Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Ломова Наталия Федоровна. Музейная педагогика как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства в педвузе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 188 c. РГБ ОД, 61:03-13/994-7

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы подготовки учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

1.1. Исторические, философские и психолого-педагогические

предпосылки становления музейного дела 17

1.2. Основные этапы развития образовательно-
воспитательных концепций музея 30

1.3. Методологическое определение основного содержания

музейной педагогики 50

Глава П. Опытно-экспериментальное исследование эффективности подготовки будущего учителя изобразительного искусства средствами музейной педагогики

2.1. Организация занятий по спецкурсу «Музейное дело» на

факультете изобразительного искусства в педвузе 62

2.2. Эксперимент по музейно-педагогической подготовке
студентов факультета изобразительного искусства
в педвузе 78

2.3. Специальная профессиональная подготовки студентов

факультета изобразительного искусства по музейному делу
и музейной педагогике 96

Глава Ш. Социокультурные и образовательные функции музея в педвузе

3.1. Социокультурные функции музея и его роль в образовательных

системах 118

3.2. Специфика организации экспозиции в художественном

музее педагогического вуза 126

3.3. Музейная педагогика как составная часть дидактических

положений общей педагогики 134

Заключение 147

Библиография 150

Приложение 168

Введение к работе:

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что современный культурно-образовательный процесс имеет тенденцию развития широкого информационного поля. Технический процесс, новые информационные технологии в XXI веке, вероятно, будут играть определяющую роль в формировании культурного уровня молодого человека. И здесь важно, какое место займет историческая память в его интеллектуальном и нравственном развитии.

Известный французский художник Жан Луи Давид, обращаясь к членам Конвента по поводу воспитания, воскликнул: «Музей — это не бесполезное собрание предметов роскоши и суетности, служащее лишь к удовлетворению любопытства. Музей — это школа большого значения». Так знаменитый Лувр наряду с задачами сбора и сохранения ценностей, стал решать и педагогические задачи, ибо в музее формируется образ исторической памяти.

Сегодня потребность в квалифицированные педагогических кадрах значительно возросла. Учитель как личность социально-значимая постоянно нуждается в повышении своего профессионального мастерства и личных качеств, в умении правильно инструментировать исторической памятью в учебно-воспитательном процессе. Учитель изобразительного искусства в школе вообще, а в старшей тем более, является ориентиром, проводником, музееведом, искусствоведом, экскурсоводом, и только после этого -художником в высоком смысле этого слова. Насколько высок уровень образованности в творческом и музейно-педагогическом плане, настолько его ученики будут художественно-образованы и эстетически развиты.

Всеобщая информатизация образования усиливает необходимость совершенствования систематизации знаний, а в этой связи и музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства. Одним из важнейших направлений эффективной подготовки современного художника-педагога мы видим в организации музейного дела в системе новых информационных технологий педагогического вуза.

Одним из определяющих условий музейно-педагогической подготовки будущих учителей изобразительного искусства выступает дидактически организованный учебный процесс, при котором творческий потенциал специалиста в качественном отношении заметно повышается.

Идеи гуманизма и гармонии в образовании уходят вглубь профессиональной педагогики, которая считает ребенка основным участником учебно-воспитательного процесса, направленного на ценностно-интеллектуальное развитие личности. А где, как не в музее можно найти ценностные образы прошлого, настоящего и будущего?

Занятия музейной педагогикой необходимы не только художнику-педагогу, но и любому специалисту, занимающемуся процессом воспитания. Музейно-педагогическая направленность деятельности учителя облегчает усилия ребенка по самосовершенствованию и заключается в организации творческого процесса совместного поиска, в результате которого ребенок лично добывает знания, а учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.

На сегодняшний день в России практически нет ни одного педвуза или образовательного учреждения, где не было бы какой-либо коллекции или собрания тех или иных педагогических ценностей и раритетов. А некоторые педвузы насчитывают более пяти музеев прикладного значения и имеют государственный статус. Качественная подготовка выпускников в этих вузах заметно высокая. И хотя музейное дело в педвузе внедряется в

учебный процесс уже давно, принципиально концептуального решения на правах образовательного стандарта это направление пока еще не получило.

О необходимости музейной педагогики писали К.Д.Ушинский и П.Ф.Каптерев, П.П.Блонский и С.Т.Шацкий. По их мнению, именно во временной предметно-пространственной среде музея осуществляется трансляция духовного, культурного опыта, накопленного человечеством за многие века своего существования.

Следует отметить, что основы музейной педагогики были заложены немецкими учеными и деятелями культуры: А.Лихтварком, Г.Кершенштейнером, А.Рейхвеном.

Личность учителя, ее свойства, воспитание и деятельность рассматривали на страницах своих трудов О.А.Абдулина, А.А.Бодалев, А.А.Вербицкий, И.Д.Лушников, Т.В.Челышева. Заметный вклад в исследование творчества учителя, как важнейшего условия инновации в музейно-педагогическом процессе, внесен А.А.Андреевым, Ю.К.Бабанским, Д.Б.Богоявленским, В.И.Загвязинским, В.С.Кузиным, Н.Д.Никандровым, Я.А.Пономаревым, Л.С.Подымовой, В.А.Сластениным, В.И.Щеголем и др.

Заметный вклад в исследование профессиональной и музейно-педагогической подготовки специалистов внесли известные ученые, педагоги, художники-практики и музейные работники. Среди них Андреев А.А., Антонова И.А., Днепров Э.Д., Зязюн И.А., Круглое Ю.Г., Неменский Б.М., Сластенин В.А.

Теоретические вопросы формирования художественно-эстетических потребностей личности разрабатывались в рамках философии эстетики Асмусом В.Ф., Каганом М.С., Лосевым А.Ф., Лихачевым Д.С. и др.

При работе над диссертацией были проанализированы труды известных ученых в области дидактики (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин и др.), вузовской педагогики (О.А.Абдулина, С.И.Архангельский, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков и др.), возрастной и

педагогической психологии (Л.С.Выгодский, С.Л.Рубинштейн, Е.И.Игнатьев, А.Н.Леоньтьев, Б.Ф.Ломов и др.).

Влияние изобразительного искусства на формирование нравственно-эстетических потребностей и художественной культуры школьников обстоятельно и широко освещены в специальной педагогической литературе (И.Я.Богусловская, А.Бородулин, Г.М.Блинова, В.М.Василенко, В.В.Корешков, М.А.Некрасова, Т.М.Разина, Б.А.Рыбаков, Л.И.Ремпель, А.Б.Салтыков, А.К.Чекалов, А.С.Хворостов и др.).

В исследовании использовались работы, посвященные вопросам формирования духовной культуры в процессе эстетического воспитания учащихся (Игнатьев С.Е., Лихачев Б.Т., Ломов СП., Ростовцев Н.Н., Унковский А.А., Шорохов Е.В., Шпикалова Т.А. и др.) Психологические основы формирования духовности личности раскрываются в работах Ананьева Б.Г., Выготского Л.С., Крутецкого В.А., Кузина B.C., Кубышкиной Э.И., Леонтьева А.Н., Лурия А.Р., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л., Сокольниковой Н.М., Тайчинова М.Г. и др. Теоретические вопросы структуры и содержания общего образования разрабатывали Барташев А.В., Горецкий В.Г., Дмитриев Т.Д., Курдюмова Т.Ф., Кривошеее В.Ф., Леднев B.C., Семушина Л.Г., Тодоров Л.В. и др.

Вопросы методики преподавания основ музейного дела в педвузе исследовали: Ю.Г.Круглов Е.Н.Мастеница, Б.А.Столяров, И.Н.Уханова, С.В.Фокин, Л.М.Шляхтина, и др.

Новые социально-экономические отношения способствовали открытию образовательных учреждений инновационного типа (лицеев искусств, школ эстетического развития и др.), что потребовало более универсальной и качественной подготовки художников-педагогов, где роль и место музейной педагогики выходят на приоритетное место.

Анализ современного состояния подготовки учителей изобразительного искусства, занимающихся музейной работой в школе, позволил выявить следующие недостатки:

- неразработанность системы подготовки студентов факультета
изобразительного искусства по музееведению;

- отсутствие интегративного подхода в методической подготовке
будущих учителей к преподаванию изобразительного искусства;

отсутствие преемственности в преподавании методики изобразительного искусства в школе и других учреждениях образования и культуры;

недостаточная методическая оснащенность музейно-педагогических технологий;

несовершенство содержания образовательного процесса в области музееведения.

В последние годы в Российских педвузах и общеобразовательных школах интенсивно осваиваются инновационные технологии преподавания, в том числе и по музееведению, но именно в педвузе на начальном этапе подготовки художника педагога возникает ряд противоречий между:

содержанием музейно-педагогического процесса в вузе,

действующего на традиционной экскурсионно-репродуктивной основе, и необходимостью формирования творческого потенциала школьника на базе исторической памяти;

необходимостью повышения эффективности формирования художественных способностей школьников на примере музейных ценностей и недостаточной подготовленностью педагога к этой деятельности;

- требованием учета эмоциональной сферы детей и неумением многих
учителей использовать данный потенциал в музейно-выставочной
деятельности;

выявлением психолого-педагогических и дидактических условий реализации музейных технологий по художественному развитию школьников и недостаточным обеспечением материально-технической базы учебных заведений;

стремлением общества выйти на качественно новый уровень духовного развития молодежи и недостаточной реализацией музейно-педагогических технологий при подготовке учителей изобразительного искусства к школе, где воспитаннику были бы предоставлены принципиально иные возможности накапливать и раскрывать личностный творческий потенциал.

Выявленные недостатки и сформулированные противоречия послужили основанием для постановки проблемы исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективных педагогических путей, методов и средств обучения музейному делу студентов художественно-графических факультетов в системе их профессиональной подготовки к творческой работе в школе.

Цель исследования: повысить эффективность музейной педагогики в системе вузовских дисциплин, как средства качественной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Объектом исследования выступает система профессиональной подготовки студентов педагогических вузов в области изобразительного искусства и народных промыслов.

Предметом исследования является профессиональная подготовка студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел в области музееведения.

На основе изучения теории и практики развития музейной педагогики
нами выдвинута гипотеза исследования, которая заключается в

том, что процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства и народных промыслов будет эффективен и качественно высок, если:

1) педагогическому процессу придается практико-ориентированная и
индивидуально-творческая направленность, предусматривающая
вооружение студентов современной музейной педагогикой;

  1. реализована система взаимодействия учителя и ученика в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства и народных ремесел;

  2. технология подготовки будущего учителя основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей организационные психолого-педагогические и дидактические аспекты;

4) в содержании технологии подготовки будущего учителя
основывается на музейно-педагогической модели, учитывающей
организационные, психолого-педагогические и дидактические аспекты;

  1. в содержании технологии подготовки будущего специалиста используются разнообразные формы, методы и средства музейной работы в учреждениях образования и культуры;

  2. изучение теоретических и практических основ музейного дела осуществляется студентами в тесной взаимосвязи с собственной творческой деятельностью как в музее, так и в творческой мастерской, что повышает профессиональное мастерство будущего художника-педагога.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих задач исследования:

-изучить современное состояние музейной педагогики в системе педагогических учебных заведений (констатирующий эксперимент в вузах);

-разработать модель музейно-педагогической технологии для факультетов изобразительного искусства и проверить эффективность в процессе ее внедрения в учебно-воспитательный процесс вузовской подготовки будущего специалиста (формирующий эксперимент);

К)

-провести сравнительный анализ качественной подготовки
^ специалиста в период его прохождения педагогической и музейной

практики (контрольный эксперимент).

Методологическую основу исследования составляют: теория познания как основа научной педагогики; положения философии об искусстве как специальной форме общественного сознания; теоретико-исторический анализ научных трудов, затрагивающих проблемы музейной педагогики и развития художественной культуры и искусства; классические и современные труды известных философов, искусствоведов, педагогов, психологов, художников; положения теории эстетического воспитания, художественного образования средствами музейной деятельности.

Для проверки гипотезы исследования были применены следующие методы исследования:

- анализ литературных источников по различным областям наук
^ (психолого-педагогической, философской, искусствоведческой,

методической, исторической), показывающий состояние изученности проблемы, ее теорию и историю;

изучение и обобщение опыта музейной работы в педвузах России и ближнего зарубежья;

тестирование и анкетирование студентов и выпускников, беседы, интервьюирование и другие социометрические методы исследования;

педагогические наблюдения за творчеством и музейной деятельностью выпускников педвузов;

изучение и анализ музейно-педагогической деятельности выпускников факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского педагогического университета;

- проведение психолого-педагогического развивающего эксперимента;
Ф> - статистическая обработка экспериментальных данных.

Исследование проходило в период с 1997 по 2002 год. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Государственной Третьяковской галереи, Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, Московской государственной картинной галереи Народного художника СССР А.Шилова, в лаборатории художественного образования и эстетического воспитания НИИ общего образования Минобразования РФ и на факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

В эксперименте участвовали учителя общеобразовательных школ г.Москвы и Московской области в количестве 47 человек и студенты факультета изобразительного искусства и народных ремесел (далее ИЗО и HP) в количестве 382 человек, в том числе:

на 1 этапе - 1997 г.- 47 чел.; 1998 г.- 47 чел.; 1999 г.- 47 чел.

на 2 этапе - 2000 г.- 43 чел.; 2001 г.- 51 чел.; 2002 г. - 53 чел.

на 3 этапе - 2001 г.- 43 чел.; 2002 г. - 51 чел.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1997-1999 гг.) - поисково-аналитический. Он состоял в теоретическом изучении проблемы исследования, определении цели и задачи исследования, в проведении констатирующего эксперимента по определению музейно-профессиональной компетентности учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ. Поисковый эксперимент проводился с одной стороны на базе Третьяковской галереи и Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства, с другой стороны, на базе факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, школ №№1188, 548, 1048, 764, 248 г.Москвы; школ №№ 3 и 5 г.Видное; школ №№ 5, 10,17 и гимназии №1 г.Мытищи;

второй этап (2000-2001 гг.) - опытно-экспериментальный. За этот период был проведен формирующий эксперимент на четырех курсах факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. Уточнялись условия совершенствования процесса подготовки будущего учителя в области музейной педагогики. Работа по формирующему эксперименту проводилась поэтапно: вначале осуществлялось наблюдение за студентами в период прохождения ими музейной практики (1 неделя в зимнюю сессию 7 семестра); затем анализировалась музейно-выставочная деятельность будущего специалиста в период его педагогической практики (6 недель в 8 семестре); на завершающем этапе во время итоговой педпрактики студентами 5 курса проводилась целая серия пробных занятий со школьниками в музеях, галереях и выставочных залах (в 9 семестре);

третий этап (2001-2002 гг.) заключительно-обобщающий. В этот период был проведен контрольный эксперимент в Третьяковской галерее и школе № 548 г. Москвы, где проходили педпрактику выпускники факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета. В задачу данного этапа входило подтверждение уровней подготовки будущих учителей изобразительного искусства и народных промыслов в области музееведения. Осуществлялась апробация и внедрение методических рекомендаций в школьную практику, оформлялась работа.

Апробация основных положений диссертационного исследования осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях в Московском педагогическом университете (1998-2002 гг.), при проведении семинарских занятий и чтении лекций по спецкурсу «Музейное дело» и со студентами 4-5 курсов факультета изобразительного искусства и народных ремесел (2001-2002 гг.), материалы исследования доложены, обсуждены и

получили одобрение на заседаниях в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования РФ (2001 г.), на объединенном заседании кафедр факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета (2002 г.), на Всероссийской научной конференции в Третьяковской галерее по музейной педагогике (2002 г.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- создана модель музейно-педагогической технологии подготовки
будущего учителя изобразительного искусства;

теоретически обоснованы условия реализации технологии музейной подготовки будущего учителя к художественному образованию и эстетическому воспитанию школьников;

разработаны программы и содержание спецкурса «Музейное дело» для студентов факультетов изобразительного искусства;

- разработана и внедрена в учебный процесс программа по музейной практике;

дано теоретическое обоснование музейной педагогике, систематизирующей качественную подготовку будущего учителя изобразительного искусства.

Теоретическая значимость исследования состоит: в использовании музееведения в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя изобразительного искусства; в получении результата опытно-экспериментального исследования, новых данных, характеризующих уровень сформированности профессионально-педагогической подготовки специалиста в области музееведения; в выявлении зависимости между технологически организованным процессом музееведческой подготовки

обучения и эффективным качественным уровнем специальной подготовки художника-педагога.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:
исследована образовательная область вузовских музеев и определена их
междисциплинарная и профилированная функциональность;

сформулированы требования к умениям студентов в области музейной деятельности; созданы программы по музейному делу и музейной практике для факультетов изобразительного искусства, художественно-графических факультетов и отделений искусств педвузов; применен метод тезаврирования в оценке творческих работ студентов; выполнены наглядные пособия по экспозиционным разделам музейной педагогики; разработаны методические рекомендации по музейной педагогике, которые могут быть использованы для совершенствования подготовки учителей изобразительного искусства; составлены перечни-справочники основных музеев мира; подготовлены учебные пособия для учителя по циклу бесед об искусстве, а также составлены экспозиционные блоки произведений искусств для школьных музеев и галерей.

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены:

обоснованностью теоретических положений;

опорой на системный и комплексный подход;

- репрезентативностью выборки от генеральной совокупности состава
исследуемых, достаточной для количественного и качественного анализа;

комплексом методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования;

- статистической обработкой и экстраполяцией полученных данных опытно-экспериментального исследования в других условиях;

личным участием автора в организации опытно-экспериментальной работы;

внедрением результатов исследования в учебный процесс школы № 548 г.Москвы, факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета, а также в практическую работу Всероссийского музея декоративно-прикладного народного искусства.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1.Модель технологии подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях константного освоения музейной педагогики, позволяющая объективно представить учебно-воспитательный процесс как систему, отражающую единство ее элементов, находящихся во взаимосвязи.

2.Комплекс организационных, психолого-педагогических и дидактических условий, позволяющих внедрить музейную педагогику как средство эффективной подготовки учителей изобразительного искусства.

3.Содержание спецкурсов по музейной педагогике, основанных на интегрированном и многоуровневом обучении студентов факультета ИЗО и HP методике преподавания изобразительного искусства и музейного дела.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в следующих публикациях:

  1. Ломова Н.Ф. Музейная педагогика в системе профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства. Методическое пособие. М: ИОО МО РФ, 2002. - 2,0 п.л.

  2. Ломова Н.Ф. Методические указания по проведению спецкурсов «Музейное дело» и «Музейная практика». М: «Народный учитель», 2001. -0,75 п.л.

  1. Ломова Н.Ф. Программа «Художественная вышивка» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.). - 0,5 п.л.

  2. Ломова Н.Ф. Программа «Художественное вязание» для художественных кружков в 1-4 классах / Статья в сб. Современные проблемы воспитания и образования. М: ИОО МО РФ, 2000 (в соавт.).- 0,5 п.л.

5. Ломова Н.Ф. Русские живописцы XIX в. Учебное пособие для
школьников. М.: «Агар», 2002 (в соавт.). — 7 п.л.

Подобные работы
Гусев Дмитрий Александрович
Подготовка будущего учителя начальных классов к художественно-эстетическому воспитанию сельских школьников средствами декоративно-прикладного искусства
Пятибратова Ираида Ивановна
Развитие самообразования как средство подготовки учителя малокомплектной начальной школы
Волчок Татьяна Ивановна
Самоуправление как средство совершенствования подготовки учителя в условиях обновления общества (На материале Республики Саха (Якутия))
Ильбахтин Геннадий Геннадьевич
Видеотренинг как дидактическое средство профессиональной подготовки учителя
Солдатова Анастасия Александровна
Творческое самовыражение как педагогическое средство подготовки будущего учителя к инновационной деятельности
Буркова Надежда Георгиевна
Педагогический мониторинг как средство повышения эффективности подготовки учителя
Кондакова Ульяна Федоровна
Вербальные игры как средство повышения профессиональной подготовки будущего учителя
Кулаченко Марина Петровна
Овладение будущими учителями технологией педагогического общения как средством подготовки к профессиональной деятельности
Ахметов Линар Гимазетдинович
Подготовка учителя труда к обучению и воспитанию сельских школьников средствами традиционных ремесел татарского народа
Алтухов Андрей Юрьевич
Педагогические условия применения средств проектной трансляции учебно-научной информации в профессиональной подготовке учителя

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net