Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Цикунов Сергей Юрьевич. Интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассников в системе художественной культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 1997 171 c. РГБ ОД, 61:98-13/48-6

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Психолого-педагогическая сущность интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 13

  2. Личность в системе художественной культуры 30

  3. Психолого-педагогические условия интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 51

ГЛАВА П. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Методика исследования 65

  2. Результаты констатирующего эксперимента 72

  3. Технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры 98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124

БИБЛИОГРАФИЯ 131

ПРИЛОЖЕНИЕ 146

Введение к работе:

Необходимость разработки новых, реалистических и ориентированных на практическое наращивание и расширение культурного пласта перестройки российского общества подходов, требует, прежде всего, избавления от стереотипов старого, догматического мышления. Одним из его проявлений в педагогической и культорологической теории и особенно в практике интеллектуального и эмоционально-чувственного развития личности было фактическое (скорее молчаливое, чем открыто декларируемое) признание в качестве "работающей" и достаточно абстрактно-просветительской и нормативно-волюнтаристской модели воздействия художественной литературы на интелектуально-эмоциональное развитие человека. Самой художественной культуре в этой модели отводилась роль служебного, по отношению к внехудожественным сферам идеологии, морали, научно-мировоззренческого знания и произвольно конструируемого, согласно заранее заданным в этих сферах целям и задачам, средства или инструмента воспитания и формирования личности. Такая точка зрения на воспитательную и формирующую роль художественной культуры, а она существовала в "подправленном" виде и в годы застоя - глубочайшим образом связана с командно-административными методами управления художественным процессом и казенно-бюрократической системой эстетического и ходожественного воспитания.

Чтобы преодолеть подобные взгляды, необходимо рассматривать формирование личности, интеллектуально-эмоциональное ее развитие на только как результат извне

направленного на нее воспитательного и формирующего воздействия, но прежде всего как детермированный общественной закономерностью, условиями и способом жизнедеятельности личности процесс ее саморазвития и самовоспитания. Единство самовоспитания, саморазвития, самодеятельности и извне направленного воздействия художественной культуры общества образуют в жизни личности особую социо-культурную реальность -пространство и время ее интеллектуально-эмоционального развития. Ибо только такое понимание представляет возможность избрать наиболее эффективные способы целенаправленного воздействия на процесс интеллектуально-эмоционального развития личности во всей его жизненной полноте и многообразии, с присущими ему противоречиями объективного и субъективного характера. Не абсолютизация просветительско-нормативного подхода к организации интеллектуально-эмоционального развития в системе художественной культуры, не формирование личности по заданному унифицированному образцу, а на основе реального многообразия потребностей, вкусов и идеалов субъектов развития, различия между которыми определяются социально-групповыми и индивидуальными различиями в образе жизни, их менталитете, плюрализме не только мышления, но и чувствования, только творческая свобода выбора способов и форм самореализации личности, в том числе и особенно в интеллектуально-эмоциональной сфере. Это, во-первых. Во-вторых, интеллектуально-эмоциональное развитие средствами искусства достигает цели только тогда, когда оно одновременно является нравственным, эстетическим, духовным развитием, когда эмоционально - чувственная сфера развивается в единстве с его интеллектом и волей.

Возрастание роли искусства, художественной культуры в жизни
общества и конкретного человека - факт очевидный и
общепризнанный. Об этом ярко свидетельствуют работы
Б.В.Астафьева, Ю.Н.Тынянова, М.М.Бахтина, Д.С. Лихачева,
А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, Ю.Н.Давыдова, А.В.Михайлова, М.С.
Кагана, Г.Д.Гачева и многих других. Отечественная эстетика,
искусствоведение, социология искусства сегодня достигли
значительных успехов в изучении отечественной художественной
культуры как источника возвышения духовных потребностей
человека, формировнаия его личности. За последние годы накоплен
громадный фактический материал, характеризующий роль
художественной культуры в системе духовных, эстетических
потребностей различных социальных и возрастных групп населения
нашей страны (А.Н.Семашко, Н.А.Победа, Ю.У.Фохт-Бабушкин).
результаты этих исследований дают подробное описание
интенсивности контактов современного человека с явлениями
художественной культуры, представляют эмпирическую базу для
построения количественной типологии художественного

потребления. Подавляющее большинство научных публикаций в этой области посвящено анализу внутренних взаимосвязей, присущих функционированию художественной культуры и ее институтов. В целом вся исследовательская работа в этой области ведется двумя основными способами. Первый представляет собой хаотический штурм проблемного поля разными науками с неизбежно сопутствующим ему упованием на волшебную силу "новейших методов" потому только, что они созвучны формальной технологии мышления второй половины XX века. Второй связан с последовательным теоретическим осмыслением проблемы,

трансфорацией исходных исследовательских установок, сменой самих способов понимания.

В условиях современной художественной культуры XX века, обильно насыщенной продуктами массового искусстав, суррогатными формами духовности, позиция педагогики может выступать - и действительно выступает!- в качестве механизма и одновременно критерия отделения подлинного искусства от неподлинного, собственно духовной продукции, имеющей творческий характер, от разного рода подделок и иммитаций.

Анализ существующих научных разработок при наличии многообразных подходов не может служить основой для целостной теоретической системы развития интеллектуально-эмоциональной сферы личности старшеклассника средствами искусства по причине отсутствия системного подхода к исследованию проблемы, недостаточной степени ее разработанности в педагогике в исследуемом аспекте и несоответствия имеющихся разработок реалиям общественного бытия.

Современные концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры не являлись до сих пор предметом специального исследования в педагогике, что противоречит необходимости корректировки процесса подготовки духовно развитой личности в общеобразовательных учреждениях, отсюда формируется комплексная проблема данного исследования: каковы дидактические концепции и тенденции интеллектуально-эмоционального развития личности старшеклассника в системе художественной культуры?

Цель исследования - разработать педагогическую систему и
механизм интеллектуально-эмоционального развития

старшеклассника средствами искусства.

Объектом исследования был избран процесс обучения в общеобразовательной школе, ориентированный на развитие интеллекта и эиоционально-чувственной сферы личности старшеклассника.

Предметом исследования является интеллектуально-эмоциональное развитие старшеклассника в системе художественной культуры.

В ходе исследования возникла, а затем была сформулирована следующая гипотеза:

Поскольку интеллектуально и эмоционально развитая личность - это личнотсь с художественно-образным мушлением, со знанием языка искусства, умеющая анализировать художественные произведения, адекватно выявлять, вскрывать художественные идеи и концепции, создавать и понимать целостное единство их содержания и формы, постольку внутренние качественные изменения личности, ее восхождение по ступеням культуры, духовная эволюция происходит под влиянием искусства.

Развитие духовных сил: эмоционально-учувственных сторон, творческой активности личности, непрерывное самообновление осуществляется в процессе творческой художественно-музыкальной деятельности старшеклассников.

Знания и личный опыт, потребность в искусстве, интерес к нему стимулирует художественный поиск произведений, адекватных своим запросам, нуждам, собственному внетреннему развитию, духовному росту школьников.

Интеллектуально-эмоциональное развитие личности

осуществляется успешно, если старшеклассники самостоятельно осваивают художественную культуру, художественные ценности не просто как предметы созерцательного наслаждения, но и как носители опыта и знаний, помогающие осозновать силы внутреннего развития и овладения ими,подкрепляющие волю человека к движению вперед, совершенствованию, обогащению своих сил и способностей.

В ходе исследования решались следующие основные задачи:

1. Построение системы понятий, раскрывающей сущность
интеллектуально-развитой личности.

2. Характеристика структурных компонентов системы
художественной культуры.

3. Анализ психолого-педагогического опыта и научно-
теоретических подходов к разработке механизма интеллектуально-
эмоционального развития личности старшеклассника.

4. Теоретическое обоснование, методическая разработка и
апробация технологии развития интеллектуальной и эмоционально-
чувственной сферы личности, проверка эффективности
разработанной технологи в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологической основой исследования являются методологические предпосылки использования положений о социальной обусловленности формирования и развития личности; ее поведения и деятельности, активности самой личности в процессе развития, теоретических положений и концептуальных идей, нашедших отражение в отечественной философской и психолого-педагогической литературе по формированию творческой личности (В.И.Андреев, Г.И.Железовская, Ю.А.Кустов, М.И.Махмутов,

Т.А.Трапезникова); по проблемам творческой деятельности
(Л.В.Выготский, А.И.Загвязинский, Н.Ю.Посталюк, Н.М.Таланчук,
М.Г.Ярошевский); по организации самостоятельной работы
(Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, О.Б.Капичникова,

П.И.Пидкасистый).

Основными оригинальными источниками данной работы
явились законодательные, официальные документы по вопросам
образования в зарубежных странах, материалы

конференций,симпозиумов и педагогических исследований, проводимых по проблемам организации учебного процеса в общеобразовательной школе и образовательных учреждениях инновационного типа, методические руководства, учебные планы, программы, научные статьи, диссертации, материалы личных бесед, данные полученные по результатам посещения занятий, зачетов, экзаменов.

Комплексная организация данного исследования опирается на методологию системного подхода, когда раскрытие структуры, формирования и функционирования технологии организации самостоятельной художественной деятельности школьников, ориентированной на их интеллектуально-эмоциональное развитие, основано на системогенетическом анализе.

Логика и этапы исследования:

Исследование велось в течение 4 лет и состояло из 3 этапов.

Первый этап ( 1994-1995гг.). Выбор проблемы научной работы, ознакомление с отечественными и зарубежными источниками по проблеме, разработка категориального аппарата, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в щколе-интернате №МЬ 1, 2, СШ №№ 18, 37 г.Саратова, СШ №№ 1, 2 п.Татищево Саратовской

области, анализ педагогического опыта, изучение педагогической документации.

Второй этап (1995-1996гг.). Расработка методического аспекта исследования, постановка целей и задач исследования, отбор и систематизация теоретического материала по данной проблеме, обобщение результатов исследования.

Третий этап (1996-1997гг.).Построение гипотезы исследования, дополнительный сбор материала, выдвижение основных теоретических положений, теоретическое обобщение результатов работы, литературное оформление исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

1. Выявлены современные дидактические концепции и
тенденции интеллектуально-эмоционального развития школьников
средствами искусства.

2. Осуществлен дидактический, психолого-педагогический и
философский анализ структурных компонентов системы
художественной культуры, т.е. параметров, которые позволяют
установить ее специфическое содержание.

3. Выявлены и систематизированы факторы, обусловливающие
интеллектуально-эмоциональное развитие личности
старшеклассника. Наиболее значимыми являются развивающая
образовательная среда, аудиовизуальная, вербальная и графическая
наглядность; мотивация учебной художественной деятельности,
которая способствует мобилизации духовного, интелектуального и
эмоционального потенциала учащихся, увлекает их на создание
неординарных, абстрактных художественных образов, включает в
процесс творческого поиска новых интеллектуальных решений в

стандартных ситуациях осуществления творческой художественной деятельнсти.

4. Разработана и спроектирована педагогическая система
интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников.

5. Выявлены уровни, определены показатели интеллектуально-
эмоционального развития обучаемых.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке и решени вопросов развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы учащихся в системе художественной культуры, при чтении спецкурсов по педагогике развития для работников общеобразовательных учрежедний в системе повышения их квалификации, могут быть включены в лекции и беседы по организации системы интеллектуально-эмоционального развития школьников.

Апробация работы и внедрение ее результатов в практику.

Основные положения результатов исследования докладывались на заседаниях кафедры педагогики Саратовского госуниверситета, Самарского педагогического университета, областных, городских заседаниях методобъединений учителей Фрунзенского, Октябрьского, Ленинского районов г.Саратова (1990-1997г.г.), городских конференциях г.Саратова.

Результаты исследования использовались при составлении методических рекомендаций для учителей и указаний для учащихся по самовоспитанию и саморазвитию. На основе исследования были разработаны творческие индивидуальные и коллективные задания для учащихся. Результаты исследования внедрены в учебный процесс СГУ, института повышения квалификации работников образования

(Саратов, Казань), СГ № 18, 37, гимназию № 3, школу-интернат № 1, 2.

На зашиту выносятся следующие теоретические положения, отражающие дидактические концепции и современные тенденции развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы личности старшеклассника:

1. Понятийное обеспечение проблемы интеллектуально -
эмоционального развития личности старшеклассника.

  1. Комплекс педагогических условий и средств эффективного формирования и развития интеллекта и эмоционально-чувственной сферы.

  2. Механизм освоения художественной культурой как средством развития художественно-образного мышления, усвоения знания языка искусства развития творческой активности личности.

3. Модель педагогической системы и технология интеллектуально-эмоционального развития старшеклассников в системе художественной культуры.

Подобные работы
Лантух Наталья Ивановна
Педагогические условия формирования информационной культуры у старшеклассников в системе "лицей - вуз"
Овсейчик Ольга Николаевна
Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы
Шешнева Ирина Валериевна
Система развития речевой культуры у студентов медицинского вуза
Барышева Наталья Владимировна
Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности
Аникина Наталья Васильевна
Дидактические аспекты развития информационной культуры в системе преемственного экономического образования "школа-вуз"
Сарычева Татьяна Валерьевна
Становление и развитие физической культуры в системе высшего образования в Сибири (На примере вузов города Томска)
Глинчикова Лариса Александровна
Развитие физической культуры в системе образования в Восточной Пруссии и Калининградской области
Виноградова Анастасия Александровна
Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского
Ахметшина Эльмира Габдулловна
Преемственность в развитии художественной культуры личности в системе: "дошкольное образовательное учреждение - школа - вуз"
Соловьева Майя Владимировна
Развитие речевой культуры студентов в образовательной системе техническоговуза

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net