Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Михалева Валентина Васильевна. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 211 c. РГБ ОД, 61:05-13/601

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Отражение в психолого-педагогической и методической литературе проблемы формирования творческого учителя 19

  2. Психолого-педагогические основы творческой активности студентов педагогического колледжа 36

  3. Виды музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа как средства формирования их творческой активности 63

ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа 93

  2. Содержание и организация учебно-творческой деятельности студентов педагогического колледжа на предметах музыкального цикла 119

  3. Самостоятельная работа студентов педагогического колледжа в системе развития их творческой активности на предметах музыкального цикла 142

  4. Динамика развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников 165

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 172

ЛИТЕРАТУРА 177

ПРИЛОЖЕНИЕ 197

Введение к работе:

Современная ситуация в социокультурной и духовной жизни страны характеризуется интенсивно развивающимся процессом демократизации, при котором происходит установление истинно гуманистических отношений, пробуждается творческое самосознание людей, раскрепощаются их потенциальные возможности и способности. Этот процесс всё глубже проникает в различные сферы жизнедеятельности людей, детерминирует и наполняет новым содержанием различные области педагогической науки и практики.

На современном этапе обновления педагогического процесса перед вузами и колледжами ставятся новые цели и задачи, открывающие широкие возможности творчеству, поиску активных методов обучения и воспитания молодых специалистов.

В настоящее время часто обсуждают проблему образования в XXI веке. В главном вопросе все единодушны: при любых условиях останутся две ключевые фигуры - ребёнок и учитель. В нашем профессиональном деле главная личность -учитель, так как от него в основном зависит успех всего дела.

Каким должен быть учитель современной школы? Современные тенденции в развитии системы профессионального образования меняют подходы к подготовке специалистов.

Модернизация системы образования в России создала благоприятные условия для развития новых типов образовательных учреждений - гимназий, лицеев, колледжей. Колледж - и структурно, и содержательно - вполне инновационное учебное заведение. Колледж - это удовлетворение потребностей личности в получении качественной профессиональной подготовки, в развитии и реализации творческих способностей, приобщение к научно-исследовательской деятельности и т.д.

На современном этапе развития общества возросли требования к профес-

сиональной подготовке студентов педагогического колледжа. Педагог сегодня должен не только владеть глубокими и прочными базовыми знаниями, но и быть человеком активным, инициативным, способным к самостоятельному поиску новых форм, методов и приёмов воспитания и обучения.

В «Концепции среднего специального образования» подчёркивается необходимость активизации деятельности педагогических колледжей по формированию творчески активной личности будущего учителя, сосредотачивается внимание на развитии способностей и умений творческой деятельности у каждого педагога.

Социально-политический и экономический кризис общества поставил педагогов перед острой необходимостью пересмотра педагогических позиций, критической переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем обучения и воспитания студентов.

Актуальность исследования данной проблемы определяется тем, что в новых условиях общественного развития изменились требования к среднему профессиональному образованию. Уже сейчас многие профессиональные российские колледжи заключают договоры с вузами об осуществлении совместных преемственных образовательных программ. Эта совместная деятельность оказывается полезной и выгодной как вузам, так и колледжам. Мы согласны с мнением Н.Б. Истоминой, что « на I ступени (в колледже), студент должен овладеть знаниями и умениями, которые позволят на практике реализовать новые направления в работе с младшими школьниками. От усвоения рецептурных методических рекомендаций - к осознанию возможности использования различных вариантов решения методических вопросов; от действий по образцу - к овладению общими способами методической деятельности; от воспроизводящего уровня методических знаний - к формированию умений обоснованно действовать в различных ситуациях и критически оценивать» (77,44).

Всё это воспитывает творческую личность учителя, что очень важно в настоящее время, так как современные социальные условия объективно требуют подготовки специалистов с развитым творческим мышлением.

С 1992 года в России существует двухступенчатая система подготовки учителей начальных классов: колледж - вуз. Обучение студентов по двухуровневой системе поставило перед педагогическими колледжами новые задачи в деле подготовки будущих учителей.

С одной стороны, мы должны подготовить учителя-практика; с другой -студента, готового продолжить обучение в вузе. Педагогический колледж готовит специалистов, которые непосредственно будут воспитывать, и обучать подрастающее поколение. В связи с этим, каждый выпускник колледжа, наряду с профессиональной подготовкой, т.е. накопленной суммой знаний, практических умений и навыков, должен иметь активное познание: должен уметь самостоятельно находить альтернативные варианты решения различных педагогических задач.

Одной из важнейших задач обучения в педагогических вузах и колледжах является развитие творческих способностей каждого студента, будущего учителя, развитие его творческой активности.

В настоящее время в обществе складывается социальный заказ на творческую личность, способную думать по новому, предлагать нестандартные решения, человека, у которого есть потребность к саморазвитию.

Воспитать творческую личность может только творческий учитель. Успешное решение поставленных задач во многом зависит от его культуры, гражданской ответственности, самоотдачи и непременно творческого отношения к делу. Это особенно подчёркнуто в материалах школьной реформы: « Учительская профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь, постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности делу» (162, 56).

6 В связи с этим, подготовка к творческой деятельности будущего учителя, развитие его творческой активности является основным направлением профессиональной школы.

Как подготовить в стенах педагогического колледжа творчески развитого педагога?

Отвечая социальному заказу - воспитанию творческой личности, активно участвующей в познании и духовном преобразовании окружающего мира, педагогика стремится восстановить престиж индивидуально-творческой деятельности.

Мы убеждены, что для осуществления успешной профессиональной деятельности на высоком творческом уровне учитель начальных классов должен иметь значительную гуманитарную, в том числе музыкально-эстетическую подготовку. Цель творчества студента - в формировании собственной художественной культуры, приобретении знаний, умений, навыков, которые, формируясь в процессе учебно-музыкальной деятельности и материализуясь в её результатах, могут быть переданы будущим воспитанникам студентов - школьникам. Выполнить эту задачу возможно, лишь максимально приближаясь к профессиональной творческой деятельности, создавая произведения музыкального искусства, становясь субъектом художественного творчества. Социальная гуманистическая роль музыкального искусства, в центре которого стоит Человек и человеческое отношение к миру, способствует совершенствованию эстетических и нравственных качеств личности, гармонизации и гуманизации всех процессов её развития.

Учебными планами и программами по музыкальным дисциплинам в педагогическом колледже (специальность 0312 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания») предусматривается довольно высокий уровень музыкальной подготовки студентов. В то же время опыт работы преподавателей музыкальных дисциплин показывает значительное несоответствие программных требований и реальной подготовки студен-

тов к музыкально-эстетическому воспитанию в школе. Выпускники педагогических колледжей часто не готовы к решению тех сложных задач, которые на современном этапе выдвинуты перед школой в области музыкального воспитания. Молодые учителя начальных классов нередко отказываются от ведения уроков музыки, не имеют вкуса к внеклассной музыкально-эстетической работе. Поэтому актуально исследование уровня музыкально-эстетической образованности студентов, развития их творческой активности в процессе музыкального обучения.

На творческий, исследовательский характер педагогического труда обращали внимание великие педагоги прошлого: Я.А. Коменский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий и другие.

А. Дистервег, например, писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадёт во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается.

К.Д. Ушинский подчёркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. По П.П. Блонскому, новая школа - школа жизни и творчества самого учителя. СТ. Шацкий отмечал, что процесс обучения, как и дети, должен быть живым, деятельным, переходящим от одной формы к другой, движущим, ищущим.

Творческий характер труда учителя убедительно и ярко раскрыт в работах A.M. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Опыт развития творческих способностей учащихся обобщён и описан известными в стране педагогами Ш. А. Амонашвили, И.П. Волковым, В.Ф. Шаталовым, Е.Н. Ильиным и др.

Важное значение для нашего исследования имели теоретико-методологические подходы философов, социологов, психологов, педагогов (Б.Г. Ананьев, Е.А. Ануфриев, Г.С Батищев, Л.П. Буева, Л.С Выготский, Д.В. Менджерицкая, Я.А. Пономарёв, С.Л. Рубинштейн, И.Р. Страхов, Г.С. Сухобская, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.).

Значительный вклад в разработку проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения внесли педагоги П.Р. Атутов, А.Е. Дмитриев, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, А.И. Савенков и др.

В работах педагогов (Ю.К. Бабанский, СП. Баранов, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин) и психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.Ф. Талызина) нашли своё отражение разработки идей методического творчества. Проблемой педагогического творчества занимались многие психологи и педагоги в связи с формированием творческой личности учителя и его готовности к профессиональной деятельности (Ф.Н. Гоноболин, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, М.И. Поташник, И.П. Раченко и др.).

Проблема профессиональной подготовки учителя уже длительное время является одной из центральных проблем педагогической науки (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.Е. Дмитриев).

В 90-е годы выполнен ряд диссертационных исследований, посвященных проблеме творческой подготовки будущих учителей начальных классов (Г.В. Абросимова, В.П. Веденина, Т.В. Зацепина, Н.В. Максименко, В.Ш. Масленникова, М.Г. Мерзлякова, Л.И. Мищенко и др.).

Важное значение для профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов имеет «Концепция подготовки учителя начальных классов» (в педагогических институтах и училищах) — составители А.Е. Дмитриев и М.Р. Львов. В ней раскрыты задачи начальной школы в условиях построения системы непрерывного образования; дана сущностная характеристика личности учителя начальных классов, особенности его подготовки к учебно-воспитательной работе.

Авторы подробно освещают необходимые учителю четыре цикла знаний и умений, которые следует считать профессиональными.

Ими выделен специально цикл подготовки учителя к творческой деятель-

ности, к элементарному научному исследованию, к обобщению передового педагогического опыта, к творческому развитию детей.

Развитие творческой активности обучающихся в музыкально-педагогической деятельности показаны в работах Б.В. Асафьева, О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина, В.А. Шацкой и их последователей.

Процесс формирования профессионально-творческой деятельности будущих учителей в системе музыкальных занятий получил отражение в ряде исследований (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Арчажникова, Н.Л. Балая, Л.А. Безборо-дова, Я.Я. Бирзкопс, Т.Н. Воронова, Л.Г. Дмитриева, М.А. Зильберквит, А.Ф. Назаров, И.Н. Немыкина, Г.К. Овакимова, М.С. Осеннева, Н.М. Провозина, Л.А. Ра-хинбаева, Т.Д. Суслова, Н.М.Черноиваненко, Е.И. Юдина и др.).

Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы показал, что накоплен богатый опыт в разработке рассматриваемой проблемы. Вместе с тем в теории обучения недостаточно определена и изучена проблема развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников. Остаются мало исследованными содержание и структура развития творческой активности будущего учителя в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла, её показатели и уровни, а также педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности студентов педагогического колледжа.

Указанные обстоятельства определили выбор темы: «Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в ппоцессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников».

Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческой ак-

тивности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - музыкально-эстетическая подготовка в педагогическом колледже (специальность 0312 «Преподавание в начальных классах с дополнительной подготовкой в области музыкального воспитания»).

Предмет исследования - процесс развития творческой активности будущих учителей начальной школы при изучении дисциплин музыкально-эстетического цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой уровень развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников существенно повысится, если у них будут сформированы:

мотивационный компонент творчества, предполагающий направленность на творческое усвоение знаний, понимание важности музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

содержательно-операционный компонент, включающий реализацию побуждений к творческой активности, овладение глубокими знаниями в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

эмоционально-волевой компонент творчества, обеспечивающий эмоцио-

нальное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникшие трудности. С учётом цели, объекта и предмета исследования выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать современное состояние проблемы развития

11 творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

  1. Выявить структуру развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла.

  2. Определить критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа.

  3. Выявить и экспериментально обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой активности будущих учителей начальных классов в процессе изучения дисциплин музыкально-эстетического цикла.

Методологическую основу исследования составляют современные философские концепции формирования личности и положения об искусстве как специфической форме общественного сознания, о социальной творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях её развития, об интеллектуально-творческом потенциале личности как целостном природно-социальном явлении, о ведущей роли деятельности и общения в формировании личности.

В теоретическом плане исследование базируется на фундаментальных положениях: о механизмах персонализации и самореализации личности (К.А. Абульханова - Славская, А.К. Маркова, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджер); о субъективной сущности человека (А.В. Брушлинский, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков, Б.А. Сосновский); о единстве внешних воздействий и внутренних позиций личности (С.Л. Рубинштейн и др.); о развитии интеллектуально-творческого потенциала личности (X. Адлер, СП. Баранов, А.Е. Дмитриев, В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М. Нахари, Н.Д. Никандров, X. Пассов, В.М. Скат-кин, В. Уильяме);

Теоретическое обоснование явлений, образующих музыкальную культуру

личности дали учёные-музыковеды (Б.В. Асафьев, Р.И. Грубер, Б.В. Яворский), социологи (А.В. Луначарский, А.И. Сохор, В.Л. Цуккерман), педагоги (Э.Б. Аб-дуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский и др.).

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, взаимодополняющих друг друга:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической, музыкально-педагогической литературы;

изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта;

наблюдение и педагогический анализ деятельности студентов с целью изучения условий обеспечения развития их творческой активности;

анкетирование;

тестирование;

изучение продуктов творческой деятельности;

анализ творческих работ;

ретроспективный анализ личного опыта преподавания в школе, колледже

и вузе;

педагогический эксперимент;

метод сравнительного педагогического анализа;

- статистическая обработка материалов.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Пензенского госу
дарственного педагогического колледжа, Городищенского государственного педа
гогического колледжа, базовых школ №7, № 12, №24 г. Пензы.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе — поисковом (1997 - 1998 гг.) выявлено современное состояние проблемы, определены цель, задачи, гипотеза и методы исследования. Проведён констатирующий этап эксперимента по выявлению у студентов педагогического колледжа уровней творческой активности в процессе подготовки к му-

зыкально-эстетическому воспитанию младших школьников.

На втором этапе - теоретико-экспериментальном (1998 - 2002гг.) изучалась и анализировалась литература (философская, методологическая, психолого-педагогическая, методическая, музыкально-педагогическая). На этом этапе были сделаны анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике; разработана система мер, в результате чего выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческой активности будущего учителя начальных классов в процессе изучения музыкально-эстетических дисциплин. Проведён формирующий эксперимент.

Третий этап - обобщающий (2002 - 2004 гг.) включал в себя систематизацию, обобщение и уточнение теоретических положений и выводов, апробацию результатов исследования в практику, литературное оформление диссертации.

Достоверность и обоснованность положений и выводов исследования определяется методологической обоснованностью исходных параметров исследования, опирающихся на.теоретические положения о человеке как высшей ценности общества, о ведущей роли активной деятельности в формировании творческой личности, на теоретические положения музыкальной социологии, теорию эстетического воспитания, теорию музыкально-эстетической культуры личности; опытно-экспериментальной проверкой выводов и практических рекомендаций, свидетельствующих о позитивных изменениях в уровне подготовленности студентов педагогического колледжа к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников; сопоставимостью полученных данных с массовым опытом, достаточной продолжительностью изучения проблемы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

представлен целостный анализ практики развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

выявлена сущностная характеристика мотивационного, содержательно-

операционного, эмоционально-волевого компонентов развития творческой активности будущих учителей в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

- выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективного
развития творческой активности студентов педагогического колледжа в
процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших
школьников;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- обоснована необходимость развития творческой активности студентов
педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-
эстетическому воспитанию младших школьников;

расширены имеющиеся теоретические представления о содержании, организации, методике развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников;

охарактеризованы критерии и уровни творческой активности студентов педагогического колледжа;

разработаны научно-практические рекомендации по повышению уровня творческой активности будущих учителей начальной школы в процессе изучения дисциплин музыкального цикла.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что:

- содержащиеся в нём теоретические положения и выводы отражены в на-

учно-методических рекомендациях, применение которых позволяет существенно улучшить процесс развития творческой активности студентов педагогического колледжа на предметах музыкально-эстетического цикла;

- исследование сопровождалось разработкой методических материалов и
апробацией новых программ: «Музыкальный инструмент», «Дирижиро-

вание. Дирижёрско-хоровая практика», «Музыкальная литература», «Постановка голоса», «Методика музыкального воспитания», «Сольфеджио», факультатива «Музыкальная культура общества». - результаты исследования могут быть использованы в деятельности педагогических учебных заведений. Апробация її внедрение. Материалы исследования обсуждались на заседаниях предметно-цикловых комиссий педагогики и психологии, предметно-цикловых комиссий музыки Пензенского государственного педагогического колледжа и Городищенского государственного педагогического колледжа, научно-практических конференциях (1997 - 2004 гг.).

Материалы исследования использовались и обсуждались на областных научно-практических конференциях в Городищенском педагогическом училище (1997 г.); в педагогическом училище города Белинска (1998 г.); в Пензенском государственном педагогическом колледже (1999 - 2003 гг.); на международной научно-практической конференции «Развитие личности в образовательном процессе» (Пенза, ПГПУ, 8-9 октября 2002 г.); на межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация региональной системы образования: практико-ориентированный аспект» (Пенза, ИПК и ПРО, 4 ноября 2003 г.); на научно-практической конференции «Контроль качества подготовки специалистов» (Ульяновск, УПК, 22 апреля 2004 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников характеризуется как единый процесс, предусматривающий музыкально-эстетическую, психолого-педагогическую и методическую подготовку студентов.

  2. Содержание и структуру творческой активности будущего учителя начальных классов следует рассматривать как взаимосвязь трёх основ-

16 ных компонентов: мотивационного, предполагающего осознание необходимости воспитывать в себе творческую личность, понимание важности музыкально-эстетического воспитания младших школьников, развития у них музыкальных знаний, умений и навыков, осознанного стремления к выбору профессии; содержательно-операционного, включающего овладение глубокими знаниями в области теории и практики музыкально-эстетического воспитания младших школьников, инновационными процессами музыкально-эстетической подготовки школьников, способность генерировать идеи, использовать творческий опыт других; эмоционально-волевого, предполагающего эмоционально-волевую направленность на учебно-творческую деятельность, наличие интереса, склонности добиваться успешных результатов.

При определении уровней творческой активности студентов педагогического колледжа (высокого, среднего, низкого) необходимо опираться на следующие критерии: сформированность музыкально-эстетических знаний; способность к эмоционально-образному восприятию музыки; способность к постановке (принятию) музыкально-творческой задачи; готовность к самостоятельной музыкально-учебной деятельности; качество музыкальной (музыкально-педагогической) продукции.

Эффективность развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников определяется соблюдением следующих педагогических условий:

а) введение в учебно-воспитательный процесс педагогического кол
леджа творческого, исследовательского начала;

б) организация музыкального обучения студентов осуществляется на

основе обобщённых музыкально-эстетических понятий, с учётом критериев и уровней творческой активности каждого студента; г) включение студентов в самостоятельную деятельность через систему дидактически обоснованных заданий, учитывающих уровни их творческой активности. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Общий объём диссертации составляет 211 страниц машинописного текста.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, объект и предмет, методологические основы, методы исследования, его новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - « Теоретические основы развития творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников» - на основе анализа психолого-педагогической, методической и музыкально-педагогической литературы раскрывается сущность процесса творчества и проблемы формирования творческого учителя; анализируются ведущие виды музыкальной деятельности студентов педагогического колледжа, теоретически обосновывается типология самостоятельных заданий, позволяющих включить студентов в самостоятельную учебно-творческую работу.

Во второй главе - «Педагогические условия развития творческой активности будущего учителя в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников» - определены критерии и уровни творческой активности будущего учителя; даётся содержание и анализ экспериментальной работы на констатирующем, формирующем и проверочном этапах; рассматривается методика, позволяющая выявить и повысить уровень развития творческой активности будущего учителя начальных классов в процессе изучения дисциплин музыкального цикла; рассматриваются педагогические условия развития творческой

активности студентов педагогического колледжа на предметах музыкального цикла; анализируются результаты опытно-экспериментальной работы; обосновывается целесообразность осуществления программы факультатива «Музыкальная культура общества».

В заключении формулируются основные выводы исследования, подводятся его общие итоги, намечаются перспективы дальнейшей разработки проблемы.

;

Список литературы содержит 239 наименований.

Подобные работы
Горбунова Олеся Федоровна
Профессиональная подготовка педагога к оценочной деятельности в процессе воспитания школьника
Кашлев Сергей Семенович
Внеучебная деятельность в процессе подготовки студентов педвуза к работе по экологическому воспитанию школьников.
Сокольникова Наталья Михайловна
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания
Тепсаева Зарема Меджидовна
Развитие социальной активности студента в воспитательной системе колледжа
Яруллина Лилия Фаритовна
Социальное становление студентов в процессе их экономической подготовки в колледже
Осокина, Светлана Анатольевна
Формирование оценочных умений в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов : На материале педагогического колледжа
Хорева Галина Владимировна
Формирование педагогической деятельности студентов педагогического колледжа в процессе их методико-математической подготовки
Медведь Элеонора Ильинична
Профессионально-ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического колледжа (На прим. специальности 0303 "Иностранный язык")
Захарова Акулина Гаврильевна
Профессиональная подготовка учителя к экологическому воспитанию школьников
Юдина Елена Валерьевна
Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net