Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

Диссертационная работа:

Прищепа Александр Александрович. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе (Личностно-ориентированный культуросообразный контекст) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 : Ростов н/Д, 2003 463 c. РГБ ОД, 71:04-13/180

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 4

Глава 1. Исторический экскурс развития художественного

образования в России

1.1. Основные тенденции художественного образования в

дореволюционный период

1.2. Исторический обзор становления художественного

образования в первой половине XX столетия

1.3. Состояние художественного образования в России во второй 48

половине XX века

Выводы по первой главе 73

Глава 2. Художественное образование в системе подготовки 76

педагогических кадров

2.1. Художественное образование как путь художественно- 76

творческого развития, нравственно-эстетического воспитания и

профессионального становления студентов

2.2. Дизайн как компонент в системе средств, обуславливающий 104

содержание художественного образования студентов

2.3. Скульптура как средство специальной подготовки, 142

определяющее качество художественного образования студентов

Выводы по второй главе 172

Глава 3. Концепция и программа художественного образования 174

студентов художественно-графических факультетов

педагогических вузов

3.1. Концептуальная модель художественного образования в 174

педагогическом вузе (личностно ориентированный

культуросообразный контекст)

3.2. Скульптура как форма полихудожественной направленности 192

образовательного процесса

3.3. Личностно-ориентированные педагогические технологии в 215

художественном образовании студентов (диагностические,

развивающие)

Выводы по третьей главе 231

Глава 4. Художественно-творческое и нравственно- 233

эстетическое развитие студентов в системе

художественного образования

4.1. Динамика художественно-творческого развития студентов в 233

процессе профессиональной подготовки

4.2. Экспериментальное исследование художественно-творческого развития студентов художественно-графических

факультетов педвуза

4.3. Пути совершенствования качества художественного образования студентов в педагогическом вузе

Выводы по четвёртой главе 281

Заключение 283

Литература 288

Приложение 312 

Введение к работе:

Актуальность художественного образования в контексте личностно-ориентированного образования обусловлена необходимостью интегративно-комплексного, системного феномена художественного образования в педагогической подготовке в условиях социальных и экономических изменений, отраженных в научных работах В.Г. Афанасьева, В.И. Горохова, Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, P.M. Чумичевой, В.А. Молчанова, Г.Л. Смирнова, Г.Л. Хазаинова, В.П. Кузьмина, Н.Р. Ставской, Г.Н. Филонова, В.И. Оксанова, И.Г. Фомичевой, Н.К Карповой.

В теоретическом аспекте вопросы воспитания искусством рассматривались М.М.Бахтиным, B.C. Библером, Ю.Б. Боревым, Е.В. Волковой, Л.С. Выготским, М.С. Каганом, Н.И. Киященко, B.C. Кузиным, Н.Л. Лейзеровым, А.Н. Леонтьевым, Б.Т. Лихачевым, А.Ф. Лосевой, А.Маргулисом, Э.С.Маркарян, В.М. Межуевым, С.Х. Раппопортом, Н.К. Рерих, Г. Ридом, Л.Н. Толстым, Р.Штейнером, Б.П. Юсовым и др.

Художественно-эстетическому воспитанию личностно ориентированного образования посвящены работы Е.В. Бондаревской, СВ. Кульневича, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, СТ. Шацкого, Б.П. Юсова, Б.М. Неменского, Е.В. Квятковского, В.А. Сухомлинского и др.

Вопросы теории и методики художественного образования, обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству отражены в работах Н.Н. Ростовцева, Г.В. Беда, Н.С. Боголюбова, С.А. Гавриляченко, В.П. Зинченко, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, К.Е. Ералина , А.П. Яшухина, B.C. Ломова, Л.А.Трубниковой, Э.Лантери и других ученых.

Решению поставленной в диссертации проблемы способствуют труды ведущих философов, искусствоведов, педагогов и психологов: Б.Г. Ананьева, Н.А. Бердяева, А.И. Бурова, Н.Н. Волкова, В.В. Ванслова, Н.А. Дмитриевой, В.И. Запорожец, А.Г. Егорова, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреева, Б.Ф. Ломова, Б.Г. Лукьянова, Г.Б. Минервина, О.С.Нечаевой, Б.В. Нешумова, М.Ф. Овсянникова, СИ.Озефир, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова, В.Н.

Стасевича, Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, П.М. Якобсона, К.Г.Юнга, и

др.

В ходе поиска составляющих общей культуры, таких как философская, художественная, эстетическая, мы опирались на исследования Гегеля, Шиллера, М.С. Кагана, В.М. Межуевой, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова и др.

Нивелирование художественно-эстетических традиций ведет к искоренению исторической памяти, этнического духовного наследия народов населяющих Россию. Фрагментарное использование компонентов профессионального и народного искусства в художественном образовании не организует процесс воспитания в целостную педагогическую систему, поэтому и является малоэффективным. На данную проблему в своих исследованиях обращали внимание Ю.В. Перов, П.А. Флоренский, Дондурей Д.Б., В.Б. Касминская, Е.И. Васильева, А.С. Хворостов, Н.Б. Халезова, В.К. Лебедко и мн.др.

Изучение и систематизация художественного образования в России последнего столетия позволит создать концептуальную модель с учетом личностно-ориентированного образования. использование модели эффективно повысит уровень художественного образования, предоставляя классификацию основных направлений исторических и инновационных факторов. Среди большого количества ученых начала века, высказывающих необходимость решения данной проблемы, являлись В.В.Кандинский, К.Малевич, Ротченко, В.Мухина, А.Салтыков, В.Коненков, М.Бойчук, В.Татлин, Л.Попова, О.Розанова, П.Страхов А.Родиенко, Д.М.Болдуин и др.

Во второй половине XX столетия проблема нашла отражение в исследованиях Н.В. Бикетовой, Б.Н.Неменского, Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой, P.M. Чумичевой, А.Недосекиной. Последняя утверждает о необходимости «разработать концепцию, программу, рассчитанную на решение стратегических задач нравственно-эстетического,

культурологического и художественного образования и воспитания». (238). Возрождающая тенденция к общечеловеческим культурным ценностям по

утверждению гуманистических идеалов как высшего уровня развития личности непосредственно отражается и обеспечивает гармоничное развитие личности человека, его ценностных ориентации и личностных смыслов.

Составленная в ноябре 2001 г. и утвержденная Министерством образования и Министерством культуры Российской Федерации концепция художественного образования, опирающаяся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной разрешить проблемы художественно-эстетического воспитания, активизировать, консолидировать научно-творческий потенциал художественной интеллигенции. Актуальность художественного образования в педагогическом вузе подтверждает систематически проводимая Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы искусства в современном образовании», на которой в качестве одной из проблем рассматривалась интеграция в современном образовании разных видов искусств (изобразительного искусства, архитектуры, музыки). На IV Съезде Российского союза ректоров рассматривалась стратегия развития высшей школы, в рамках которого обсуждался широкий круг вопросов, связанный с современным состоянием и стратегией развития высшей школы. На заседании Коллегии МО РФ обсуждена программа развития системы непрерывного педагогического образования на ближайшие десятилетия. Педагогическая общественность получила документ, позволяющий развивать систему непрерывного образования на всех уровнях. О необходимости решения которых высказывается научно-художественная интеллигенция, в том числе Н.И. Киященко, утверждающий что «... в XXI веке перспективы развития художественного и эстетического образования в России столь же туманны, сколь они были туманны и в XX веке...» (181.6.), а также Р.И.

Соколова, отмечающая, что «нарастание духовной скудности, усиление эсхатологических настроений, ощущений того, что мы живем в преддверии всеобщей катастрофы, в огромную, решающую эпоху «конца времени» -такова общечеловеческая ситуация в начале XXI века и нового тысячелетия». (297. 44)

Цели, задачи, содержание и методологические принципы, пути реализации, изложенные в концепции художественного образования, требуют проведения научно-исследовательской работы, проведения анализа существующей системы, создания инновационных технологий и методологического обоснования. Особенно остро проблема художественного образования проявилась в педагогических вузах: несмотря на высокий профессиональный уровень, на протяжении всего исторического времени его существования не было проведено обобщенного научного исследования, которое выявило бы его закономерности, внешние и внутренние причины недостатков, определившего принципиальную модель развития в современных экономических и социальных условиях высшей школы.

Результаты проводимых в последние годы исследований свидетельствуют о несогласованности учебных дисциплин художественно-эстетического цикла в достижении образовательных целей как внутри структурного подразделения, так в смежных ему дисциплинах. Требует корректировки форма структурного построения, в системе которого необходимо определить приоритет основополагающих, фундаментальных положений, на базе которых в системном соподчинении будут располагаться все подразделения. Речь идет не о создании идеологической направленности, а об определении объективной концепции художественного образования, построенной на диалектическом анализе закономерностей развития искусства и образования в целостной взаимосвязи в сфере культуры, на основе традиций, инноваций, интеграции, открытий в области науки и искусства. Видение структурной схемы определит понимание и трактовку содержания каждого звена, обозначит роль и важность взаимовлияния и

взаимодействия, взаимоподчинения каждого подразделения как внутри, так и вне системы. Культура, характеризующаяся уровнем развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, результатами материальной и духовной деятельности человека. Как явление подчиняет себе все виды деятельности социальной формации, положения нашедшие отражение в трудах В.И. Вернадского, В.П. Бранского, Н.К. Рериха, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.М. Бахтина, Б.Брехта, А.И Герцена, Г.Гейна, Г.С.Сковорода, В.В. Стасова, У.Хогарта, И.А. Ильина, А.Н.Власовой, Н.К. Карповой. Искусство и образование как область человеческой деятельности не являются исключением, следовательно, их интегративный культурообразующий аспект являются одним из приоритетных направлений развития художественного образования. Соединение искусства и образования как сферы человеческой деятельности являет собой наиболее гармоничную форму симбиоза, следуя логическому построению научного анализа, закономерным является не разобщение их взаимопроникающих функций, а поиск и определение закономерностей их взаимодействия и взаимовлияния.

Руководствуясь целью объективного рассмотрения проблемы, основываясь на диалектическом анализе, представляется возможным развитие следующей принципиальной модели художественного образования в педагогическом вузе.

Искусство обладает множеством функций связанных с социальной активностью человека, формирующих нравственный и эстетический идеал человека, являющийся определяющим в деятельности личности и функционирующих на образно-эмоциональном уровне сознания. Педагогическая практика требует организации системного подхода в решении проблемы художественно-эстетического образования в педагогических вузах, организации его в целостную структурную схему, отсутствие которой дезориентирует процессы обучения и воспитания студентов художественно-графических факультетов.

Первичный анализ, проведенный посредством изучения научных трудов по художественному образованию, материалов конференций, изученный опыт работы художественно-графических факультетов России наметил противоречия в методологии и направленности подготовки молодых специалистов.

По тематике научной работы проведено исследование, основные аспекты которого были изложены на международных ("Системы и модели разработки программ для талантливой и одаренной молодежи", "Международные отношения в бассейне Черного моря в древности и средние века"), всероссийских ("Российский ВУЗ: в центре внимания - личность") и региональных ("Совершенствование теоретической и методологической подготовки художника-педагога", "Человек в пространстве культуры", "Современные методы обучения в условиях уровневой подготовки учителей") конференциях. Результаты научного исследования апробированы в Ростовском государственному педагогическом университете на художественно-графическом факультете, Волгоградском государственном педагогическом университете, Кубанском государственном университете, махачкалинском государственном педагогическом университете, Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова, Каменском педагогическом колледже, строительно-художественном лицее № 10 г. Ростова-на-Дону, общеобразовательных специализированных школах № 35, № 102 г. Ростова- на-Дону и внедрены в учебный процесс Ростовского государственного педагогического университета на художественно-графическом факультете, Сочинского университета бизнеса и курортного дела, Дагестанского государственного педагогического университета, Кубанского

государственного университета, Московского городского педагогического института. Результаты исследования отражены в изданных монографиях, учебных пособиях "Значение уровня восприятия трехмерной среды при обучении скульптуре на художественно-графических факультетах",

"Скульптура и пластическая анатомия", "Теория и методика обучения скульптуре", научных статьях и тезисах.

Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать концепцию и программу художественного образования студентов педагогического вуза в контексте личностно ориентированной культуросообразной модели образования.

Объект исследования: художественное образование студентов педагогических вузов.

Предмет исследования: содержание, средства (скульптура и дизайн), технологии художественного образования студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов.

Задачи исследования:

1. Определить динамику становления художественного образования в России в XX веке и начале XXI века.

2. Создать концептуальную модель художественного образования студентов художественно-графических факультетов в педагогическом вузе.

3. Определить содержание и технологии художественного образования студентов художественно-графических факультетов в контексте личностно-ориентированной, интегративной и культуросообразной педагогики.

4. Выявить креативный потенциала скульптуры и дизайна как средств развития, обучения и воспитания студентов в педагогическом вузе.

5. Разработать педагогический мониторинг художественного образования студентов как инструментарий отслеживания качества подготовки специалистов.

Гипотеза исследования: определяя значимость художественного образования в системе развития, обучения и воспитания студентов в их специальной и педагогической подготовке, прогнозируем обеспечение качества рядом условий, если:

-художественное образование выступит составляющим компонентом профессиональной подготовки студентов;

-художественное образование будет рассматриваться как процесс, средство и результат художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов;

-скульптура и дизайн выступят системообразующим средством художественного образования студентов;

-процесс художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов будет ориентирован на концептуальные положения и стратегическую программу развития художественного образования в педагогическом вузе;

-процесс художественного образования будет строиться на принципах личностно-ориентированном, культуросообразном, интегративном;

-личностно-ориентированные, культуросообразные педагогические развивающие технологии и педагогический мониторинг будут ориентированы на качество художественно-педагогической подготовки студентов.

Методологической основой исследования являются:

-концептуальные идеи о культуре как факторе развития личности в цивилизованном обществе (М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Ю.Б.Борев, Д.С.Лихачёв, М.С.Каган, И.С.Кон, М.К.Мамардашвили и др.)

-культурологические исследования об искусстве как составляющей культуры, обеспечивающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие личности (В.В.Ванслов, А.Я.Зись, Е.Н.Ильин, Кузин, А.Ф.Лосев, А.А.Мелик-Пашаев, В.В.Розанов, Л.Н.Столович, Б.П.Юсов и др.);

-идеи гуманистического образования, определяющие ценность личности и её приоритеты в процессе обучения, воспитания и развития (Е.В.Бондаревская, И.Б.Котова, С.В.Кульневич, Е.Н.Шиянов,

И.С.Якиманская и др.).

Теоретической основой исследования выступают:

-теория развития творческих способностей в процессе художественно-эстетической деятельности (Б.М.Неменский, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, В.Кузин и др.);

-педагогические исследования в области развития художественно-эстетической культуры, влияющей на становление эстетического сознания, эстетических чувств, отношений и эстетической деятельности как составляющих процесса художественного образования (Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, А.Н.Лук, С.Х.Раппопорт, Е.М.Торшилова и др.);

-теоретические положения о художественном образовании в системе профессионально-педагогической подготовки (Г.Н.Казилов, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, В.Кузин, К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.);

-система взглядов на интеграцию как способ обеспечения целостности процесса художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов (А.Я.Данилюк, В.Кузин, Б.П.Юсов и др.);

-теоретические представления о диалоге культур и личностей, обеспечивающем эффективность художественного образования студентов (М.М.Бахтин, В.С.Библер и др.).

При решении поставленных задач использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ научных, методических и монографических работ по изучаемой проблеме;

- содержание учебного процесса и анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов;

- анкетирование, тестирование студентов;

- статистическая обработка результатов исследования;

- педагогический эксперимент (констатирующий, поисковый, обучающий);

- анализ, обобщение и обработка результатов эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественное образование как составляющее в системе педагогического образования, целью которого является художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие как компонент педагогической культуры будущих учителей изобразительного искусства. Художественное образование представляет собой интеграцию знаниевого компонента о видах искусства, о способах художественной, творческой и педагогической деятельности, культурных ценностях (красота, истина, добро).

2. Концепция художественно-эстетического образования будущих учителей изобразительного искусства, построенная на основе национально-культурных ценностей и традиций, диалоге культур и личностей в поликультурном регионе. В ней отражены приоритетные цели художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов и направления по достижению этих целей в системе педагогического образования.

3. Содержание художественного образования студентов педагогического вуза, представляющее собой культурно-педагогический феномен, отражающий общекультурные, национально-региональные и педагогические ценности, которые определяют цели и пути их достижения.

4. Личностно ориентированные культуросообразные педагогические технологии, обусловливающие достижение целей художественного образования: культурно-диалоговые, художественно-поисковые, художественно-проективные, моделирующие, творчески преобразующие; формы организации художественно-творческой деятельности студентов (художественно-дискуссионная, художественно-рефлексивная, имитационно-игровые, творческо-преобразующие).

Скульптура как многомерное отражение реального мира и дизайн как среда жизнедеятельности человека определяются средствами художественного образования студентов и художественно профессиональной средой, обусловливающей художественно-творческое и нравственно-эстетическое развитие студентов на основе диалога.

Опытно-экспериментальная база исследования Работа выполнялась на художественно-графических факультетах Ростовского государственного педагогического университета, Воронежского государственного педагогического института, Московского городского педагогического университета, Дагестанского государственного университета, Кубанского государственного университета.

На разных этапах исследования участвовало 1300 студентов и 25 преподавателей.

Организация исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапах.

На первом этапе (2001-2002 г.г.) анализировались литературные источники, осуществлялось изучение состояния проблемы, степени ее разработанности, определялась методология исследования, разрабатывалась ее методика, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи, методы исследования.

На втором этапе (2002-2003 г.г.) уточнялись теоретические позиции, определялось содержание опытно-экспериментальной работы, проводился констатирующий эксперимент, определялась база для лабораторного поискового и обучающего экспериментов, проверялись эффективные педагогические средства обучения, активизирующие умения студентов во время занятия скульптурой.

Третий этап (2003-2004 г.г.) заключался в проведении экспериментальной работы, проверки эффективности формирования художественно-педагогических умений, проводился анализ и обобщение результатов историко-теоретического и экспериментального исследований, осуществлялась их статистическая обработка и оформление их в виде докторской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоят в том, что:

- впервые художественное образование в педагогическом вузе подверглось научному анализу с позиций личностно ориентированного культуросообразного контекста;

- разработанная и теоретически обоснованная концепция художественного образования в педагогическом вузе отражает личностно ориентированные, культуросообразные, интеграционные подходы к разработке целей, содержания и технологий художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов;

- предложенная культуросообразная модель содержания художественного образования в педагогическом вузе отражает общекультурные, национально-региональные и педагогические ценности, обусловливающие цели, процесс и результат развития личности;

- определены закономерности художественного образования студентов в педагогическом вузе: обусловленность художественно-творческого развития студентов их ценностями, мотивами, потребностями и средой профессионального становления; нравственно-эстетическое развитие студентов обеспечивается личностно-ориентированными развивающими технологиями и художественно-творческой диалоговой средой профессионального общения.

Практическая значимость исследования состоит:

-в разработке содержания художественного образования как составляющей педагогической культуры будущих учителей изобразительного искусства на принципах личностно-ориентированного культуросообразного образования;

-в определении диалоговых развивающих технологий (культурно-диалоговые, художественно-поисковые, художественно-проективные, моделирующие, творчески преобразующие) и форм организации

художественно-творческой деятельности студентов (художественно-дискуссионная, художественно-рефлексивная, имитационно-игровые, творческо-преобразующие);

-в создании спецкурсов "Дизайн как художественно-эстетическая среда жизнедеятельности и самореализации личности" и "Скульптура как художественный образ";

-в разработке учебно-методического сопровождения художественно-творческого и нравственно-эстетического развития студентов (педагогические диагностики, рекомендации по самостоятельной работе, творческие задания).

Результаты исследования могут служить структурной основой для разработки научных, учебных и методических материалов для совершенствования интеграции художественного образования в процесс педагогической подготовки специалистов.

Достоверность результатов исследования обеспечены совокупностью методологических и теоретических позиций, применением комплекса взаимосвязанных методов адекватных предмету, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения опытной работы позволяющей провести количественный и качественный анализ ее процессов и результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования материалы исследования обсуждались на ученом совете Ростовского государственного педагогического университета, кафедрах общей педагогики, дошкольного воспитания и декоративно-прикладного искусства и проектной графики, ученом совете художественно-графического факультета. Основные положения отражены в с

Апробация результатов проходила на базе Ростовского и Махачкалинского государственных педагогических университетов.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложения.

Подобные работы
Беляева Елена Геннадьевна
Теория и практика лингвистического аудита как новой технологии диагностики языковых потребностей в контексте корпоративного обучения иностранным языкам
Вуйтович Божена
Теория и практика экологического образования в школьной географии Республики Польши
Ершова Людмила Викторовна
Становление непрерывной системы этнохудожественного образования в России: теория и практика
Петерсон Людмила Георгиевна
Теория и практика построения непрерывного общего образования
Тарасова Людмила Анатольевна
Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования
Арнаутов Геннадий Юрьевич
Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования
Бордонская Лидия Александровна
Теория и практика отражения взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и в подготовке учителя физики
Синица Юлия Александровна
Формирование социолингвистической компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению студентов неязыковых вузовконтексте национальной культуры Франции)
Тарнаева Лариса Петровна
Обучение студентов 5-го курса языкового педагогического вуза письменной речи в контексте диалога культур (Английский язык как вторая специальность)
Саямян Армине Архимедовна
Методика обучения решению проблемных задач на основе моделирования контекста речевого взаимодействия (Английский язык, неязыковой вуз)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net