Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Цахаева Сарат Гасановна. Культура и традиции народов Дагестана в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2001 232 c. РГБ ОД, 61:02-13/940-5

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение

ГЛАВА I. Психолого-педагогические основы преподавания культуро-ведческих дисциплин в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана. t

I.I. Место и роль культурологических дисциплин в системе образования 16

/.//. Педагогическое обоснование содержания интегрированного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах

/.///. Учебно-воспитательные задачи предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ

I.IV. Психолого-педагогические особенности учащихся 8-9 классов как факторы обучения национальной культуре

ГЛАВА II. Методика преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательных школ Дагестана

//./ Формы, методы и средства активизации культурологического образованин учащихся 8-9 классов в процессе преподавания «Культуры и традиций народов Дагестана»

//.//. Экспериментальная проверка методики изучения учащимися национальной культуры в 8-9 классах

II. III. Формы и методы организации внеклассной работы учащихся в процессе преподавания национальной культуры

II.IV. Система организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения национальной культуры

II. V. Методы использования наглядности на уроках культуры и традиций народов Дагестана

Заключение 148

Литература 152

Приложение. Фрагменты экспериментальных материалов:

- тесты на выявление знаний в области национальной культуры;

- образцы анкетных вопросов;

- поурочные разработки с методическими рекомендациями к программным темам по национальной культуре;

- образцы наглядного материала, рекомендуемые к урокам по культуре и традициям народов Дагестана. 

Введение к работе:

Культура в целом и национальная культура, в частности, являются органической частью культурного наследия человечества.

Новый курс российской образовательной политики, направленный на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и воспитания, учитывает особенности функционирования и развития различных культур. Взаимодействие людей в обществе, в многонациональных коллективах в особенности, связано с толерантностью человека к той или иной культуре, статусом культуры и сферой её распространения. Важной сферой распространения культуры является образование.

Проблема удовлетворения этнокультурных запросов учащихся в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как «Всеобщая декларация прав человека» f[65]f с.2 ) «Конвенция о правах ребёнка» 12],с.95-97) «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» ([66]; с.3-4) «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах»([133]/с.2-3) и других.

В контексте рассматриваемой нами проблемы актуальными являются статьи 28-30 «Конвенции о правах ребёнка», в которых отмечено, что образование должно быть направлено на воспитание уважения к культуре, самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает (статья 29) и, в то же время, к культуре и языку других народов и мировой цивилизации в целом. В части d статьи 29 цель любой школы определяется как подготовка ребёнка «к сознательной жизни в современном обществе в духе терпимости и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения» ([1 12J.C.96).Статья 30 «Конвенции о правах ребёнка» фиксирует право

ребёнка, принадлежащего к этническим и языковым меньшинствам или коренному населению, пользоваться своей культурой и языком. Это предполагает и приобретение образования, основанного на национальной культуре. Эта же статья прямо предусматривает создание национальной школы, в которой ребёнок мог бы совместно с другими членами своей группы обучаться на родном языке, изучать национальную историю и культуру. Организация соответствующих курсов и предметов должна гарантировать получение знаний о культуре различных народов.

Статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах подчеркивает, что образование должно быть направлено на полное развитие личности, и сознание её достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами (ПЗЗ],с.З).

В утверждённой Министерством образования «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы» подчёркивается, что «принципы государственной политики в области образования как совокупность концептуальных идей и установок предоставили возможность самим педагогическим коллективам моделировать воспитательные системы,адекватные природе детства, национальным и культурным традициям perHOHa»([173]fc.23).

Одной из задач данной программы является задача «повышения культуры межнациональных, межэтнических отношений», а также «формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учёта территориальных, социокультурных и национальных особенностей»([173] с.23),

Одним из основных принципов организации воспитания в программе является «принцип культуросообразности, который предполагает, что оно основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценно-стям»( [173] .24).

И, наконец, в статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Федерального закона РФ «Об образовании» устанавливается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру» [17l c.2).

Учитывая вышеизложенные программные положения Министерства образования РФ, можно заключить, что центральное место в образовательной системе должна занимать личность, стремящаяся к пониманию целостной картины мира, культуры, как опыта предшествующих поколений людей. Ибо жизнь в современном обществе, возможность приспособиться к её постоянно меняющимся условиям во многом зависят от полноты усвоения учеником того культурного наследия, которое передаёт ему предшествующее поколение.

Реформирование образования в России предполагается осуществлять с учётом национального состава и структуры населения РФ, так как само явление поликультурности Федерации порождает высокую степень разнообразия ценностных ориентации, установок и поведенческих стереотипов. Что требует ориентации образования на этнокультурные потребности и образовательные интересы народов, населяющих Россию.

В «Основных направлениях развития эстетического образования», принятых на Коллегии Министерства образования РФ [1 58 0.11) отмечается, что в настоящее время становится возможным строить образование с учётом многовекового культурного наследия всех народов

России, реализовывать «связь времён», по- иному оценивать вклад культуры народов России в мировую культуру.

Одним из важнейших направлений реформы высшей и средней школы является гуманитаризация современного образования. В ходе этой работы началось введение в учебные планы дисциплин культурологического цикла (истории культуры, культурологии, мировой художественной культуры, а также предметов по изучению национальной культуры в регионах) в качестве обязательных. Так в школах республик Северного Кавказа введены предметы, дающие возможность изучать традиции и обычаи местных народов, знакомиться с богатством накопленного духовного опыта. В адыгейских школах преподаются циклы предметов «Этнопедагогика», в Северной Осетии внедряются такие предметы, как «Этнография Осетии», «Национальный этикет», «Нартский эпос», в Дагестане - «Культура и традиции народов Дагестана». Кстати, осетинский опыт преподавания данных дисциплин может быть перенесен и на другие регионы, в частности на Дагестан. В аспекте дагестанский эпос можно было бы изучить мифологию кавказ-ко-иберийских народов. Эти дисциплины призваны обеспечить переориентацию обучения на гуманитарные потребности личности, создать необходимый культурный базис для усвоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Культурологическая подготовка призвана готовить учащихся к ориентации в современном научно-техническом мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, способствовать взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур, преодолению установки на социальное противостояние и изоляционизм в отношении российской культуры.

Возвращаясь к вопросу стратегии гуманитаризации и демократизации образования, придания ему культурообразующего статуса необхо

димо отметить, что данная проблема не может быть осуществлена без разрешения противоречия между актуализирующимися этнокультурными потребностями и образовательными интересами народов как субъектов образовательного пространства и возможностями их удовлетворения Федеральной системой образования. Данное противоречие можно ликвидировать путём построения содержания образования, этнокультурная направленность которой будет учитывать интересы не только многонационального государства, но и этносов. «Школа неотрывна от национальной почвы, она формирует и хранит национальную культуру, переправляя два встречных потока - обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого национальным» [176] с. 12).

Процесс изучения предметов культурологического цикла предполагает целенаправленное формирование культурных ориентации и установок личности, того духовного потенциала, который позволяет усваивать специальные знания в качестве элемента целостной общественной культуры. Эти и другие идейные установки являются основополагающими и в республиканских законах Дагестана «О культуре» ([156];с.2) «О личной и общественной нравственности» ([1 57 .3).

Однако преподавание дисциплин культурологического цикла, в том числе предмета «Культура и традиции народов Дагестана», как и всякое новое дело, имеет серьезные проблемы. В частности, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение, не разработана региональная концепция культурологической подготовки, при наличии некоторых программно-инструктивных материалов по национальной культуре нет экспериментально проверенных методических пособий, не хватает учебной литературы.

Значение и неразработанность исследования обуславливают его актуальность, делают ее соответствующей современным духовным за

просам общества, имеющим важное значение для совершенствования культурологической подготовки учащихся.

Методологической основой проблемы преподавания культурологических предметов, в том числе интегрированного учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы выступают культурологический и аксиологический подходы. Культурологический подход, рассматривающий образование как важнейший компонент культуры и основной канал её трансляции, даёт основание видеть в образовании не только средство формирования у учащихся знаний, умений и навыков, но и путь достижения более высокой цели - становление личности растущего человека как носителя и творца культуры. Аксиологический подход позволяет изучать образование как социокультурный феномен с точки зрения имеющихся в нём возможностей удовлетворения потребностей людей и этнических сообществ, сохранения их культурных ценностей.

Диалектика соотношения общечеловеческого и национального раскрывается в трудах зарубежных педагогов Я.А.Коменского, А.Дистервега и других.

Значимость народной культуры и народной педагогики традиционно подчёркивалась и в отечественной науке. Так ещё в 19 веке С.А.Рачинский, В.Я.Стоюнин, К.Д.Ушинский отмечали детерминацию воспитания этнически направленной культурной средой.

Различные аспекты формирования национального самосознания, одной из сторон которого является овладение национальной культурой, занимали значительное место в трудах русских философов и историков Н.А.Бердяева, Н.М.Карамзина, B.C. Соловьёва, указывающих на необходимость учета диалектики соотношения национального и общечеловеческого.

Основополагающее значение для теоретико-методологического и практического решения проблемы усвоения национальной культуры и исторических ценностей имеют труды русских педагогов: А.Н.Радищева, отмечавшего единство общечеловеческого и национального начала; М.В.Ломоносова, внесшего вклад в развитие отечественной науки; К.Д.Ушинского, впервые в русской педагогике предложившего систему национального воспитания; П.П.Блонского, обосновавшего последовательность национального воспитания; В.Г.Добролюбова, выдвинувшего идею народности в литературе. На необходимость использования в воспитании национальных особенностей указывала и Н.К.Крупская.

Педагогический потенциал народной культуры раскрывают в своих книгах и статьях И.В.Бестужев-Лада, Н.В.Бромлей, М.М.Громыко.

Существует большое количество исследований, рассматривающих народную культуру как средство формирования нравственных качеств личности (М.М.Бахтин, Н.В.Бромлей, З.И.Васильцова, Д.С.Лихачёв, Ю.М.Лотман, М.И.Стельмахович).

В современной педагогике всё сильнее подчёркивается тезис куль-туросообразности образования и взгляд на школу как на открытый социокультурный институт: Е.В.Бондаревская, Е.В.Ильенков, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, И.Б.Котова.

Проблема традиционного воспитания широко освещена в современной философской, социологической и педагогической литературе. Значительный вклад в её разработку внесли А.К.Алиев, А.М.Магомедов, Н.С.Сарсенбаев, И.В.Суханов, З.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоев и другие.

Использование прогрессивных народных традиций в воспитании школьников рассматривается в исследованиях А.И.Масурманова, А.Л.Бугаевой, Н.В.Силистрару, Х.Х.Батчаевой, Т.Г.Саидова.

Изучению народной педагогики в связи с религиозной культурой посвящены исследования Т.С.Саидбаева, М.Г.Тайчинова,

К.Д.Давлетшина и других.

Несмотря на многообразие фундаментальных исследований в области культуры, народной педагогики, к сожалению, пока отсутствуют работы о методах внедрения культурологического материала в учебный процесс. Теоретические основы и методика преподавания большинства культурологических предметов остаются не разработанными. Данное обстоятельство осложняет целенаправленное, успешное преподавание учебных курсов культурологического цикла, включая и предмет «Культура и традиции народов Дагестана». Это еще раз подчеркивает актуальность диссертационного исследования.

Цель исследования: раскрытие теоретических основ, разработка и экспериментальная проверка эффективной методики преподавания интегрированного учебного курса «Культура и традиции народов Дагестана» в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов.

Объект исследования: педагогическая деятельность учителя, направленная на формирование знаний и на разработку теоретических основ по развитию национальной культуры.

Предмет исследования: процесс формирования знаний по национальной культуре и освоения этнокультурных и национальных традиций, ценностей в условиях поликультурного образования Республики Дагестан.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что эффективность изучения (преподавания) культуры и традиций народов Дагестана повысится при реализации следующих педагогических условий:

- при создании развивающей, образовательной этнической среды в школе, основанной на народном этикете;

- при организации и проведении учебных занятий по национальной культуре с учетом народных традиций и обычаев;

- при организации самостоятельной художественно-творческой деятельности, смотров-конкурсов, выставок, олимпиад среди школьников;

- введении в систему внеклассной и внешкольной работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» клубов, кружков, детских объединений по народному искусству и изучению народного быта;

- при организации совместной деятельности педагога, родителей и учащихся с учетом этнокультурных традиций;

- при разработке культуроформирующей программы для учащихся 8-9 классов по развитию знаний о жизни, культуре и традиций дагестанского народа.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучить современное состояние преподаванияжультуры и традиций народов»Дагестана в общеобразовательных школах и выявить имеющиеся недостатки по формированию знаний учащихся 8-9 классов по национальной культуре и традициям.

2. Определить эффективные средства, формы и методы культурологического воспитания старших подростков и создать развивающую, образовательную этнокультурную гуманную среду, основанную на народных традициях и обычаях .

3. Экспериментально проверить эффективность применения системы урочных, внеклассных, внешкольных форм работы в рамках предмета «Культура и традиции народов Дагестана» и разработать научно-практические рекомендации для учителей по организации и проведении занятий по этой учебной дисциплине.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов:

- изучение и анализ литературы, теоретический анализ проблемы формирования системы знаний по культуре при изучении национальной культуры в 8 - 9 классах современной школы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки по национальной культуре; Личное преподавание предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в школе и в ВУЗе;

- психолого-педагогический анализ уроков по национальной культуре в школе;

- методы моделирования;

- беседы, анкетирование, интервьюирование;

- анализ работ и устных ответов учащихся;

- проведение эксперимента в школах города Махачкалы. Опытно экспериментальная работа проводилась в средней школе №

37, школах-лицеях № 38, 39 г.Махачкалы, в школе № 1 г.Каспийска, а также в школах Лакского района Республики Дагестан.

Исследование проводились с 1997 по 2001гг. в три этапа.

Первый этап (1997-98гг.) - подготовительный

1.1. Изучение педагогической, культурологической, специальной методической литературы, программно-инструктивных документов;

1.2. Анализ инструктивных материалов Министерства образования РФ и Республики Дагестан, выяснение состояния работы по данной проблеме в массовой практике общеобразовательных школ.

1.3. Систематический анализ литературы, а также посещение, анализ и проведение уроков по национальной культуре, осуществляемые до момента завершения работы над диссертацией.

Второй этап (1998-99 гг.) - опытно-экспериментальный.

2.1. Определение цели, объекта, предмета, выдвижение гипотезы и постановка задач. Разработка программы экспериментального исследования процесса формирования знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиции народов Дагестана» в 8-9 классах общеобразовательной школы;

2.2. Опытно-экспериментальная работа. Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения национальной культуре в 8-9 классах, используя выявленные средства и методы активизации культурологического образования (экспериментальные классы) при постоянном сравнении с обычным традиционным обучением национальной культуре в школах (контрольные классы). Одновременно сопоставлялись и педагогические пути, методы и средства обучения национальной культуре, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах уроки по культуре и традициям народов Дагестана велись с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на темы национальной культуры и традиций народов Дагестана.

2.3. Первичная проверка гипотезы. В результате систематических анкетирований, тестирований, написания докладов и рефератов и их анализа, наблюдений сравнивались результаты экспериментального преподавания курса «Культура и традиции народов Дагестана» и результаты традиционного преподавания того же предмета и на этой основе устанавливались различные уровни нравственного, эстетического развития, знания культурно-исторического прошлого и настоящего Дагестана, уровни сформированности художественно-эстетических, культурно-исторических понятий, представлений и предпочтений у учащихся 8-9 классов.

2.4. Определение возможности формирования системы знаний по национальной культуре при изучении «Культуры и традиций народов Дагестана» с помощью разработанных методов и средств обучения.

Третий этап (1999-200ІГТ.) - формирующий эксперимент.

3.1. Проведение формирующего эксперимента на базе средней школы № 37, школ-лицеев 38,39 г.Махачкалы, школы № 1 г.Каспийска.

3.2. Выработка практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в практику преподавания национальной культуры в школе.

3.3. Внедрение результатов исследования в работу учителей по предмету «Культура и традиции народов Дагестана».

Научная новизна и теоретическая значимость состоит в том, что определены эффективные средства, формы и методы внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний по национальной культуре, найдены предпосылки к разработке методики преподавания культуры и традиций народов Дагестана, способствующей приобщению учащихся к этнокультурным традициям, формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при разработке новых учебных планов и программ для общеобразовательных учреждений, а также при корректировке учебных планов, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по национальной культуре для общеобразовательной школы, и в целом для разработки методики преподавания предметов культурологического цикла в учебных заведениях многонациональных республик.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Выявленные специфические особенности формирования личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.

2.Поэтапное формирование знаний у учащихся 8-9 классов по национальной культуре на основе этнокультурных традиций, методы гуманизации и демократизации учебно-воспитательной работы в школе.

З.Уровневые характеристики сформированности национальной культуры у учащихся 8-9 классов.

4.Выявлены перспективы для разработки новых программ по культуре и традициям народов Дагестана для организации и проведения учебных, внеклассных и внешкольных занятий по развитию знаний и формированию личности школьника на традициях дагестанской народной культуры.

Достоверность исследования обеспечена результатами педагогического эксперимента, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, их непротиворечивостью; подтверждается экспериментальными данными, полученными в ходе исследования.

Апробация результатов исследования и разработанных учебно-методических материалов осуществлялась на учебных занятиях с учащимися при проведении уроков в школе. Результаты исследования обсуждались на научных конференциях ДГУ, ДГПУ и нашли отражение в сборниках республиканских научно-практических конференций в 1997-2001 годах (гг.Махачкала, Элиста).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Структура диссертации обусловлена логикой исследования. Приложение включает экспериментальные материалы (разработанные анкетные, тестовые вопросы, поурочные планы-конспекты с методическими рекомендациями, а также образцы наглядного материала к урокам по национальной культуре).

Подобные работы
Герасимова Светлана Ивановна
Формирование исследовательских умений учащихся 8 - 9классов при изучении природных объектов
Макашина Татьяна Юрьевна
Формирование экологической культуры учащихся 9-11 классов в процессе обучения (На материале биологических дисциплин)
Пьянзина Надежда Николаевна
Этнопедагогическое содержание традиций физической культуры чувашского народа
Гагарина Куннэй Егоровна
Формирование духовной культуры студентов вузов на традициях народа саха
Исрафилов Рамазан Салимханович
Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана
Валиева Имамбийке Абдуллаевна
Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе по географии на основе традиций и обычаев народов Дагестана
Вагабова Саида Вагабовна
Становление и развитие системы всеобщего среднего образования в Дагестане (1960-1970 гг.)
Абдуллаев Абдулла Бабаевич
Система формирования технического изобретательства учащихся в учреждениях дополнительного образования (На материале Республики Дагестан)
Алиев Марат Исрапилович
Система приобщения учащихся-подростков к техническому творчеству в учреждениях дополнительного образования (На материале Республики Дагестан)
Мирзоева Фарогат Баротовна
Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net