Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Романова Елена Юрьевна. Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 1999 152 c. РГБ ОД, 61:00-13/150-6

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1, Состояние проблемы формирования творческой активности

у младших школьников в теории и практике 13

1 .Теоретические аспекты творческой активности 13

2. Характеристика креативности как компонента творческой активности... 26

3. Современная практика формирования творческой активности в процессе
эстетического образования 38

Выводы по первой главе 52

Глава 2. Изучение творческой активности и пути ее формирования у
учащихся младших классов в условиях эстетического образования в
общеобразовательной школе 56

1. Творческая активность как многоуровневый показатель результата
эстетического образования :^гГ56

2. Комплексная программа формирования творческой активности у
учащихся младших классов в процессе эстетического образования 65

3. Результаты формирования творческой активности у младших школьников
на основе комплексной программы эстетического образования 93

Выводы по II главе 113

Заключение 116

Список литературы.. 119

Приложения 133

Введение к работе:

Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т.е. реализации творческого потенциала своей личности.

Проблема человека, его творческой самореализации во второй половине двадцатого века становится одной из важнейших в философии, психологии и педагогике, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы на формирование творческой активности у учащихся.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современной школе, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. (Я.А.Пономарев [116], Д.П.Богоявленская [18], Л.Б.Ермолаева-Томина [58] и др.)

Обеспечить появление и развитие творческих способностей ребенка при-~? звана начальная школа. Именно в младший период школьного обучения закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. Поэтому одной из центральных задач современной начальной школы является поиск оптимального сочетания педагогических условий для формирования гибких и устойчивых компонентов креативности. [154,138,139, 90, 91, 93] (*-)

Одним из факторов: способствующих формированию творческой активности личности, может выступить эстетическая деятельность младшего школьника, организованная в рамках учебно-воспитательного процесса.

4 Значимость искусства для формирования мировоззрения школьника, его

эстетических потребностей и вкусов общепризнана в отечественной педагогической науке (В.М.Сухомлинский [152], Д.В.Кабалевский [71], И.Ф.Гончаров [47], Д.Б.Богоявленская [18], Л.С.Выготский [36], П.П.Блонский[16], А.Н.Леонтьев [86], Ю.К.Бабанский [12] и др.) v

Однако недостаточная теоретическая разработанность проблемы развивающей функции эстетической деятельности ученика не позволяет использовать в полной мере ее возможности в школьном образовательном процессе. Более того, наблюдающийся в школьной педагогической практике дисбаланс между понятийно-интеллектуальным и образно-художественным видами деятельности (при приоритете первого вида) создает серьезное препятствие в проявлении, удовлетворении и развитии естественной потребности ребенка в эстетической активности. Исходя из этого, представляется весьма очевидной необходимость целостного педагогического анализа структуры и роли эстетического творчества в учебной деятельности школьника, чем и обусловлена актуальность выбора темы диссертационного исследования.

В настоящее время общепринятые идеи Э.В.Ильенкова, А.М.Матюшкина о том, что искусство развивает не только эстетическую сферу личности, но и формирует всеобщую универсальную способность к творчеству, интегрирующую

все сферы жизнедеятельность: научную, производственную, бытовую [67, 91]...

its 1

По мнению этих ученых существует структура творческого потенциала человека, компоненты которой вполне поддаются диагностике. Например, определены показатели развития творческого потенциала личности, типология творческих проявлений человека в онтогенезе, логика пробуждения творческих сил ребенка от любознательности к проблемности и самореализации себя и выборе судьбы. Особо ценным в концепции А.М.Матюшкина является идея рассмотрения творческого потенциала не как совокупности отдельных

5
качеств и способов деятельности, но как интегративного личностного свойст
ва, выражающегося в отношении человека к творчеству. <"

Проблеме наличия и динамики развития ряда способностей к творчеству посвящены работы Я.А.Пономарева [117], Н.А.Ветлугиной [33], И.Н.Семенова [139,, 140] и др. Особо пристальное внимание уделяется в них творческим качествам интеллекта.

Важность формирования универсальной творческой функции в целостной системе личности подтверждается выводом ряда выдающихся отечественных и зарубежных философов о том, что лишь способность к жизнетворчеству может обеспечить человеку психофизическое здоровье и плодотворное взаимодействие с окружающим миром (АИЛосский [89], КЛЬентцель [31], АМенегетти [94]).

Интенсивные исследования законов творчества в философии, психологии и педагогике, предпринятые в нашем столетии, позволяют сегодня разрабатывать научно обоснованные педагогические эксперименты, обеспечивающие развитие школьника через творчество (в данном случае - через художественно-творческую деятельность).

Первые шаги в осмыслении значения самостоятельной деятельности ребенка в художественной сфере для его развития в России были сделаны на рубеже девятнадцатого-двадцатого веков. В этот исторический период отечественная педагогика развивалась на основе плюрализма подходов к характеристике основных компонентов процесса воспитания, его целей и методологических основ. Одну из наиболее ярко и последовательно реализующихся тенденций развития мирового педагогического процесса представляло собой антрополого-гуманистическое направление в русской педагогике. Оно складывалось под влиянием идей психологии и характеризовалось поисками действенных побудителей развития личности ребенка. Педагоги данной ориентации (И.А.Арямов [10], П.П.Блонский [17], КИВентцель [31]), провозглашали пршщипы построения педагогики на основе идей свободы и творчества

индивида, изучали методы и способы организации внешней среды с тем, чтобы обеспечить стимулирование развития наиболее существенных качеств личности. Согласно их исходным методологическим принципам воздействие внешних побудителей должно активизировать развертывание вовне исходной психологической структуры организма, обеспечить наилучшее развитие ее индивидуального инварианта.

В рамках данного педагогического направления деятельность школьника в области эстетического творчества рассматривалась как средство самопознания и самовыражения.

Данное диссертационное исследование продолжает педагогический поиск в рамках данного подхода к художественному творчеству школьников.

Одной из приоритетных задач гуманистически ориентированной педагогики является установление соответствия методов педагогического воздействия возрастным и индивидуальным особенностям развития школьника.

На наш взгляд, одним из серьезных препятствий к органичному вхождению ребенка в учебную деятельность является недостаточная преемственная связь между дошкольными учреждениями и школой, Многие знания и умения, приобретенные детьми в дошкольный период, не учитываются школой. Остаются не до конца востребованными культурные навыки, прививавшиеся дошкольникам, не получают в полной мере дальнейшего развития индивидуальные способности и интересы детей. Уже в первые годы школьной жизни многие дети нередко теряют интерес к учению. У многих из них все, что связано со школой, вызывает негативную эмоциональную реакцию. В то же время очевидно, что новые условия школьного обучения могли бы оказаться вполне естественными для младшего школьника при соблюдении принципа преемственности деятельностей дошкольного и школьного периодов. В частности, одним из условий его осуществления может явиться активное использование художественно-образных форм деятельности которые были основ-

7 ными для дошкольника, в учебно-воспитательном процессе младшего школьного звена.

Именно в художественной деятельности может найти продолжение игровой, творческий дух, свойственный дошкольному периоду детства. Игровой мотив, присущий художественному творчеству, может стать связующей нитью между ведущей деятельностью дошкольного периода и новой для первоклассника учебной деятельностью.

Однако существующее в школьной практике противоречие не позволяет раскрыть подлинные возможности творческой активности учащихся. Это противоречие между декларируемым принципом эстетического развития учащихся в школе и отсутствием реальных для этого условий, связанных как с недостатком времени в учебном процессе, так и односторонностью эстетического развития. В связи с вышеизложенным определим проблему исследования: каковы теоретические и практические возможности эстетического образования в школе для формирования творческой активности у младших школьников. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования.

Объектом исследования является целенаправленный процесс эстетического образования младших школьников.

Предмет исследования - эстетическое образование младших школьников как фактор формирования творческой активности.

Гипотеза исследования: целенаправленный процесс эстетического образования младших школьников станет более эффективным при условии, что оно будет носить комплексный характер и будет обеспечено самостоятельным блоком эстетических дисциплин, способствующих формированию у учащихся творческой активности; формирование творческой активности возможно тогда, когда структура и содержание учебных предметов эстетического образования будут способствовать развитию у учащихся креативности, эс-

8 тетического восприятия, исполнительского мастерства и творческой самостоятельности.

В соответствии с выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить состояние проблемы формирования творческой активности
младших школьников как научной и практической проблемы.

2. Определить показатели уровня творческой активности младших
школьников, которая может быть достигнута в результате эстетического об
разования детей.

3. Разработать комплексную программу эстетического образования млад
ших школьников, нацеленную на развитие их творческой активности, и экспе
риментально ее апробировать.

Методологической основой исследования являются современные теории и концепции развития личности, современные теории культуры, деятельности. Источниками исследования являются фундаментальные теории, концепции, положения:

- о системном понимании мира (АЛАверьянов, Г.СБатищев, ЛИБуева,
Э.В .Ильенков, М.С.Каган, АНУемов, и др.);

о сущности целостного педагогического процесса (КХЛАзаров, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, В.С.Ильин, В.М.Коротов, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, П,И.Пидкасистый, Г.И.Щукина);

о jDonn деятельности в формировании и развитии человека (КААбульханова-Славская, Б.Г .Ананьев, АГАсмолов, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, ВЛ.Зинченко, АН.Леонтьев, A.B.Петровский Н.Н.Поддьяков, С.Л.Рубинштейн,);

о единстве умственного воспитания и развития (Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, A.B. Запорожец, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, АА.Люблинская, Н.А.Менчинская);

- об эстетическом воспитании и образовании (М.М.Бахтин,
ГШ.Блонский, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Волкова, Д.Б.Эльконин, В.П.Юсов); ^

- а также исследования в области психологии искусства (БА.Ананьев, '
А.Б.Бакушинский, П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Б.В.Раушенбах,
С.Т.Шацкий, А.П.Валицкая и др.).

Методы исследования:

метод теоретического анализа специальной философской, педагогической, культурологической, психологической литературы;

педагогическое наблюдение; обобщение опыта по эстетическому воспитанию и формированию творческой активности школьника;

констатщрующий и формирующий эксперименты;

- математико-статистические методы исследования;
социологические методы исследования (опрос, анкетирование).

Этапы научного исследования:

I этап (1991-1994 гг.) - изучение и анализ философской, психологиче
ской и педагогической литературы по проблеме исследования, изучение пе
редового педагогического опыта по формированию творческой активности
учащихся, выделение основных направлений исследования, составление его
программы. На этом этапе проведен констатирующий эксперимент.

II этап (1994-1997 гг.) - выявление условий, обеспечивающих формиро
вание творческой активности учащихся младших классов, разработка содер
жания и методов эстетического образования младшего школьника. Осущест
влен формирующий эксперимент, в ходе которого диссертантом проверены
основные положения разрабатываемой системы эстетического образования.

III этап (1997-1999 гг.) - анализ результатов исследования, выработка
практических рекомендаций по внедрению результатов исследования в прак
тику общеобразовательных учебных заведений.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме,

10 общеметодологическим подходом к изучению процесса творческой активности младших школьников, длительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторения.

Научная новизна исследования определена достижением следующих ре- / зультатов:

- раскрыто содержание понятия «творческая активность младших
школьников» (его суть состоит в единстве внутренних и внешних характери
стик творческой активности);

выявлены показатели развития творческой активности (осознание цели собственной деятельности, интерес к эстетической деятельности, эмоционально-личностное отношение к содержанию этой деятельности, критическая оценка собственных действий, связанных с эстетической деятельностью), и определены уровни ее проявления (высокий, средний, низкий);

разработана комплексная программа эстетического образования младших школьников в условиях общеобразовательного учреждения, способствующая формированию творческой активности учащихся без снижения успешности обучения по общеобразовательным предметам (основу программы составляет триада «музыка - изобразительное искусство - литература»).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты будут способствовать конкретизации понятия «творческая активность» как феномена, отражающего внутреннюю и внешнюю сторону содержания деятельности школьников разного возраста; углубят научное представление о роли рефлексии в ее развитии; расширят возможности исследования эстетического образования в контексте общего содержания образования.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней

- представлена разработанная автором диссертации комплексная эстети
ческая программа формирования творческой активности младших школьни
ков в составе трех исторически сложившихся ведущих компонентов эстети
ческого обучения: музыка, изобразительное искусство, искусство слова;

определены показатели уровней сформированности творческой активности учащихся, знание которых педагогами позволяет корректировать деятельность педагогического коллектива;

сформулированы рекомендации по использованию комплексной программы эстетического образования, построенные с учетом особенностей психического развития младших школьников; организационно-методические указаниях и принципы организации учебного процесса.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Ведущим способом формирования творческой активности учащихся является использование видов деятельности, связанных с эстетическим творчеством. Однако существует противоречие между необходимостью эстетического воспитания учащихся в процессе обучения и отсутствием необходимых для этого условий. Разумное сокращение базового цикла учебных дисциплин и увеличение времени на комплекс учебных предметов эстетического цикла может стать началом целенаправленного построения в школе системы такого эстетического образования, которое позволит последовательно формировать творчески активную личность.

  2. Требуется гфинципиально новый подход к формированию творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования. Его обоснование должно быть осуществлено на основе понимания единства внутреннего и внешнего в художественном освоении мира.

  3. Работа эстетического отделения по формированию творческой активности учащихся может стать эффективной тогда, когда в учебный процесс общеобразовательной школы, наряду с программами по общеобразовательным диспишшнам, будет внедрена комплексная программа эстетических дисциплин, созданная на основе учета возможностей освоения детьми трех основных видов эстетической деятельности: музыки, литературы, изобразительного искусства.

4. Основными показателями уровня сформированности творческой активности учащихся, достигнутой в процессе эстетического образования, должны стать такие, которые выявляют их способность к художественному освоению мира; осознание целей собственной деятельности, интерес к эстетической деятельности, эмоционально-личностное отношение к содержанию этой деятельности, способность к критической оценке собственных действий, связанных с эстетической деятельностью.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реорганизации системы эстетического образования средней общеобразовательной школы №6 г. Самары. Материалы исследования использовались в лекционных курсах и на практических занятиях со студентами факультета педагогики и психологии начального обучения Самарского государственного педагогического университета, обсуждались на научно-практических конференциях по педагогике и психологии в г.Самара, нахпли свое отражение в учебной программе, статье и тезисах, опубликованных автором.

Материалы исследования внедрялись автором в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя музыкально-теоретических дисциплин в школе и вузе, заместителя директора школы по эстетическому отделению.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

Подобные работы
Телицына Галина Викторовна
Актуализация ценностно-целевого аспекта содержания образования в процессе формирования познавательной активности и самостоятельности школьников (На материале естественнонаучных дисциплин)
Алферова, Марина Леонидовна
Формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования
Королева Наталья Михайловна
Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования
Юдина Светлана Юрьевна
Формирование у младших школьников "образа Я ученика" в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования
Неретин Валерий Федорович
Формирование у младших школьников культуры отношения к своему здоровью средствами физического воспитания в процессе образования
Передреева Оксана Борисовна
Педагогические условия формирования творческой активности школьников в музыкально-эстетическом дополнительном образовании
Шурпан Ольга Васильевна
Формирование познавательной активности младших школьников в процессе обучения (на материале уроков чтения)
Ушачев Владимир Павлович
Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике
Романова Александра Альбертовна
Управление процессом профилизации образования школьников
Токарева Ирина Фагимовна
Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета "Химия и экология" с учетом регионального компонента

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net