Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Метлик Игорь Витальевич. Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 : М., 2005 409 c. РГБ ОД, 71:05-13/156

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ

  1. Религия и образование в современном обществе

  2. Отношение молодежи к религии и религиозной культуре

  3. Учебно-воспитательный потенциал знаний о религии в светской школе

  4. Зарубежный опыт изучения религии в светской школе ГЛАВА II. ТЕОРИЯ И ОПЫТ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Социально-правовые условия освоения знаний о религии в современной российской светской школе

  2. Виды и формы изучения религии в системе образования

  3. Освоение знаний о религии в инвариантном компоненте учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы

  4. Освоение знаний о религии в вариативном компоненте учебно воспитательной деятельности общеобразовательной школы ГЛАВА III. ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ О РЕЛИГИИ

КАК РЕСУРС СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ

  1. Концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы

  2. Интеграция знаний о религии и совершенствование обществоведческого образования школьников

  3. Воспитание гражданственности и нравственных качеств учащихся в процессе изучения особенностей новых религий

  4. Знания о религии в развитии этнокультурного образования учащихся светской школы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ п\ Sy \

приложения , і \ v : [ C>r\ \

Введение к работе:

Актуальность исследования. В Российской Федерации с начала 90-х годов в отношении религии и религиозных объединений сложилась принципиально новая социокультурная ситуация. Атеизм перестал быть частью государственной идеологии, в обществе утвердилось мировоззренческое разнообразие, среди широких социальных слоев россиян, в том числе молодежи, проявляется интерес к ценностям религиозной культуры. Религиозные организации приобрели права равноправных субъектов социальных отношений, в том числе в области образования. Получил развитие сектор негосударственного образования, включающий учебные заведения религиозных организаций - православные, мусульманские, иудаистские и другие дошкольные и общеобразовательные учреждения, вузы.

Предшествующий исторический период характеризовался значительным сокращением области знаний о религии, религиозных объединениях и традициях, доступных учащимся государственной школы. Последние 10-15 лет наблюдается противоположная тенденция: знания о религии включаются в содержание программ дошкольного, общего и профессионального образования, становятся более разнообразными. Учащиеся получают возможность знакомиться с различными оценками религии - не только критическими, как это было в прошлом. Педагоги и воспитатели ищут пути эффективного использования знаний о религии в гражданско-патриотическом, нравственном, эстетическом, экологическом воспитании школьников, формировании культуры межличностного и межэтнического общения, уважения к социальному институту семьи. Эти объективные процессы сопровождаются противоречиями, вызывают дискуссии среди педагогов, в обществе в целом и требуют научного осмысления, обеспечивающего адекватное обновление содержания и форм учебно-воспитательной деятельности светской школы с учетом современных условий, законных прав и интересов всех участииков образовательных отношений: учащихся, их родителей, педагогических работников.

В Конституции Российской Федерации декларирован запрет на установление в качестве государственной или обязательной любой идеологии (ст. 13) или религии (ст. 14). Соответственно, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях исключаются как обязательное для всех религиозное образование, так и всеобщее воспитание на основе какой-либо нерелигиозной идеологии. Новые правовые условия, связанные с изменениями в социально-экономических и политических отношениях, обусловили необходимость обновления воспитания в системе образования, содержания и форм учебно-воспитательной деятельности в образовательных учреждениях. Утверждающиеся в российском обществе принципы открытости, уважения прав личности на свободу совести и вероисповедания, создают благоприятные условия для приобщения учащихся к ценностям национальной и мировой культуры без всяких ограничений, обусловленных идеологическими причинами.

Знания о религии как типе мировоззрения и особой сфере жизни общества в настоящее время представлены в государственных образовательных стандартах, примерных программах учебных курсов и дисциплин. Освоение учащимися разносторонних знаний о религии - исторических, филологических, искусствоведческих, социально-географических и других - осуществляется в процессе обучения многим специальностям профессионального образования, преподавания основных социально-гуманитарных учебных дисциплин в средней школе, учебных курсов регионального и школьного компонентов общего образования, дополнительного образования, в воспитательной деятельности школы. Необходимы теоретический анализ этой педагогической практики, разработка научно обоснованных подходов к конструктивной интеграции1 знаний

0 религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской
светской школы, способствующей совершенствованию процессов обучения и
воспитания.

1 Понятие «интеграция» (лат. integration - восстановление, восполнение, integer - «целый»)
рассматривается как состояние гармоничной связанности отдельных дифференцированных
частей и функций системы, организма, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Дан
ный термин отражает сущность исследуемого процесса - целенаправленное, научно обосно
ванное и управляемое восполнение целостности обучения и воспитания в государственно-
общественной школе в отношении возможностей и форм освоения учащимися знаний о ре
лигии после периода, когда атеизм был частью государственной идеологи.

При изучении педагогического опыта освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях были выявлены противоречия между:

развивающимися во многом стихийно процессами включения знаний о религии в содержание учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, и необходимостью научно-педагогического обеспечения, организационно-управленческого сопровождения этих процессов со стороны государственных и муниципальных органов управления образованием;

составом и качеством знаний о религии в содержании основных образовательных программ, прежде всего в общеобразовательной школе, и потребностью формирования компетентности учащихся в области знаний о религии на современном уровне;

стремлением педагогических работников повышать свою профессиональную компетентность в области знаний о религии и дефицитом необходимой в этой области научной и педагогической литературы;

образовательным запросом со стороны части родителей несовершеннолетних учащихся, самих школьников, который выражается в желании изучать основы традиционной религиозной культуры народов России в рамках вариативного компонента образовательных программ, и неготовностью педагогических работников, системы образования в целом профессионально и эффективно удовлетворять этот запрос;

продолжающимися попытками внедрения в систему образования вероучений и образовательных материалов новых религиозных объединений и культов деструктивной (асоциальной, антигуманной) направленности и неспособностью существенной части работников образования эффективно противостоять этим попыткам.

Их анализ и обобщение позволили определить проблему исследования, которая также может быть выражена в форме противоречия между изменившимися в нашей стране социальными условиями и необходимостью разработать педагогическую теорию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы.

На решение этой проблемы, преодоление этого противоречия было направлено исследование, что потребовало решения ряда частных проблем. В теоретической сфере выявилась необходимость:

- выявить образовательный потенциал знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности светской школы. Данная проблема продолжает
дискутироваться, остается актуальной, несмотря на проведенные исследования
(Л.В.Жаравина, Е.А.Карунин, И.Н.Кондратенко, Л.А.Кудаева, А.М.Леонов,
Т.И.Петракова, Е.Ю.Попова, Э.А.Чурсина, Л.А.Харисова, В.Л.Ширяев и др.), а
также потому, что часть ученых и педагогов обосновывают возможность вос
питания учащихся в государственной и муниципальной школе на основе ок-
культно-религиозных представлений (А.Андреева, В.Мурашов, О.В.Черкасова
и др.);

уточнить содержание основных понятий, связанных с изучением религии в светской школе в новых социокультурных условиях (светский характер образования, религиозные образование, религиоведческое образование, религиозная культура и др.). Отсутствие в этой области единой понятийной базы затрудняет деятельность органов управления образованием, образовательных учреждений, тормозит инновационные процессы;

провести анализ отечественного и зарубежного опыта для определения основных видов и форм освоения учащимися знаний о религии в светской школе, выявить тенденции их развития в интересах гражданского общества в соответствии с новыми потребностями социума;

разработать научную концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы.

В практической сфере:

определить ключевые направления интеграции, наиболее актуальные с точки зрения совершенствования содержания и форм обучения и воспитания школьников в современных условиях, решения общественно значимых воспитательных задач;

разработать соответствующий педагогический инструментарий - учебные и методические пособия, материалы для органов управления образованием и др., апробировать и внедрить его в практику.

В прошлом значение религии в образовании и педагогике, в том числе место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, было предметом исследований многих выдающихся отечественных и зарубежных ученых, классиков педагогической науки, общественных деятелей различных идеологических направлений, а также религиозных деятелей (Н.А.Бердяев, М.Вебер, К.Н.Вентцель, Л.Дистервег, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, И.Кант, П.Ф.Каптерев, Я.А.Коменский, М.В.Ломоносов, В.Н.Лосский, митр. Филарет Дроздов, И.Г.Песталоцци, Б.Рассел, С.А.Рачинский, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, Э.Фромм, А.Швейцер и др.). В истории образования и педагогики сложились различные подходы, обосновывались противоположные взгляды: от ограничения на освоение знаний о религии в светской школе до, фактически, отождествления светского и религиозного образования. Они отражают особенности социальных условий, складывавшихся в различные исторические эпохи, духовно-нравственное состояние общества, тенденции его развития, религиозность населения и другие факторы. Анализируя эти подходы, можно сделать вывод, что место знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы определяется конкретно-исторически, с учетом традиций и современного состояния общества, его социокультурных особенностей.

В настоящее время в научной литературе проблема места и значения знаний о религии в содержании образования, обучении и воспитании детей и молодежи исследуется и обсуждается как светскими учеными, специалистами в различных отраслях науки, так и религиозными деятелями. За последнее десятилетие эта проблема, главным образом в принципиальных и методологических аспектах, получила отражение в работах и выступлениях известных ученых, философов, богословов (ЕЛ.Белозерцев, В.П.Борисенков, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, прот. Владимир Воробьев, Л.С.Гребнев, М.М.Громыко, митр. Кирилл Гундяев, О.В.Долженко, В.И.Зоркальцев, В.С.Леднев, Б.Т.Лихачев, Л.Н.Митрохин, М.П.Мчедлов, Н.Д.Никандров, А.И.Осипов, А.И.Пискунов, В.Н.Сагатовский, В.А.Сластенин, В.И.Слободчиков, А.С.Фролов, И.НЛблоков и др.).

ных работ, в частности: исследование опыта изучения религии в светской школе на различных исторических этапах развития российской системы образования (М.Н.Костикова); процесса воспитания духовной культуры современных школьников (Н.М.Романенко); теории и опыта изучения религиозной культуры в содержании общего образования, исламской культуры в региональном компоненте общего образования (Л.А.Харисова).

Тем не менее, совокупность педагогических проблем, сопровождающих процесс обновления состава и качества знаний о религии, которые осваиваются учащимися в современной российской светской школе, исследована еще недостаточно. Это касается как целостного рассмотрения данного процесса в современном социально-педагогическом и правовом контексте, так и ряда частных вопросов. Среди последних можно выделить вопросы включения знаний о религии в содержание конкретных предметных областей (история, филология, география, искусство и т.д.) и соответствующих образовательных программ; соотношения знаний о религии, которые заимствуются в содержании собственно религиозной культуры, со знаниями о религии, выработанными в рамках ее изучения методами науки и в философских исследованиях религии; взаимодействия образовательных учреждений с религиозными организациями при углубленном изучении конкретной религиозной культуры и др.

Таким образом, изучение научной литературы, деятельности органов управления образованием, педагогического опыта позволило автору сделать вывод: процесс обновления религиоведческого компонента в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы должен быть изучен комплексно, как отдельное направление в научно-педагогических исследованиях и функционировании российской системы образования. Это обусловило выбор темы исследования: «Интеграция знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы».

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность в системе образования.

Предмет исследования - процесс интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В исследовании была поставлена цель - разработать теорию и методику интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности светской школы, которые способствуют модернизации образовательных функций государственной и муниципальной системы образования в новых социокультурных условиях, более эффективному удовлетворению образовательных запросов граждан. Это потребовало решения ряда задач:

выявить роль знаний о религии в обучении, воспитании, развитии личности учащихся;

уточнить содержание и взаимное соотношение основных теоретических дефиниций, связанных с изучением религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (светский характер образования, религиоведческое, религиозное образование и др.);

проанализировать зарубежный опыт освоения учащимися знаний о религии в государственно-общественной системе образования и оценить возможности его использования в российской светской школе;

определить основные виды и формы освоения знаний о религии в российской системе образования, составить их научную классификацию, на основе анализа современной педагогической практики обобщить и систематизировать опыт освоения знаний о религии в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

разработать концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы с учетом новых социально-правовых условий и тенденций их развития;

определить ключевые направления интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, наиболее актуальные с точки зрения потребностей педагогической практики;

разработать и апробировать соответствующий педагогический инструментарий (программно-методические материалы, учебные пособия, материалы для органов управления образованием и др.), обеспечивающий конструктивную интеграцию знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности

светской школы, совершенствование обучения и воспитания детей в современных социокультурных условиях.

Гипотеза исследования заключалась в предположении, что обучение и воспитание в современной российской светской школе будет осуществляться более эффективно, если:

на основе анализа отечественного и зарубежного педагогического опыта будут определены научно обоснованные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений;

в соответствии с этими теоретическими подходами будет разработан и апробирован педагогический инструментарий, способствующий приобщению учащихся к ценностям национальной и мировой культуры, социализации в современном российском обществе, воспитанию российской гражданственности, патриотизма, нравственных качеств личности, культуры межэтнического и межконфессионального общения, формированию необходимой компетентности в области гуманитарных знаний.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципиальные положения педагогической науки о месте обучения и воспитания в духовной сфере жизни общества, преемственности и последовательности в образовании, культуросообразности, народности образования, (А.В.Дистервег, К.Д.Ушинский), его гуманистической направленности; идеи современных педагогов о содержании образования и закономерностях его формирования, особенно в аксиологическом, ценностном аспекте (Ю.К.Бабанский, В.П.Борисенков, О.Г.Дробницкий, В.В.Краевский, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, Б.Т.Лихачев, Н.Д.Никандров, М.Н.Скаткин и др.), о направленности образования на формирование духовно-нравственной культуры, воспитание гражданственности школьников (Б.Т.Лихачев, Г.Н.Филонов), о значении этнокультурных ценностей и этнических традиций в социализации, обучении и воспитании детей и молодежи (Г.Н.Волков). При разработке концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы в качестве ведущих методологических подходов были избраны:

логико-исторический, культурологический, системный и личностно-деятельностный подходы.

В исследовании применялся комплекс теоретических и эмпирических (частных и общих) методов, основными из которых были: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия и научно обоснованное экстраполирование; изучение научной, педагогической литературы, документов, учебных и методических материалов, сообщений СМИ по теме исследования; обобщение и сравнительный анализ зарубежного и отечественного педагогического опыта; теоретическое моделирование; наблюдение, анкетирование, экспертиза; разработка и апробация экспериментальных учебных и методических материалов. Опытно-экспериментальные исследования осуществлялись как в рамках участия автора в реализации тем Комплексной программы научных исследований Российской академии образования (РАО), так и в индивидуальной работе с учителями, методистами, работниками органов управления образованием.

В исследовании выделяются основные этапы. На первом этапе (1991-1997 гг.) изучалась научная литература по теме исследования, нормативно-правовая база образовательной деятельности. Анализировался зарубежный опыт в этой области. Велись теоретические и практико-ориентированные исследования по отдельным направлениям интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности российской светской школы: комплексно изучался опыт региональных образовательных систем (Москва, Курская область); были разработаны и апробированы в школах авторские программы факультативных курсов религиоведческой, мировоззренческой направленности.

На втором этапе (1998-2001 гг.) уточнялись методологические и теоретические позиции исследования, конкретизировались основные дефиниции (религиозная культура, светский характер образования, религиоведческое образование, религиозное образование и др.), социально-педагогические и правовые условия изучения религии в светской школе. Разрабатывались концептуальные подходы к интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений. Анализировалось законодательство Российской Федерации, существующая нормативно-правовая база изучения

религии в светской школе. С учетом полученных в данный период результатов были сформулированы цель и рабочая гипотеза исследования. Промежуточные результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории гражданского воспитания Государственного НИИ семьи и воспитания, научно-практических конференциях, методических семинарах, «круглых столах», апробировались в образовательных учреждениях.

На заключительном этапе исследования (2002-2004 гг.) проводилось обобщение и систематизация получаемых теоретических и эмпирических знаний. Продолжалась разработка и апробация учебно-методического обеспечения для системы образования (разделы в учебниках для учащихся, методических пособиях для учителей, материалы информационного, экспертного и методического характера для органов управления образованием). Была оформлена концепция интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной светской школы, определены результаты и выводы исследования.

Исследование осуществлялось на базе учреждений государственной и муниципальной системы образования (ГОУ №4, 174, 203, 262, 514, 978, 984, 1158 и др. г. Москвы, методические центры, учреждения дополнительного образования), экспериментальной COLLI № 18 РАО в г. Павловском Посаде Московской области, а также негосударственных образовательных учреждений (организаций РПЦ, других религиозных организаций). На разных этапах исследованием были охвачены более 1200 учащихся, в исследовании участвовали более 80 учителей и других работников образования. Отдельные направления исследования реализовывались на базе Государственного НИИ семьи и воспитания (разработка и апробация теоретических положений, концепции, апробация результатов исследования на занятиях с работниками образования в Образовательном центре института), а также на всероссийском и региональном уровнях (участие в международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах, работа в консультативных и экспертных советах и группах Департамента образования г. Москвы, Минобразования России, Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации). Основные параметры исследования, их соответствие ре-

альным потребностям педагогической практики, уточнялись в процессе накопления автором собственного опыта изучения и анализа работы образовательных учреждений в процессе трудовой деятельности в качестве педагога общеобразовательной школы, методиста, специалиста, научного руководителя, консультанта.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

впервые проведено комплексное научно-педагогическое исследование практики изучения религии в системе образования в контексте новых социокультурных и правовых условий, сложившихся в Российской Федерации после 1991 г.;

разработана научная классификация видов и форм освоения учащимися знаний о религии в системе образования. Выявлены особенности учебных и воспитательных задач, деятельности педагогов и учащихся при освоении знаний о религии в образовательных учреждениях разного типа и организационно-правовой принадлежности (государственное и муниципальное образование, негосударственное конфессионально ориентированное образование религиозных организаций);

уточнены содержание и соотношение основных теоретических дефиниций, связанных с изучением религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях (светский характер образования, религиоведческое, религиозное образование и др.), что позволило сформулировать научную концепцию интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы;

- определены ключевые направления интеграции знаний о религии в
учебно-воспитательной деятельности современной российской светской шко
лы: обновление религиоведческого компонента общего социально-
гуманитарного образования; разработка содержания и методов изучения новых
религиозных объединений и культов с целью предупреждения вовлечения де
тей и молодежи в религиозные объединения асоциальной и антигуманной на
правленности; разработка содержания и методов изучения традиционной рели
гиозной культуры как части национального исторического и культурного на
следия народов России.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

решении комплекса научно-педагогических проблем, связанных с определением функций знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, методов их преподавания учащимся, обновлением содержания социально-гуманитарного образования с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, взглядов и убеждений граждан в современном полимировоззренческом и многоконфессиональном российском обществе;

определении на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта специфики различных видов и форм освоения учащимися знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, негосударственных образовательных учреждениях религиозных конфессий, при «обучении религии»; выявлении педагогической целесообразности и эффективности различных моделей интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы;

разработке концепции, позволяющей определять оптимальные параметры интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности с учетом особенностей функционирования образовательных учреждений различного типа, вида, уровня образования, обоснованно проводить отбор знаний о религии при реализации основных и дополнительных образовательных программ, инвариантного и вариативного компонентов общего образования, создавать учебно-методический инструментарий, необходимый для обеспечения выявленных ключевых направлений интеграции.

Практическая значимость исследования выражается в совершенствовании системы научно-педагогического и учебно-методического обеспечения освоения знаний о религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, создании комплекса соответствующих научных и педагогических разработок (учебных пособий, программ, методических рекомендаций, материалов и документов для органов управления образованием и др.). Это способствует развитию духовного потенциала современной российской светской школы, ее воспитательных функций, дает возможность активизировать

процессы модернизации и развития российской системы образования в новых социальных условиях, удовлетворять образовательные запросы граждан в области государственно-общественного образования. Результаты исследования позволяют системно выстраивать работу государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений по обновлению учебно-воспитательной деятельности современной российской светской школы в процессе освоения учащимися знаний о религии, разрабатывать необходимый для этого научно-педагогический и учебно-методический инструментарий, повышать квалификацию педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования, выводов обеспечивается использованием теоретических и эмпирических методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; внедрением результатов теоретических и прикладных работ в педагогическую практику, включая личное участие автора в их реализации (преподавание факультативных религиоведческих учебных курсов, научное консультирование, методическая работа с учителями экспериментальных школ и др.); репрезентативностью исследуемой выборки данных апробации научно-методических и прак-тико-ориентированных разработок.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе реализации научных тем религиоведческой направленности в рамках Комплексной программы научных исследований РАО в 1991-2004 гг., в процессе участия автора в международных, всероссийских и региональных научных конференциях, семинарах, «круглых столах», посвященных современным проблемам образования в Российской академии образования, Государственном НИИ семьи и воспитания в 1992-2004 гг.; на педагогических советах школ, при подготовке, научной экспертизе и апробации учебных и методических пособий в системе образования. Всего по теме исследования автором опубликовано 35 научных работ общим объемом свыше 70 п.л., включая учебные и методические пособия.

Теоретические и практические разработки, подготовленные в ходе исследования, проходили апробацию в процессе участия автора в работе общественно-консультативных и экспертных советов и рабочих групп Министерства об-

разования Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, Аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Учебные и методические пособия, содержащие авторские методики освоения учащимися знаний о религии в содержании базового социально-гуманитарного образования (курс «Обществознание» для 8-9 и 10-11 классов, методическое пособие для руководителей образования и учителей «Новые религиозные культы и школа»), а также учебных курсов по выбору учащихся используются в образовательных учреждениях более 20 регионов России (Республика Карелия, Калужская, Кемеровская, Московская, Псковская, Свердловская, Читинская области, г. Москва и др.). Авторские разработки в области содержания и методов изучения религии в светской школе нашли применение в практике профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования в педагогических вузах и учреждениях повышения квалификации работников образования в Калужской, Курской, Московской, Читинской областях, г. Москве.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Изменившиеся социальные условия вызвали процесс расширения и об
новления содержания, форм и методов изучения религии в российской госу
дарственной и муниципальной системе образования. Освоение в светской шко
ле знаний о религии как особом типе мировоззрения, о религиозной культуре
как части национальной культуры обусловлено педагогическим принципом
культуросообразности образования, современными требованиями к содержа
нию образования, образовательными запросами существенной части граждан и
способствует формированию необходимого уровня компетентности учащихся
в области истории, обществознания, филологии, искусства, морали, стимулиру
ет воспитание социально ценных качеств личности - гражданственности, пат
риотизма, уважения к историческому и культурному наследию народов России
и мира, коммуникативных навыков, культуры межэтнического и межконфес
сионального общения, эстетической, экологической культуры.

2. Учебно-воспитательная деятельность в государственных и муници
пальных образовательных учреждениях должна осуществляться с учетом раз-

нообразия мировоззренческих подходов, представленных в современном российском обществе. Светский характер образования в российской государственной и муниципальной школе не означает его антирелигиозной направленности или формирования индифферентного отношения учащихся к религии, но заключается в обеспечении организационно-правовой независимости школы от религиозных организаций при освоении учащимися знаний о религии, включая изучение отдельных религий по выбору учащихся и/или их родителей (законных представителей).

3. Углубленное изучение на добровольной основе религиозной культуры
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях требует
взаимодействия государства и соответствующих религиозных организаций в
рамках действующего законодательства по вопросам разработки содержания
образования, подготовки педагогических работников, организации образова
тельного процесса. При этом целесообразно учитывать зарубежный опыт изу
чения религии в светской школе, прежде всего в странах с близкой этнокон-
фессиональной структурой населения и социокультурными характеристиками,
где ведущая роль в определении форм взаимодействия государства и религиоз
ных организаций в области образования принадлежит самоуправляемому гра
жданскому обществу.

4. В качестве основных видов освоения знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности государственных и муниципальных образова
тельных учреждений определены: 1) научно-философское религиоведческое
образование - изучение ряда религий на нерелигиозной философско-
мировоззренческой основе; 2) религиозно-культурологическое образование оп
ределенной конфессиональной направленности - изучение истории и культуры
конкретных религиозных традиций при участии соответствующих религиоз
ных организаций. Они дополняют друг друга, отражают разнообразие в подхо
дах к религии, существующее в демократическом обществе, и в целом обеспе
чивают реализацию права обучающихся и педагогических работников на сво
бодный выбор взглядов и убеждений. В общеобразовательной школе наиболее
эффективной моделью освоения учащимися знаний о религии в учебно-
воспитательной деятельности является изучение традиционной религиозной

культуры народов России как части культуры этноса, нации (этноконфессио-нальное образование).

  1. Разработанная автором концепция раскрывает условия, принципы и критерии интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений в целях развития их воспитательных функций, совершенствования процессов обучения и воспитания в новых социокультурных условиях. Концепция включает: 1) ведущую идею; 2) совокупность общих методологических подходов и связанных с ними педагогических принципов; 3) характеристику социально-педагогических условий интеграции, где ведущими факторами выделены параметры образовательного запроса на освоение знаний о религии в светской школе и уровень готовности системы образования к интеграции необходимых знаний; 4) совокупность взаимосвязанных структурных элементов, обусловленных строением и функциями системы образования и включающую: области интеграции, выделяемые в соответствии со спецификой образовательных учреждений разного типа, вида и уровня образования; уровни интеграции, обусловленные структурой государственных образовательных стандартов и наличием в образовательной деятельности инвариантной и вариативной составляющих; социальные институты и учреждения, взаимодействующие в процессе интеграции; аспекты интеграции (деятельность в социокультурном окружении, научно-педагогическая и организационно-педагогическая деятельность, фиксированные в нормативных документах, образовательных программах, планах работы учреждений системы образования); 5) процедуру анализа результатов интеграции, обеспечивающую обратную связь и коррекцию теоретических положений и учебно-методического инструментария.

  2. Ключевыми направлениями интеграции знаний о религии в учебно-воспитательной деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, наиболее актуальными с точки зрения социально-педагогической целесообразности, определены: 1) обновление религиоведческого компонента общего социально-гуманитарного образования (обществоведческого, исторического, филологического и др.); 2) профилактика вовлечения детей и молодежи в религиозные объединения и культы деструктивной на-

правленности; 3) разработка содержания и методов учебно-воспитательной деятельности в процессе освоения учащимися знаний о религии в связи с изучением культуры своего этноса, народа (этноконфессиональное образование, изучение культурообразующих религий).

7. Подготовленные на основе теоретических положений концепции материалы прикладного педагогического характера (разделы в учебниках, методических пособиях, учебных программах и др.) апробированы и используются в педагогической практике, нашли широкое применение в системе образования, способствуют совершенствованию обучения и воспитания в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Подобные работы
Глушенко Александр Алексеевич
Влияние интеграции учебной и научной деятельности преподавателя высшей школы на качество подготовки специалиста
Грязнова Ирина Юрьевна
Совместная деятельность школы и семьи по профилактике и преодолению школьной дезадаптации подростков
Мартиросян Борис Пастерович
Теоретические основы и технология оценки инновационной деятельности школ
Богдан Светлана Владимировна
Педагогическое стимулирование нравственного воспитания младших подростков во внеклассной деятельности школы
Гришкина Людмила Ивановна
Формирование культуры здоровья педагогов как инновационная деятельность школы
Мальчевская Ирина Витальевна
Организация деятельности "школы здоровья" в условиях мегаполиса
Мачехина Ольга Петровна
Формирование трудолюбия у младших школьников в совместной деятельности школы и семьи
Исаев Владимир Николаевич
Управление профессиональным развитием учителей технологии и предпринимательства в условиях инновационной деятельности школы
Бурдуковская В.Г.
Пути взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования в деятельности школ ФЗУ (1920-1940 гг.)
Юнусова Нафисахон Муродовна
Технологическая вариативность современного урока в условиях демократизации деятельности школ Таджикистана (На материале начальных классов)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net