Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Медведевских Валентина Степановна. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2002 174 c. РГБ ОД, 61:02-13/1992-3

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Проблема формирования художественной культуры
студентов педагогического колледжа в теории и практике образо
вания
13

  1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры... 13

  2. Педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа 29

  3. Модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства 51

Выводы по первой главе 70

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации
модели формирования художественной культуры студентов в про
цессе освоения народного декоративно-прикладного искусства
73

  1. Организация опытно-экспериментальной работы 73

  2. Педагогические условия формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа 83

  3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 95

Выводы по второй главе 128

Заключение 131

Библиография 136

Приложения 159

Введение к работе:

Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов - профессионалов в своей области имеет фундаментальное значение для будущего страны. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в России является формирование культуры будущего учителя. В настоящее время возрастают требования к учителю, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании учащихся и студентов традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.

Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие.

Формирование художественной культуры у студентов осуществляется в процессе профессиональной педагогической подготовки в педколледже под воздействием различных видов искусств, в том числе пластических изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура и дизайн), декоративных (керамика, ткани, стекло, металлы, кружевоплетение, ковроткачество, искусство одежды и др.).

В условиях реализации требований Базисного учебного плана и введения национально-региональных компонентов в Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования значительно повышается роль изучения специальных предметов изобразительной направленности. Особое место в их системе занимает народное декоративно-прикладное искусство. В Законе Курганской области «О национально-региональном компоненте Государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской

4 области» 1999г. говорится о необходимости сохранения и развития народных

промыслов и ремесел.

Проблема развития и формирования художественной культуры рассмотрена в исследованиях философов, психологов, культурологов, педагогов. Фундаментальные исследования в этом направлении проведены Л.И. Лриольдовым, В.Г. Афанасьевым, Э.А. Баллером, М.С. Каганом, Э.С. Маркаряном, В.М. Медведевым. Философский аспект проблемы художественной культуры раскрыт в работах: B.C. Библера, И.А. Бирич, Н.С. Когана, Ю.А. Лукина, СИ. Олефира и

др.

Проблема формирования художественной культуры личности затрагивает научные исследования, интегрирующие педагогику и эстетику, культурологию и искусствоведение.

Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды ученых по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, В.А. Беликова, И.Я. Лернера, А.Я. Наина, В.Г. Рындак, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.Б. Соколовой и др., по психологии: Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко. Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна и др., по эстетике: Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Н.И. Кияшенко, В.И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М. Йеменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.

Искусствоведы-исследователи А.В. Бакушинский, П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, СБ. Рождественская, Б.А. Рыбаков, А.Б. Салтыков провели анализ произведений декоративного искусства с точки зрения их значения в воспитании человека.

Проблемы этнохудожественной культуры личности раскрыты в трудах Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Т.К. Рулиной и др.

Вопросы истории развития народного декоративно-прикладного искусства Западной Сибири и Урала, обычаев Южного Зауралья освещены в исследова-

5 ниях ученых-методистов и искусствоведов: Е.А. Ашепкова, В.А. Барадулина,

Н.И. Каплан, Л.М. Русаковой и др., в диссертационных исследованиях Т.Г. Бу-саргиной, Т.А. Крючковой, В.П. Федоровой и др. Использованию традиций национальной культуры, народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел различных регионов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей посвящены диссертационные исследования Ш.М. Ар-салиева, Е.Г. Вакуленко, О.Ю. Евсеевой, Л.В. Ершовой, Л.Э. Лапшиной, П.Н. Магомедовой и др.

Анализ научных исследований показал, что художественная культура рассматривается как важное средство развития личности и существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В то же время современные ученые уделяют недостаточно внимания ее исследованию, в том числе, средствами народного декоративно-прикладного искусства. Например, в средних педагогических учебных заведениях Курганской, Оренбургской и других областей недостаточно используется в процессе обучения народное декоративно-прикладное искусство своего региона. На основе изучения опыта работы средних педагогических учебных заведений, проведенного теоретического анализа были выявлены и сформулированы противоречия:

между объективной потребностью общества в будущем учителе, обладающем художественной культурой, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы в педагогической науке;

между духовным потенциалом, заложенным в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточным использованием его в формировании художественной культуры студентов.

В поисках возможности преодоления данных противоречий была сформулирована проблема исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отображении специфики формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа».

В исследование введены два ограничения:

  1. Изучение процесса формирования художественной культуры нами осуществлялось в экспериментальной группе у студентов 1-3 курсов, обучаюшихся по специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение». Это ограничение связано со спецификой исследования, предполагающей изучение студентами спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству.

  2. Среди средств пластических искусств, необходимых для формирования художественной культуры у студентов педколледжа, нами выделено народное декоративно-прикладное искусство. Обращение к народному декоративно-прикладному искусству обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.)

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия более эффективного формирования художественной культуры будущего учителя.

Объект исследования: формирование художественной культуры студентов.

Предмет исследования: народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов.

В ходе анализа философских, педагогических, культурологических отечественных и зарубежных источников, обобщения опыта работы педколледжей и педучилищ в соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза. Она основана на предположении, что народное декоративно-прикладное искусство является действенным средством формирования художественной культуры студентов. Этот процесс будет осуществляться более успешно, если:

будут определены и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры;

включен в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству региональный компонент;

использована система индивидуальных и коллективных форм творческой декоративно-прикладной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Уточнить понятие «художественная культура студентов педагогического коллледжа».

  2. Определить и научно обосновать педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

  3. Разработать модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Разработать и апробировать систему индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.

Методологическую основу исследования составляют: принципы объективности, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и субъективного; лично-стно-деятельностный подход, системный и аксиологический подходы; теория культуры личности, деятельности.

Теоретическую основу составили исследования научных основ формирования личности будущего специалиста-учителя в процессе его профессиональной подготовки (Г.А. Бокарева, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушин-

8 ский, В.А.Черкасова и др.), методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.), учение о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак), культуры педагогической деятельности (Л.Б. Соколова), духовной культуры личности (ТТ. Русакова), ориентации студентов на социально и личностно значимые ценности (А.В. Кирьянова), дополнительного образования (СВ. Сальцева, А.И. Щетинская), учета индивидуальных особенностей Ф.Ш.Терегулов, труды ведущих ученых-педагогов в области этнохудожествен-ного, эстетического развития личности, понимание народного искусства как части культуры, преемственности культурных традиций, взаимовлияния и взаимопроникновения культур разных народов (О.А. Абдуллин, В.А. Бараду-лин, Г.Н. Волков, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, СБ. Рождественская, СХ. Раппопорт и др.), теоретические основы воспитания молодежи средствами искусства (Ю.Б. Алиев, А.В. Бакушинский, Л.С Выготский, B.C. Кузин, А.А. Ме-лик- Пашаев, Б.М. Неменский, В.П. Симонов и др.).

База исследования: В исследовании участвовали 15 преподавателей и 98 студентов Курганского педагогического колледжа, Катайского и Куртамыш-ского педагогических училищ, 63 учителя изобразительного искусства Курганской области, 320 учащихся средних общеобразовательных учреждений №№ 17, 40, 41, 47, 54 г. Кургана. Формирующий эксперимент проводился в 1998-2001 гг. в Курганском педагогическом колледже.

Этапы исследования:

На первом^ поисково-теоретическом этапе (1996-1998 гг.) проводились: анализ философской, психологической, педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и анализ документации: образовательных стандартов, учебных планов, программ; изучение опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Курганской области в школах и в средних профессиональных учебных заведениях. На данном этапе были уточнены методические и теоретические основы иссле-

9 дования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы

гипотеза, задачи и пути их решения, проведен констатирующий эксперимент и

начат формирующий, осуществлены математическая и графическая обработка

полученных данных.

На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальная оценка, эксперимент.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998-2000 гг.), уточнялась теоретическая и методологическая база для разработки модели формирования художественной культуры на основе народного декоративно-пркладного искусства, выявлялись условия реализации модели, продолжался формирующий эксперимент.

Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации.

На третьем этапе, заключительно-оценочном (2000-2001 гг.), проводился контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование. Основными методами на третьем этапе были анализ экспериментальных данных, их сравнение и интерпретация.

Научная новизна исследования:

  1. Уточнено понятие «художественная культура студентов педагогического колледжа».

  2. Сформулированы и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.

  3. Разработана модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.

10 4. Выявлены и научно обоснованы условия формирования художественной

культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного

искусства.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию формирования художественной культуры студентов, в разработку концептуальных основ взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства и процесса формирования художественной культуры воспитанника.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором программы спецкурса «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья и факультатива «Художественная обработка лозы и бересты» позволяют повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа; создана творческая лаборатория при колледже для апробации новых технологий обучения студентов, школьников по народному декоративно-прикладному искусству; разработанные пособия, рекомендации, указания, которые используются в практике работы преподавателей педагогического колледжа (педучилищ), педагогов общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации учителей. Программы спецкурса и факультатива могут быть использованы при разработке учебных программ, методических пособий по освоению традиционных художественных промыслов Урала, а также других регионов России.

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационной работы обеспечиваются: методологической основой выполненного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой, в ходе которой поэтапно проверялась эффективность разработанной модели; репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Уточненное понятие «художественная культура студентов педколлед-жа», которое понимается нами, как интегративное качество личности, включающее художественные способности, эстетические знания, практические умения, необходимые в педагогической деятельности.

  2. Народное декоративно-прикладное искусство выступает как средство формирования художественной культуры студентов, так как оно: а) расширяет художественный кругозор личности; б) актуализирует художественные потребности личности; в) активизирует художественно-декоративную деятельность; г) вызывает интерес и уважение к народным традициям.

  3. Разработанная модель, включающая целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и оценочный компоненты, позволяет осуществлять формирование художественной культуры студентов средних педагогических учебных заведений на основе народного декоративно-прикладного искусства.

  4. Педагогические условия - разработка и научное обоснование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; введение в содержание спеидисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе - способствуют более эффективному формированию художественной культуры студентов педколледжа.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные идеи и результаты исследования были изложены на научно-практическом семинаре-мастерской академика Б.М. Неменского «Единство пластических искусств и проблема интеграции в художественном образовании» (г, Москва, 1998), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (г. Тобольск, 1998), на областной научно-практической конференции ССУЗов «Роль педагогических коллективов в повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогических кадров через обновление содержания образования» (г. Шадринск, 1998), на Российской конференции «Педагогический мониторинг образовательного про-

12 цесса» (г. Шадринск, 2000), на научно-практической конференции ССУЗов

«Среднее педагогическое образование области; состояние, проблемы, перспективы развития» (г. Курган, 2000); на областной конференции ССУЗов «Развитие среднего профессионального педагогического образования в обеспечении процесса гуманизации областной образовательной системы» (г. Курган, 2001); на научно-практической конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (г. Курган,2001); на региональной научно-практической конференции «Локальные традиции народной культуры в конце XX века» (г. Курган, 2002); на научно-практической конференции КГУ «Проблемы сохранения и развития народных традиций Зауралья» (г. Курган, 2002).

Результаты исследования внедрены в практику работы Курганского педагогического колледжа, использовались на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных учреждений области, а также обсуждались на заседаниях областной эстетической предметно-цикловой комиссии ССУзов Курганской области.

Структура диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (298 источников, из них на иностранном языке - 16), 14 рисунков, 19 таблиц, 3 приложений.

Подобные работы
Анненкова Ольга Олеговна
Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (На примере института искусств)
Якушева Светлана Дмитриевна
Формирование эстетической культуры студентов колледжа
Осокина Валентина Николаевна
Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения
Ситак Лариса Александровна
Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе
Елькина Светлана Валентиновна
Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа (На материале отделения "Музыкальное образование")
Миргород Светлана Александровна
Формирование у студентов педагогического колледжа культуры психической саморегуляции
Перепелицына Ольга Алексеевна
Формирование экономической культуры студентов технического колледжа
Фридман Светлана Олеговна
Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию экономической культуры младших школьников
Григорьева Виктория Аркадьевна
Формирование культуры речи у студентов педагогического колледжа
Шишенко Галина Александровна
Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов колледжа физической культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net