего и высшего профессионального образования;

при разработке педагогических систем и содержания художественно-эстетических образовательных программ воспитания на региональном уровне;

в системе переподготовки и повышения квалификаций кадров для сферы образования и культуры.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Совершенствование музыкально-эстетического воспитания и образования в педагогических колледжах состоит в переходе на более высокий качественный уровень эстетического воспитания, обуславливающийся рядом педагогических, организационных, экономических, социальных и технологических факторов. Переход осуществляется на основе создания организационно-педагогических условий и сопровождается повышением уровня готовности специалистов к процессу музыкально-эстетического воспитания и образования.

  2. Развитие музыкально-творческих способностей студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности, включающих: преемственность, формирование исполнительского мастерства, диалектического единства (индивидуального и коллективного) в творче с ко-ис пол нительской деятельности, импровизационность или вариативность, системный подход от простого к сложному, доступности в стремлении к самостоятельной деятельности.

  1. Модель совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей в процессе внеаудиторной деятельности.

  2. Организационно-педагогические условия музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей, включающие:

научное учебно-методическое обеспечение, разработку и внедрение учебных пособий, создание системы методических пособий и необходимого материала, систематическое проведение конференций, лекций-концертов, бесед, открытых занятий;

организацию системы взаимодействия между семьей, школой, средними и высшими учебными заведениями, системой дополнительного образования;

междисциплинарную интеграцию;

внесение дополнений в содержание подготовки студентов педагогических колледжей с учетом преемственности и психофизиологических особенностей обучаемых;

формирование педагогически ценных личностных качеств, в том числе: активности, целеустремленности, самостоятельности в принятии решений.

5. Использование внеаудиторной деятельности для организации и
совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания как
формы дополнительного обучения студентов педагогических колледжей
является важным условием достижения оптимального баланса
самореализационной и воспитательной функций учебных заведений.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Тамбова, г. Усмани Липецкой области и Усманском педагогическом колледже.

Внедрена в учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина программа курса «Методика художественного воспитания». Материалы и выводы исследования используются в учебном процессе при преподавании курсов «Теория и история социально-культурной деятельности», «Социально-культурная деятельность за рубежом» в институте культуры и искусств.

Основные положения и результаты исследования проверялись в процессе практической деятельности автора и нашли отражение в его научных публикациях и выступлениях на различных научно-практических конференциях: региональной научно-практической конференции молодых ученых «Социально-педагогические проблемы развития культуры региона» (Тамбов, 2001), всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2001), межвузовская научно-практической конференции «Культура Средневековья и эпохи Возрождения: Проблемы осмысления и изучения» (Тамбов, 2001), региональной научно-практической конференции «Непрерывное образование, социально-экономическая и социокультурная среда: проблемы и взаимосвязи» (Липецк, 2002), «VII Державинские чтения. Культурология. Искусствоведение. Социально-культурная деятельность» (Тамбов, 2002).

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целями и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Литература включает 299 источников, 4 приложения.

Подобные работы
Сероусов Игорь Юрьевич
Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин
Хорева Галина Владимировна
Формирование педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в процессе их методико-математической подготовки
Кузина Валентина Михайловна
Педагогические условия деятельности психологической службы в повышении эффективности воспитательно-образовательного процесса педагогического колледжа (Приложения)
Степанова Маргарита Евдокимовна
Педагогические условия совершенствования системы управления деятельностью городских образовательных учреждений по воспитанию учащихся
Кантиева Ирина Георгиевна
Совершенствование процесса правового воспитания студентов неюридических специальностей в условиях вуза
Галанина Марина Алексеевна
Воспитание профессиональной успешности студентов в педагогическом процессе колледжа
Михалева Валентина Васильевна
Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников
Герасименко Светлана Викторовна
Управление научно-исследовательской деятельностью субъектов инновационного процесса в педагогическом колледже
Катаева Маргарита Леонидовна
Моделирование профессиональной деятельности в процессе подготовки будущих учителей в педагогическом колледже
Веденина Валентина Петровна
Подготовка учителя к творческой деятельности в процессе изучения естественно-математических дисциплин в педагогическом колледже

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net