Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Михалева Светлана Евгеньевна. Школа искусств как центр социализации детей в условиях северного города : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тюмень, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-13/1845

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Стр.

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯТО
РОМ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ.
13

1.1. Педагогическая культурология: типы культурологии и типы со
циального наследования 13

1.1.1. Педагогическая интерпретация культурологических концеп
ций. 13

1.1.2. Педагогическая культура в традиционных и современных об
ществах 20

  1. Город как «территория культуры современного типа»: педагогический аспект. 28

  2. Развитие культурных потребностей как фактор социализации в социокультурных условиях города 37

1.4. Педагогический потенциал искусства в логике современной
культурной политики 43

1.5. Социально-педагогическая инфраструктура города и школа ис
кусств как центр социализации детей; 47

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 52

ГЛАВА II. ШКОЛА ИСКУССТВ КАК ЦЕНТР СОЦИАЛИЗА
ЦИИ ДЕТЕЙ СЕВЕРНОГО ГОРОДА
54

  1. Социокультурная ситуация северного города как контекст функционирования школы искусств 54

  2. Разработка концепции школы искусств как центра социализации детей в культурно-образовательной инфраструктуре города 69

  1. Характеристика начального художественного образования 69

  2. Принципы организации школы искусств как центра социализации детей. 72

2.3. Структура (внешние связи) и содержание образовательного про
цесса по каждому отделению 79

  1. Отделение раннего эстетического развития (целевая социальная группа - дошкольники) 79

  2. Отделение художественно-эстетического развития для детей-инвалидов (целевая социальная группа - дети с ограниченными возможностями) 86

  3. Отделение эстетического развития по ускоренной программе (целевая социальная группа - неорганизованные подростки) 99

  4. Отделение для детей-сирот (целевая социальная группа - социально незащищенные дети, дети-сироты) 107

2.3:5. Школа искусств как «Филармония в северном городе» 116

2.4. Управление в школе искусств как центре социализации детей 122

2.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 128

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЯ 149

Введение к работе:

Актуальность исследования. Россия сегодня представляет собой общество переходного типа, где признаки традиционного уклада жизни сочетаются с современным. Стремительный рост городов с 30-х годов - времени индустриализации, а на Тюменском Севере с 60-х - периода интенсивного развития нефтяной и газовой промышленности - спровоцировал ситуацию массовой раскре-стьянизации и культурной миграции населения. Это создало проблему неадекватности типа общинной ментальности, которая характерна для горожан в первом поколении, и новых социокультурных условий города (Г. Г. Дилигенский, Л. Г. Ионин, А. В. Мудрик и др.).

В городской социокультурной среде, отличающейся полистратностью, множественностью субкультур, совершенно особое значение приобретает способность рефлексивно осуществлять персональный выбор в постоянно меняющихся условиях: Такой способности у большинства горожан, которые в массе своей - горожане в первом-втором поколении, - объективно нет, т.к. социализация человека в традиционном обществе основывается на статичных, неизменных правилах и нормах общинной жизнедеятельности, на феномене круговой поруки и факте всеобщей осведомленности.

Город объективно задает «ситуацию анонимности» (А. В. Мудрик), и, как следствие, исчезает фактор ответственности перед знакомыми. Когда внутренний локус-контроль еще не сформирован, человек, чаще всего, превращается в безответственного маргинала. Такова культурологическая интерпретация асоциального поведения некоторых категорий горожан и тех проблем, с которыми сталкиваются органы правопорядка, социальные службы и сами горожане.

Эта ситуация создает глобальное противоречие между типом социализации в условиях городского пространства и типом социализации, который сформировался в иных культурных условиях. Обостряется проблема формирования механизмов социализации, учитывающих специфику городской среды посредством создания единой культурно-образовательной инфраструктуры, которая бы

обеспечивала условия жителям города для самореализации в новом культурном пространстве. Особенно актуальна эта проблема для юных горожан, т.к. они оказались в еще более сложных условиях фактического отсутствия социокультурных традиций и размытости базовых ценностей.

Кроме того, в городе с его территориальной и личностной разобщенностью обострилась проблема социализации детей с особыми нуждами. Дети-инвалиды, дети-сироты, которые в селе объективно включены в общинную жизнь, в городе оказались «контингентом специализированных ведомств» и, фактически, изолированными от социума.

Если в традиционном обществе способы воспитания «вплетены» в ритуализированные общинные нормы и в совместную хозяйственную деятельность, то усложнившиеся и по-новому структурированные условия города требуют адекватных педагогических механизмов, которые бы способствовали появлению педагогических новообразований, необходимых для эффективной социализации в культуре города.

Поэтому возникает необходимость проектирования такой социально-образовательной инфраструктуры, где бы, с одной стороны, у человека формировались личностные качества, способные обеспечить «социальную навигацию» в городской культуре, с другой стороны, формировались новые традиции городской культуры, соблюдение и передача которых обеспечили бы социальную стабильность.

Решение такой сложной проблемы, как формирование способности к позитивной социализации в условиях городской культуры, видится, во-первых, в интегрировании педагогических усилий различных социальных институтов и учреждений разных ведомств с оптимальным использованием педагогического потенциала каждого; во-вторых, в учете социально-культурной-специфики населения и формирования у него культурных потребностей.

В нашем исследовании мы решаем данную проблему в контексте территориальных и социально-экономических условий одного из молодых, развитых

городов Ханты-Мансийского автономного округа г. Нефтеюганска, реализуя концепцию школы искусств как центра социализации детей, которая является звеном социокультурного образовательного пространства города.

Спецификой северных городов, которые стремительно развивались вслед за нефтегазовой промышленностью, является полистратовый, полиэтничный характер населения. В культурном смысле северный город представляет собой, во-первых, смешение социальностей: здесь проживают выходцы из села, малых городов, больших городов, рабочих поселков и пр.; во-вторых, смешение этнич-ностей: сегодняшние северяне приезжали на территорию проживания малочисленных коренных народностей из различных республик бывшего Союза (украинцы, белорусы, татары, башкиры и др.); в-третьих, смешение культурных традиций разных областей.

Особенности социокультурного пространства г. Нефтеюганска связаны с тем, что старшее поколение мигрантов (свыше 60 национальностей), приехавших в этот регион из различных областей страны и оторванных от своих культурных корней, само оказалось в маргинальном положении и вынуждено было заново осваивать новое природное и культурное пространство жизни. В результате для следующего (подрастающего) поколения традиционные ориентиры их родителей стали не актуальны. Дети оказались предоставлены сами себе и городской улице. Конгломератный характер молодого города не обладает возможностью создать естественным путем педагогизированную культурную среду, для этого необходимы специальные усилия специалистов различных профилей.

Тема нашего исследования «Школа искусств как центр социализации детей в условиях северного города».

Объект исследования - процесс социализации различных категорий детей в социокультурных условиях северного города.

Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие функционирование и развитие школы искусств как одного из субъектов культурно-

образовательной среды, содержание и методы художественного образования, сочетающие социальный, медицинский и общепедагогический аспекты.

Гипотеза исследования - в социокультурном пространстве города, которое предъявляет новые требования к личности, связанные с навыками мобильной, творческой, персонально-ответственной деятельности, процесс социализации детей и подростков различных категорий будет проходить успешно, если создать образовательную структуру, способную обеспечить и развить культурные потребности детей из различных социальных групп посредством интеграции социальных, реабилитационных и художественных задач. Такую структуру возможно создать в рамках школы искусств как центра социализации детей через организацию новых направлений деятельности: открыть нетрадиционные отделения адресной социальной направленности, сочетающие художественные, социальные, реабилитационные, общепедагогические функции, для определенных категорий детского населения (неорганизованных подростков - старшеклассников, детей-инвалидов, детей-сирот, дошкольников).

Цель - разработать и реализовать концепцию школы искусств как центра социализации детей в культурно-образовательной инфраструктуре городского пространства.

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. Создать структуру культурно-образовательного учреждения, основанную на интеграции педагогических, художественных и социальных задач, в социокультурном образовательном пространстве северного города.

  2. Разработать учебно-методический комплекс и адекватные формы реализации художественного образования с ориентацией на задачи социализации различных категорий детей, выявив педагогический потенциал художественной деятельности в рамках школы искусств как центра социализации.

  1. Определить и реализовать структуру сетевого характера внешних связей школы искусств как центра социализации детей с учреждениями и ведомствами города, в чью компетенцию входят проблемы социализации детей.

  2. Выявить результативность деятельности школы искусств как центра социализации детей в условиях северного города.

Методика исследования носила комплексный характер. Использовались теоретические методы: сравнительный анализ философской, культурологической, педагогической, психологической литературы, непосредственно или опосредованно относящейся к исследуемой проблеме; социокультурный, психолого-педагогический и культурологический анализ пакета государственных документов, определяющих политику и практику модернизации общего, среднего и начального допрофессионального художественного образования; анализ и обобщение опыта художественных школ России, способных сочетать художественные, личностно-развивающие и социальные задачи; проектирование и опыт обобщения реализации проектов; эмпирические методы: опытно-экспериментальная работа, наблюдение, контент-анализ, тестирование и анкетирование.

Научная новизна состоит в том, что выявлены педагогические ресурсы художественного воспитания на основе интеграции в деятельности школы искусств художественно-эстетических задач и задач социализации, которые заключаются:

  1. в разработке структуры социально-педагогической среды для социализации различных социальных групп детей и их инкультурации, т.е. вхождения в единое культурное пространство северного города через формирование культурных потребностей и креативных качеств;

  2. в создании условий для социализации категорий детского населения, которые традиционно не являются контингентом для школ искусств, через открытие отделений адресной социальной направленности не под вид художественной деятельности, а под интересы и возможности конкретной категории детей;

3) в создании сетевой связи школы искусств с учреждениями и ведомствами города для решения задач социализации подрастающего поколения.

Теоретическая значимость: разработана концепция школы искусств как центра социализации детей в условиях северного города на основе транссфер-ного подхода к осуществлению социально-педагогической деятельности (от проектирования, планирования до финансирования) с привлечением различных учреждений и ведомств и дифференцированного приобщения к художественной деятельности различных категорий детей.

Практическая значимость исследования состоит в разработке пакета программ для новых нетрадиционных отделений адресной социальной направленности, основывающихся на интеграции принципов начального допрофес-сионального художественного образования с принципами реабилитационной и социальной педагогики; в разработке организационно-управленческой структуры школы искусств как основного звена в культурно-образовательной инфраструктуре города.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, предмету, целям и задачам, личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Этапы исследования. Исследование включало 3 этапа.

/ этап (1998-1999 гг.) - теоретико-установочный, в ходе которого изучалась литература по философии, культурологии, социологии, социальной психологии, педагогике, анализировались социокультурные и антропологические концепции социализации личности; складывалась концепция социализации личности в условиях полистратовой и конгломератной культуры города, апробировавшаяся на научно-практических конференциях.

2 этап (2000-2002 гг.) - опытно-поисковый, в процессе которого осуществлялся поиск новых организационных и методических структур школы искусств нового типа, нарабатывался опыт непосредственной работы в школе ис-

кусств г. Нефтеюганска, создавались программы отделений адресной социальной направленности, шла проверка эффективности концепции.

3 этап (2003-2004 гг.) - обобщающий, в ходе которого систематизировались и обобщались основные результаты исследования, происходило концептуальное оформление диссертации.

Методология исследования. При осуществлении социально-педагогического проектирования использовался социологический подход, который трактует культуру как фактор организации и социального воспроизводства какого-либо общества (И. Беккет, Э. Дюркгейм, Б. С. Ерасов, Л. Г. Ионин, М. С. Комаров, Б. Малиновский, Л. И. Михайлова, А. А. Радугин, К. А. Радугин, Э. Тейлор С. С. Фролов, А. Я. Флиер, К. Юнг и др.); концепции социализации (В. Г. Бочарова, Г. Н. Волков, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, И. А. Маврина, В. Д. Семенов, Г. Н. Филонов и др.); концепции художественного образованиям психологии искусства (О. М. Агарков, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Л. Г. Готкис, Б. Я. Землянский, А. Н. Малюков, Е. В. Назайкинский, М. С. Пенкин, Ю. Н. Pare, Н. И. Сац, О. Е. Сахалтуева и др.); личностно-ориентированный подход (Н. А. Алексеев., Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков и др.); концепции социальной психологии механизмов и.этапов социализации (Г. М. Андреева, А. А. Реан и др.); концепция реабилитационной педагогики (Н.П. Вайзман, Е. А. Горшкова, Р. В. Овчарова и др.).

Положения, выносимые на защиту:

I. Город как «классическая территория» современного общества создает проблему неадекватности типа общинной ментальности, основанной на соборности и традиционных формах адаптации к статичному социуму, и новых культурных условий, характеризующихся динамикой и многообразием. Одним из путей формирования педагогических условий, способных обеспечить вхождение человека в динамичную культуру общества современного типа, может стать создание единой социально-педагогической инфраструктуры, интегрирующей задачи допрофессионального художественного образования и задачи

социализации через развитие культурных потребностей, способностей к самоорганизации и осуществлению ответственного выбора в динамично меняющихся условиях.

  1. Педагогические возможности школы искусств как центра социализации заключаются в том, что обучение искусству как наиболее мобильной части культуры способствует формированию культурных потребностей, толерантности, полипозиционности, креативных качеств личности, формирует навык аргументированного (ответственного) выбора. Для детей со специальными нуждами (инвалидов) оно является способом релаксации и реабилитации за счет эмоционально-эстетического воздействия на психику; для детей-сирот - компенсирует дефицит личностного общения.

  2. Включение в образовательный процесс различных категорий детского населения, которые традиционно не являются контингентом школ искусств (дошкольники, подростки-старшеклассники, дети с ограниченными возможностями, дети-сироты), обеспечивает приобретение ими позитивного опыта самореализации в социуме и адаптации в условиях разобщенной и «ведомственно разбитой» территории города. Организационно-педагогическим условием включения этих категорий в педагогический процесс является сетевая связь учреждений и ведомств города, объединенных проблемами социализации детей (дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ, интернатов для детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, учреждений социальной защиты, общественных организаций, благотворительных фондов и т.д.).

4. Школа искусств как центр социализации детей может включать совокупность традиционных и нетрадиционных направлений деятельности, открывающих возможность получения художественного образования социально незащищенным категориям детей: традиционные - музыкальное, хореографическое, изобразительное; нетрадиционные (отделения адресной социальной направленности) - раннее эстетическое развитие (для дошкольников), общее эсте-

тическое развитие (для детей-инвалидов), театральное, эстрадное (для подростков и детей-сирот).

5. Содержание художественного образования, сочетающее педагогический, реабилитационный, социальный и художественный подходы, оформленное в учебно-методический комплекс (свыше 20 авторских программ, пособий и методических рекомендаций), обеспечивает решение не только узковедомственных задач начального допрофессионального художественного образования, но и социализацию детей через интеграцию задач различных педагогических направлений.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Подобные работы
Тер-Минасян Марина Робертовна
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста в семейных условиях (На материале взаимодействия специалистов Центра образования с семьями воспитанников)
Кудрявцева Марина Геннадьевна
Развитие образовательной среды детской школы искусств малого северного города
Асильдерова Мадина Магомедовна
Педагогические условия социализации детей в современной дагестанской семье
Гусейнов Руслан Джангирович
Социально-правовая защита детей как условие их социализации
Плетнева Галина Петровна
Педагогические условия реабилитации и социализации детей в школе-интернате санаторного типа
Явбатырова Бурлият Гусейновна
Педагогические условия эффективной социализации детей-сирот в учреждениях интернатного типа : на материале Республики Дагестан
Карнаухов Владимир Анатольевич
Педагогические условия социализации личности в учреждении дополнительного образования детей
Калабина Инна Александровна
Педагогические условия организации нравственного воспитания детей-сирот старшего дошкольного возраста в процессе социализации
Ковтун Татьяна Юрьевна
Экологическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края в условиях города (На материале Республики Саха (Якутия))
Ераносян Валентина Петровна
Стратегическое планирование и управление повышением квалификации педагогических кадров в условиях малого города

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net