Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Матвеева Надежда Александровна. Образование этнически культурной личности школьника в педагогическом процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : СПб., 2001 300 c. РГБ ОД, 61:02-13/715-1

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Теоретические основы образования этнически культурной

личности школьника 12

Теоретико-методологический анализ проблемы этнической культуры в образовании 12

Этническая культура школьника 34

Сущностное единство этнопедагогики и педагоги 55

ГЛАВА И.Образование этнически культурной личности в школе 74

2 Л. Анализ возможностей учебных программ в образовании этнически культурной личности школьника 74

Экспериментальная программа. «Народное творчество и фольклор» и развитие этнокультурных качеств учащихся

в творческой образовательной и досуговой деятельности 91

Нравственно-образовательный потенциал уроков народного творчества и фольклора 105

Анализ влияния опытной работы в педагогическом процессена образование этнически культурной личности школьника 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 175

БИБЛИОГРАФИЯ 179

ПРИЛОЖЕНИЯ 195 

Введение к работе:

Актуальность: настоящее исследование посвящено теоретическим и практическим вопросам образования школьников на основе русской традиционной народной культуры, в системе которой заложены нравственные принципы народной педагогики, составляющие ценности народного воспитания, органически входящие в общечеловеческую педагогическую культуру. Отражением этих принципов служит этнокультурное творчество народа, сохранившееся в пословицах и поговорках, в сказках, былинах, песнях, легендах, играх, хороводах, традиционных народных праздниках — в фольклоре (народной мудрости) русского народа, в ходе этногенеза каждый народ создаёт собственную систему воспитания, эффективность которой заключена в природосообразности и способности сохранять в интересах саморазвития этническую среду. Как самоорганизующаяся педагогическая система, этническая культура, отвечающая потребностям нации, развивается на основе взаимодействия народной и ордо доминантной культуры, а также в результате влияния на это взаимодействие маргинальных и промежуточных явлений в системе общей культуры. Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не отражены в этнокультуре. К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр.соч. М.-Л., 1949,Т.6,с.ЗОО).

Образование этнически культурной личности не может быть не ориентировано на воспитание и обучение учащегося как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа. Сложившаяся общественно-политическая и экономическая ситуация в современном российском демократическом обществе более всего отразилась на важнейших культурных и социальных институтах: таких как школа, семья. Необходимостью становится обращение в отечественном образовании к этнокультурным традициям в организации учебно-воспитательного процесса школьников. Использование этнокультурных возможностей в педагогическом процессе способствует развитию личности на духовно-нравственной основе человеческих ценностей с учетом национальных традиций и идеалов. Духовность, нравственность в основе образования этнической культуры школьника невозможна без определения себя как части своего народа, своей культуры.

В педагогической теории и практике советского периода образовательный фактор русской этнокультуры в формировании личности практически не исследовался, в этой связи актуальным становится исследование народной педагогики и ее влияния на образование этнически культурной личности школьника..

Источниками исследования явились идеи К.Д.Ушинского о роли народного духа, народного творчества и педагогики для гармонического развития личности, о роли национальной культуры, фольклора в просвещении русского народа. Общефилософские идеи влияния фольклора на этническую культуру народа, на ее своеобразие и самобытность (Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, И.А.Ильин, И.В.Киреевский, В. О. Ключевский, И. С. Кон, М.В.Ломоносов, Д. С. Лихачев, В. В. Розанов, В. С. Соловьев, Г. И. Успенский). Философские идеи, рассматривающие культуру как многозначную категорию (Ю.В.Бромлей, М.С.Каган, П.М.Китаев, А.С.Мыльников).

Теоретико-методологическую основу исследования составили: Исследования национального характера народа (Д. С. Лихачев, В.И.Калугин, К. Касьянова). Положения о принципиальном единстве народных культур (М. М. Громыко, С.Н.Иконникова, М.Мид). Положения о культуре как источнике формирования содержания образования (И. Я. Лернер, Б.Т.Лихачев, П. Н. Милюков, М. И. Скаткин). Положения о развитии культуры личности:

в общем плане (М.А.Верб, А.С.Шаров), о коммуникативной культуре (Б.С.Круглов, А. В. Мудрик). о культуре деятельности (М. С. Каган, Э.И.Комарова, Н.Р.Ставская). Психолого-педагогические исследования в области развития личности в процессе художественной деятельности (Л. И. Божович, Л.С.Выготский, С.И.Гессен, Д.Б. Эльконин). Исследования о раскрытия музыкальных, творческих способностей (Б. М. Теплов, В. Н. Мясищев). По вопросам этнофилологии (А. Н. Афанасьев, Э. О. Бондаренко, М. М. Громыко, В. И. Даль, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков, А. Д. Чертков), о воспитательном потенциале этнокультуры и народной педагогики (Г. С. Виноградов, Г. Н. Волков, Ю. А. Рудь). о традиционном воспитании (И. С. Кон). Об опыте народного воспитания и его гуманистических традициях (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К.Д.Ушинский, В.Г. Белинский, Л.Н. Толстой, В. А. Сухомлинскии). о ценностных ориентациях как интегрированных личностностных образованиях (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, К.Д.Радина, А.П.Тряпицына). о едином педагогическом процессе и системном познании (С.И.Гессен, И.Ф. Гончаров, В.Б.Ежеленко, П.Ф.Каптерев, А.Г.Козлова, А.С.Макаренко, Н.Ф. Радионова, А.С.Роботова).

Объект исследования: учебно-воспитательный педагогический процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования: уроки фольклора и народного творчества, внеурочные формы на фольклорном содержании как факторы и средства образования этнически культурной личности.

Цель исследования: выявление условий использования образовательных возможностей русской этнокультуры в учебной и во внеучебной деятельности учащихся.

В соответствии с поставленной целью была выдвинута гипотеза исследования: образование этнически культурной личности школьника может происходить при условии включения каждого учащегося в активную фольклорную деятельность, в познание художественного и смыслового содержания народной культуры на уроках фольклора, факультативах, на занятиях в фольклорных коллективах, кружках, в фольклорных формах традиционных народных праздников.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

Изучить научно-педагогическую и специальную научную литературу по исследуемой проблеме.

Определить сущность понятия этнически культурная личность.

Провести анализ практики современной школы по формированию этнически культурной личности.

Раскрыть возможности образовательного потенциала русской народной педагогики.

Дать развернутую характеристику образовательных возможностей уроков фольклора и народного творчества в условиях средней общеобразовательной школы.

Описать в исследовании опытные методики и обобщить результаты опытной работы по формированию этнически культурной личности школьника средствами уроков фольклора, факультативов, кружковой работы на этнокультурном содержании.

Раскрыть системные потенциалы педагогического процесса, влияющие на образование этнически культурной личности.

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, педагогической, психологической, методологической литературы по исследуемой проблеме, анализ, сравнение и классификация разнообразных источников по этнокультуре;

— педагогическое наблюдение, изучение, анализ передового опыта работы по дисциплинам этнокультурного цикла в современном образовании (наблюдение, интервьюирование, анкетирование); самоанализ многолетнего опыта работы в качестве руководителя фольклорного коллектива, коллектива народной сказки, а также в качестве учителя фольклора общеобразовательной школы;

— анализ реализации авторской программы «Народное творчество и фольклор»;

— обобщение результатов изучения уровня этнической культуры учащихся средней школы;

— констатирующий эксперимент; преобразующий эксперимент, направленный на формирование интереса учащихся к этнической культуре средствами русского фольклора.

Основные этапы исследования:

Ізтап (1995-1996г.г.). Проводился анализ психолого-педагогической, философской, этнографической литературы, изучалась педагогическая литература по проблеме исследования, были сформулированы цель, задачи исследования, определены объект, предмет, гипотеза и методы исследования.

II этап (1996-1997г.г.). Изучались отношение и степень подготовки учителей-предметников, а также степень готовности учащихся к изучению фольклорных форм народной культуры в педагогическом процессе общеобразовательной школы.

III этап (1997-1998 г.г.).Осваивалась авторская программа и уточнялась система средств организации учебного процесса по подготовке учащихся средней школы к восприятию и изучению фольклорных форм народной культуры. Осуществлялся формирующий эксперимент, на почве которого научно обосновывался и апробировался авторский курс программы. Использовались методы исследования: педагогическое наблюдение, беседа, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок.

IV этап (1998-2000 г.г.). Систематизировались результаты исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные данные, формулировались выводы, рекомендации, разрабатывались методики. Продолжалась опытно-экспериментальная работа по уточнению результативности разработанных педагогических условий образования этнически культурной личности школьника.

База исследования: в 1986 г. в Доме Ученых в Лесном была организована Студия эстетического воспитания для дошкольников. Параллельно шла экспе риментальная работа в подростковых клубах Калининского района «Весна» и «Космос». Накопленный педагогический опыт и трехлетняя практика позволили продолжить исследование в данном направлении с 1989 года в школе № 90 Выборгского района. Экспериментальная работа проводилась на базе фольклорного ансамбля. Параллельно работа велась в начальных классах выравнивания школы №62 Выборгского района. Успешная экспериментальная работа позволила ввести в учебный план факультативный предмет «фольклор и народное творчество» и работу кружка, с 1995 года экспериментальная работа осуществлялась на базе школы № 486 Выборгского района города Санкт-Петербурга, в основе экспериментальной работы использовалась авторская программа «Народное творчество и фольклор» с первого по восьмой класс. Проведение экспериментальной работы осуществлялось совместно с учителем музыки школы № 486 Э.Э.Асановой.

Научная новизна исследования:

Теоретически обоснованы и экспериментально проверены и обоснованы педагогические условия, способствующие развитию этнически культурной личности через изучение традиционной народной культуры и ее фольклорных форм в целостном процессе образовательно-творческой деятельности учащихся.

Разработана система критериев развития этнически культурной личности школьника, включающая образование положительно-устойчивого отношения к русской народной культуре и ее создателю — русскому народу; проявление эмоционально-положительной реакции на своеобразие и красоту русской национальной культуры; использование национальных элементов в творческой деятельности; бережное отношение к языку русского народа.

Практическая значимость исследования состоит в разработке программно-методического обеспечения, способствующего образованию этнически культурной личности школьника (авторская программа «Народное творчество и фольклор», дидактические и практические пособия, методические рекомендации, терминологический словарь по народному творчеству и фольклору).

Материалы исследования могут быть использованы учителями фольклора, преподавателями этнопедагогики в системе дополнительного образования.

Достоверность полученных результатов обеспечена поэтапным проведением экспериментальной работы на основе выявленных педагогических условий, обеспечивающих развитие этнически культурной личности школьника в едином педагогическом процессе на основе образовательно-творческой деятельности учащихся.

На защиту выносятся следующие положения:

Общедоступность, универсальность, нравственная и эмоциональная привлекательность народной культуры позволяют использовать ее образовательные возможности в процессе становления этнически культурной личности школьника.

В качестве метода образования этнически культурной личности нами рассматривается включение каждого ученика в активную фольклорную деятельность в разных формах реализации педагогического процесса в школе. Ведущей формой образования этнически культурной личности школьника рассматривается урок. Именно урок позволяет осуществлять систематическую и целенаправленную деятельность по формированию и образованию этнически культурной личности школьника.

Образование этнически культурной личности предполагает включение в учебно-воспитательный процесс школы такие нетрадиционные (по содержанию) формы образовательной деятельности учащихся как: уроки фольклора 1-8 классы; кружок «Театр народной сказки» 1-7 классы; спецкурс «В мире русского романса» 7-8 классы; фольклорный кружок «Мосточки новые» 1-8 классы.

Этнически культурная личность рассматривается нами как интегральное личностное образование, включающее в себя:

— необходимые знания о культуре своего народа;

— этнические культурные потребности;

— этнические культурные идеалы, традиции, культурные интересы, образовательные способности;

— эмоциональную отзывчивость к красоте, добру, истине народной культуры.

В качестве условия, способствующего развитию этнически культурной личности школьника, рассматриваются:

— осознание своей принадлежности к определенному этносу, его уникальности;

— признание культурных ценностей и традиций, прав на существование и сохранность культуры своего народа;

— стремление к познанию своего этноса, выявлению присущих ему особенностей, поиск и сохранение тех из них, которые следует сберечь в процессе эволюции;

— чувство дружбы и единства между народами страны проживания;

— озабоченность судьбами «малой родины», «большой родины», ноосферы;

— содействие расширению культурных контактов своей нации с другими народами;

— знание родного языка, языка страны проживания, языков других народов;

— доброжелательность во взаимоотношениях с представителями других народностей.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись путем публикаций, защиты в СПб. ГУПМ авторской программы «Народное творчество и фольклор» для общеобразовательной школы, в выступлениях с концертно-лекционными программами на методических объединениях, заседаниях, семинарах, конференциях в школах Санкт-Петербурга и области, других городов: Ляды, Новгород, Плюсса, Псков, Челябинск; через участие в конференции на международном фестивале «Музыкальная культура Санкт-Петербурга» в Балтийском Международном Фестивальном Центре (1995г.) и на международном фестивале Электронных искусств в Санкт-Петербурге в 1996г. Апробация авторской программы также осуществлялась на семинарских занятиях в Ренваль-институте, в Хельсинкском университете, в Сибелиус-Академии /Toolonkatu, 28. Helsinki/, в Александери-институте /Laivanvarustajankatu, 9 d 47/, где были прочитаны лекции на тему «Круглый год», о русской народной культуре и педагогике.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Список использованной литературы включает 237 источников.

Подобные работы
Ревунова Анна Юрьевна
Педагогические условия становления ценностно-смысловой направленности личности школьника в процессе естественнонаучного образования
Королева Наталья Михайловна
Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования
Закирова Гюзель Шагитовна
Формирование языковой личности школьника в процессе развития иноязычной речевой деятельности
Ушачев Владимир Павлович
Формирование творческой активности личности школьника в процессе обучения физике
Колчанова Людмила Васильевна
Формирование социально-экологической направленности личности школьника в процессе обучения : На материале изучения химии
Глушенко Максим Алексеевич
Развитие личности младшего школьника в процессе диалогического обучения
Ефименкова Светлана Анатольевна
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса "Основы православной культуры"
Каргапольцев Сергей Михайлович
Теория и практика гуманизации личности младшего школьника в процессе музыкального восприятия
Ратаек Здислав
Педагогические основы взаимоотношений учащихся и учителей в образовательном процессе как фактора развития личности школьника (На материале Республики Польша)
Трубайчук Людмила Владимировна
Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net