Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Пецина Ирина Анатольевна. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете :На примере музыкально-педагогического факультета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2005 258 c. РГБ ОД, 61:05-13/2298

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы формирования педагогического творчества будущего учителя 13

1.1. Подходы к изучению понятия «педагогическое творчество» 13

1.2. Структура понятия «педагогическое творчество» 34

1.3. Изучение условий формирования педагогического творчества у будущих учителей в учебно-образовательном процессе 56

Глава II. Содержание и организация экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 72

2.1. Характеристика экспериментальной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 72

2.2. Методы изучения педагогического творчества будущих учителей 99

Глава III. Результативность экспериментальной работы по формированию педагогического творчества у будущих учителей 111

3.1. Уровни сформированности педагогического творчества у учителей музыки 111

3.2. Изучение сформированности педагогического творчества у будущих учителей до внедрения экспериментальной программы 121

3.3. Анализ результатов сформированности педагогического творчества у будущих учителей после внедрения экспериментальной программы 142

Заключение 178

Библиография 187

Приложения 206 

Введение к работе:

Современные культурные и социально-экономические реформы приводят к необходимости постоянного совершенствования процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, образовательные учреждения остро нуждаются в творческих педагогах, которым отводится ведущая роль в осуществлении инноваций в системе просвещения. Однако традиционный уровень реализации деятельности массового учителя не соответствует современным требованиям общества и школы в педагоге-творце, что актуализирует проблему формирования педагогического творчества.

Творчество учителя - далеко не новая проблема. В отечественной литературе выделяются философский, культурологический, психологический и педагогический уровни анализа педагогического творчества. На философском уровне выясняется статус понятия «творчество» как научной категории, как источника, механизма движения и атрибута материи, продукта сознания и деятельности человека (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, И.Кант, В.С.Соловьев, Я.А.Пономарев). На культурологическом уровне обосновываются закономерности и тенденции возникновения и развития творчества, как исторического опыта социального взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессе созидательной деятельности, как основы общей культуры (К.А.Абульханова-Славская, Н.С.Злобин, В.А.Сластенин). На психологическом - определяется место личности в творческом процессе (М.В.Кларин, В.В.Краевский, В.Я.Ляудис), исследуются ее изменения в результате включенности в этот процесс (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.П.Зинченко, М.М.Поташник), конкретизируются сущностные механизмы творчества (Г.Айзенк, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, Е.Торранс), условия развития способностей к нему (Р.М.Грановская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, В.Л.Пошгужный, Е.Л.Яковлева). На педагогическом уровне подробно рассматриваются процессы проявления, формирования и реализации творчества в профессиональной деятельности учителя. Исследуются различные стороны творческого мышления педагогов (Д.Б.Богоявленская, Ю.Н.Кулюткин, Я.А.Пономарев, Г.С.Сухобская), их индивидуально-типологические характеристики (В.А.Крутецкий, В.А.Минияров, П.А.Просецкий, И.М.Юсупов), определяются общие и специфические особенности понятия «творческая педагогическая деятельность» (Э.Б.Абдуллин, Ю.П.Азаров, Н.В.Кузьмина, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Л.С.Подымова, С.Л.Рубинштейн, В.А.Сластенин, О.К.Тихомиров, А.И.Щербаков, Г.М.Цыпин).

Анализ научной литературы показывает, что лишь отдельные работы ученых посвящены изучению результатов, продуктов творческой деятельности учителей, проявляющихся в построенном особым образом взаимодействии с учащимися, в совершенствовании учебно-воспитательного процесса (Т.А.Глотова, Ф.НГоноболин, В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, Н.Н.Лобанова, Н.Ю.Посталюк, И.Ф.Харламов). Ведутся исследования, связанные с поиском методов развития творческого потенциала учителей, с формированием творческой направленности их деятельности (СМГодник, Л.М.Митина, В.Г.Рындак).

Как показывает анализ педагогической практики, выпускники педагогического университета, обладая совокупностью общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков, ощущая известную свободу в выборе форм и методов работы, не готовы в полной мере продуктивно и творчески реализовать их на практическом уровне. Обучение в педагогическом университете все еще сохраняет свой традиционный вариант. Существующие программы, определяя объем знаний, умений и навыков, обязательных для усвоения, мало ориентированы на формирование творчества у будущего учителя. Педагогическая практика, в ходе которой студент действует «по заранее заданному образцу», дает уроки в школе «строго по программе и учебнику», не стимулирует овладение творческими техниками обучения и воспитания.

Таким образом, обозначается реальное противоречие между практической необходимостью формирования педагогического творчества у будущих учителей в период обучения и отсутствием ориентации на создание условий для этого у преподавателей вуза.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия и определило проблему данного исследования. В теоретическом плане это проблема создания программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей. В практическом плане — проблема определения педагогических условий, со блюдение которых обеспечит его формирование у будущего учителя в процессе обучения в педагогическом вузе.

Объект исследования - процесс обучения студентов в педагогическом вузе.

Предмет исследования - формирование педагогического творчества у будущего учителя как аспект процесса обучения в педагогическом университете.

Цель исследования — разработать и апробировать программу формирования педагогического творчества у будущих учителей.

Гипотеза исследования. Если педагогическое творчество есть интегративная, профессионально-значимая характеристика личности будущего учителя, выражающаяся в единстве и взаимосвязи педагогического и психологического аспектов его деятельности, где психологический (креативный и функциональный компоненты) - характеризует ее внутреннюю сторону, а педагогический (содержательный и операционно-технологический компоненты) - проявления творчества в конкретной деятельности, то формирование педагогического творчества у будущего учителя в учебно-образовательном процессе вуза становится успешным тогда, когда:

- конкретизировано научное представление о структуре педагогического творчества, раскрыто ее содержание, выделены показатели проявления педагогического творчества у будущего учителя;

- специально созданы условия, направленные на формирование педагогического творчества у будущего учителя путем «раннего» включения в деятельность, способствующую зарождению интереса к овладению технологиями педагогического творчества, обеспечивающую разблокирование стереотипов, потенциальную многовариантность в продуктивном решении педагогических проблем;

- создана программа, реализация которой позволит накопить теоретические знания о механизмах и современных технологиях педагогического творчества; обеспечит формирование мотивов гуманистически направленной творческой деятельности, а также навыков профессионально-личностной рефлексии, педагогической эмпатии и артистизма; умений формулировать, оригинально и самостоятельно решать педагогические проблемы, планировать перспективы развития учащихся.

Задачи исследования: 1) конкретизировать научное представление о структурных компонентах понятия «педагогическое творчество», раскрыть их содержание, выделить показатели проявления творчества у будущего учителя; 2) определить условия, способствующие формированию педагогического творчества у будущих учителей; 3) сконструировать комплекс методов изучения педагогического творчества у будущего учителя; 4) выявить результативность экспериментальной программы по формированию педагогического творчества.

Новизна исследования:

- конкретизировано научное представление о структуре понятия «педагогическое творчество». Структурными компонентами педагогического творчества являются: креативный (характеристики творческой личности и творческого мышления учителя); функциональный (мотивация творческой деятельности, профессионально-личностная рефлексия и художественно-педагогическая эмпатия); содержательный (знания, педагогические убеждения, творческий опыт); операционно-технологический компонент (умения и навыки оригинального сочетания, самостоятельной интерпретации педагогических методов и приемов, педагогический артистизм, планирование перспектив развития учеников);

- теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия, способствующие формированию педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения (использование комплексного, рефлексивно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов к организации учебного процесса, осуществляющих раннюю ориентацию студентов на педагогическое творчество; использование образцов творческой деятельности, игровых и тренин-говых форм и методов обучения, способствующих расширению репертуара решений нестандартных, проблемно-поисковых, потенциально многовариантных задач на основе рефлексивного анализа; обеспечивающих диалог, разблокирование стереотипов профессиональной деятельности, создание положительного эмоционального фона занятий);

- разработана комплексная программа формирования педагогического творчества у будущих учителей, включающая в себя 1) курс «Основы педагогического творчества», который содержит теоретический блок (способствующий приобре тению теоретического знания о механизмах и современных технологиях педагогического творчества); методический блок (формирующий навыки применения теоретического знания в практической деятельности учителя, умения создавать проблемно-поисковые ситуации, творческое взаимодействие с учащимися) и тренин-говый блок (обеспечивающий развитие способности самостоятельно и оригинально решать педагогические проблемы на основе навыков художественно-педагогической эмпатии, профессионально-личностной рефлексии, педагогического артистизма, умений самостоятельно интерпретировать и сочетать педагогические методы и приемы), 2) курс «Хоровой класс и работа с хором», представляющий практический блок (способствующий апробации, корректировке и самостоятельному переносу будущим учителем полученных знаний, умений и навыков педагогического творчества на практику, приводящий к осознанию педагогического творчества как принципиально необходимой, профессионально-значимой характеристики его педагогической деятельности; а также 3) курс «Практика работы в школе» - практический блок (обеспечивающий проявление и реализацию всех компонентов педагогического творчества в их единстве и взаимосвязи)

- разработан диагностический комплекс для изучения педагогического творчества будущих учителей, включающий методы исследования продуктивности творческого мышления, характеристик креативности, педагогических убеждений, мотивов творческой деятельности, знаний о сущности, механизмах и структуре педагогического творчества, художественно-педагогической эмпатии и артистизма, профессионально-личностной рефлексии, а также продуктивности квазипрофессиональной деятельности будущих учителей).

Теоретическая значимость исследования заключаются в том, что его результаты обогащают научные представления об учебно-образовательных возможностях комплексных программ, направленных на формирование педагогического творчества у будущего учителя в процессе обучения вуза; предпринятая в исследовании конкретизация структуры и содержания компонентов педагогического творчества составит основу для широких теоретических представлений об организации учебно-образовательного процесса в педагогическом университете, способствующего обретению студентами знаний о педагогическом творчестве, его пониманию, при менению, анализу, оценке и возможной реализации в дальнейшей профессиональной деятельности; а также повышению качества преподавания различных учебных дисциплин, способствующих развитию творческого потенциала студентов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют совершенствованию деятельности преподавателя вуза в аспекте формирования профессиональной направленности творчества студентов; выявлены резервы в организации учебно-образовательного процесса, способного разрешить проблему подготовки креативных педагогов; разработка и реализация комплексной программы по формированию педагогического творчества у будущих учителей создают реальные предпосылки для осуществления инноваций в системе образования; специально сконструированный диагностический инструментарий изучения проявлений педагогического творчества в каждом компоненте; полученное в результате исследования новое знание о структуре педагогического творчества может быть положено в основу проектирования спецкурсов и спецсеминаров в системе повышения квалификации учителей.

Методологической основой исследования являются концептуальные положения философии о творчестве как процессе и продукте деятельности человека; психолого-педагогические теории и концепции, раскрывающие природу и механизмы педагогического творчества учителей, возможности его развития в процессе учебной деятельности; современные подходы к высшему профессиональному образованию.

Источниками исследования являются:

- философские теории творчества (Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, Н.О.Лосский, М-Мамардашвили, Р.И.Пригожий, В.С.Соловьев, Э.Гартман, И.Кант, М.Фокс, АШопенгаур, В.Штерн, К.Юнг);

- психолого-философские теории творчества (В.И.Вернадский, А.Л.Никифоров, В.Н.Николко, В.А.Пантурин, Я.А.Пономарев, А.П.Тряпицына, В.СШубинский, А.ГШумилин, А.Бергсон, В.Франкл, З.Фрейд);

- современные теории о сущности, структуре и механизмах формирования творчества (Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, А.М.Матюшкин, В.Н.Пушкин,

А.И.Пригожин, О.К.Тихомиров, Ф.Баррон, Дж.Гилфорд, А.Ф.Осборн, А.Ротенберг, Р.Стенберг, К.В.Тейлор, Е.П.Торранс и др.);

- концепции развития творчества учителей (Б.Белл, А.А.Бодалев, Р.М.Грановская, Р.Драйвер, МБ.Кларин, В.А.Левин, И.Я.Лернер, Ю.Л.Львова, М.И.Махмутов, В.СМерлин, А.В.Мудрик, Н.Ю.Посталюк, В.А.Якунина и др.);

- ведущие педагогические технологии профессиональной подготовки учителей, способствующие приобщению студентов к педагогическому творчеству (Ю.К.Бабанский, АА.Бодалев, В.А.Кан-Калик, НБ.Кузьмина, Ю.НКулюткин, Н.Н.Лобанова, М.И.Лукьянова, В.М.Минияров, Л.М.Митина, Н.Д.Никандров, Л.С.Подымова, Н.Ю.Посталюк, Т.И.Руднева, В.А.Сластенин, Л.В .Яковлева);

- современные положения о подготовке педагогов-музыкантов к педагогическому творчеству (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Ю.Б.Алиев, Т.А.Колышева, И.Н.Разовская, Л.А.Рапацкая, Б.М.Целковников, Г.М.Цыпин и др);

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе музыкально-педагогического факультета Самарского государственного педагогического университета. Исследование проводилось в нескольких этапах:

1 этап (1998 - 2000 гг.). Изучение педагогической действительности, конкретного опыта творческой деятельности учителей в условиях социально-экономических перемен и переориентации школы на свободное и всестороннее развитие учащихся обусловило важность и необходимость осмысления роли вузовского обучения в формировании педагогического творчества у будущих учителей. Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы по различным аспектам изучаемого явления выявил основные направления в исследовании проблем формирования педагогического творчества в учебно-образовательном процессе педагогического университета, позволил сформулировать противоречия, определяющие трудности реализации педагогического творчества в профессиональной деятельности учителя, обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать его задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.

этап (2000 — 2004 гг.). В ходе эксперимента, сочетавшегося с анализом опыта работы педагогических кадров и выявлением успешности реализации педагогического творчества в профессиональной деятельности педагогов, проверялась и уточнялась гипотеза исследования; были вьщелены показатели педагогического творчества, конкретизированы необходимые для его формирования педагогические условия. Результатом этого этапа явились разработка и реализация комплексной программы формирования педагогического творчества у будущих учителей.

3 этап (2004 — 2005 гг.). Теоретическое осмысление результатов эксперимента послужило основой для конкретизации содержания и педагогических условий, обеспечивающих формирование у будущих учителей педагогического творчества в учебно-образовательном процессе вуза. Эмпирическое знание, полученное в результате сравнительного анализа данных констатирующего этапа эксперимента с данными его формирующего этапа, подвергнуто качественному и количественному анализу. Проведено оформление результатов исследования.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных его предмету: 1) анализ философской, психологической и педагогической литературы; 2) эмпирические методы (анализ педагогических ситуаций; наблюдение; экспертная оценка независимых судей); 3) социологические методы (беседа, анкетирование, рейтинг, опрос, тестирование); 4) экспериментальные методы (пилотажное исследование, естественный эксперимент); 5) праксиметрические методы (контент-анализ программ учебных дисциплин, учебных планов, педагогических эссе); 6) статистические методы исследования (среднее значение, W-критерий Вилкоксона и V-критерий Ван дер Вардена).

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровнях, применением комплекса методов адекватных его предмету; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в статьях, материалах и тезисах докладов международного кон гресса по креативности и психологии искусства (Пермь 2005), международньк (Самара, 2004), межрегиональных (Саранск, 2004; Тольятти, 2004; Самара, 2005), научно-практических конференциях (Самара, 2002, Самара, 2004). Окончательные результаты исследования обсуждены и одобрены на расширенном заседании кафедры хорового дирижирования и постановки голоса музьжального факультета Самарского государственного педагогического университета. Материалы исследования внедрялись автором в процессе преподавательской деятельности на музыкально-педагогическом факультете СГПУ. Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из центральных задач современного педагогического образования является подготовка творческих педагогов. Однако существует реальное противоречие между запросами современной практики в педагогически творческих учителях и отсутствием в учебно-образовательном процессе вуза реальных условий для профессиональной ориентации творчества у студентов педагогического вуза. Разрешению данного противоречия должно способствовать формирование у будущего учителя педагогического творчества, компонентами которого являются креативный, функциональный, содержательный и операционно-технологический в их единстве и взаимосвязи. • 2. Совершенствование организации и содержания учебно-образовательного процесса в педагогическом университете, с целью формирования педагогического творчества у будущих учителей, предполагает использования в обучении творческих учителей новых подходов: а) комплексного, при котором, последовательно выстроенные проблемно-поисковые ситуации, расширяют репертуар решений нестандартных образовательных задач, максимально стимулируют проявление и формирование всех компонентов педагогического творчества в их единстве и взаимосвязи; б) рефлексивно-деятельностного, реализация которого, при использовании игровых и тренинговых форм обучения, упражнений групповой поисковой деятельности на основе образного мышления, опыта педагогов-мастеров, образцов их творческой деятельности, осуществляет разблокирование стереотипов педагогической деятельности, стимулирует поиск собственных профессиональных ориентиров, обеспечивает возможность их нахождения; в) индивидуально творческого, где на личностном уровне, через диалог и создание положительного эмоционального фона занятий обеспечивается творческая свобода и демократический стиль общения, выявление творческой индивидуальности будущего учителя, различных сторон его творческого мышления при многовариантном решении проблем педагогической действительности; осуществляется «ранняя» ориентация будущего учителя на творчество в разнообразных видах учебно-образовательной и квазипрофессиональной деятельности.

3. Для формирования педагогического творчества у будущего учителя требуется внедрение комплексной программы, включающей в себя: курс «Основы педагогического творчества», теоретический блок которого формирует теоретическое знание о механизмах и современных технологиях педагогического творчества; способствует осознанию будущим учителем цели и задач творчества, ценности гуманистической педагогики; методический блок помогает осваивать навыки применения теоретического знания в практической деятельности учителя; умения создавать проблемно-поисковые ситуации, творческое взаимодействие с учащимися, психологический комфорт; тренинговый блок развивает способность чувствовать, формулировать и творчески решать педагогические проблемы через приобретение навыков художественно-педагогической эмпатии, профессионально-личностной рефлексии, педагогического артистизма, сочетания и интерпретирования педагогических техник; курс «Хоровой класс и практическая работа с хором», в качестве практического блока комплексной программы, способствует апробации, корректировке и самостоятельному переносу актуальных знаний, умений и навыков педагогического творчества в практическую деятельность будущего учителя; курс «Педагогическая практика в школе», где в процессе самостоятельной подготовки и самостоятельной работы с детьми, творчески решая педагогические проблемы обеспечения учебно-воспитательного процесса в школе, происходит осознание будущим учителем педагогического творчества как принципиально необходимой, профессионально-значимой характеристики его педагогического труда.

Структура диссертации соответствует логике исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложений.

Подобные работы
Позднякова Оксана Константиновна
Формирование нравственного сознания будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
Залевская Елена Николаевна
Формирование субъектной позиции будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
Михеева Екатерина Геннадьевна
Формирование педагогического артистизма студента - будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
Михайлова Марина Юрьевна
Формирование дидактико-филологической компетентности будущего учителя начальных классов с правом преподавания иностранного языка в процессе обучения в педагогическом университете
Сапронова Зоя Васильевна
Организация свободного времени студентов вуза как условие формирования педагогической культуры (На примере факультета физической культуры)
Ахмедова Мадина Ахмедовна
Педагогические условия формирования корпоративной культуры вуза : на примере факультета
Линецкая Ольга Юрьевна
Педагогические условия формирования у студентов педагогических вузов умений самокоррекции (На примере факультета физической культуры)
Садетдинов Дмитрий Шейисданович
Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (На примере преподавания "легкая атлетика" с методикой преподавания)
Омаров Магомед Манилмагомедович
Формирование предпринимательского опыта у студентов художественно-графического факультета в области народных художественных промыслов (На примере Республики Дагестан)
Белянина Виктория Борисовна
Формирование психолого-педагогической культуры студентов (На примере преподавания педагогики и психологии на технолого-экономическом факультете)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net