Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Недумова Надежда Викторовна. Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 263 c. РГБ ОД, 61:05-13/394

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы эстетического
воспитания школьников-подростков средствами дизайна
17

  1. Истоки и эстетическая сущность дизайна 17

  2. Философские основы влияния дизайна на развитие личности 32

  3. Анализ современного состояния организации эстетического воспитания школьников средствами дизайна 48

  4. Особенности педагогического руководства процессом освоения

школьниками эстетической сущности дизайна 81

Глава 2. Опытно-экспериментальное обоснование педагогически
целесообразных условий эстетического воспитания школьников
средствами дизайна
115

  1. Обоснование, организация и содержание опытно-экспериментальной работы 115

  2. Описание хода констатирующего эксперимента 140

  3. Результаты экспериментальной деятельности по формированию эстетической воспитанности в процессе комплексной организации

эстетического воспитания средствами дизайна 160

Заключение 187

Литература 191

Приложения 213

Введение к работе:

Актуальность исследования. Современная социально-экономическая ситуация породила многообразие философско-эстетических концепций и направлений в искусстве, влияющих на идеологию и психологию общества, "стиль жизни, философию образования (А.И.Буров, Т.Ю.Быстрова, В.МВидгоф, Н.И.Киященко, В.Г.Мозготт, Н.Н.Мосорова, Л.П.Печко, Е.Е. Пронина, В.И.Самохвалова и др.). Появилось большое число альтернативных образовательных программ, направленных на гуманизацию и гуманитаризацию учебно-воспитательного.

На фоне многомерной картины различных направлений в искусстве выделяется проблема неоднозначного, влияния массового искусства на личность подростка, которое вызывает переживания, связанные с самооценкой личности, характером самопроявления среди окружающих, выбором стиля поведения и имиджа, осознанием собственной привлекательности, межличностными отношениями (Т.Ю.Быстрова, Г.Я.Василеску, Н.КМосорова, Е.Е.Пронина, С.С.Ропгупкин, Е.Ю.Шабалина, В.МШепель* и. др.). В эстетических увлечениях подростков часто наблюдается разбросанность, разностильность, подражательство. Неумение выражать собственную сущность, постигать глубинный смысл произведений популярного искусства (как конструктивных, так и деструктивных) приводит к непониманию школьниками подросткового возраста некоторых общественно-культурных явлений, к потере ориентации в культурном пространстве, принятию антигуманных ценностей, внушаемых коммерческим искусством.

Обозначенные социальные проблемы обуславливают несколько насущных задач эстетического воспитания подростков: воспитание эстетического вкуса и чувства стиля; формирование избирательного отношения к продуктам массового искусства; стидгулирование проявлений

индішидуальности и освоения эстетико-культурных ценностей

произведений современного искусства.

В решении данных задач эстетического воспитания важная роль принадлежит дизайну - искусству концептуальной художественной организации предметно-пространственной среды (как системы, так и отдельных элементов) и ситуаций взаимодействия с ней человека. Возрастание требований людей к внешнему облику, вещам, состоянию бытового окружения, вызванное изменением социально-экономической ситуации, привело к повышению роли дизайна в массовой культуре и жизни. Синтезируя новейшие достижения культуры, дизайн отражает современное развитие общества, демонстрируя с помощью художественных средств (то есть через интериоризацию ценностей) различные структуры его духовной жизни. По мнению ряда ученых, транслируя духовные ценности, объекты дизайна^ способны оказывать влияние на мировоззрение; психологическое состояние человека (Т.Ю.Быстрова, Г.Я. Василеску, Н.Н.Мосорова, Е.Е.Пронина, С.С.Рощупкин, Е.Ю.Шабалина и др.). Следовательно, дизайн сегодня может служить реальным средством воспитания личности.

В педагогическом плане дизайн рассматривается как часть духовной культуры общества (М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Б.Т.Лихачев и др.), как духовный опыт приобщения личности к социуму (ПМАндреева, Б.М. Неменский, Л.П.Печко, В.А. Сухомлинский, В.М.Шепель, Б.П.Юсов и др.), как культурный и аксиологический аспект развития личности (Е.А.Бодина, Е.В.Бондаревская, З.И.Равкин, В.А.Сластенин, СТ. Шацкий и др.). В то же время педагогические возможности средств дизайна не в полной мере используются в современном образовательном пространстве школы (в базовом и дополнительном образовании, при работе с родителями, при организащш эстетической среды школы, при освоении культурной инфраструктуры города). Применение средств дизайна в эстетическом воспитании носит фрагментарный характер, несмотря на возрастание с

5 начала 1990-х гг. интереса ученых к данной проблеме и появление рада

научно-методических трудов по дизайн-образованию (В.М.Быстров,

Т.Ю.Быстрова, А.И.Ковешников, В.В.Корешков, Е.В.Ладыгин,

Н.Н.Мосорова, Б.М.Неменский, Н.О.Постников, Е.Е.Пронина,

Л.Г.Савенкова, С.В.Харитонов, Л.К.Шиян и др.).

Анализ современного состояния теории и практики эстетического воспитания і учащихся позволил выделить следующие противоречия в использовании средств дизайна:

1.между потенциальными возможностями дизайн-образования^ как

целостной системы формирования личности учащегося» и^ узкой

специализацией предлагаемых прикладных программ; 2.между возможностью комплексного использования средств дизайна в

эстетическом воспитании1 школьников и реальной фрагментарной их

представленностью; 3.между уровнем концептуальной организации внешнего окружения-

школы (в условиях города-мегаполиса) и ее внутренней предметно-пространственной средой; 4. между отечественным опытом эстетического воспитания школьников-

средствами дизайна и уровнем развития* дизайн-воспитания за*

рубежом.

Обозначенные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания школьников-подростков средствами дизайна», педагогическая проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогически целесообразные условия, содержание, формы, методы эстетического воспитания школьников средствами дизайна?

Решение данной проблемы составило цель исследования.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования. Педагогические условия

эффекпюного эстетического воспитания школьников средствами дизайна.

Гипотеза исследования.

Эстетическое воспитание школьников средствами дизайна проходит более эффективно, если выполняются следующие условия:

разработан комплекс педагогических действий использования средств дизайна и организации дизайн-деятельности учащихся, охватывающий всех участников учебно-воспитательного процесса, применяемый на уроках общеобразовательного и художественного циклов и в дополнительном образовании;

стимулируется' осмысление учащимися. обыденного дизайна и* эстетических природных объектов, организуется восприятие высоких образцов дизайна, изучается историко-культурная роль дизайна;

осуществляется личностно-ориентированный* подход, в решении задач эстетического воспитания средствами дизайна;

реализуются разнообразные направления проектно-художественной деятельности4 учащихся, воспитание средствами дизайна осуществляется в синтезе с другими видами искусства;

управление дизайнерскими решениями, влияющими на школьную предметно-пространственную среду, реализуется на всех уровнях руководства образовательного учреждения.

Задачи исследования.

  1. Проанализировать теоретико-методологические основы влияния средств дизайна на процесс становления эстетической воспитанности.

  2. Выявить и экспериментально обосновать педагогически целесообразные условия эстетического воспитания подростков средствами дизайна.

  3. Разработать критерии и диагностику эстетической воспитанности школьников, сформированной при обращении к искусству дизайна.

7
4. Выработать методические рекомендации по комплексной

органгоации эстетического воспитания школьников средствами

дизайна.

Методологическая основа исследования.

Философские идеи. Идеи о непрерывном расширении ноосферы за счет человеческой деятельности (В.И.Вернадский); о переходе материи на высший уровень своего развития (К.Э.Циолковский). Идеи о соответствии внутренней сущности человека его деятельности по эстетическому преобразованию окружающей среды как «человека творческого» (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев), «человека разумного» (Анаксагор, Платон, Аристотель), «человека умелого» (Демокрит, Эпикур, Ф.Бэкон, Д.Юм, О.Конт, Ч.Дарвин) «человека символического» (Э. Кассирер). Утверждения философов-экзистенциалистов о возможности преодоления внутренней изолированности человека и его^ приобщения к окружающему миру (А.Камю, М'Хайдеггер и др.). Идеи философов-синергетиков об организующих функциях эстетической деятельности в гармонизации окружающего мира (В.И.Тасалов; В.И.Самохвалова).

Педагогические теории. Теория деятельностного подхода к обучению
и воспитанию
(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, МСКаган, А.М.Коршунов,
А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, А.В.Мудрик, А.В.Петровский,

С.Л.Рубинштейн и др.). Научные исследования по проблемному обучению (В.С.Лазарев, КЯ.Лернер, М.Н.Скаткин и др). Научные положения педагогики о развитии личности; личностно-ориентированном воспитании; развитии личности в единстве с окружающим ее пространством, явлениями действительности; о системообразующей функции культуры в развитии человека (Ш.А.Амонашвили, Е.А.Бодина, Е.В.Бондаревская, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Лазурский, А.Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, Л.П.Печко, Л.Н.Розова, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Б.П.Юсов и др.). Проблема становления профессиональной культуры педагога (И.П.Андриади,

Ю.К.Бабанский, Е.В.Бондаревская, В.М.Быстров, В.И.Загвязинский,

А.И.Ковешников, С.М.Конюшенко, Н.М.Максимова, А.В.Мудрик, А.В.Репринцев, А.И.Савостьянов, В.А.Сластенин и др.).

Концепции эстетического воспитания: об эстетическом сознании
личности и функциях искусства
(М.М.Бахтин, И.С.Бестужев-Лада,
Ю.Б.Борев, А.И.Буров, Н.И.Киященко, В.В. Корешков, Б.Т.Лихачев,
А.А.Мелик-Пашаев, В.Г.Мозготт, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Е.Е.Прошша,
Л.Г.Савенкова, А.В.Толстых, Е.М.Торшилова и др.); об
общевоспитательном значении художественного творчества
(В.В.Алексеева, О.А.Апраксина, А.В.Бакушинский, Н.А.Ветлугина,
И.П.Глинская, Н.В.Гросул, Т.С.Комарова,' Н.М.Конышева, В.С.Кузин,
К.В.Кулаев, Г.В.Лабунская, Б.М.Неменский, Е.Е.Рожкова,

В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, Т.Я.Шпикалова, Б.П.Юсов); о комплексе искусств в учебно-воспитательном процессе и подходе к искусству с позиции освоения духовной культуры общества (Л.М.Баженова, З.А.Барышникова, Е.А.Бодина, Б.И.Ивасив, Л.П.Ильенко, Д.Б.Кабалевский, НК.Карпова, Б.Т.Лихачев^- В.В.Лубенко, Б.М.Неменский, В.А.Разумный, Е.В.Ремнева, Л.Л.Романова, Т.Г.Пеня, Л.Г.Савенкова, Б.П.Юсов и др.).

Научные разработки по теории дизайна и дизайн-воспитанию: теоретические основы дизайна (Т.Ю.Быстрова, Н.В.Воронов, В.ЛХлазычев, Н.Н.Мосорова, В.Ф.Рунге, Н.Т.Савельева, В.В.Сеньковский и др.); теоретические основы организации дизайнерской деятельности учащихся (В.М.Быстров, И.И.Зарецкая, С.Б.Капелева, А.И.Ковешников, Н.М.Конышева, А.Г.Куликов, Е.В.Ладыгин, С.В.Харитонов, Л.К.Шиян и др.).

Методы исследования. Теоретический аналго философской,
социологической, педагогической, психологической, искусствоведческой
литературы. Обобщение творческого педагогического опыта учителей.
Опытно-экспериментальная работа. Включенное наблюдение,

шщивидуальные и групповые беседы, устный и письмеьшый опросы,

тестирование, анализ поведенческих ситуаций, анализ творческих работ

учащихся. Рейтинговая оценка, экспертная оценка. Математические методы обработки результатов исследования.

База исследования. 1998-2003 гг.: общеобразовательные школы №№286, 241, 1410, центр образования № 1682 Северо-Восточного административного округа, № 536 Юго-Западного административного округа, ГОУ Художественная школа Северного административного округа,* Факультет технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета (кафедра дизайнам и технологии), где учителями-экспериментаторами выступили студенты-дипломники^ (5 человек). Исследованием было охвачено 17 учителей (из них 5 студентов) и 1305 учащихся второй ступени обучения.

Этапы исследования.-

Г этап- (1998-2000). Разработка замысла исследования в процессе опытной работы в условиях экспериментальной площадки по теме «Эстетическое наполнение целостного образовательного процесса».

2 этап (2000-2001). Анализ состояния проблемы эстетического
воспитания* школьников средствами дизайна в* теории и практике.
Формулировка проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы исследования.
Конкретизация задач исследования.

  1. этап (2001-2003). Анализ научной литературы, изучение передового педагогического опыта. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента.

  2. этап (2003-2004). Обобщение и анализ результатов исследования, оформление работы.

Публикации результатов работы на всех этапах исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: Раскрыты педагогические возможности дівайна не только в

эстетическом воспитании, но и в формировании целостной

личности школьника-подростка, его социализации (формирование вкусов, идеалов, потребностей, развитие проектной культуры, творческих способностей, стимулирование освоения культурных ценностей, развитие диалогического отношения к действительности, творческих проявлений, профессиональное ориентирование).

Предложен комплексный подход к организации эстетического воспитания школьников средствами дизайна.

Определены педагогически- целесообразные условия комплексной организации эстетического' воспитания подростков* средствами дизайна.

Разработана, методика диагностики уровня эстетической воспитанности школьников, сформированной! при обращении к искусству дизайна.

Теоретическая значимость исследования: » Выявлены противоречия и проанализированы современные подходы к организации эстетического воспитания- школьников средствами дизайна.

Представлен анализ потенциальных возможностей дизайн-искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения. Рассмотрены теоретико-методологические основы становления эстетической воспитанности школьников-подростков в процессе эстетического воспитания средствами дизайна.

Определено содержание понятий «комплексный подход к эстетическому воспитанию средствами дизайна» в образовательном пространстве школы, «педагогически целесообразные условия эстетического воспитания средствами дизайна». Раскрыты дидактические основы эстетического воспитания школьников средствами дизайна.

Выделены и дифференцированы методы стимулирования эстетической воспитанности школьников, сформированной при обращении к искусству дизайна.

Определены этапы становления эстетической воспитанности школьников-подростков в процессе комплексного использования средств дизайна в образовательном пространстве школы. Практическая значимость исследования:

Определены основные направления и формы работы по эстетическому воспитанию школьников средствами дизайна в образовательном пространстве школы (факультативный курс; его интеграция в уроки технологии, изобразительного искусства, занятия* декоративно-прикладным творчеством; использование методических рекомендаций для учителей общеобразовательных дисциплин), комплексная реализация которых позволит вовлечь широкий круг учителей в инновационную деятельность по эстетическому воспитанию.

Применение разработанного метода «расширения проблемного поля» позволит учителю оптимально организовать процесс дизайн-проектирования учащихся и стимулировать развитие интеллектуальной сферы подростка (проблематизирующее мышление, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, делать правильный выбор).

Разработанные критерии и уровни эстетической воспитанности, сформированной при обращении к искусству дизайна, позволят педагогам оценивать эстетическую воспитанность подростков с опорой на конкретные показатели.

Предложенный комплект диагносттяеских материалов и матриц-таблиц, даст возможность учителю осуществлять срезы для определения различных показателей эстетической воспитанности школьников, сформированной при обращении к искусству діоайна.

Разработанные методические рекомендации для учителей и

адшшистрации позволят реалшовать комплексный подход к организации эстетического воспитания школьников средствами дизайна.

Разработанные направления проектно-художествеїшой деятельности учащихся и программа факультативного курса «Создай свой мир» для учащихся средней школы (6-8 классы) будут способствовать развитию целостных художественно-эстетических и практико-социальных представлений учащихся об окружающем мире. В первую очередь, программа может быть интегрирована в следующие предметы: черчение, изобразительное искусство, технологию, мировую художественную культуру.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы при подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными, методологическими позициями исследования; междисциплинарным подходом к изучению проблемы; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных предмету и задачам исследования; сочетанием качественного и количественного анализа эмпирических данных. Положения, выносимые на защиту. 1. Потенциальные возможности дизайн-искусства позволяют комплексно воздействовать на становление личности подростка, а именно на развитие эстетической восгагганности, повышение мотивации к различным видам художественно-проектной деятельности, формирование положительной направленности на аттрактивное (привлекательное, доброе, красивое) в окружающем мире.

13
Комплексный подход
к эстетическому воспитанию

средствами дизайна в образовательном пространстве школы

подразумевает: развитие у школьников опыта эстетического

осмысления как концептуально-утоіічеішого, так и обыденного

дгоайна; привлечение дизайн-деятельности учащихся в базовое и

дополнительное образование в школе; организацию их

концептуального проектного творчества и ориентирование в сфере

дизайнерских профессий; использование средств дизайна во

взаимодействии* с другими видами искусства; повышение

дизайнерской* компетентности учителей и дизайн-просвещение

родителей; творческое сотрудничество! и принятие дизайнерских

решений по организации школьной среды и внеклассных мероприятий

на^ всех уровнях школьного управления (руководитель

образовательного учреждения, педагогические советы, методические

объединения, творческие группы педагогов, учителя, учащиеся).

Педагогически целесообразные условия эстетического воспитания

средствами дизайна- предлагается дифференцировать как общие и

специфические. К первым относятся: расширение образов восприятия.

эстетических объектов школьниками; управление развитием

эстетического отношения учащихся от эмоциональной реакции

«удовольствие-неудовольствие» до понимания их духовной ценности;

выбор для восприятия и собственной проектной деятельности

подростков социально-значимых объектов; ориентирование всех

участников учебно-воспитательного процесса на предпочтение

объектов конструктивного (гуманистического) дизайна;

комплексный подход. Ко второй группе условий относятся: создание

на занятиях атмосферы сотрудничества и диалогических отношении

различного уровня (воспитанник - воспитанник, педагог -

воспитанник, художественный образ - воспринимающий, материал -

14
автор, дизайнер - потребитель, общественный эстетический

идеал - личностное понимание действительности и др.); создание

гармоничной дизайн-среды школы.

  1. Специфические методы стимулирования эстетической воспитанности школьников в области дизайна предлагается дифференцировать как 1) методы эстетизации содержания образования и 2) методы активизации творческой* деятельности. Первая группа включает в себя методы эмоционально-ценностного культурологического анализа, «погружения» (эмпатия, спонтанность восприятия), «перевода» воображаемого образа в изобразительную и предметно-пространственную деятельность, стимулирования* понимания образных средств дизайна, создания художественного контекста при синтезе искусств. Вторую группу составляют методы вовлечения в дискуссию по анализу эстетических свойств дизайн-объектов, .стимулирования способностей к эстетической оценке, вовлечения подростков и педагогов в активное дизайнерское сотворчество, вариативных игровых подходов к творческой деятельности, педагогической поддержки на пути к ситуации успеха, а также сформулированный в диссертации метод «расширения проблемного поля».

  2. Критериями оценки эстетической* воспитанности подростков, сформированной при обращении к искусству дизайна, на уровне способностей, вкусов, потребностей являются проявление эмоциональности и образности восприятия, способности к вербальной характеристике воспринимаемого, понимания концепции и характера влияния объектов дизайна; проявление потребности в диалоге с концептуально означенным пространством, в создании гармоничной индивидуальной предметно-пространственной среды; предпочтение выдержанных в едином стиле, концептуальных, художественно

15
ценных объектов дизайна. Критериями оценки

эстетической воспитанности, сформированной при обращении к

искусству дизайна, на уровне творческой деятельности являются

общие: оригинальность, гармоничность, выразительность,

колористическое решение, художественно-графические умения,

техника исполнения в материале, - и специфические: креативность,

концептуальная означенность, гуманистическая и утилитарная

направленность, степень освоения пространства.

Апробация результатов исследования. Ход и результаты

исследования были обсуждены и доложены на заседаниях

общеуниверситетской' кафедры педагогики. Основные положения и

результаты исследования были доложены на, конференции Института

художественного образования (ИХО) РАО «Развитие идей художественного

образования и эстетического воспитания в XX веке» (1999),

Международной конференции ИХО РАО «Интеграция как

методологический феномен художественного образования в изменяющейся

России» (2001), IY конференции по .проблемам^ университетского

образования Университета РАО «Психолого-педагогическая подготовка

специалистов» (2001), YI Ручьевских чтениях «На рубеже эпох: Специфика

художественного сознания» (Магнитогорск, 2001), Втором* Российском

Конгрессе «Мир семьи», секция «Взаимодействие образовательного

учреждения и семьи в развитии ребенка» (2001); были обсуждены на 3-х, 4-х

и 5-х научно-педагогических чтениях факультета социальной педагогики

МГСУ (2000, 2001, 2002); Научно-практическом семинаре ИХО РАО

«Художественно-эстетический опыт школьника и влияние эстетической

среды в современной школе» (2001), Дне науки Ml 11 У, секция «Актуальные

проблемы научных исследований аспирантов и соискателей МПГУ» (2001),

Межвузовской научно-практической конференции МГЛУ «Стимулирование

познавательной деятельности студентов и школьников» (2002); Второй

научно-практической конференции Mill У «Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя» (2002).

Внедрение результатов исследования осуществлялось:

в процессе преподавания факультативного курса по дизайну: школы №286 (интеграция в работу художественной студии) и №1410 (интеграция в декоративно-прикладное искусство);

интегрированного курса «дизайн-технология» - школы №241 и №286;

в ходе интеграции факультативного курса в программу «Изобразительное искусство» - ЦО №1682;при использовании методических рекомендаций учителями общеобразовательных и художественных дисциплин - школа №286, ЦО №1682;

при руководстве дипломным проектированием на кафедре дизайна и технологии Факультета технологии и предпринимательства Московского городского педагогического университета.

Подобные работы
Никитина Елена Вячеславовна
Педагогические условия формирования творческой деятельности студентов средствами дизайн-подхода
Галкина Марина Владимировна
Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма
Петров Олег Анатольевич
Трудовое воспитание школьников в условиях социокультурного пространства села
Троицкая Нина Геннадьевна
Экологическое воспитание школьников в условиях Крайнего Севера (На примере Норильского промышленного района)
Хвалевко Наталья Геннадьевна
Управление гражданским воспитанием школьников в условиях муниципальной системы образования
Козлова Елена Владимировна
Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности
Горбунов Владимир Степанович
Патриотическое воспитание школьников в условиях городской системы образования
Городецкая Юлия Александровна
Интегративно-гуманитарный подход как основа эстетического воспитания школьников в условиях региональной системы дополнительного образования
Медведь Элеонора Ильинична
Профессионально-ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического колледжа (На прим. специальности 0303 "Иностранный язык")
Лисовенко Галина Васильевна
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях полиэтнического региона

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net