Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Труфанов Андрей Андреевич. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2003 201 c. РГБ ОД, 61:04-13/673

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение. .................. ........ 3

Глава 1. Формирование интеллигентности как педагогическая
проблема 12

Ы.Теоретико-методологические предпосылки исследования
интеллигентности 12

1.2-Личностный потенциал интеллигентности 24

1.3.Педагогическая модель формирования интеллигентности студента
средней профессиональной школы... .......... ............... 60

Глава 2. Реализация модели формирования интеллигентности студента
средней профессиональной школы . . . 88

2.1.Содержательны с модули гуманитарных дисциплин реализатпти
модели формирования интеллигентности студента
ССУЗ 88

2.2.Педагогические технологии реализации модели формирования
интеллигентности студента ССУЗ . ..............145

2.3.Результаты экспериментальной работы по формированию
интеллигентности студента ССУЗ в курсе дисциплин гуманитарного
цикла 168

Заключение 183

Библиография 186

Введение к работе:

Современный этап развития общества характеризуется сложностью и противоречиями. В течении XX века человечество пережило много драм и потрясений. Оно продолжало исповедывать религию прогресса, доставшуюся ему в наследство от XIX века, обоготворило свои научно-технические достижения, власть политики, идею собственности. Человечество было убеждено, что буржуазный прогресс бесконечен, а власть техники и политики над сознанием безопасна. Тем не менее на исходе XX и на заре XXI столетия мир столкнулся с проблемой выживания. Человечеству грозят вполне объективные опасности, вытекающие из исторической необходимости. С кризисом человека связаны и будут связаны в дальнейшем экологические катастрофы, вполне реальная угроза ядерной войны, кровавые войны, международный терроризм. Перед лицом всех этих опасностей у современного человечества не остаётся иного выхода, как пойти по пути повышения культуры, повышения качества образования, нравственного и физического оздоровления, другими словами - по пути гуманизации. Это единственный путь, который позволит избежать глобальной катастрофы. Дальнейшее существование и развитие человечества невозможно без гуманизации, без повышения значения и роли культуры.

За последние пятнадцать лет в России сложилась принципиально новая ситуация. Попытка перестроить всю общественную систему вызвала к жизни тот общественный строй, который не похож ни на то, что было у нас прежде, ни на то, что есть на Западе. Несоответствие общественного сознания реальным требованиям нашего времени делает принципиально невозможным преодоление социальных катаклизмов, усугубляет болезнь современного российского общества. Современный российский кризис всё больше делает

несомненным тот факт, что всякий общественный кризис начинается с человека.

В России складывается такая ситуация, С одной стороны, формируется человек, способный приспособиться к новым общественным отношениям, использующий с успехом для себя болезнь нашего теперешнего общества. С другой стороны, остаётся необходимость сохранения в отношении к миру гуманистической системы ценностей: порядочности, совестливости, честности, самоотверженного служения обществу- Вопрос не только в том, чтобы каждый человек осуществил для себя здесь выбор, но в том, что этот выбор поведёт в дальнейшем к определению перспективного пути России, Соответствие общественного сознания своему времени и заключается здесь в том, чтобы правильно оценить сложившуюся ситуацию и обозначить реальные пути выхода из кризиса. Единственная реальная сила, способная возродить Россию, - это человек.

Человеческое измерение проблемы возрождения России заставляет вспомнить об интеллигентности, которая, как интегративное свойство личности, представляет собой вектор духовных и жизненных устремлений человека. Интеллигентный человек смотрит на жизнь через систему твёрдых принципов и организует свою деятельность на основе представлений о смысле и целях жизни. Интеллигентность связывает человека с культурой, с гуманистической парадигмой ценностей. Будучи неразрывно связана с идеей служения [104], интеллигентность противостоит постмодернистскому разрушению и разложению человека и прагматическому мироотношению, которое не привносит и не может цривнести в нашу жизнь новых идеалов. С воспитанием интеллигентности связываются представления о поиске российской национальной идеи и выходе из социально-политического и нравственного кризиса. Не случайно в последние десять лет так много говорят об интеллигентности. Интеллигентность определяет человекоцентристский подход во всех сферах жизнедеятельности, ею

обусловлено сохранение и упрочение гуманистического отношения к миру.
t Интеллигентность противостоит по своей сути всему разрушающему образ

человека и социальную систему общества. Интеллигентность — это здоровый человек в здоровом обществе, и совсем не обязательно пассивный и слабый человек. Необходимо преодолеть в общественном сознании предрассудки, связанные с интеллигентностью. Например, в представлении А. Ф. Лосева

интеллигент активен и деятелен, потому что главной его целью являются интересы общечеловеческого благоденствия [104]. Именно интеллигентность с её высоким нравственным потенциалом и идеей служения может спасти Россию в переживаемом кризисе, очень тяжёлом и глубоком, именно

интеллигентность представляет антипод многочисленным деструктивным силам современного общества. И, наконец, именно с интеллигентностью как специфически российским феноменом могут быть связаны надежды на обретение и формулировку российской национальной идеи.

Слово «интеллигентность», возникнув как производное от слова «интеллигенция» и утвердив этим свою специфичность, в дальнейшем разошлось с ним в своём значении. В жизни существуют подлинно интеллигентные люди, не обязательно связанные с интеллигентским сословием, а в самом интеллигентском сословии вполне могут существовать

люде не интеллигентные, лишённые настоящих качеств интеллигентности. Это было очевидно уже в XIX веке, в частности для Р. В. Иванова-Разумника. Это связано, впрочем, и с многозначностью слова «интеллигенция». Указанное расхождение понятий интеллигенции и интеллигентности закрепляет «Психологический словарь» 1990 года. Здесь прямо говорится о

дивергенции понятий «интеллигенция» и «интеллигентность», о выделении последнего в качестве самостоятельного духовно-этического понятия. «Под первым стали понимать социальную роль, под вторым — особое качество, духовность личности». Это означает, что интеллигентность реализуется вне зависимости от специально интеллектуального труда, в любой человеческой

деятельности. Это и позволяет нам говорить об интеллигентности специалиста.

Слово «интеллигенция» ещё В. К. Тредиаковским употреблялось в значении «разумная способность», на что указывает латинская этимология слова. Аналогично трактует это слово «Философский словарь» 2000 года. Этимологически как «интеллигенция», так и «интеллигентность» связаны со словом «разум». В интеллигентности невозможно отрицать разумное, интеллектуальное начало, однако оно не является здесь окончательным и, так сказать, самодостаточным. Интеллигентность — это внутренняя, идеологическая установка человека на отношение, как сказал Р. В. Иванов-Разумник, «к наиболее жгучим вопросам жизни». Интеллигентность — это не просто некая разумная способность, а интегративная характеристика личности. Об этом писали Д. С. Лихачёв, Н. Н. Моисеев и др. В интеллигентность преломляются начала разумности и культурности с началами гражданственности, патриотизма, профессионализма. Интеллигент не просто в той или иной степени разумен и культурен (и это вне зависимости от специально интеллектуального труда), это человек, проникнутый идеями гражданственности и патриотизма (профессионализм составляет элемент его гражданского долга), идеей служения человечеству.

Между тем проблема интеллигентности, столь занимающая умы на протяжении последних десяти лет постсоветской эпохи, на деле оказывается проработана весьма и весьма мало и несовершенно. Это связано с трудностью понятийного мышления об интеллигентности, с трудностью «принципиальной, логически последовательной и систематически обработанной» теории интеллигентности [104, с. 322]. Об интеллигентности пишут и говорят в основном в научно-публицистическом ключе, особая роль принадлежит здесь Конгрессам интеллигенции. В науке эскиз теории интеллигентности принадлежит А. Ф. Лосеву.

В педагогической науке проблема интеллигентности изучалась недостаточно. Можно назвать, например, В. И. Андреева, который углублённо занимался проблемой интеллигентности и даже составил тест, единственный в своём роде, на оценку уровня интеллигентности [7]. В остальном в педагогике дело исчерпывается опять-таки отдельными статьями на актуальную тему, которые не могут удовлетворить запрос общества на формирование интеллигентных людей. Интеллигентность не изучалась и на уровне диссертационных исследований.

Формировать интеллигентность будущего специалиста необходимо, так как: «В интеллигентном труде личность развивает свой человеческий талант, чтобы реализовать его с пользой для себя, своего Отечества и всего человечества в целом. А это невозможно без должного профессионализма. В свою очередь, построение профессионализма невозможно без воспитания нравственности; воспитание нравственности невозможно без реального обучения конкретному делу. Конкретному делу человек обучен плохо, если он не обучен конкретной профессии» [78, с. 8]. Формируя интеллигентность будущего специалиста, мы формируем личность не просто в том или ином виде гармоничную, хорошую, достойную и т.п., но личность, играющую конкретную позитивную роль в обществе и обладающую при этом этическими признаками интеллигентности.

Исходя из всего сказанного, мы имеем противоречие между потребностью общества в формировании интеллигентности, и в частности интеллигентности студента средней профессиональной школы как будущего специалиста, и сравнительной неразработанностью этого направления в педагогической науке.

Проблема исследования. Как сформировать интеллигентность студента средней профессиональной школы — будущего специалиста в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла?

Цель исследования. Разработать модель формирования интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Объект исследования. Интеллигентность как универсальное качество современного специалиста.

Предмет исследования. Педагогическая модель формирования интеллигентности студента ССУЗ в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования. Формирование интеллигентности окажется возможным, если

- будет уточнено понятие «интеллигентность»;

- будет разработана модель формирования интеллигентности студента
в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла в ССУЗ;

будут определены педагогические условия реализации модели;

будут разработаны содержательные модули и педагогические технологии реализации данной модели.

Задачи исследования:

- уточнить понятие интеллигентности;

- разработать педагогическую модель формирования интеллигентности
в средней профессиональной школе;

определить педагогические условия реализации модели;

выявить содержательные модули и педагогические технологии реализации указанной модели в процессе гуманитарной подготовки.

Методологическую основу составляют

Социально-этическое понимание интеллигентности в России конца XIX - начала XX века (Р. В. Иванов-Разумник, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, прот. Г. Флоровский, В. В. Зеньковский); теория интеллигентности А. Ф. Лосева; связь проблем образовательного процесса с проблемами современного российского общества (Н. Д.

Никандров, И. В. Бестужев-Лада, А. М. Новиков); системно-функциональный подход в воспитании (Н. М. Таланчук); концепция гуманизации и гуманитаризации образования (Г. В. Мухаметзянова, М. И. Надеева); концепция интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки (Л. А. Волович, Г. И. Ибрагимов); идея самовоспитания (П. Н. Осипов).

Методы исследования.

Анализ философской, педагогической, исторической, методической литературы по проблеме исследования; логический, методологический, психолого-педагогический анализ понятий; обобщение опыта формирования интеллигентности; наблюдение, тестирование, анкетирование, объяснение, пример, моделирование; качественный и количественный анализ результатов эксперимента (статистический метод).

Научная новизна исследования заключается в том, что

Подобные работы
Абросимова Зинаида Филипповна
Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла
Юдина Елена Ивановна
Формирование творческой направленности личности будущих учителей начальных классов в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла
Хабибулина Ольга Петровна
Формирование у старшеклассников ценностного отношения к общению с произведениями искусства (В процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла)
Матвиенко Людмила Михайловна
Правовое воспитание старшеклассников в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла
Пустовит Марина Юрьевна
Развитие творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин эстетического цикла
Шенцова Елена Федоровна
Развитие ментальных черт личности учащегося в процессе изучения общеобразовательных дисциплин филологического цикла
Кулакова Светлана Федоровна
Организация профильного обучения старшеклассников в процессе изучения дисциплин естественно-математического цикла
Оспанова Бахыт Апсиитовна
Профессиональная ориентация школьников на сельскохозяйственный труд в учебном процессе. (На материале изучения дисциплин естественного цикла в 5-10 кл.)
Шестакова Тамара Дмитриевна
Формирование предметно-специфического мышления при изучении дисциплин естественнонаучного цикла (На примере физики)
Торопова Ирина Алексеевна
Формирование демократических качеств личности учащихся (На примере изучения дисциплин эстетического цикла в общеобразовательной школе)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net