Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Муромцева Галина Александровна. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности (Культурологический аспект) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Липецк, 2004 276 c. РГБ ОД, 61:04-13/2738

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ

1.1. История и современное состояние проблемы музыкально-
эстетического развития учителя .-...16

  1. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности 45

  2. Структура и содержание профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности 68

Глава П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Учебно-воспитательная работа по формированию профессио
нальной компетентности 106

2.2. Подготовка к восприятию музыкальных произведений и психо
лого-педагогические условия формирования профессиональной
компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельно
сти 139

2.3.Анализ результатов исследования профессиональной компетент
ности 160

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 185

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 193

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 201

ПРИЛОЖЕНИЕ 222

Введение к работе:

XX век был веком научно-технического прогресса и базировался, прежде всего, на развитии индустрии. Однако уже к концу века наметился переход к постиндустриальному обществу, которое требует развития индивидуальности, развития личности. В связи с этим, одним из приоритетных направлений современной образовательной политики становится подъем общей культуры студентов и школьников. В статье 9 «Закона об образовании» Российской Федерации отмечается, что современные общеобразовательные программы должны быть направлены на решение задач формирования «общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе».

Эта коренная особенность времени требует новой образовательной парадигмы. Каждое общество может развиваться, формируя определенный тип личности и использует для этого мораль, религию, искусство. При этом мораль и религия всегда опираются на искусство, искусство же совмещает в себе идеологию, философию, мораль человека, искусство формирует целостную личность и делает это как бы в формах самой жизни. Именно поэтому оно способно оказать влияние несоизмеримое с любой, отдельно взятой формой воздействия на человека. Вектор этого влияния одновременно направлен на ум, чувство и волю.

Особое место в системе искусств занимает музыка. Как и любой другой вид искусства, она связана с конкретными историческими эпохами и вместе с тем в отличие от литературы, театра, живописи, как бы отстранена от конкретных событий и явлений. В течение веков музыка рассматривалась как способ эстетического развития личности. XXI век требует пересмотреть эту парадигму в контексте формирования целостной личности. Целенаправленное музыкальное воспитание - развитие способности избирать, воспринимать, переживать, творить - становится одним из важнейших аспектов современной педагогики развития целостной личности.

В сфере совершенствования педагогического образования посредством углубления художественно-эстетической составляющей профессиональной компетентности учителя, современная ситуация формирует потребность в специалисте, подготовленном художественно и эстетически, выступающем активным пропагандистом искусства, последовательным его проводником в деле учебно-воспитательной жизни школы.

Подобная необходимость вызвана недостаточным уровнем сформиро-
ванности профессиональной компетентности учителя к музыкально-
эстетической деятельности. Научные основы моделирования профессиональ
ной компетентности выпускника педагогического вуза нашли отражение в ис
следованиях ученых Ml И У, ЛГПУ им. А.И.Герцена и др.: профессионально-
педагогические и психофизиологические свойства личности учителя (Т. Мар-
карьян, Р. Кутепов, Н.Д. Левитов, Г.С. Прозоров, М.П. Соколов, Т.К. Чугуев);
профессиографическое изучение педагогической деятельности (Ф.Н. Гонобо-
лин, Н.В. Кузьмина, Р.И. Маттельман, А.И. Щербаков, В.А. Сластенин, Ю.С.
Алферов, Е.Г. Осовский, Е.И. Антипова, В.А. Яковлев и др.). Для нас представ
ляются важными исследования ряда ученых, моделирующих свойства и харак
теристики, определяющие профессионально-педагогическую и познавательную
направленность личности учителя, ученых психологов, педагогов, музыкантов
в области просвещения и профессиональной подготовки (Ю.К. Бабанский,
А.Д.Боборыкин, В.В.Богословский, Ю.В.Кожухов, Е.В.Петрова,

В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Т.Д.Суслова, А.И.Щербаков и др.).

Между тем, на сегодня мало педагогических исследований, рассматривающих культурологический аспект формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности, что порождает ряд противоречий:

- между значительными возможностями культурологического подхода в формировании профессиональной компетентности учителя к музыкально-

эстетической деятельности и обращенности технологии обучения на узкопрофессиональное истолкование его предметного содержания;

между потребностью современного общества в разносторонне, творчески развитом учителе и отсутствием ориентации высшего педагогического образования на формирование профессиональной компетентности учителя в музыкально-эстетической деятельности;

между широкими возможностями для развития общей культуры личности, которые содержатся в музыкальной культуре, и их практической реализацией в учебно-воспитательном процессе;

между необходимостью содержательного проектирования культурно-образовательной среды учебного заведения и не соблюдением приоритетных принципов ее формирования, таких как целостность и гармонизация, которые становятся важным моментом процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя.

В поисках путей, условий и средств преодоления этих противоречий был сделан выбор темы исследования: «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности (культурологический аспект)». Осознавая важность и первостепенность выделения сущностных сторон и закономерностей процесса формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности, нами выбрана для исследования проблема, связанная с необходимостью научно-теоретического обоснования и экспериментальной проверкой психолого-педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности.

Решение этой проблемы актуально для процесса художественно-эстетического образования в высшей школе. Следовательно, цель исследования - поиск основных путей и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

Объектом исследования выступает профессиональная подготовка специалиста в системе высшего педагогического образования, а его предметом -процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя к музыкально-эстетической деятельности.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что эффективность формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности может быть достигнута, если:

культурологический подход к исследованию художественно-эстетического и, в частности, музыкально-эстетического воспитания субъектов обучения проведен в контексте историко-хронологического изложения развития основ музыкального искусства, его роли и значимости в социально-образовательной сфере;

культурологический параметр среды современного человека активно включается в содержание образования, в данном случае речь идет о создании и использовании специальных курсов образовательная область которых направлена на освоение студентами ценностей музыкальной культуры с позиции развития творческих способностей, аккумулирования социально-духовного опыта поколений и перевода его в личный опыт каждого человека;

проектирование процесса обучения воплощается стимулированием развития личностной позиции студента на основе культурологического, системного, личностно-деятельностного, аксиологического и субъектно-деятельностного подходов;

активизация интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой структур целостной личности осуществляется посредством создания проблемных ситуациях на занятиях, способствующих формированию специальных умений (информационных, аналитических, коммуникативных, чувственно-эмоциональных, художественно-образовательных);

- образовательная среда моделирует способы организации пространства, в котором созданы благоприятные условия для осуществления продуктивной познавательной, художественной, образовательной и другого вида деятельности в процессе формирования профессиональной компетентности будущего учителя.

Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

  1. Проанализировать фундаментальные положения философской, психолого-педагогической и специальной теории формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности с точки зрения культурологического подхода к проблеме.

  2. Выделить исходные методологические основания процесса формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

  3. Определить особенности структуры и содержания профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

  4. Выявить психолого-педагогические условия эффективного формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности (культурологический аспект) в условиях высшего педагогического образования.

Методологические основы исследования охватывают рассмотрение:
культурологического, системного, аксиологического, личностно-

деятельностного, субъектно-деятельностного подходов к проблеме исследования; теоретических положений, характеризующих специфику восприятия музыкальных произведений, музыкальных представлений и понятий, базирующихся на музыкальных образах; содержания и структуры профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической работе, которая определяется как специфическая способность, необходимая, для эффективного выполнения конкретного действия в области музыкально-эстетической деятельности.

Профессиональная компетентность учителя в музыкально-эстетической сфере рассматривается нами как готовность к музыкально-эстетической работе в школе и выражается наиболее типичными умениями: информационными, аналитическими, коммуникативными, чувственно-эмоциональными, художественно-образовательными. Развитие исследуемого явления в процессе обучения студентов вуза реализуется тремя уровнями: начальном (репродуктивном); репродуктивном с элементами творчества; творческом (креативном).

Теоретическая база исследования основывается на психологических теориях личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Х. Раппопорт, С.Л. Рубинштейн,); на философских концепциях ценностей (А.П. Валицкая, М.С. Каган, Н.О. Лос-ский, Г.К. Щедрина и др.); на общих теориях формирования личности учителя и педагогических концепциях формирования личности средствами искусства (СИ. Архангельский, Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвязинский, Л.Н.Кадцын, Н.В. Кузьмина, B.C. Кузин, Н.Н. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова, В.А. Сластенин, П.В.Соболев, А.И. Щербаков и др.); на теоретических концепциях, рассматривающих музыкальное искусство в системе художественной культуры (М.С.Каган, Р.И.Грубер, Г.В.Гриненко, Г.А.Ермакова, Л.В.Кириллина, Л.А.Рапацкая, Н.А.Крылова и др.); концептуальных идеях и положениях о развитии художественной культуры личности и содержании музыкально-эстетического воспитания (О.А.Апраксина, Б.Ф.Асафьев, Э.Б.Абдуллин, Е.А.Бодина, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, А.С.Клюев, М.В.Красильникова, В.П.Матонис, П.В.Соболев, Т.Д. Суслова, Р.Л.Тельчарова, Г.М.Цыпин и др.).

Ключевыми в изложении концептуальных положений явились исследования по проблемам эстетики (В.В. Ванслов, Г.В.Ф. Гегель, М.Ф.Овсянников, Б.Г.Лукьянов, М.С. Каган, B.C. Кузин, В.Н.Скатерщиков и др.); психологии художественного творчества и музыкальных способностей (Т.И. Артемьева, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов, Н.К.Бакланов и др.); музыкально-педагогического

образования (Э.Б. Абдуллин, Г.А. Баренбойм, Д.Б. Кабалевский, Л.А.Безбородова, В.О. Медушевский, В.Д. Остроменский, С.Х. Раппопорт, Г.М. Цыпин и др.).

Источниками исследования послужили: философско-эстетическая, психолого-педагогическая, музыковедческая литература; нормативные документы по общеобразовательным школам и вузам; материалы конференций по вопросам, связанным с темой исследования; педагогическая работа автора; опыт и дидактические материалы, полученные на семинарах-тренингах, проводимых при участии института «Открытое общество», Фонда Содействия и Международной Читательской Ассоциации в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Суздале, Королеве, Звенигороде, Кирове (1998-2003гг.).

Методы и база исследования. В решении поставленных задач и проверки гипотезы применялся комплекс методов исследования взаимодополняющих и взаимоконтролирующих друг друга: логико-теоретический анализ философ-ско-эстетической, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; сравнительный анализ концепций эстетического (в том числе музыкального) воспитания; синергетический метод исследования, объединяющий педагогический взгляд на проблему в тесной взаимосвязи с философской антропологией, социологией культуры и методикой музыкального воспитания; изучение и обобщение педагогического опыта; диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение, самооценка); педагогический эксперимент; методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой явились факультеты Вятского государственного гуманитарного университета культурологический, педагогический (дошкольная педагогика и психология и начальные классы), исторический и филологический. Исследованием было охвачено 40 студентов факультета культурологии и 170 студентов остальных факультетов..

Научно-исследовательская работа проходила в период с 1997 по 2003 гг. и включала четыре этапа:

предварительный (1997 - 1998гг.4) этап предусматривал теоретический анализ научной литературы (философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической и специальной) по вопросам эстетического воспитания, личности учителя, его способностей, субъектности, изучения аппарата, механизмов и составления плана исследования, осуществления констатирующего эксперимента, его анализа и разработки гипотезы;

начальный этап (1998 - 2001гг.) включал разработку задач исследования, выявления наиболее актуальных его направлений, особенностей и специфики процесса обучения, проведение экспериментальной работы в группах;

основной этап (2001 - 2002гг.) связывался с отработкой условий формирования профессиональной компетентности учителя в музыкально-эстетической деятельности формирующего эксперимента, проверялась и уточнялась гипотеза и задачи исследования, анализировались полученные результаты, корректировались материалы программы, методика проведения занятий;

завершающий (2002 - 2004гг.) этап носил теоретико-обобщающий характер анализа полученных результатов, соотнесения с теоретическими положениями, формированием выводов и методических рекомендаций по проведению занятий, классификации и систематизации информации, апробации и внедрения результатов исследования, оформления диссертации.

Степень новизны исследования состоит в том, что в нем:

- выдвинута новая научная идея формирования профессиональной компе
тентности учителя к музыкально-эстетической деятельности в условиях высше
го педагогического образования. Уточнена структура и содержание профессио
нальной компетентности учителя в музыкально-эстетической деятельности.
Профессиональная компетентность учителя рассматривается с позиций музыкаль
но-эстетической деятельности в контексте культурологического подхода;

- раскрыты критериальные характеристики и структура профессиональной компетентности учителя в музыкально-эстетической деятельности, состоящей из компонентов: побудительный (инициатива, мотив, интерес, активность), содержательный (знания, умения, способности), ценностные ориентации (отно-шенческий компонент) и социокультурная среда. Профессиональная компетентность учителя в музыкально-эстетической сфере рассматривается как готовность к музыкально-эстетической работе в школе и выражается наиболее типичными умениями: информационными, аналитическими, коммуникативными, чувственно-эмоциональными, художественно-образовательными;

подготовлены и апробированы методические рекомендации развития профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности в условиях высшего педагогического образования;

данная работа вносит вклад в теорию формирования профессиональной компетентности учителя, поиска и нахождения путей и психолого-педагогических условий, обеспечивающих музыкально-эстетическую подготовку специалиста.

Объективность, достоверность исследования обосновывается методологией исходных позиций, опирающихся на принципы, методы, адекватные природе исследуемого явления, цели и задачи повышения общей, музыкально-эстетической, художественно-эстетической культуры учителя; репрезентативностью и статистической достоверностью опытных данных, полученных в эксперименте, их сопоставимостью с массовой практикой; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

- с позиции культурологического подхода раскрыты сущностные характери
стики формирования профессиональной компетентности учителя к музыкаль
но-эстетической деятельности в условиях высшего педагогического образова
ния, разработан критериальный аппарат оценки эффективности музыкально-
эстетической деятельности будущего учителя;

- теоретически обоснована и практически доказана необходимость и возможность формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности;

проверены и апробированы в опытно-экспериментальной работе ведущие психолого-педагогические условия формирования профессиональной компетентности учителя школы (обеспечение готовности к поисковой деятельности, установка на творческое саморазвитие, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, приближение процесса обучения к процессу коммуникации и др.);

в соответствии с логикой и замыслом исследования разработаны вопросы содержания и методики формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем выводы и рекомендации могут быть использованы как в педагогической практике, так и в теоретическом курсе истории педагогики и социальной педагогики, могут служить основой методических разработок спецкурсов и семинаров, написания программ, расширения объектного и предметного пространства в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретически и экспериментально проверена авторская программа «Музыкально-эстетическая культура» и методические рекомендации по ее реализации (осуществляется первый опыт адаптации методик технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» к работе с музыкальным искусством).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная компетентность личности учителя как «субъекта культуры» проявляется в культурологическом подходе к образованию и сопряжена с диалогизацией обучения, гуманизацией и персонализацией науки, искусства, культуры, открытостью учителя как носителя культурных ценностей (научного знания, нравственности, духовности, эстетических чувств). Как интегральное

личностное образование, компетентность личности учителя дифференцируется на мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую и содержательно-методическую составляющие.

  1. Процесс формирования профессиональной компетентности учителя отвечает принципам культуросообразности, преемственности и интеграции со-циогуманитарной, культурологической, психолого-педагогической и специальной подготовки.

  2. Профессиональная компетентность учителя в сфере музыкально-эстетической деятельности рассматривается как культурологическая характеристика его профессионализма. Взаимодействие и взаимозависимость структурных компонентов профессиональной компетентности, характеризующих ее состав, проявляется в умениях, которые выступают функциональными компонентами его компетентности. Основные из них: информационные, аналитические, коммуникативные, чувственно-эмоциональные и художественно-образовательные умения.

  3. Эффективность формирования профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности зависит от психолого-педагогических условий, основными из которых являются: моделирование проблемной ситуации, установка на активную интеллектуальную работу, побуждение к анализу и самооценке собственных действий; овладение студентом конкретной информацией, позволяющей планировать и прогнозировать собственное развитие; создание благоприятного эмоционального фона, опора в образовательном процессе на внутреннюю позицию студента; демонстрация студентам конкретных форм и методов интерактивного комплекса с целью овладения этими дидактическими средствами для использования в будущей педагогической деятельности; разработка и применение специальных методик для развития и саморазвития коммуникативной сферы студентов, повышения уровня культуры общения; разработка и внедрение в образовательный процесс вузов технологий, увеличивающих удельный вес рефлексивных, творческих форм ра-

боты в вузе; наличие специальной образовательно-развивающей программы, выполняющей роль смыслообразующего начала в процессе становления профессиональной компетентности будущего учителя в сфере музыкально-эстетической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования нашли отражение в курсе музыкально-эстетической подготовки студентов. Основные положения диссертации докладывались на научной сессии ВГГУ по итогам исследовательской работы (1999г.), на научно-практических конференциях (Киров 1999, 2000гг.; Королев 1999г.; Звенигород 2000г.; Москва 2002г., Липецк 2003г.), на секционной работе в семинарах-тренингах (Нижний Новгород 1999,2000,2001гг.; Суздаль, 2000г.), обсуждались на заседаниях кафедр культурологии и теории и истории педагогики ВГГУ и ЛГПУ. Основные идеи и методические рекомендации, разработанные автором, прошли апробацию и внедрены в учебный процесс Вятского государственного гуманитарного университета.

Диссертация изложена на 221 страницах и состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, методических рекомендаций, списка литературы, содержащего 297 наименования работ (в том числе три на иностранном языке), а так же приложения общим объемом 56 листов. Работа содержит 11 схем и 11 таблиц.

Во введении обосновывается актуальность исследования проблемы и определяются: тема, цель, объект, предмет, задачи исследования, гипотеза, методы, научная новизна, практическое значение, достоверность, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Философское и психолого-педагогическое обоснование формирования профессиональной компетентности учителя» - дается анализ истории и современного состояние проблемы музыкально-эстетического воспитания, раскрывается методологический аппарат исследования, вопросы теоретических предпосылок формирования профессиональной компетентности (куль-

турологический аспект), структура и содержание профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности» анализируются и обсуждаются результаты опытно-экспериментальной работы, излагаются вопросы развития специальных умений, форм организации и проведения занятий, рассматриваются особенности восприятия музыкальных произведений в художественно-эстетическом развитии специалиста, определяются психолого-педагогические условия развития исследуемого явления.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы, подтверждающие гипотезу, методические рекомендации по формированию профессиональной компетентности учителя к музыкально-эстетической деятельности.

Методические рекомендации разработаны на основе анализа существующих недостатков в системе музыкально-эстетического воспитания студентов и школьников.

В приложении представлена программа и учебно-методические материалы курса «Музыкально-эстетическая культура» для вузов, школ и гимназий, в том числе с углубленным изучением предметов культурологического цикла, а так же материалы опытно-экспериментальной работы.

Неоднократно в течение последних десятилетий принимались государственные решения по вопросам эстетического воспитания. Вместе с тем по сегодняшний день состояние в этой области не удовлетворяет потребностям общества. В связи с этим назрела необходимость смещения акцентов на гуманистическую парадигму педагогического образования как основы профессиональной компетентности учителя, его художественно-эстетического развития, обращения к проблеме эстетического воспитания в историческом плане и анализа места музыкально-эстетического воспитания в контексте современных требований к личности.

Подобные работы
Козберг Геннадий Александрович
Формирование профессиональной компетентности учителя в первоначальной педагогической деятельности
Святкина Нина Анатольевна
Педагогические условия становления профессиональной деятельности будущего учителя (Поведенческий аспект)
Исайко Анатолий Владимирович
Диагностика готовности учителя к деятельности в аспекте социализации учащихся
Суюшов Александр Васильевич
Педагогические аспекты формирования механизмов иноязычной речевой деятельности на основе устной речи
Ярцев Валерий Владимирович
Формирование ценностно-смысловых аспектов деятельности у курсантов вузов МВД России в процессе реализации личностно ориентированного подхода
Алимухамбетова Гульжан Ержановна
Научные основы формирования готовности школьников к познавательной деятельности (Теорет.-методол. аспект)
Сейдалов Мурат Идрисович
Полисенсорный аспект развития личности младшего школьника при формировании иноязычной речевой деятельности
Ажиев Ахмед Вахаевич
Психолого-педагогические аспекты подготовки студентов к формированию авторитетных отношений в педагогической деятельности в условиях Чеченской Республики
Коротич Владимир Казимирович
Педагогическая система формирования готовности курсантов к организации служебно-боевой деятельности (Общепед. аспект)
Манько Наталия Николаевна
Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net