Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Темирджанова Мадина Акбузоуовна. Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2004 169 c. РГБ ОД, 61:04-13/1747

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ; 12

  1. Общие вопросы воспитания детей, средствами народной педагогики 12

  2. Психолого-педагогические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей младшего школьного возраста к сверстникам 32

  3. Воспитание взаимоотношений детей в полиэтнической среде как

педагогическая проблема. 60

Выводы по первой главе. 77

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В

ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ 79

  1. Модель воспитания культуры межнационального общения детей в полиэтнической среде средствами народной педагогики 79

  2. Содержание опытно-экспериментальной работы 87

2.3Результаты опытно-экспериментальной работы. ІЗЗ

Выводы по второй главе 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 151

ПРИЛОЖЕНИЯ. 169

Введение к работе:

Мировой процесс социально-экономического, политического, культурного развития все больше и больше интегрирует нации, народы и охватывает не только многонациональные страны, но и относительно одноязычные государства. В современном мире интенсивно развиваются две противоречивые тенденции. Первая характеризуется возрастанием интереса народов к своим историческим корням, возрождением самобытных культурных традиций. Это свидетельствует не только о желании этносов обрести, культурную идентификацию, но и о попытке использовать духовное наследие как средство выхода из; гуманистического кризиса. Вторая тенденция выражается в усилении взаимовлияния, взаимозависимости стран и народов, в культурной конвергенции. В этих условиях актуальной педагогической задачей становится подготовка личности к жизнедеятельности в многонациональной и пол и культурной среде.

Проблема воспитания детей, представителей: разных народов в полиэтнической, среде не новая, основным положением в решении- данной проблемы является современная трактовка понятий «национальное» и «интернациональное» воспитание. В настоящее время происходит теоретическое переосмысление сущности названных понятий: в трудах известных философов, этнографов, социальных психологов и педагогов (Ю.В.Арутюнян, Х.Х-М.Батчаева, К.И.Бузаров, Б.В.Бромлей, З.Т.Гасанов, М.Є.Джунусов,. Л.М.Дробижева, А.Г.Здравомыслов, И.С.Кон, МВ.Осорина, К.Б.Семенов, ИА.Шоров и др.). Появился, новый термин «национальное воспитание», который понимается как воспитание стремления; личности^ к самовыражению, т.е. к свободе через проявление собственного «Я» в особенностях языка, мышления, культуры, традиций, норм поведения, образа жизни родного народа.

Воспитание культуры гуманистических отношений и: формирование

социально-этических знаний у подрастающего поколения во все времена строилось на принципах взаимосвязи и взаимодополнения культур представителями разных национальностей. В условиях многонационального коллектива задача формирования у учащихся этнического сознания,.культуры нравственных межэтнических отношений может быть решена только на основе накопления знаний о культуре, традициях и обычаях не только своего народа, но и других этнических групп.

Нравственные нормы поведения людей на основе национальных и общечеловеческих ценностей формируются в процессе коммуникации с окружающей действительностью. Она включает на современном этапе такие компоненты, как стремление к возрождению этнической культуры и этнической самоидентификации, социальную обстановку разнонаправленной политизации масс, рост национального самосознания людей всех этносоциумов и др. Все это требует на современном этапе продуманного взвешенного подхода к организации учебно-воспитательного процесса школьников.

В прежнем, упрощенном понимании, интернациональное воспитание понималось, как формирование и развитие чувства дружбы между народами и уважения к трудящимся всех национальностей. В1 такой формулировке отсутствует упоминание о своеобразии национального характера и его самовыражении. В сущности, это необходимость преодоления национального, подчинение его общечеловеческому идеологизированному компоненту. В* новом понимании - это расширение национального до осознания- своей: общности с другими нациями. На данную трактовку термина «интернациональное» опирается «Закон Российской Федерации об образовании», согласно которому «содержание образования» должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми; народами,, различными расовыми, национальными, социальными группами». Принципиально важной методологической установкой новых концепций и

4 программ обучения и воспитания детей выступает ориентация педагогов на то,

чтобы национальные ценности гармонически сочетались с общечеловеческими, исключая национальную обособленность. Согласно данной установке, путь к достижениям: мировой культуры лежит через закрепление и развитие национального самосознания этносов:

В і масштабе каждого отдельного региона воспитательная работа должна опираться; на знание культурных традиций проживающих здесь этносов. Социальная среда городских детей Карачаево-Черкесской Республики: имеет свои региональные особенности. В городах республики, а также в промышленных поселках проживают люди многих национальностей; Среди них наиболее: многочисленными по отношению к представителям других этносов являются; карачаевцы: и русские. Культуры этих народов постоянно взаимообогащались и продолжают благотворно влиять друг на друга. Процесс взаимовлияния культур объективно имеет и положительные, и отрицательные стороны. Положительным явлением можно считать, что близкое общение людей разных; национальностей духовно обогащает их, создает условия: для< уважения1 их этнических культур. В городах больше- встречается интернациональных семей, благоприятно воздействующих на взаимоотношения этих народов. В то же: время здесь, в отличие от села, наблюдается психологическая; индифферентность в; отношениях людей; Равнодушие, безразличное отношение к человеку, оторванность от благотворного влияния природы родного края, резкое шумовое «безличное» общение через компьютерную, видео- и телепродукцию, рост авторитета, денег для удовлетворения потребительских нужд вырабатывают в детях и- молодежи-акультурные стремления. А в- полиэтнической- среде любое: нарушение общественных правил и норм поведения невольно приобретает национальную интерпретацию, что может привести к негативным стереотипным представлениям об этносах.

5 В- нынешних условиях развития нашего общества большие надежды

возлагаются на:силу-народной-педагогики. Известно, что в последнее время:

обострилась тяга в обществе к своим корням, культуре предков. Забывая свои

корни, мы разрываем, связь времен и поколения, говоря: словами: Чингиза:

Айтматова: «...человек без памяти- прошлого, поставленный: перед

необходимостью заново определить свое место в мире, человек, лишенный.

исторического опыта своего народа и других народов, оказывается? вне

исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днем».

Народная педагогика, по определению Г.Н.Волкова, — это совокупность представлений, взглядов,, суждений, идей, навыков: и приемов в области воспитания, отраженных в народном творчестве. Народное творчество включает в; себя различные виды трудовой деятельности: ремесла, традиции;. обычаи,, праздники, обряды, искусство, фольклор, игры, музыку, танцы, одежду, изобразительное и декоративно-прикладное искусство и т.п.

В настоящее время все больше педагогов и психологов присоединяются к
мысли о том, что народная педагогика является: тем средством, которое в
состоянии воздействовать одновременно на сознание, чувства и поведение
ребенка и положительно влиять на отношения между сверстниками: разных
национальностей (Д;Х.Азимова, В.Ф.Афанасьев; Х.Х-М;Батчаева,

Б.М.Борлакова,. К.ИІ Бузаров, В.Д.Ботнарь, Г.Н.Волков, Л.С.Выготский, Т.ИіЕрофеева; Р.И.Жуковская; Л.П.Илъченко, Л.А.Мамедова, ЛіЕ.Никонова, Л.Н.Павлова, К.Б. Семенов;.Э.К.Суслова, ИА.Шоров и др.). Первые крепкие ростки: добра и миролюбия, несомненно, должны быть.заложены, на^родной почве.-,

Можно утверждать, что в нашей республике, вплоть до настоящего времени встречаются, случаи нарушения гармонии национального, интернационального и общечеловеческого компонентов' содержания воспитательного процесса.. Наблюдаются две полярные тенденции: с одной

6;

стороны, вынужденное игнорирование национального в силу обнаруженных пробелов в знаниях самих педагогов о культуре, обычаях и традициях родного народа и, с другой, - чрезмерное увлечение национальным компонентом- в^ воспитании детей. Причиной второй тенденции, по нашему мнению, является, односторонний подход педагогов к приобщению детей к национальной культуре, когда происходит простая передача продуктов, созданных предыдущими поколениями. Далеко не все работники народного образования в республике достаточно хорошо усвоили мысль о том, что в основе своей процесс приобщения детей к национальным культурам. — это обучение человеческому поведению.

Таким образом, возникла потребность в.теоретическом обосновании и методической разработке проблемы воспитания основ личностной культуры детей разных национальностей, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями.

Педагогика воспитания, межличностных отношений детей младшего школьного возраста должна учитывать региональные особенности такой полиэтнической республики, как Карачаево-Черкесия, которая является частью России. Необходимо> всесторонне изучить, и использовать бесценный опыт человеческого общежития, накопленный народами нашей республики в результате векового совместного проживания.

Интегрирующим началом, объединяющим народы данного региона, можно назвать, взаимную симпатию, любовь к родному краю и подлинный интернационализм,. понимаемый; в парадигме мировоззрения; В то же время; представляется, что культура республикообразующего этноса недостаточно пропагандируется среди инокультурного населения. Все еще мало переводной художественной литературы, детских мультфильмов, телевизионных передач на русском языке об обычаях, традициях, играх карачаевского народа. Для той части русскоязычного населения, которая не знает карачаевского языка, многое

в культуре коренного народа чуждо, потому что непонятно.

Проблема состоит в том, что на самом ответственном — начальном этапе воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в республике пока нет преемственности между русскоязычным дошкольным учреждением и начальной школой из-за отсутствия научно обоснованного дополнения к типовой программе по приобщению детей дошкольного возраста к русской национальной культуре, как к родной, и одновременно к культуре карачаевского народа, как к культуре народа совместного проживания.

Необходимость восстановления недостающего звена воспитательной программы Концепции обновления и развития национальных школ Карачаево-Черкесской Республики на начальном этапе непрерывного образования, включая младший школьный возраст, несомненная актуальность и значимость ее для воспитания детей в поликультурной среде послужили основанием выбора: темы исследования «Воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде».

Сложившееся в городских условиях противоречие в процессе взаимовлияния культур, когда, с одной стороны, происходит интернационализация; а с другой - денационализация детей, обезличивание их чувства национального самосознания, явилось проблемой исследования:

Объект исследования: процесс воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде.

Предмет исследования: педагогические условия воспитание младших школьников средствами народной педагогики в поликультурной среде.

Цель исследования: определение рациональных условий воспитания культуры межнационального общения детей младшего школьного возраста в полиэтнической среде..

Гипотеза исследования: воспитание младших школьников средствами

8 народной педагогики в Карачаево-Черкесской республике будет успешным,

если:

- вводится постепенное усложнение нравственного содержания элементов
национальных: культур, предлагаемых для усвоения детьми разных
национальностей младшего школьного возраста;

- используются методы приобщения к разным культурам, ставящие ребенка в
позицию субъекта деятельности со своими интересами и правами;

- методика приобщения к культурным ценностям учитывает единство
когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов личности ребенка.

Задачи исследования:

  1. Разработать доступные освоению детьми младшего школьного возраста направления содержания национальной культуры русского и карачаевского народов.

  2. Обосновать выбор оптимальных методов приобщения детей к разным культурам.

3., Выявить влияние эмоциональных представлений детей других национальностей о культуре карачаевского народа и позитивного личностного опыта общения на реальное эмоционально-положительное отношение этих детей к детям других национальностей.

Методологической основой исследования являются философская концепция о гармонии национального, интернационального и общечеловеческого, ведущие теоретические положения о роли эмоционального фактора в развитии личности ребенка дошкольного возраста, о единстве сознания и деятельности, положения гуманистической теории развития личности о потребности в самооценке и самореализации.

Методы исследования: изучение первоисточников, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ, обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение и обобщение опыта

9 традиционного воспитания народа.

Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции,

раскрывающие:

-сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Т. А.

Ильина, И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, И.П.

Подласый, С.А. Смирнов, В;А: Сластенин, К.Д. Ушинский);

- историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть культурного
развития (Г.Н. Волков, Л.Н. Гончаров, А.Э. Измайлов, З.Б. Цаллагова и другие);

этнопедагогическую направленность воспитания и развития личности (И;А. Арабов, К.И. Бузаров, Х.Х-М. Батчаева, В.К. Кочисов, Ш.А. Мирзоев, А.Н. Нюдюрмагомедов, Б.А. Тахохов, И:А. Шоров);

концепции, идеи и подходы к семейному воспитанию (Я.А. Коменский, А.С Макаренко, В.А. Сухомлинский, АЛО. Гранкин, К.Б. Семенов и др.).

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

- выявлены особенности взаимоотношений детей разных национальностей
младшего школьного возраста;

- разработаны доступные для русскоязычных детей разных национальностей
младшего школьного возраста направления комплексного содержания русской
национальной культуры во взаимосвязи с элементами культуры карачаевцев,
помогающие детям познать особенности быта, природы, труда, традиций;
характера карачаевского народа.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что:

- выявлены основные тенденции использования средств народной педагогики в современной воспитательной практике;

- опыт народного воспитания, накопленный карачаевцами представляет собой
совокупность понятий и идей, составляющих фундамент народной педагогики,
а также результаты воспитательного процесса в этой сфере;

- обоснована необходимость соблюдения преемственности содержания' и

методов приобщения детей к национальной культуре на начальном этапе непрерывного образования..

Практическая значимость исследования. Результаты исследования успешно внедрялись в практику школ г. Черкесска и г.Карачаевска, а также могут быть использованы для совершенствования национальной республиканской программы по приобщению детей к разным культурам.

Концептуальные подходы к воспитанию, ориентированные на русскоязычные школы, могут послужить основой для творческого использования ; педагогами в практической работе с детьми с целью приобщения к национальным культурам народов КЧР.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, педагогическая и документально-художественная литература, педагогическая периодическая печать, учебные программы и учебники, методическая литература.

Этапы исследования: Первый этап- (2000-2002гг.) - разработка теоретико-методологических подходов к исследованию, сбор, изучение и анализ материалов. Второй этап (2002-2004гг.)- осмысление и обобщение полученных результатов,, проводилась их апробация, оформлялся текст диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования5 целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

На защиту выносятся следующие положения:

- направления содержания- национальных культур, объединяющие в себе
произведения художественной литературы, устного и музыкального народного
творчества, элементы декоративно-прикладного искусства, народные игры и
праздники, должны соответствовать принципу вариативности с учетом

возрастных особенностей, интересов и желаний детей;

интерес к культуре народа совместного проживания может пробудиться: в младшем школьном возрасте при активизации эмоционально-чувственной сферы ребенка ив последующем развиться в чувство симпатии к людям< этой национальности;

успешное решение задачи. воспитания культуры межнационального общения достигается при: таком построении педагогического процесса, который исключает жестко регламентированные, авторитарные методы работы педагогов и обеспечивает позитивное общение ребенка со сверстниками.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечена широкой базой источников, соответствием методов исследования целям и задачам работы, апробацией полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения, и результаты исследования; обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий КЧГУ,. кафедр педагогики КЧРИПКРО, АГУ, КБ ГУ, докладывались на городской; практической конференции; учителей, по вопросам теории воспитания (г. Черкесск, 2001, г. Карачаевск, 2002), на XIX и XX Региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (г. Майкоп, 2002).

Опубликованные материалы; использовались кафедрой педагогики и педтехнологий КЧГУ, Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников; образования (КЧРИПКРО), кафедрой педагогики КЧГУ в учебном процессе со слушателями^ студентами, а также в работе средних общеобразовательных школ г. Карачаевска. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Подобные работы
Малейченко Елена Валентиновна
Фольклорно-дидактическая среда как средство нравственного воспитания младших школьников (На основе педагогических идей М. Монтессори)
Мустафина Гульнара Акрямовна
Эстетическое воспитание младших школьников средствами домашней предметно-пространственной среды
Черябкина Светлана Николаевна
Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (На материале Республики Мордовия)
Монастырева Татьяна Альбертовна
Воспитание моральных качеств младших школьников средствами народной педагогики
Калинина Евгения Сергеевна
Умственное воспитание младших школьников с трудностями в обучении средствами народной педагогики
Сидорова Наталья Евгеньевна
Конструирование среды воспитания культуры межнационального общения школьников-подростков
Шовгенова Людмила Мурадиновна
Психолого-педагогические основы экологического воспитания сельских школьников в контексте этнокультурных ценностей (В условиях полиэтнической среды)
Зонина Светлана Николаевна
Эстетическое воспитание школьников средствами музейной экспозиции
Дамаданова Саидат Рамазановна
Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Татарников Анатолий Васильевич
Совершенствование трудового воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Севера

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net