Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Пономарева Наталья Ивановна. Реализация идеи национального воспитания в системе образования средствами народного искусства (Опыт возрождения Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны в Санкт-Петербурге. Ис : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2001 220 c. РГБ ОД, 61:01-13/1659-X

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО КАК ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА 12

§ 1. Роль народного искусства в формировании национального

характера человека 12

§2. Особенности русского национального образования в учебных заведениях нового типа на рубежах XIX - XX вв. и - ХХ-ХХІ вв... 27

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

! НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ 54

§ 1. История Школы Народного Искусства Императрицы Александры

Федоровны 54

§ 2. Педагогические принципы, модель и технологии деятельности современной Школы Народного Искусства Императрицы

Александры Федоровны 85

§3. Педагогические условия эффективной жизнедеятельности Школы

Народного Искусства 103

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 152

ЛИТЕРАТУРА 155

ПРИЛОЖЕНИЯ 

Введение к работе:

Актуальность и постановка проблемы исследования. Наше время -время переоценок, переосмысления всего накопленного прежде, начиная от собственных знаний, умений и навыков и заканчивая способностью ориентироваться в мировой и своей отечественной истории и культуре.

Когда-то согласившись с тем, что различаются традиции прогрессивные (по своему идейному содержанию и историческому значению) и реакционные, мы и не заметили, как были «вымыты» из нашей жизни, словно ненужный песок, исконные русские традиции восприятия бытия, как и традиции отражения его духовного содержания в национальной художественной культуре, и вместе с ним ушло из нашей жизни то, что позволяло, по определению И.А. Ильина, формировать русский национальный духовный характер. И, безусловно, правы те ученые и практики, которые считают, что потребность обратиться к своим корням, осознать народные истоки, воспитать и обучить своих детей в национальных традициях, сформировать их национальный духовный характер — основная педагогическая потребность сегодняшнего дня.

Поэтому мы видим свою первоочередную задачу в том, чтобы в «прерванное» наше воспитание вернуть «непрерывность», т.е., отыскать и устранить тот обрыв, где была прервана духовная традиция русского воспитания.

Практическое решение этой задачи мы видели в том, чтобы возродить к жизни уникальное педагогическое учреждение начала XX века - Школу Народного Искусства, основанную Императрицей Александрой Федоровной как своего рода эталонное учебное заведение в этом направлении поисков.

Однако вскоре стало очевидным, что возрождение (именно возрождение, т.е. создание живого организма, способного к саморазвитию) этой школы, представляет собой более чем сложную задачу. Нам

предстояло, прежде всего, ответить на вопрос - в чем секрет или в чем сущность животворящей, формирующей и воспитывающей силы народного искусства.

Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показало, что проблема народности и роли народного искусства в воспитании была и остается важной проблемой в трудах целой плеяды русских как дореволюционных ( К.Д. Ушинский Ф.М. Достоевский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, СИ. Миропольский, Д.И. Менделеев, Н.И. Ильминский, А.А. Штевен, М.К. Тенешева и др.), так и современных исследователей (Э.Е. Алексеев, Е.П. Белозерцев, Г.К. Вагнер, М.М. Громыко, В.М. Меньшиков, М.А. Некрасова, А.Г. Пашков, В.Ю. Троицкий, Ю.И. Юдин и др.).

Вместе с тем выяснилось, что пока нет специальных систематических исследований посвященных анализу роли народного искусства в формировании национального характера человека. С учетом этого нами и была выбрана данная тема исследования.

Проблема исследования: каковы принципы и технологии

эффективного функционирования современной национально ориентированной школы?

Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объект исследования: теория и опыт национального воспитания учащихся общеобразовательных школ XIX-XX веков.

Предмет исследования: процесс возрождения и развития

современного многопрофильного образовательного учреждения, реализующего идею национального воспитания детей средствами русского народного искусства.

Гипотеза исследования состоит в том, что русское национальное воспитание успешно реализуется средствами народного искусства при соблюдении следующих условий: полноценного восприятия его духовной основы и ее полноценного воплощения в систему педагогической культуры;

создании плодотворной историко-культурной образовательной среды, предрасполагающей детей к адекватному восприятию русской народной культуры и позволяющей детям успешно развиваться в современных условиях; подчинения всех компонентов учебной, внеклассной и внешкольной работы и организация всей жизни школы целям формирования национального характера в детях; целенаправленного подбора и воспитания педагогических кадров, органически несущих в себе лучшие свойства русской культуры и русского характера, которые реализуют концепцию школы на практике; создания единого коллектива учителей, родителей, учеников и попечителей, объединенных общей идеей и целью служения Господу и Отечеству и возрастающих в этом служении.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

JL. Изучить значение народного искусства в формировании личности человека.

2. Проанализировать основные педагогические характеристики русских школ нового типа на рубежах XIX-XX и XX-XXI вв., ориентированных на национальное воспитание.

3. Восстановить историческую модель школы Народного Искусства и разработать концепцию ее оптимального функционирования в современных условиях.

4. Выявить социально-педагогические условия и определить показатели эффективности деятельности Школы Народного Искусства как хранительницы и носительницы живой народной культуры.

Методологической основой исследования являются идея органической целостности материального и духовного бытия мира и человека; представление о единстве трех форм познания мира - науки, религии, искусства; теоретико-исторический подход к решению современных проблем воспитания; приятие исторического опыта как фундаментального условия современного воспитания; антропологический

подход, опирающийся на христианское вероучение; биографо-хронологический подход к изучению персоналий.

Методы и база исследования. Основными методами исследования выступили изучение и анализ архивных документов; теоретический анализ источников, характеризующих процесс народного творчества и формирования педагогических взглядов наследия К.П. Победоносцева, С. А. Рачинского, Н. И. Ильминского, С. И. Миропольского и других передовых педагогов рубежа XIX - XX вв.; в совокупности использованы эмпирические методы: наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование; а также количественный и качественный анализ результатов деятельности школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны. Опытная работа проводилась в ходе личной деятельности соискателя в школе Народного Искусства. Источники исследования: Труды дореволюционных и современных философов, социологов, психологов и педагогов по проблеме национального формирования и развития личности, архивные - от государственных до личных - материалы, издания периодической печати, опыт функционирования современной Школы Народного Искусства.

Исследование выполнялось в несколько этапов. 1. 1988 - 1992 гг. - начальный период исследования, в ходе которого изучался и осмыслялся педагогический опыт передовых школ рубежа XIX - XX веков, в частности опыт княгинь М. К. Тенишевой и Е. К. Святополк-Четвертинской по созданию в Талашкине народной школы. Практическим результатом данного этапа работы были ежегодные международные Тенишевские чтения, издание мемуаров княгини М. К. Тенишевой "Впечатления моей жизни", организация выставки "Талашкино - Брес-Бургиньон" (о Талашкине, как первой в России школе - экомузее) (Франция), создание предпосылок для открытия художественной школы в Талашкине.

2. 1992 — 1999 гг. - основной этап, на котором определялись теоретико-методологические основания исследования, анализировался и систематизировался изученный материал. Результатом этого этапа работы стало возрождение (открытие) в Санкт-Петербурге Школы Народного Искусства императрицы Александры Федоровны как многопрофильного образовательного учреждения с углубленным изучением традиционной культуры и ремесел, реализующей идеи национального воспитания в системе школьного образования средствами народного искусства.

3. 1999 - 2001 гг. - завершающий этап, на котором обобщались и систематизировались итоги исследования, происходило окончательное оформление текста диссертации.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что:

- решена задача целостного осмысления национального воспитательного потенциала народного искусства и его духовного влияния на формирование личности русского человека в современных условиях

- выявлены главные идеи и принципы воспитания национального направления русской педагогики XIX - XX веков и особенности их реализации в практике школ;

- восстановлена феноменология исторической школы, основанной Императрицей Александрой Федоровной;

- разработана уникальная модель современной Школы Народного Искусства, призванная реализовать идею формирования русского национального характера средствами традиционной русской культуры, и показаны условия ее успешного функционирования.

Практическое значение исследования состоит в том, что:

- созданный новый тип учебного заведения преемственно воплощает в себе принципы народности и способен к воспроизведению в практике других школ;

- материалы диссертации могут быть использованы в ходе изучения курсов психологии и педагогики (особенно связанных с воспитанием), при чтении спецкурсов и семинаров, в частности, посвященных проблематике русской национальной школы;

- осознание народного искусства как целостного, духовного мира поможет восстановить иерархию педагогических ценностей и даст возможность педагогам плодотворно использовать эти знания в своей профессиональной деятельности, направленной на воспитание в наших детях национально-духовного характера.

Достоверность результатов исследования обеспечена

совокупностью и научной значимостью исходных методологических и теоретических положений, применением методов, адекватных его задачам и логике; изучением педагогической практики и организацией опытно-экспериментальной работы в школе; репрезентативностью и разнообразием источниковедческой базы, убедительно подтверждающей положения и выводы диссертации.

На защиту выносятся следующие положения.

- Народное искусство, понимаемое нами как мир целостности, наполненный духовно-нравственным содержанием, становится действенным и педагогически верным механизмом передачи традиционной культуры сегодняшнему молодому поколению, способствуя пробуждению исторической памяти учащихся, воскрешению лучших духовно-нравственных и психических качеств, формированию традиционного мировоззрения. Осознание учащимися своей причастности к русской национальной традиционной культуре способствует пробуждению в их сердцах истинного патриотизма - веры и верности своему Отечеству, желания послужить ему и потрудиться на его благо начиная со школьных лет.

- Требование воспитания русских детей на основе традиционной русской культуры было безусловным требованием национального направления

русской педагогики второй половины XIX- начала ХХвв. ( К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, СИ. Миропольский, С.А. Рачинский и др.). На практике это было реализовано в работе ряда школ России (С.А. Рачинский, А.А. Штевен, М.К. Тенишева и др.).

- Открытая в Петербурге в 1911г. Школа Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны стала закономерным явлением, с одной стороны, теории и практики национально-ориентированного направления русской педагогики, с другой, той большой деятельности, которой лично занималась Императрица Александра Фёдоровна - по сохранению, возрождению и развитию традиционной русской народной культуры. Совокупность этих факторов и позволила создать одно из лучших образовательных учреждений России этого периода.

- Модель Школы Народного Искусства императрицы Александры Фёдоровны оказалась жизнеспособным учреждением, способным к возрождению и эффективному функционированию в наши дни при соблюдении следующих условий: понимании духовных смыслов народной культуры, их правильном педагогическом освоении и передачи детям; создании адекватной культурно-исторической и педагогической среды школы; правильном подборе и воспитании кадров, несущих в себе не только знания русской культуры, но и лучшие качества русского человека; живом духовном объединении педагогов, родителей, детей и попечителей с целью служения Господу и Отечеству; соблюдении во всей школьной жизни - от содержания учебно-воспитательного процесса до организации общего распорядка школы - важнейших принципов: преемственности опыта, духовности воспитания, основательности образования, укорененности в народную традицию, домостроительства, неразрывности народного искусства и церковных ремесел, принципа соборности и открытости.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации нашли отражение в публикациях автора. Они были

представлены в докладах на международных и Всероссийских научно-практических семинарах, конференциях, чтениях в гг. Курске (1998-2001гг), Москве (1992 - 1999 гг.) и Санкт-Петербурге (1997 -2000 гг.). Внедрение результатов исследования осуществляется на базе Санкт-Петербургской Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны с 1992 года, в рамках авторской программы работы Школы. При этом на практике воплощаются принципы национального воспитания средствами народного искусства. Положительные элементы данного опыта, отраженные в опубликованных школой материалах, используются заинтересованными педагогами различных регионов страны в личной практике.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновываются выбор и актуальность темы, формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования, определяются положения, выносимые на защиту, а также характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Народное искусство как важнейшее средство формирования человека» проанализирована роль народного искусства в формировании национального характера человека; рассматриваются воззрения видных исследователей народного искусства на его содержание, формы и функции. Особое внимание уделяется педагогическим воззрениям К. Д. Ушинского, который за 150 лет до современных исследований определил значение народного искусства в деле воспитания национального духовного характера; анализируются особенности русского национального образования, практиковавшегося в новых учебных заведениях на рубеже XIX-XX и XX-XXI вв.

Во BT jofijrjiaBe «Педагогические основы использования народного искусства в системе школьного образования» проанализирована модель Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны, основанной в 1911 г., описана история создания и выявлены задачи её

работы; здесь рассмотрены педагогические принципы и технология деятельности, педагогические условия эффективного функционирования современной Школы Народного Искусства Императрицы Александры Федоровны, а также описаны результаты психолого-педагогического исследования и опросов, проведенных с целью выявления уровня эффективности деятельности Школы по реализации национального воспитания.

В заключении резюмируются наиболее существенные результаты исследования, представляются обобщающие выводы и формулируются перспективные задачи. В конце диссертации приводятся список использованной литературы (157 названий) и приложения.

Подобные работы
Кулиничева Елизавета Юрьевна
Идеи природоохранного воспитания в педагогической системе К. Д. Ушинского и их значение для современного экологического образования младших школьников
Сен Владимир Дябукович
Нравственно-волевое воспитание подростков средствами восточного единоборства в системе дополнительного образования : на материале занятий кудо
Меженина Татьяна Николаевна
Идейно-эстетическое воспитание учащихся средствами кино в системе профессионально-технического образования (во внеклассной и внешкольной работе)
Брикунова Светлана Сергеевна
Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования
Дадеркина Наталья Михайловна
Реализация К. Д. Ушинским идеи народности воспитания в учебных книгах для детей
Виноградова Лидия Ивановна
Организационно-педагогические условия развития воспитания в системе образования России
Плясецкая Ирина Анатольевна
Моделирование нравственно-эстетического воспитания в системе дополнительного образования (На примере центра детского творчества)
Таранова Татьяна Николаевна
Организация обучения и воспитания в системе дошкольного образования на основе конструктивной педагогической аксиологии
Ечкалова Галина Григорьевна
Государственно-общественный характер управления как фактор развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей : На материалах города Сургута
Федорова Светлана Николаевна
Этнокультурные традиции воспитания в современной марийской системе образования

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net