Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Махмутова Мадина Мухаметовна. Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2005 210 c. РГБ ОД, 61:05-13/1107

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Историко-диахронический анализ становления педагогической

культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар
Поволжья 16

1.1. Историко-теоретические основы исследования развития педагогической
культуры субэтносов татар

Поволжья 16

1.2. Особенности становления педагогической культуры в условиях
формирования татарской диаспоры в

Финляндии 47

1.3. Факторы сохранения и развития педагогической культуры татар
Финляндии 73

Глава 2. Синхроническо-сравнительный анализ педагогической культуры

татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья
105

2.1. Современная этнокультурная среда развития педагогической культуры
татар Финляндии 105

2.2.Деятельность Исламского общества татар Финляндии по сохранению и
развитию педагогической культуры 132

2.3.Энкультурация формирования национальной самоидентичности в семье
татар Финляндии 158

Заключение 179

Библиографический список использованной литературы 191

Введение к работе:

Современная система образования является ключевой сферой формирования в человеке педагогической культуры, утверждения в сознании и поступках общечеловеческих нравственных принципов.

В свете актуальности задачи воспроизведения историко-педагогического опыта и возрождения на этой основе прогрессивных традиций воспитания большое значение приобретает обращение к историческому опыту, который является одним из важнейших источников осознания и преобразования действительности, Ф.М.Достоевский писал, что каждая нация за свою историю вырабатывает высшую идею, без которой нации как единого целого быть не может. Общность исторических судеб, тесные контакты в процессе формирования и развития этнических общностей обусловили сходные черты педагогической культуры татар. Ценности народного воспитания органически входят в общечеловеческую педагогическую культуру.

Анализ и объективная оценка опыта становления и развития педагогической культуры татар необходимы для более адекватного воспроизведения исторического пути развития педагогической мысли, и для подготовки нового поколения педагогов к профессиональной деятельности в современных условиях. Между тем, история воспитания и педагогической мысли представителей татарского народа, проживающих за пределами своих национальных образований до настоящего времени мало изучена. Это предопределяет поиск научных представлений о возможностях изучения и обобщения национально-культурной жизни татарской диаспоры за границей, которая стала бы своеобразным и естественным дополнением общетатарской истории и культуры.

Поскольку в педагогике до сих пор еще нет работ о национально-культурной жизни татарских диаспор за границей, воспроизведение историко-педагогического опыта и возрождение на этой основе прогрессивных традиций воспитания рассматривается во взаимосвязи педагогической

культуры татар в Финляндии и целостного педагогического наследия татар Поволжья.

Исторический путь развития педагогической культуры татар Поволжья характеризуется естественностью, ранним началом, перманентностью, участием в процессе воспитания подрастающего поколения всего народа.

Полнота исторического обоснования общности педагогической культуры татар Поволжья и татар Финляндии достигается за счет объединения таких аспектов, как генетический, сравнительно-исторический, культурно-исторический и библиографический.

Генетический аспект исследования позволяет определить основные периоды и этапы в становлении педагогической культуры татар Финляндии, раскрыть особенности процесса энкультурации формирования национальной самоидентичности.

Сравнительно-исторический аспект исследования помогает выделить общие и особенные характеристики педагогической культуры татар Финляндии на разных этапах ее развития. Применение стравнительно-исторического подхода объясняет различия в содержании, формах и методах формирования педагогической культуры в прошлом, настоящем и будущем, показывает особенности становления и развития педагогической культуры в период формирования диаспоры, раскрывает реализацию отдельных концепций деятельности Исламского общества татар Финляндии.

Культурно-исторический аспект исследуемой нами проблемы предполагает социокультурный анализ становления и развития

педагогической культуры семьи татар Финляндии. Важнейшими

»

составляющими культурно-исторического анализа выступает изучение: педагогических ценностей, технологий, форм и результатов педагогического процесса образования и воспитания как синтеза субъективного и объективного, педагогической культуры как специфической формы проявления общей культуры.

В исследовании полной картины педагогической культуры татар Финляндии необходим биографический аспект. Такой подход позволяет исследовать особенности педагогической культуры личности в динамике, в ее индивидуальных характеристиках. В связи с этим справедливо утверждение Б.Г.Ананьева о том, что «изучение личности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, современников, соратников, сотрудников или, напротив, противников -в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность»(12, с.ЗЗ)

В поиске и определении стратегии национального развития и его приоритетов важнейшей задачей является изучение истории и культурного наследия народа. Опыт деятельности Исламского общества татар Финляндии; документы, регламентирующие учебно-воспитательный процесс и раскрывающие права и обязанности членов татарской диаспоры; уровень развития педагогической науки; вклад ее лучших представителей -просвещенцев в развитие теории и практики образования и воспитания в диаспоре раскрывают истоки формирования педагогической культуры татар Финляндии в процессе необходимости поиска эффективных способов передачи опыта от одного поколения к другому.

В изучении истории становления и развития педагогической культуры татар Финляндии использованы два основных подхода. Первый из них — историко-диахронический анализ становления педагогической культуры татар Финляндии в периоды формирования татарской диаспоры в широком хронологическом плане; второй - синхроническо-сравнительный анализ развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья. Эти подходы в настоящем исследовании обеспечивают достаточно высокую продуктивность в анализе явлений воспитания и педагогической культуры татар в Финляндии.

Теоретическое и методологическое осмысление аспектов педагогической культуры татар, как в России, так и за ее пределами, позволяет исследовать развитие педагогической культуры татар Финляндии и объективно изложить ее результаты.

Значение воспитательно-образовательных традиций всех этносов,
составляющих гармоничное единство мирового педагогического процесса,
отмечали ученые-педагоги Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский,

В.А.Сухомлинский и др. Обоснованность ориентиров на углубленное изучение и использование в современном учебном процессе самобытных педагогических традиций народов России подтверждают работы Г.Н.Волкова, В.МТорохова, В.Г.Закировой, Р.Ш.Маликова, С.ММихайловой, Г.В.Мухаметзяновой, З.Г.Нигматова, Я.ИХанбикова, Ф.Ф.Харисова, Л.А.Харисовой, А.Н.Хузиахметова и др.

Развитию теоретико-методологических вопросов изучения этнокультуры посвящены работы А.И.Арнольдова, Е.М. Бабосова, Л.М.Гумилева, Э.В. Соколова и др. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева, Г.В.Старовойтовой и др. Структура, условия формирования и функционирования этнического самосознания рассмотрены в работах С.А.Арутюнова, И.Л.Измайлова, Р.Н.Мусиной, Р.М.Мухаметшина и др.

С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии в 90-е годы XX - начала XXI в.в. проведены исследования, посвященные как общетеоретическим основам педагогической культуры (А.В.Барабанщиков, В.Л.Бенин, Е.В.Бондаревская, Д.Г.Даутова, Н.Д.Никандров, Г.Ф.Хасанова, Г.И.Чижакова и др.), так и ее отдельным аспектам: методологическому (В.А.Сластенин, В.В.Краевский, А.Н.Ходусов); гуманитарному (Г.ИХайсина, Е.Н.Шиянов); этнопедагогическому (В.А.Комелина, В.Д.Симоненко); историко-педагогическому (А.К.Колесова, З.И.Равкин); нравственно-эстетическому

(Е .Н.Богданов, Н.Б.Крылова); коммуникативному (В.С.Грехнев,

Ш.А.Магомедов, А.В.Мудрик); технологическому (М.М. Левина, Н.Г.Руденко); духовному (Е.И.Артамонова, Н.Е.Щуркова, Е.Г.Силяева); физическому (МЯ.Виленский). В их работах педагогическая культура понимается как важная часть общей культуры, в которой находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания.

Познание явлений и процессов педагогической культуры предполагает
рассмотрение их возникновения, становления и развития с точки зрения
изучения исторических, литературных, этнографических и архивных
источников (Ибн Фадлан, Ибн Сина, аль Фараби, Утыз-Имэни эл Болгари,
Кул Гали, Мухаммедъяр, К.Ф.Фукс, Ш.Марджани, К.Насыри и др.), труды
Н.И.Воробьева, Д.М.Исхакова, РХУразмановой, Р.Г.Фахрутдинова,
А.Х.Халикова, М.Г.Худякова (история, этнография), Ф.Х.Валеева,
Ф.И.Урманчеева, Г.Валеева-СулеймановоЙ, М.Н.Нигмедзянова

(художественное творчество), ЯХ.Абдуллина, Р.М.Амирханова,

Г.Э.Грюнебаума фон, Г.М.Давлетшина, Е.ГГКазакова, А.Г.Каримуллина (духовная культура, общественная мысль).

Этнографические и исторические источники, содержащие различные точки зрения о происхождении татар, позволяют разобраться в структуре татарской этнической общности. Теорию происхождения татар изучали историки, и этнографы Бичурин (Иокинф), Н.Эрдман, В.Радлов, В.Бартольд, Ш.Марджани, Г.Ахмаров, Г.Губайдуллин, А.П.Смирнов и другие.

После открытия в XVIII в. Академии наук, в ходе экспедиций в Поволжье русским ученым И.Лепехиным дана подробная характеристика техники ведения сельского хозяйства и сельскохозяйственных орудий у местных народов, охарактеризованы различные обряды, обычаи, верования, описаны многие стороны семейной жизни (129),

С открытием в 1804 г. Казанского университета, ученые И.Ф.Эрдман, Н.А.Фирсов, А.Артемьев, В.А.Сбоев и другие широко развернули работы по изучению народов Среднего Поволжья. Первым исследователем культуры и быта казанских татар был профессор университета К.Ф.Фукс.

После образования в 1918 году в Казани Северо-восточного археологического и этнографического института и общества Татароведения в исследовательскую научную работу включаются крупные ученые: этнограф Г.С.Губайдуллин, искусствоведы В.В.Егерев и П.М.Дульский, этнографы-историки Н.И.Воробьев, Р.Г.Мухаметшина, А.Х.Халиков.

Изучению монгольского нашествия на Булгарию посвящены работы видных ученых XIX в. И.Н.Березина, А.Ф.Лихачева, Ш.Марджани, С.М.Шпилевского, XX в. А.П.Смирнова, Х.Г.Гимади, Л.В.Черепнина, а также зарубежных авторов Б.Шпулера, Р.Груссе.

Во второй половине XIX века исследованиями ученых В.В.Вельяминова-Зернова, Е.А.Малова, В.А.Казаринова, А.Ф. Можаринова, В.К.Магницкого констатируется факт существования мишарей, отличавшихся от казанских татар по языку, некоторым элементам культуры, а также, в определенной степени и по самосознанию. В начале XX века ясность по данному вопросу внесли ученые Г.Н.Ахмаров, З.Зналонский, Е.А.Малов, Н.А.Спасский, А.Сперанский. Первую развернутую этнографическую классификацию татар Волго-Уральского региона дал Н.И.Воробьев. В основу этнокультурной дифференциации волго-уральских татар им положены языковые и культурно-бытовые различия, существовавшие внутри татарского населения региона.

Татары, получившие самоназвание к XIV веку, кроме этноса крымских татар и этнической группы литовских татар, остались проживать в местах их первоначального исторического расселения - в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири, и стали крупной этнической общностью, занимающей большую территорию, имеющую единую этнокультурную структуру (211).

Исследования ученых показывают, что татарская нация является сложным по структуре этническим образованием, которая сформировалась в результате консолидации многочисленных этноподгрупп татар вокруг наиболее развитой в социально-экономическом и культурном отношениях общности Волго-Уральских татар. Объединение произошло в силу ряда исторических причин: близости этнических территорий, этнического смешения, языкового и культурно-бытового сближения и формирования общего национального самосознания. Значительную роль в трансформации сложившихся субэтносов в единую этническую общность Волго-Уральских татар сыграли демографические, миграционные, социально-политические и этнокультурные факторы.

В этнокультурном значении их историко-этнографическая общность в содержательном плане состоит из разных элементов, в том числе педагогической культуры, которая является общей для Волго-Уральских татар. Одним из факторов существования этнической и этнокультурной общностей Волго-Уральских татар является татарский язык. Несомненно, бытование единого языка, использовавшегося в деловой и разговорной речи, способствовало функционированию к XVII веку общего культурного поля Волго-Уральских татар (75, 76). Другим важным фактором стала принадлежность к мусульманской религии, что способствовало сближению татар в единую нацию. В результате влияния этих факторов развивалось самосознание народа, эволюция которого шла в направлении постепенной выработки национальной идентичности.

В результате миграционных процессов со второй половины XVI века татары оказались расселенными дисперсно практически во всех регионах России, а также в других странах. В дальнем зарубежье относительно большие группы татар живут в Турции (около 20 тысяч), Болгарии (5 тысяч), в Китае (4,2 тысяч), в Финляндии (около 1 тысячи), Польше (5,5 тысяч), Германии, Японии и Других странах - всего около 40 тысяч (91, 97).

Изучение этнических процессов, особенностей расселения и динамики численности Волго-Уральских татар и их основных этнографических групп за период становления татар в народность позволяет глубже понять процесс формирования и развития педагогической культуры татарского народа, лежащей в основе системы воспитания детей татар Финляндии.

Обзор состояния изученности темы, не смотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых, публицистов и журналистов, до сих пор нет монографического исследования становления и развития педагогической культуры татар Финляндии. Таким образом, выявлено противоречие между потребностью обращения к истокам традиционной педагогической культуры дисперсно проживающих татар во всем мире и острым дефицитом научных знаний в этой области.

Выявленное противоречие указывает на необходимость решения актуальной научной проблемы изучения и теоретического обобщения процесса становления и развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности народных педагогических культур субэтносов татар Поволжья.

В рамках данной проблемы была определена тема исследования «Развитие педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья».

Цель исследования: историко-теоретический концептуальный анализ процесса становления и развития педагогической культуры татар Финляндии как компонента общей культуры, включающей накопленный предыдущими поколениями диаспоры педагогический потенциал и обогащенный позитивными изменениями в процессе обучения и воспитания детей в современных условиях.

Объект исследования: историко-педагогический процесс развития педагогической культуры татар Поволжья.

Предмет исследования: процесс становления и развития педагогической культуры татар Финляндии как феномена общности народных педагогических культур субэтносов татар Поволжья.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:

  1. Раскрыть теоретические основы исторической общности педагогических культур татар Поволжья и татар Финляндии.

  2. Выявить и обосновать этапы становления и развития педагогической культуры татар Финляндии и дать их периодизацию.

  3. Научно обосновать специфику факторов развития и сохранения педагогической культуры татар Финляндии.

  4. Раскрыть основные направления деятельности Исламского общества татар Финляндии в организации педагогического процесса в межэтнической среде.

  5. Рассмотреть основные тенденции социализации молодежи в условиях исторического становления диаспоры татар в Финляндии.

Методологической основой исследования являются: синтез философских, исторических педагогических концепций о возникновении, становлении и развитии исторических субъектов разного масштаба (личности, этносов, народности, наций); о единстве и взаимосвязи национального и общечеловеческого, о многоаспектной природе формирования педагогической культуры; закономерности общественно- исторического, социокультурного процессов, динамическое осмысление ценности национальных культур и гуманитарного, культурологического мышления; систематизированные закономерности развития личности и ее жизнедеятельности в социуме, а также системы образования как региональной модели трансляции и реализации культуры.

Методы исследования: комплексное сочетание сравнительно-исторического, ретроспективного, сравнительно-сопоставительного, историо-

графического методов; теоретический анализ и синтез, наблюдение, изучение документации, обобщение и систематизация полученных результатов. В основу исследования были положены системный, культурологический, аксиологический и деятельностно-личностный подходы.

Источниками исследования явились материалы по истории, этнографии, этнологии, этнопедагогике, этнопсихологии, педагогике, психологии, истории, фольклористике, лингвистике, истории религий, документальные, психолого-педагогические труды по исследуемой проблеме, учебные программы и учебники, методическая литература; архивные материалы; исторические, публицистические и художественные произведения татарских, русских, финских зарубежных историков, политических и религиозных деятелей, писателей, просветителей, внесших вклад в развитие этнической культуры.

Исследование проводилось поэтапно с 1998 по 2004 г.г.

Первый этап (1998 - 2000 гг.) связан с выбором темы исследования, определением методологической основы и теоретической базы, уточнением целей, задач, основных направлений исследования, выявлением состояния и оценки исследуемой проблемы в теории и практике социализации личности в педагогической науке.

Второй этап (2000 - 2003 гг.) характеризуется тем, что на основе изучения ежегодных отчетов Исламского общества татар Финляндии, архивных документов, материалов поездок в Финляндию, деятельности комиссии по образованию и печати Исламского общества татар, программ, учебников и учебно-методической литературы выявлены особенности становления педагогики татар Финляндии в условиях формирования татарской диаспоры, факторы сохранения и развития образовательной системы, роль деятельности Исламского татарского общества и семейного воспитания в энкультурации формирования национальной самоидентичности.

Третий этап (2003 - 2004 гг.) включает теоретическое осмысление, обработку и обобщение материалов диссертационного исследования развития педагогической культуры татар Финляндии в контексте общности субэтносов татар Поволжья; научное и техническое оформление диссертационной работы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в следующем:

  1. На основе сравнения педагогических характеристик общности субэтносов татар Поволжья выявлены особенности становления педагогической культуры татар Финляндии, получившей развитие в межэтнической среде

  2. Установлены и охарактеризованы факторы сохранения и развития педагогической культуры татар Финляндии на основе общности языка, религии, самосознания: кровное содружество, жизнедеятельность членов диаспоры на коллективных началах, совместное проживание трех-четырех поколений, трудовой образ жизни, добровольное следование народным традициям и религиозным обычаям, насыщение всех сфер жизнедеятельности семьи национальной культурой.

  3. Охарактеризованы сложившиеся в педагогической культуре татар Финляндии цели воспитания совершенного человека и его задачи: раскрытие физического потенциала человека, обеспечение его здоровья; воспитание детей в труде и для труда; формирование национального самосознания, развитие нравственных чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих общей человеческой и исламской морали; овладение жизненно необходимыми знаниями, умственное развитие, эстетическое воспитание.

  4. Выявлена специфика средств и методов педагогического воздействия в процессе ухода за ребенком, игр, труда, учения, общения и социализации молодежи (домашние праздники, гостеприимство, семейные обычаи и

традиции, фамильные сборы, воздействие общественных объединений: семьи, семейных династий, татарской общины и др.). 5. Раскрыта периодизация развития педагогической культуры татар Финляндии, и выявлены следующие этапы:

XVI в. -1925 г. - период становления педагогической культуры татар
Финляндии.

1925-1969 г.г. - период организации обучения и воспитания детей в диаспоре, направленной на сохранение самоидентичности.

1969г. — XXI в. - период развития педагогической культуры татар
Финляндии в условиях двойной идентификации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические и практические положения и выводы вносят вклад в развитие истории педагогики татар, в теорию и практику социализации личности на современном этапе.

Разработанные в нем теоретические положения и выводы создают предпосылки для выполнения научных исследований в области этнической педагогики.

Содержание и выводы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по сравнительной педагогике, при разработке программ национальных школ.

Результаты исследования раскрывают, углубляют, расширяют современные представления о педагогической культуре татар в межэтнической среде. Материалы окажутся полезными специалистам по организации отношений с зарубежными диаспорами татар. Документальные источники, послужат хорошим подспорьем для историков, филологов, фольклористов и этнологов, занимающихся проблемами диаспор.

На защиту выносятся:

периодизация и особенности становления и развития педагогической культуры в условиях формирования татарской диаспоры в Финляндии;

факторы сохранения и развития педагогической культуры татар Финляндии;

ценностные основания социализации детей в процессе энкультурации в семейной педагогике татар Финляндии: преемственность поколений, сохранение родного языка, религии, национальных традиций, формирование идентичности.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КГПУ, ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава КГПУ и научных конференциях молодых ученых и специалистов КГПУ (1998-2004); на международной научно-практической конференции «Преемственность народных традиций» (г. Набережные Челны, 1998 г.), на республиканской научно-практической конференции «Современная семья: тенденции и перспективы» (г. Казань, 1999 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Человек в культуре России» (г. Ульяновск, 1999 г.), на международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельность» (г. Самара, 2002 г.), на международной научно-практической конференции «Общество как образовательная система» (г. Уфа, 2003 г.).

Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих 6 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Подобные работы
Бурдина Елена Львовна
Становление и особенности развития инородческой школы в России во второй половине XIX - начале XX вв. : на примере школ для татар Поволжья
Мустафина Лилия Фаатовна
Общее и особенное в просвещении татар Поволжья и Приуралья, 1917 - 1935 гг. (Сравнительный анализ)
Даутова Гузалия Жевдятовна
Развитие поликультурного образования в Поволжье
Симановский Станислав Вилленович
Развитие высшего педагогического образования в Нижегородском Поволжье в 30-е гг. XX века
Ожегова Екатерина Юрьевна
Становление и развитие частного школьного образования в губернских городах Среднего Поволжья в XIX - начале XX вв.
Мингазов Рамиль Хаернасович
Развитие естественнонаучного образования татарского и русского народов в Среднем Поволжье и Приуралье, Х - начало XX вв.
Никифорова Татьяна Ивановна
Развитие культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста в игровой форме обучения
Безуглова Людмила Пименовна
Развитие культуры мышления старшеклассника
Башун Ольга Владимировна
Развитие культуры интеллектуального труда будущего учителя
Симоненко Елена Юрьевна
Развитие культуры профессионального общения у курсантов специальной средней школы милиции

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net