Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Рамазанова Эльмира Алиевна. Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства (На материале Республики Дагестан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2002 201 c. РГБ ОД, 61:03-13/116-4

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства 12

1.1. Единство и многообразие стилей орнаментального искусства разных стран и народов в процессе их исторического развития 12

1.2. Народное декоративно-прикладное и орнаментальное искусство в системе ценностей культуры и художественно-эстетического образования 31

1.3. Традиционное искусство народного орнамента Дагестана как эффективное средство художественно-эстетического воспитания школьников 48

Глава 2. дидактические условия художественно-эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства 64

2.1. Дидактическая система художественно-эстетического образования школьников средствами орнаментального искусства 64

2.2. Система занятий по изучению орнаментального искусства в школах Дагестана 70

2.3. Методика реализации искусства орнамента в процессе обучения изобразительному искусству в школе 106

Заключение 139

Список использованной литературы 141

Приложения 154 

Введение к работе:

На современном этапе развития общества гуманизация и теоретическое обоснование образования базируется на осознании постоянно возрастающих требований к уровню воспитания подрастающего поколения. Это в свою очередь, определяет необходимость умелого внедрения в сознании учащихся накопленного веками культурно-исторического и художественно-педагогического наследия с целью максимального плодотворного использования его в социальной, учебной и личностной практике.

Произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми каждый человек, - будь то горажанин или сельский житель, - сталкивается постоянно и воспринимает их практически спонтанно являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний и, соответственно, эмоциональных и эстетических открытий. Чувства, мысли и мастерство, вложенные автором - художником в свои произведения составляют эмоциональную и образную основу создания и восприятия предметов декоративно-прикладного искусства, определяют силу художественного воздействия этих изделий, г силу, способную воспитывать и формировать в людях не только сугубо художественный вкус, но и лучшие моральные и эмоциональные качества, точные и высокие ценностные ориентиры.

Каждый народ интуитивно исторически стремился выразить в художественной форме, достаточно легко воспринимаемыми изобразительными средствами свое понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративно-прикладного искусства, которые в силу их достаточной распространённости и «обиходности» в быту постоянно видят дети, позволяют достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать им богатство, многообразие и эстетическую высоту народной культуры, помогают усвоить глубоко позитивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре.

То, что народное искусство обращено прежде всего к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоционально-чувственную сферы восприятия предоставляет значительные и широкие возможности для плодотворного использования его в системе художественного и эстетического образования.

Необходимость развития и совершенствования художественно-эс-тетического образования и воспитания учащихся средних общеобразовательных школ средствами как классического изобразительного, так и традиционного народного декоративно-прикладного искусства логически обусловлена общей тенденцией гуманизации всей системы народного образования.

Несомненно заметный в наше время возросший повышенный интерес к народным этическим и эстетическим традициям, ко всему комплексу духовного наследия предков связан, прежде всего, с новыми научно-педагогическими задачами, основанными на естественно возросших требованиях времени.

Теоретические и эстетические основы народного искусства, его сущность и значение как цельной и гармоничной художественной системы убедительно обосновали такие ведущие ученые и исследователи в области декоративно-прикладного искусства, как А. Б. Бакушинский, И.Я.Богуславская, Г.К.Вагнер, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, С.Б.Рождественская, А.Б.Салтыков и многие другие. В их трудах в качестве основополагающих законов развития народного искусства и художественного творчества были определены коллективное начало, подлинная народность, исконно заложенный в каждой нации художественный вкус. В традиционном, веками вывереном народном обучении декоративно-прикладному искусству - от старшего к младшему, от простого к сложному - есть свои творческие принципы, формы и методы, выработанные и отшлифованные тысячелетиями. Их необходимо учитывать и творчески использовать в педагогической практике художественного образования в школе.

Педагогический аспект проблемы формирования культурного уровня (художественно-эстетического развития) учащихся средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработан и широко освещен в целом ряде работ известных ученых-педагогов. Упомянем в первую очередь B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, И.М. Раджабова, Б.Т. Лихачева, Т.Я. Шпикалову, Е.В. Шорохова, Б.Н. Йеменского, Н.М. Сокольникову, Э.И. Кубышкину и др.

Народное декоративно-прикладное искусство является, по нашему глубокому убеждению, своего рода краеугольном камнем, базовой основой в деле обучения детей и подростков как в общеобразовательных, так специальных художественных учебных заведениях.

Являясь самой древней и наиболее распространенной формой декоративно-прикладного искусства, орнамент буквально сопровождал человека на всем протяжении его исторического и культурного развития. Недаром его изучают ученые исследователи разных профилей - искусствоведы, этнографы, археологи, педагоги, психологи и даже математики.

Богатый и интересный материал по теории, практике и истории орнамента пытливый педагог может подчерпнуть в работах таких исследователей, как антрополога, этнографа и знатока первобытного искусства Э.Б.Тэйлора, крупнейшего археолога, академика Б.А.Рыбакова, этнографа Ю.В.Бромлей, археолога РЛ.Розенфельдта и мн.др. Основополагающие принципы методологии исследования особенностей региональной и конкретно национальной культуры, а следовательно, соответственно, и орнамента в увлекательной, популярной форме, но на строго научной основе изложены известнейшим путешественником, этнографом и историком Т.Хейердалом.

В качестве исторических аналогий можно привлечь материалы различных авторов, исследовавших орнаментику, например, Трипольскои культуры, богатейший орнаментальный материал африканских народов, аборигенных племен Северной и Южной Америки, Австралии, Новой Зеландии и др.

Широка область и плодотворна перспектива использования орнамента в художественной культуре и эстетическом образовании в школе разных народов. Он привлекает к себе поистине удивительной художественной силой и, если будет позволено так выразиться, эстетической убедительностью. В форме вещей, в их орнаментальном оформлении находят отражение исконные идеалы народной эстетики. Орнамент стал одним из наиболее богатых и выразительных средств декоративности, хотя в то же время он наполнен разнообразным и глубоким смыслом и содержанием, зиждущимся на многовековом опыте народа. Поэтому естественно, что это практически неисчерпаемое богатство необходимо творчески и плодотворно использовать в художественно-эстетическом образовании в школе.

Однако, следует отметить, что проведеннные исследования, а также обобщение конкретных наблюдении над непосредственным учебным процессом в школах Республики Дагестан позволяют констатировать, что народное декоративно-прикладное и, в частности, орнаментальное искусство до сих пор еще не нашло подобающего ему достойного места в соответствующих учебных программах. Многие преподаватели дисциплин изобразительного цикла все еще недостаточно глубоко и правильно понимают и используют его воспитательные, дидактические и обучающие возможности, обширный, глубокий и плодотворный педагогический и культурный потенциал.

Следует обратить внимание на то, что на уроке изо в общеобразовательной школе достаточно трудно полноценно раскрыть изобразительную и выразительную силу и возможности орнамента, не имея отработанной системы, комплекса методических приемов их изучения как средства эстетического воспитания, а также без целого ряда продуманных практических упражнений, включающих приемы и средства стилизации. Кроме того, эта работа должна сопровождаться изучением соответствующей специальной литературы и методических пособий, освещающих историю и теорию становления, развития и расширения вариативности орнамента. Однако на сегодняшний день с сожалением приходится констатировать, что до сих пор не существует ни одной более или менее основательной научной или методической работы, где орнаментальное искусство рассматривалось бы как действенное средство эстетического воспитания и художественного обучения учащихся средних общеобразовательных школ и указывались пути использования его богатейших потенциальных возможностей в приобщении учащихся к истокам и основам национальной художественной культуры.

Преподавание орнамента в средней общеобразовательной школе необходимо, рассматривать как одно из средств эстетического воспитания и плодотворного развития творческого воображения, что комплексно формирует впоследствии художественный и эстетический вкус учащихся.

Состояние теоритической неразработанности указанной темы, а также исследование и - обобщение опыта в школах указывают на настоятельную необходимость более подробного и тщательного изучения данной темы. Её несомненная практическая значимость, научно-методическая направленность, а также явно недостаточная разработанность и отсутствие научно-обоснованных рекомендаций, пособий по развитию научной культуры, обусловили актуальность данного исследования, эстетическое воспитание школьников средствами орнаментального искусства.

Цель исследования: разработать и научно обосновать дидактическую систему эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.

Объектом исследования выступает процесс художественно-эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства.

Предметом исследования являются дидактические условия эстетического воспитания школьников в процессе приобщения их к орнаментальному искусству.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству будет наиболее эффективным, если:

орнаментальное искусство рассматривать как важный составной компонент эстетического воспитания и художественного образования;

- изучать декоративно-прикладное творчество с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

- учесть художественный, эстетический и творческий потенциалы орнаментального искусства как важного средства приобщения учащихся к национальной культуре;

- рассмотреть орнаментальное искусство как полихудожественное произведение, способствующее развитию творческих способностей школьников.

Задачи исследования;

- изучить роль орнаментального искусства в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников;

- разработать и экспериментально проверить дидактическую систему обучения, способствующую приобщению учащихся к народному орнаментальному творчеству;

- определить содержание занятий, разработать наглядные пособия по изучению орнаментального искусства Дагестана как эффективного средства эстетического воспитания учащихся школ.

Методологическая основа исследования определяется философскими положениями о всеобщей связи, взаимной обусловленности социальной деятельности и творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры, постулатами эстетики о художественном, образном отражении действительности.

Методы исследования:

- изучение искусствоведческой, психолого-педагогической, специальной литературы по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение, выявление и обобщение передового опыта по использованию творческих принципов народного, декоративно прикладного орнаментального искусства в школах Республики Дагестан;

- эксперимент, опрос, тестирование, статистические методы оценки результатов художественно-творческой деятельности школьников (эскизы, рисунки, композиции).

Базой исследования были школы №8, 13, 38 г. Махачкалы и сельские общеобразовательные специализированные школы селений Кубачи Дахадаевского района, Балхар Акушинского района, где развиты традиции различных художественных промыслов.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе, 1998-1999 гг., в ходе теоретического анализа философской, психолого-педагогической специальной литературы уточнены проблемы, гипотеза, предмет и задача экспериментального исследования, обоснована тема, выявлен начальный уровень знаний об орнаментальном искусстве, определены основные пути поиска.

На втором этапе, 2000-2001 гг., подготовлена научно-методологическая и экспериментальная базы исследования, проведены основные серии эксперимента, выявлены наиболее эффективные комплексы педагогических условий, способствующие приобщению к эстетическому воспитанию учащихся школ средствами орнаментального искусства.

На третьем этапе, 2001-2002 гг., обоснованы дидактические условия, система педагогических воздействий на формирование художественных и творческих знаний, умений и навыков учащихся средствами орнаментального искусства, обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль и место орнаментального искусства в системе художественно- эстетического воспитания как важного средства приобщения учащихся школ к народной культуре.

2. Дидактические условия изучения народного орнаментального искусства, наиболее эффективные в эстетическом воспитании школьников: использование орнаментального искусства как составной части эстетического воспитания, изучения орнамента по принципам народного прикладного искусства; использование художественного потенциала центров ДПИ и художественных промыслов Дагестана; использование комплекта наглядных пособий орнаментального искусства народов Дагестана.

3. Комплект наглядных пособий, отражающих вариативность видов и творческих принципов декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Научная новизна исследования:

- на основе глубокого анализа деятельности школ выявлены сущность и специфика места и роли орнаментального искусства в системе художественно-эстетического образования как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре;

- разработаны параметры уровней и критерий оценки работ учащихся, позволяющие повысить объективность оценки художественно-творческих способностей школьников;

созданы методические разработки, комплект учебно-методических наглядных пособий по изучению и познанию орнаментального творчества с учетом творческих принципов народного декоративно-прикладного искусства Дагестана, способствующие художественно-эстетическому воспитанию школьников.

Теоретическая значимость исследования:

- обосновано и экспериментально подтверждено предположение о необходимости эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства как важного фактора формирования художественной культуры;

- разработаны, обоснованы и апробированы дидактические условия, направленные на развитие художественного вкуса, творческой фантазии школьников в процессе приобщения к орнаментальному искусству.

Практическая значимость исследования состоит:

в разработке дидактической системы обучения изобразительному искусству средствами орнаментального творчества с учетом творческих принципов прикладного искусства;

в возможности использования материалов данного исследования в развитии художественно-эстетического образования в других регионах с развитыми художественными промыслами;

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется выводами современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства и достаточно длительными экспериментами автора диссертации. Основные положения и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в созданном совместно с научным руководителем учебном пособии «Искусство орнамента».

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы и результаты исследования , обсуждались на научно- практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета в 2001-2002 гг. по проблемам развития художественно-педагогического образования Республики Дагестан; в отчетах на кафедре методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета. Учебное пособие «Искусство орнамента», учебно-методические наглядные пособия, составленные с учетом вариативности видов и творческих принципов народного декоративно- прикладного искусства, нашли широкое применение в художественно- эстетическом образовании учащихся школ Дагестана.

Подобные работы
Дамаданова Саидат Рамазановна
Эстетическое воспитание школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Султанова Патимат Султановна
Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Печерский Юрий Викторович
Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства (На материале Республики Дагестан)
Агарагимова, Вера Казимагомедовна
Эстетическое воспитание детей 5-6 лет средствами народного искусства : На материале Республики Дагестан
Преображенская Ирина Владимировна
Народное декоративно-прикладное искусство как средство разностороннего развития школьников-подростков (На материале Республики Удмуртия)
Гаджиева Умажат Басировна
Педагогические условия социализации дошкольников среднего возраста (На материале Республики Дагестан)
Явбатырова Бурлият Гусейновна
Педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа : на материале Республики Дагестан
Горная Татьяна Ивановна
Педагогические условия патриотического воспитания младших школьников средствами народной музыки
Осеннева Марина Степановна
Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций
Резникова Марина Игоревна
Педагогические условия воспитания гражданской культуры школьников средствами казачьего фольклора

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net