Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Полякова Александра Александровна. Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002 482 c. РГБ ОД, 71:03-13/165-1

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА КУЛЬТУР 22

1.1 Взаимосвязь культуры и образования
как аксиологическая основа развития развития личнос
ти 22

  1. Эволюция аксиологических идей в гуманистической парадигме современной системы образования 52

  2. Реализация ведущих положений теории ценностей (аксиологии) в педагогической науке 74

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 105

ГЛАВА II. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК МЕТОДОЛОГИЧЕС
КИЙ ПРИНЦИП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 112

  1. Аксиологическая сущность диалога культур 112

  2. Язык как инструмент познания в диалоге культур.. 140

  3. Диалог ценностей российской и испанской как аксиологическая доминанта образования студента 170

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 217

ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ АКСИОЛОГИЧЕС
КОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ДИА
ЛОГЕ КУЛЬТУР 220

  1. Сущностные характеристики аксиологического потенциала личности 220

  2. Вариативная модель развития аксиологического по-

тенциала личности студента в диалоге 239

3.3. Критерии и показатели развития аксиологического
потенциала личности студента в образовательном прост
ранстве диалога культур 265

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III 286

ГЛАВА IV. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИ
ТИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОС
ТИ СТУДЕНТА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР РОССИИ И
ИСПАНИИ 290

  1. Диагностический анализ развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур России и Испании (по данным диссертационных и других исследований) 290

  2. Аксиологизация содержания лингвистического образования в контексте диалога культур России и Испании 334

  3. Методическое обеспечение процесса развития аксиологического потенцила личности студента в диалоге культур России и Испании 362

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV 409

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 412

СПИСОК ЛИТЕРАТУТЫ 416

ПРИЛОЖЕНИЯ 461

Введение к работе:

Актуальность исследования.

В начале нового тысячелетия особую остроту приобретает противостояние двух основных типов цивилизационного мироустройства - гуманитарного и техногенного общества. В этой связи основным критерием подлинно демократической политики становится способность и готовность людей, больших и малых социальных групп, правительств мыслить и действовать с учётом планетарного масштаба и многоразличных интересов всего человечества.

Перед образованием ставится сложная задача подготовки молодёжи к жизни в многонациональной и поликультурной среде. Проектируя «образование будущего», чрезвычайно необходимо учитывать уже выявившиеся тенденции движения общества к новому качественному состоянию: цивилизованности, открытости, «законосообразности», где основой будет духовно богатая человеческая личность. Именно образование должно указывать путь к духовному совершенству. Необходимо научить студента XXI века не только ценить родную культуру, но и понимать своеобразие других культур.

Особое звучание в создавшихся условиях получает идея диалога культур. Диалог культур в образовании, основывающийся на признании равноправия, равноценности культур, позволит, на наш взгляд, сформировать у личности образ культуры мира и ненасилия, готовность к общению, умение сотрудничать с представителями разных культур.

В культурной среде, в частности, в контексте диалога культур, личность вырабатывает свою собственную культуру, которая не может быть представлена как «механическое переливание» духовного содержания среды, окружающей человека, в духовный мир его личности, поскольку сам механизм усвоения культуры носит избирательный характер, зависящий от индивидуальных черт личности. Избирательное отношение личности к аксиологическим реалиям культур чаще всего основано на эмоциональной стороне духовного мира личности, поскольку эмоциональная культура является важнейшим компонентом духовного содержания личности. Категория «ценность» как связующее звено между культурой, диалогом (полилогом) культур и образованием, образованием и духовным миром личности характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования.

Обоснование новой парадигмы образовательной системы высшей школы, обеспечивающей становление личности в культуре, разработка теоретических основ, раскрывающих сущность процесса становления и развития аксиологического потенциала личности на основе ценностей культуры - актуальная задача педагогической науки.

В последнее время в образовании происходит интенсивное развитие аксиологического подхода. Он становится органическим и необходимым компонентом осмысления устойчивого социального развития (В.И. Бойко, Г.П. Выжлецов, Ю.М. Плюснин), проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания (М.С. Каган, Н.С. Розов), изучения феноменологии ценностных систем личности (В.Г. Алексеева, М.И. Бобнева), формирования нового тезауруса и новой образовательной парадигмы (Е.В. Бондаревская, Н.М. Воскресенская, А.В. Кирьякова, В.В. Краевский, З.А. Малькова),

6 ретроспективного анализа философских и педагогических систем, базисом для сравнительной педагогики, философии образования нового времени (Т.К. Ахаян, Е.П. Белозерцев, В.В. Веселова, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин).

Аксиологические идеи образования имеют свою историю в отечественной и зарубежной науке. Аксиологическая позиция рассматривает систему ценностных норм, накопленных в процессе развития данного общества, их передачу в образовательном процессе. К настоящему времени сложилось целое направление - педагогическая аксиология, главной задачей которой является преобразование знаний в убеждения, их опосредование установками и ценностными ориентациями.

Анализируя имеющиеся в отечественной психологической и педагогической науках разработки по проблемам аксиологии, целесообразно выделить следующие направления исследования аксиологических проблем личности: исследование проблем интерна-лизации ценностей и ценностных ориентации в образовательном процессе; диагностику реальной системы ценностных ориентации школьников для последующего формирования у них способности выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах; управление ценностными ориентациями учащихся для достижения психолого-педагогических целей; аксиологические основы развития личности и ряд других.

Аксиологизация системы высшего образования вызвана необходимостью снятия противоречий, которые существуют в настоящее время в образовательном пространстве вуза. Мы полагаем, что несмотря на сложившуюся научную базу, менее разработанной остаётся проблема развития аксиологического потенциала личности

студента. Этот феномен может быть осмыслен на современном уровне развития науки, позволяющем систематизировать и обобщить полученные научные сведения в концепцию развития аксиологического потенциала личности студента в вузе.

В социально-практическом плане актуальность исследования состоит в необходимости перестройки системы высшего образования, в котором сосредоточен ряд противоречий:

между потребностью общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих не только совокупностью профессиональных знаний и умений, но и определённым уровнем развития культуры, и сложившейся практикой подготовки специалистов в вузах, которая, в полной мере, не удовлетворяет указанной потребности;

между потребностями личности студента вуза в творческой самореализации в условиях гуманитарного диалога культур и недостаточным вниманием высшей школы к данной проблеме;

между высокой востребованностью педагогической практикой разработок по проблеме развития аксиологического потенциала личности студента вуза и недостаточным её исследованием в педагогической науке.

В научно-теоретическом плане актуальность исследования определяется разрешением следующих противоречий:

между накопленным фондом знаний в рассмотрении аксиологического потенциала личности, раскрытии его определённых аспектов и недостаточностью разработки подходов для теоретического анализа и практического построения процесса развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур;

между потребностью обоснования необходимых педагогических условий развития аксиологического потенциала личности

студента в диалоге культур и неразработанностью научно-обоснованного комплекса этих условий.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Теория и практика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур».

Цель исследования состояла в разработке и экспериментальном подтверждении концепции развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур.

Объектом исследования являлся образовательный процесс в вузе в контексте диалога культур.

Предметом исследования - развитие аксиологического потенциала личности студента.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что аксиологический потенциал личности студента -это личностное образование, синтезирующее в себе совокупность ценностных ориентации, иерархию мотивов и силу эмоционально-волевого порядка, обеспечивающие достижение жизненных целей. Развитие аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур осуществляется в направлении изменения систем личностных ценностей, обогащения мировоззренческого тезауруса студента, активизации его силы воли и будет успешным, если:

диалог культур выступает в качестве основополагающего принципа организации образовательного процесса в вузе;

в образовательных программах высшей школы актуализируется аксиологическое ядро учебных дисциплин;

в образовательном процессе вуза обеспечивается присвоение личностью студента ценностных смыслов диалога культур;

актуализация педагогических функций ценностей диалога культур достигается применением креативно-ценностных технологий обучения;

логика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур отражает следующие принципы: историчность ценностей, ненасыщаемость духовных потребностей личности, альтернативность, ценностный резонанс.

Эвристичность выдвинутой гипотезы состоит в изучении возможностей конструирования образовательного процесса в вузе в контексте диалога культур с позиции аксиологического подхода.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку и решение задач исследования:

  1. Провести анализ современных подходов к проблемам: диалога культур, развития аксиологического потенциала личности на методологическом и теоретико-экспериментальном уровнях.

  2. Определить педагогический статус ценностей диалога культур России и Испании как аксиологической доминанты образования студента вуза.

  3. Определить сущностные характеристики, основные функции аксиологического потенциала личности как результата образования.

  4. Теоретически обосновать процесс развития аксиологического потенциала личности в диалоге культур: разработать вариативную модель и критериальную основу развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур.

  5. Разработать учебно-методический комплекс по реализации диалога культур России и Испании в образовательном процессе вуза.

6. Проверить эффективность разработанной концепции развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур России Испании в опытно-экспериментальной работе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

теория культуры (М.П. Алексеев, С.Д. Артамонов, П.Е. Астафьев, А.Ю. Баскаков, Н.А. Бердяев, В.П. Вышеславцев, Н.К. Гаврюшин, Г.В. Драч, Н.В. Карлов, Д.С Лихачев, Ю.М. Лотман, В.В. Миронов, А. Моль, Вл. Соловьёв, П.А. Флоренский, X. Эр-нандес Арреги);

теория диалога культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Н.К. Бонецкая, А.В. Брузгалин, М.М. Бубер, Л.А. Булавка, И.А. Василенко, Б.Л. Вульфсон, Р. Мухамадиев, В.В. Сафонова);

теория ценностей (A.M. Анисов, А.П. Бодрилин, В.Ю. Бойко, М.И. Бобнева, СБ. Борисов, A.M. Булынин, В. Виндельбанд, Г.П. Выжлецов, А. Гонсалес-Гальего, М.Н. Громов, А.Г. Здраво-мыслов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, Н.С. Розов, Н.З. Чавчавадзе, В.Н. Сагатовский), в том числе в психологии (Я. Гудечек, А.А. Деркач, К. Клакхон, М. Рокич, Г.С. Сухобская), в педагогике (В.П. Бездухов, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, С.Г. Вершловский, P.P. Габдулхаков, М.Г. Казакина, З.И. Равкин);

общая теория коммуникации (В.В. Горшкова, М.С. Каган, Г.М. Кучинский, А.В. Мудрик, Г.Г. Почепцов, Т.А. Флоренская, И.М. Юсупов), в том числе межкультурной коммуникации (В.Г. Костомаров, С.Г. Тер-Минасова, Н.М. Фирсова, Л.И. Харченкова), психологии речевой социокоммуникации (И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.М. Жинкин, А.К. Маркова, И.Р. Максимова), знаково-логической презентации речевой коммуникации (В.А. Звегинцев, Д.Б. Зильберман, Ю.Н. Караулов, Т.М. Дридзе, Н.Л. Мусхелишви-

11 ли, Ю.А. Шрейдер, Г. Фреге), технологии речевой коммуникации (Г.И. Богин, М.Ф. Косилова, А.Н. Ксенофонтова);

общая теория развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Т.К. Ахаян, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.Г. Викторова, П.Я. Гальперин, А.С. Гаязов, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, СМ. Каргаполь-цев, Н.А. Коваль, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Г. Рындак, Д.И. Фельдштейн, В.Д. Шадриков), в том числе интеркультурные основы развития личности (В.П. Комаров, О.В. Лешер, Ю.Е. Прохоров);

положение о культуре как источнике формирования содержания образования (Л.П. Буева, В.И. Гараджа, В.П. Зинченко, В.В. Краевский, В.А. Лекторский, И.Я. Лернер, СЕ. Матушкин, А.Н. Ростовцев);

теория организации процесса обучения (Е.С Заир-Бек, С.А. Расчётина, А.П. Тряпицына, Ю.С Тюнников, А.В. Усова, Г.Ф. Федорец, П.М. Эрдниев);

методика и методология преподавания иностранных языков (О.А. Артемьева, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Ф.М. Лю-тикуйцен, А.А. Миролюбов, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.С. По-лат, X. Эскориса Ньето);

теория профессионального образования (В. Бенейто, Ю.С. Борцов, Г.И. Воронина, Е.А. Климов, Л.П. Крившенко, В.А. Сла-стёнин, Н.К. Сергеев, В. Феррер-и-Серверо).

Определение методологических и теоретических оснований позволило сформулировать концепцию исследования, которая отражает необходимость модернизации лингвистического образования в контексте диалога культур с позиции аксиологического подхода, то есть обогащение образовательного процесса в

вузе ценностями культур, родной и иноязычной, с целью обеспечения процесса поиска и присвоения личностью студента ценностных смыслов культур. Ценности диалога культур России и Испании, такие как: «дом/семья» / «la familia», «душа/духовное» / «el alma/el espiritu», «жизнь» I «la vida», «дружба» I «la amistad», «любовь» I «el amor», «патриотизм» I «el patriotismo», «красота» I «la belleza» - выступают в роли доминанты развития аксиологического потенциала личности, который не может состояться вне ак-сиосферы культуры. Развитие аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур обеспечивается движением от потребностей (от витальных к духовным) к ценностям на основе всеобщего закона возвышения потребностей, педагогическая проекция которого обозначена в исследованиях А.В. Кирьяковой.

Наиболее продуктивным процесс освоения ценностей культуры становится в диалоге родной (национальной) и иноязычной культур. Культурный контекст связан не только с освоением культурных универсалий, системы «языков культуры», но и с выявлением тех доминирующих идей и ценностей, которые являются стимулами развития познания в определённом направлении, формируют проблемное поле наук, определяя его целевую направленность и смысловые акценты в ту или иную эпоху. От того, насколько развит аксиологический потенциал, насколько сформирована система ценностей отдельно взятой личности, зависит состояние человеческого общества в целом.

Методы исследования включали: теоретический анализ и концептуальный синтез философских, культурологических, психологических и педагогических источников в целях методологической разработки проблемы; изучение и обобщение педагогического опыта; проведение констатирующего и формирую-

щего эксперимента с применением комплекса исследовательских методик, адекватных цели и задачам диссертационного исследования.

Этапы и экспериментальная база исследования. Исследование производилось в 1994 - 2001 гг. и включало в себя несколько этапов:

Первый этап (1994-1996 гг.) предполагал изучение философской, исторической, культурологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, а также массового педагогического опыта. На основании этого разрабатывались исходные позиции исследования, были экспериментально апробированы условия и процедуры экспликации духовной традиции русского фольклора как сокровищницы ценностей русской традиционной духовной культуры в дидактическую форму. Базой исследования являлись СШ № 9 г. Сочи и Дагомысская гимназия № 76. Результатом данного этапа стала диссертационная работа на тему: «Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам», монография на тему: «Духовная традиция русского фольклора: вопросы педагогической теории и практики», учебное пособие «Духовная традиция русского фольклора (дидактический материал)».

Основная задача второго этапа (1997 - 1998 гг.) заключалась в дальнейшем изучении литературы по проблеме, осмыслении достигнутых результатов, а также в разработке программы исследования, концепции развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур.

На третьем этапе (1998 - 2001 гг.) была развернута программа эксперимента по развитию аксиологического потенциала личности студента на основе присвоения ценностей диалога россий-

ской и испанской культур, осуществлялся поиск путей совершенствования образовательного процесса в вузе на основе аксиологического подхода. Основной формирующий эксперимент проводился на базе филиала Российского университета Дружбы народов в г. Сочи и Оренбургского государственного университета. Исследование на данном этапе включало анализ и теоретическое обобщение данных опытно-экспериментальной работы, издание монографии на тему: «Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур», учебно-методического комплекса для вузов «Espana у Rusia. Dialogo intercultural I Испания - Россия: диалог культур».

Научная новизна исследования:

  1. Обоснована аксиологическая сущность диалога культур как методологического принципа совершенствования системы высшего образования, как среды развития аксиологического потенциала личности студента.

  2. Установлен педагогический статус ценностей диалога культур России и Испании как аксиологической доминанты образования студента вуза:

выявлены сущностные особенности ценностей диалога культур России и Испании (взаимосвязь с национальной культурой, взаимосвязь с ценностями культур народов мира, самобытность, полифункциональность);

определены педагогические функции (познавательная (или гносеологическая), этноидентифицирующая, нравственно-регулирующая, языково-коммуникативная, интегративная).

3. Установлена роль языка как инструмента познания в диа
логе культур.

  1. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена концепция, обеспечивающая изучение и развитие аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур.

  2. Раскрыто содержание понятий:

«ценностно-смысловое ядро» личности - личностное образование, ось внутреннего духовного бытия человека, где сконцентрированы ценности высшего статуса;

«аксиологическое поле» личности - область аксиологического потенциала личности, включающая все составляющие аксиологического потенциала личности, в пределах которой происходит взаимодействие аксиологических элементов, способствующее изменению подструктур аксиологического потенциала личности, его преобразованию;

«интеркультурной коммуникации» как механизма развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, представляющей собой особый вид коммуникации, основанной на диалоге культур;

«ценностной рефлексии» как механизма развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, которая представляет собой готовность личности к познанию, восприятию аксиологических реалий в системе ценностных отношений, сам процесс познания, восприятия этих реалий, а также оценку ценностно-ориентационной деятельности личностью.

6. Разработана программа анализа процесса развития аксио
логического потенциала личности студента в диалоге культур,
включающая выделение и описание форм актуализации каждого из
компонентов аксиологического потенциала личности студента в
диалоге культур России и Испании, а также разработку уровней
развития аксиологического потенциала личности студента в диа-

16 логе культур по каждому из критериев развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур.

Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в том, что его результаты обогащают:

педагогическую теорию диалога культур, расширяя полученные наукой сведения положением об аксиологической сущности диалога культур;

педагогическую аксиологию, углубляя имеющиеся в педагогической теории представления об аксиологическом потенциале личности разработанной концепцией развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, включающей: положения о системно-структурной организации, социокультурной детерминированности, креативной направленности, относительной устойчивости, полифункциональности аксиологического потенциала личности, критериальной основе его развития в диалоге культур; вариативную модель развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, - это, во-первых; во-вторых, выявлением и описанием педагогических условий развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур России и Испании; в-третьих, проведением диахронического и синхронического анализа ценностных ориентации студентов в диалоге российской и испанской культур, раскрывающего социокультурную детерминированность аксиологического потенциала личности;

педагогическую теорию развития личности закономерностями процесса развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, согласно которым, в целях эффективного развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур, необходима актуализация восприятия студентом

культуры своего народа, центрация внимания студента на ценностных смыслах диалога культур, обеспечение активизации субъективной позиции студента в диалоге культур посредством применения креативно-ценностных технологий обучения; положением об интеркультурной коммуникации и ценностной рефлексии как механизмах развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур;

- категориальный аппарат педагогической науки понятиями:
«ценностно-смысловое ядро» личности, «аксиологическое поле»
личности, «интеркультурная коммуникация», «ценностная рефлек
сия» аксиологического потенциала.

Практическая значимость исследования:

определены педагогические условия развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур (аксио-логизация содержания лингвистического образования в контексте диалога культур, применение креативно-ценностных технологий обучения);

разработана программа анализа процесса развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур;

апробирована вариативная модель образовательного процесса, ориентирующая студентов вузов на ценности диалога культур России и Испании, России и любой другой страны;

концепция развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур легла в основу разработки программ по иностранным языкам Сочинского филиала Российского университета Дружбы народов, Оренбургского государственного университета;

разработан и с участием автора внедрен в образовательную практику учебно-методический комплекс, включающий образова-

тельную программу и учебное пособие «Espana у Rusia. Dialogo intercultural I Испания - Россия: диалог культур», предназначенный для студентов гуманитарных факультетов университетов и других высших учебных заведений, готовящих специалистов со знанием испанского языка (экономистов-международников, специалистов в области архитектуры и градостроительства, социокультурной сферы, туризма и др.).

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась методологическими и теоретическими положениями, синтезом философских и психолого-педагогических подходов в обосновании ведущих идей, применении методов и методик, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе, разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных, характером экспериментальной выборки, показавшей правомерность разработанной концепции.

Апробация и внедрение результатов. Материалы исследования нашли отражение в монографиях: «Духовная традиция русского фольклора: вопросы педагогической теории и практики» (Оренбург, 1998), «Развитие аксиологического потенциала личности в контексте диалога культур» (Санкт-Петербург, 2001), в учебных пособиях: «Духовная традиция русского фольклора (дидактический материал)» (Оренбург, 1998), «Espana у Rusia. Dialogo intercultural / Испания - Россия: диалог культур» (Оренбург, 2000), статьях и докладах (общий объём 50 п.л.), в выступлениях на научных конференциях, семинарах: региональных (Сочи, 1994, 1995, 1998), (Краснодар, 1999), всероссийских (Серпухов 1996), (Москва, 1999, 2000), международных (Сочи, 1996), (Тула, 1998), (Краснодар, 2000), (Оренбург, 2000, 2001), (Москва, 2000,2001), (Барселона, 1999).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Философские, психологические, педагогические обоснования диалога культур свидетельствуют о том, что отличительной чертой современной культуры является её диалогичность. Поскольку образование есть базовый процесс в культуре, диалог выступает в качестве основной характеристики современной системы образования. Рассмотрение общих закономерностей диалога культур, например, России и Испании, даёт возможность определить специфику диалога различных культур. Аксиологическая сущность диалога культур предполагает наличие диалога ценностей. В образовательном пространстве диалога культур, родной и иноязычной, происходит обогащение личности ценностными смыслами культур, развитие её аксиологического потенциала.

  2. Аксиологический потенциал личности - личностное образование, синтезирующее в себе совокупность ценностных ориентации, иерархию мотивов и силу эмоционально-волевого порядка, обеспечивающие достижение жизненных целей. Сущностными характеристиками аксиологического потенциала личности являются: системно-структурная организация, социокультурная детерминированность, относительная устойчивость, полифункциональность, креативная направленность.

  3. Сущность процесса развития аксиологического потенциала личности студента заключается в том, что это непрерывное движение, затрагивающее все подструктуры аксиологического потенциала личности и предполагающее его качественные изменения. В студенческие годы происходит интенсивное, закономерное накопление и раскрытие аксиологического потенциала личности, который может стать существенным результатом образования.

  1. Диалог культур, выступая в качестве методологического принципа совершенствования системы высшего образования, интенсифицирует процесс развития аксиологического потенциала личности студента вуза. Развитие аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур предполагает обретение личностью в образовательном процессе вуза ценностных смыслов диалога культур. Важнейшим средством усиления процесса развития аксиологического потенциала личности студента в образовательной среде диалога культур России и Испании является актуализация педагогических функций ценностей диалога российской и испанской культур (познавательной.(или гносеологической), эт-ноидентифицирующей, нравственно-регулирующей, языково-коммуникативной, интегративной). К числу важнейших структурно-содержательных звеньев вариативной модели развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур относятся: ценностно-смысловое ядро, характеризующееся системностью, плотностью, модальностью, силой; аксиологическое поле личности, в пределах которого осуществляется взаимодействие аксиологических элементов, ведущее к измениям подструктур аксиологического потенциала личности, к его преобразованию. Динамика развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур предполагает прохождение ряда этапов: полиаккультурацию, аксиологизацию, построение жизненной перспективы.

  2. В качестве форм проявления аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур России и Испании выступают: различные виды знаний - когнитивный компонент аксиологического потенциала личности; ориентация на ценности диалога культур, мотивация духовно-практической деятельности - эмотив-

ный компонент; различные виды умений, гибкость в общении, автономность, аутосимпатия - деятельностный компонент аксиологического потенциала личности студента. Педагогическими условиями развития аксиологического потенциала личности студента в диалоге культур являются: аксиологизация содержания лингвистического образования, применение креативно-ценностных технологий обучения.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и приложений.

Подобные работы
Хасанова Лилия Ильдусовна
Формирование личности студента как субъекта диалога культур в образовательной деятельности
Бычков Анатолий Васильевич
Созидательная деятельность учащихся в контексте изобретательской культуры (Теория и практика развития)
Бегидова Светлана Николаевна
Теория и практика профессионально-творческого развития личности в процессе подготовки специалиста физической культуры и спорта
Беляева Валентина Александровна
Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре
Ряховских Нина Дмитриевна
Взаимосвязь теории и практики как средство развития творческого потенциала будущего учителя
Степанова Ольга Геннадьевна
Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении
Наговицын Роман Сергеевич
Становление теории и практики физической культуры как самостоятельного учебного предмета в средних общеобразовательных учебных заведениях России во второй половине XIX - начале XX вв.
Соколова Людмила Борисовна
Теория и практика формирования культуры педагогической деятельности будущего учителя
Бароненко Анатолий Сергеевич
Теория и практика формирования обществоведческой культуры учащихся старших классов среднего общеобразовательного учреждения в учебном процессе (Гуманитарный аспект)
Ефимова Елена Ивановна
Теория и практика становления экологической культуры будущего специалиста в условиях высшей школы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net