Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Кочкина Анна Евгеньевна. Формирование нравственных качеств личности в традиционной системе воспитания (На примере Японии) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2005 178 c. РГБ ОД, 61:05-13/1341

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 16

  1. Основные понятия теории нравственного воспитания 16

  2. Место и роль нравственного воспитания в общей системе воспитания 22

  3. Основные различия культурных традиций нравственного воспитания в странах Запада и Востока 31

  4. Критерии моральной воспитанности в европейской и восточной системе воспитания 35

Выводы по главе 1 48

ГЛАВА II. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В ЯПОНИИ 51

  1. Традиционные учения, формирующие концептуальные представления о нравственном воспитании 51

  2. Основные этапы становления системы нравственного

воспитания в рамках школьного образования 60

  1. Концептуализация представлений японцев о нравственности в паремиях 83

  2. Проблема нравственного становления личности в японской системе

воспитания 88

Выводы по главе II 94

ГЛАВА III. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ, ФОРМИРУЮЩИХ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ В

ЯПОНИИ 98

3.1. Культивирование нравственных норм поведения в современном

обществе 98

3.2.. Нравственное воспитание в японской семье и школе 105

  1. Педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания 131

  2. Современные тенденции и перспективы в осуществлении

нравственного воспитания в Японии 137

Выводы по главе III 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 156

ПРИЛОЖЕНИЯ 174

Введение к работе:

Актуальность исследования. Происходящие в современной России изменения и преобразования в области экономики, политики, культуры, межнациональных отношений затрагивают все сферы общественной жизни, вызывают разрушение прежних ценностей и формирование новых. Все эти процессы оказывают непосредственное влияние на школу и семью.

Обратной стороной достижений XX века является острый дефицит нравственности. Трансляция нравственного образца от поколения к поколению, как известно, осуществляется в непосредственной социальной практике, а показателем того, до какой степени воспроизводство нравственности оказывается эффективным, служат социальные проявления людей. Каковы поступки, говорил по этому поводу Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Оценивая состояние нравственности в обществе по Аристотелю, можно сделать вывод, что в современной системе социально значимых ценностей нравственные ценности, очевидно, не являются центральными.

Общество сталкивается с все возрастающей волной подростковой преступности и многими другими проблемами, обусловленными снижением нравственности в обществе. Так, например, специалисты в области криминологии утверждают, что преступления, совершаемые подростками, оказываются более страшными, поскольку подростки способны убивать «по пустякам» - из-за куртки, джинсов, просто из-за того, что человек им не понравился; убийство перестало быть для них табу, как это было прежде.

По этой причине на современном этапе нравственное воспитание становится одной из важнейших забот общественности. Роль педагогов в этом процессе чрезвычайно возрастает. Самое пристальное внимание педагогов должно быть уделено сохранению и упрочению таких общечеловеческих нравственных ценностей как совесть, справедливость, порядочность, доброта. Эти понятия входят в качестве обязательных

компонентов в любые системы морали и вместе с понятиями патриотизма и гражданской ответственности составляют основу нравственности личности.

Одной из важнейших задач в современной ситуации является формирование у учащихся представлений о понятиях национального самосознания, российского патриотизма, гражданственности, которым в их подлинном смысле одинаково чужды как национально-шовинистические, так и космополитические аспекты. Школьники должны ясно сознавать, что участившиеся в нашей прессе попытки принизить ценность патриотических чувств, судить о взглядах, поступках людей лишь с позиций абстрактного, наднационального морализма являются социально ущербными, поскольку могут способствовать отчуждению человека от национальной культуры, от идеи деятельного служения интересам Отечества.

Все вышеперечисленные проблемы требуют для своего решения всестороннего анализа проблемы нравственности и нравственного воспитания подрастающего поколения. Для решения данной задачи полезным может оказаться изучение социального и педагогического опыта народов других стран, поскольку, как известно, через познание единичного, частного, особенного осуществляется познание всеобщего. Обращение к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям культуры, особенностям воспитания, образования и развития в различных культурных традициях позволяет определить принципиальные характеристики нравственного воспитания, дает возможность по-новому оценить процессы сохранения традиций воспитания, а также выявить тенденции, разрушающие эти традиции.

Продуктивным для данного исследования является обращение к трудам отечественной и зарубежной педагогики, работам по философии и методологии образования (М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, П.П. Блонский, К.Н. Вентцель, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, И.А. Колесникова, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, Л.Л.Супрунова, СБ. Узденова, Г.П. Щедровицкий, Е.Н. Шиянов и др.).

Методологической основой исследования является мысль о принципиальной возможности синтеза элементов разнородных образовательных парадигм, высказанная в трудах М.В.Богуславского, Д.А.Иванова, Т.Куна, Г.Б.Корнетова, В.Я.Пилипповского и др.

При анализе образовательной парадигмы Японии мы опирались на работы А. Амано, Ю. Берндта, Б. Бернье, Ю.В. Боярчук, А.Н. Джуринского, Конфуция, А. Котэ, Н.И. Кликунова, З.И. Мальковой, М.Л. Родионова, Т. Сакаия, К.И. Салимовой, Д. Сенсома, С. Судзуки, Т. Ямадзаки; а также на компаративные исследования С.Г. Галагановой, С.Н. Коваль, К.И. Конрад, В.А. Пронникова, М.Т. Степанянц, Т.Н. Снитко, Н.И. Герасимовой, A.M. Ушкова и др..

В качестве базы источников в работе были также использованы основные документы по образованию Японии, учебные планы, программы и образовательные стандарты.

Научно-теоретические основы исследования были разработаны классиками русской и зарубежной педагогики. В диссертационной работе мы опирались на гуманистические идеи, положения и концепции воспитания классиков педагогической мысли Я.А.Коменского, Н.И.Пирогова, В.А.Сухомлинского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, труды зарубежных педагогов Дж.Дьюи, Дж.Джентиле, П.Наторпа посвященные проблемам нравственного воспитания, а также идеи и положения о нравственном воспитании, содержащиеся в работах Н.Г. Айдемирова, В.М. Артемова, Н.Н. Барковой, Л.П. Дехтеревой, В.А. Зосимовского и др. Непосредственный анализ системы нравственного воспитания в Японии мы находим в работах японских и европейских ученых. Так, Томас (Thomas 1985) рассматривает нравственное воспитание не только в рамках отдельного учебного предмета, но в отношении к организации всей школьной жизни. Бошам (Beauchamp 1985) и Клаус (Klaus 1990) исследуют нравственное воспитание в историческом и социокультурном аспектах, рассматривая влияние традиционных религиозных учений. Найто (Naito 1990) и Такахаси

(Takahashi 1988) уделяют внимание отдельным сторонам нравственного воспитания в Японии с точки зрения японских педагогов и т.д.

Нравственность мы понимаем как соответствие поступков человека культурным нормам и нравственным ценностям общества. Нравственное воспитание выступает как система условий, средств и методов формирования личности, сознательно в своем поведении придерживающейся норм и ценностей общества.

Основой нравственного воспитания являются культурные нормы и ценности общества, многие из которых являются универсальными человеческими ценностями.

Для решения поставленной проблемы нами был избран для анализа материал Японии, который в значительной степени отличается от Европы. Такой подход позволил нам сосредоточиться на принципиальных характеристиках системы нравственного воспитания.

Мы обратились к материалу Японии, поскольку в этой стране , нравственному воспитанию традиционно придается главенствующее значение, причем система нравственного воспитания находится под строгим контролем государства. Япония, насколько нам известно, является единственной страной, где нравственное воспитание является обязательным предметом школьной программы, наряду с другими семью обязательными учебными предметами школьной программы. Важно подчеркнуть в этой связи, что специальный предмет, посвященный нравственному воспитанию, считается самым важным из всех предметов обязательного цикла. Заметим, что ранее, с 1868 по 1945 г., этот предмет обозначался термином сюсин. что буквально означает «самодисциплина». В 50-х годах была разработана и внедрена система этического воспитания дотоку (термин буквально означает «путь добродетели»), а в 1962 г. была создана «программа формирования человека» {хитодзукурщ букв, «изготовление человека»). В школьных учебных планах современной Японии данный учебный предмет обозначается термином дотоку. Этот школьный предмет считается самым важным в

учебном плане. На протяжении всего времени обязательного обучения на него еженедельно отводится 1 час.

Отличительная черта японской педагогической мысли - внимание к самовоспитанию. Самовоспитание, базирующееся на нравственных ценностях, определяется как центральная задача воспитания в XXI веке. Так, одним из 13 направлений "улучшения и обогащения школы", как указывается в прогностическом документе Министерства образования Японии, является усиление акцента на моральное воспитание, которое "играет решающую роль в формировании людей, обладающих богатым сердцем, умом, здоровым телом" (On line of education in Japan 1991, 117).

В японском обществе в целом, нравственность «регламентирована» в очень высокой степени. Существуют определенные нормы нравственного поведения, которые предписывают в тех или иных ситуациях поступать определенным образом. Отступление от этих норм рассматривается как «потеря лица», что для человека, хотя бы раз в жизни нарушившего эти нормы, может иметь катастрофические последствия. Причем, негативное отношение к такому человеку распространяется на всех членов его семьи, а в отдельных случаях - и на всех его потомков на многие поколения в будущем.

Истоки той значимости, которая придается моральной воспитанности человека, лежат в японских традиционных учениях, прежде всего, в синто и дзэн, что и заставляет нас непосредственно обратиться к их рассмотрению в качестве концептуальной основы системы нравственного воспитания в Японии.

Отметим еще одну особенность системы нравственного воспитания в Японии. Поскольку для восточных учений, и дзэн в наивысшей степени, наиболее характерным методом обучения и воспитания является «следование образцу», то этот же метод используется и в нравственном воспитании личности. Подчеркнем, что нравственное воспитание является самым сложным аспектом воспитания, поскольку трансляция знаний о нравственности сама по себе еще не делает человека нравственным. В этой

связи уместно упомянуть известное высказывание Альберта Швейцера: "Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами".

Как следствие данных представлений, возникают особые техники трансляции нравственности, предусматривающие следование образцу учителя, деятельность которого сама по себе является образцом для подражания и, таким образом, не требует объяснения. Такие техники в течение многих веков живут в Японии, причем нравственное воспитание осуществляется во всех сферах жизни японского общества и японской культуры: в семье, в школе, посредством традиционных культурных форм, в том числе, имеющих дзэнскую основу.

Безусловно, изучение опыта Японии в отношении нравственного воспитания подрастающего поколения, может оказаться полезным для России, сталкивающейся в настоящее время со значительным снижением нравственности. Помимо прочего, осуществление анализа традиций воспитания и образования в различных странах и регионах является базой повышения методологического и теоретического уровня педагогических исследований.

Япония представляет собой особый «восточный» тип культуры, для которого характерно поддержание и сохранение культурных норм, ценностей, обычаев, традиций, приемов и средств воспитания. Это в принципе отличает восточную культуру от культур так называемого «европейского» или «западного» типа, для которых характерна смена парадигм мышления с отрицанием ценностей предыдущей эпохи, что захватывает и процессы нравственного воспитания. В качестве примера можно указать европейские: античность, средние века, ренессанс, просвещение, современность - каждая из перечисленных эпох выдвигала свои ценности и культурные нормы и ориентировала на них подрастающее поколение.

Система нравственного воспитания, базирующаяся на традиционных формах культуры до настоящего времени не была предметом специального изучения. Это обусловило актуальность темы диссертационной работы.

Анализ научно-педагогической литературы и диссертационных исследований указывает на следующие противоречия, существующие в реализации основных норм нравственного воспитания:

- между содержанием нравственного воспитания и технологией его
реализации в процессе обучения и воспитания;

между изучением общетеоретических вопросов и реализацией специфических особенностей нравственного становления личности в педагогическом процессе;

между содержанием и методами нравственного воспитания и недостаточной изученностью классификации «разрывов», средств преодоления или предотвращения для каждого из основных типов «разрывов», возникающих в условиях коллективной социальной деятельности.

В связи с вышеизложенным возникает проблема: какие наиболее существенные черты традиционного воспитания японцев могут быть использованы в системе современного нравственного воспитания?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - традиционная система нравственного воспитания детей в Японии.

Предмет исследования — процесс формирования нравственных качеств личности в японской семье и школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что формирование нравственных качеств личности в традиционной японской системе воспитания будет более эффективным, если

в учебно-воспитательном процессе умело сочетать как

общечеловеческие, так и специфические (восточные) нормы нравственной культуры;

- изучить, выявить существующие в восточных культурах средства, формы и методы нравственного воспитания, позволяющие народам в течение многих веков сохранять национальное культурное достояние;

обобщить воспитательные парадигмы нравственности,

способствующие развитию общества и, одновременно, поддержанию в нем традиционных ценностей.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- выявить концептуальную основу традиционной системы нравственного
воспитания в японском обществе;

- определить место воспитания в традиционных формах культуры,
формирующих нравственную личность японца;

- выявить главные критерии моральной воспитанности личности;

проанализировать средства и методы нравственного воспитания в японской семье и школе и в современном японском обществе;

рассмотреть педагогические условия, способствующие повышению результативности нравственного воспитания детей;

- выявить современные тенденции и перспективы нравственного
воспитания в Японии.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: системный, аксиологический и историко-педагогический; изучение и анализ концептуальной основы нравственного воспитания японцев; изучение традиций и обычаев Японии; сбор поговорок и пословиц, говорящих о нравственности, а также афоризмов, используемых в японских школах в качестве «девизов» отдельных классов; систематизация сведений о средствах и методах нравственного воспитания в японских школах и семьях.

Методологическую основу исследования составляют: философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, соотношении общего и особенного в жизни людей, диалектическом единстве национального и общечеловеческого, критическом и бережном отношении к

духовному наследию прошлого; взаимосвязь и взаимообусловленность гуманизации и демократизации жизни общества и воспитания на основе использования национальных и общечеловеческих ценностей;

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе анализа системы нравственного воспитания в Японии:

- выявлены концептуальные основы нравственного воспитания,
заложенные в традиционных учениях, и определено место воспитания в
традиционных формах культуры, формирующих нравственную личность
японца;

- определены критерии моральной воспитанности (отношение к себе, к
другим людям, к природе, взаимоотношения внутри групп и с обществом) в
«восточной» системе воспитания;

- раскрыты потенциальные нравственные воспитательные возможности национальной педагогической культуры Японии, способствующие повышению результативности нравственного формирования личности ребенка;

представлена концепция нравственного воспитания в Японии;

обоснована историческая закономерность преемственности традиций нравственного воспитания и раскрыта динамика их в современных социокультурных и педагогических условиях.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем:

определены культурно-педагогические аспекты реализации нравственного воспитания в японской семье и школе с учетом традиционных принципов воспитания и образования;

- теоретически обоснованы критериальные нормы моральной
воспитанности личности «восточного» типа;

- выявлены факторы и средства традиционной семейной педагогики
нравственного воспитания;

- раскрыто содержание системы нравственного воспитания в японской школе.

Практическая значимость. Результаты исследования способствуют
обогащению системы нравственного воспитания учащихся

общеобразовательных школ, педагогических колледжей. Материал диссертации может быть использован при изучении курсов по общей, сравнительной и этнопедагогике, по истории педагогики и философии, служат совершенствованию вузовских программ педагогического цикла дисциплин, и, тем самым, содействуют повышению профессиональной подготовки будущего учителя. Результаты исследования могут использоваться в работе институтов повышения квалификации работников образования, могут оказать помощь родителям в совершенствовании нравственного воспитания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечивается системным методологическим подходом к решению поставленных задач, использованием взаимодополняющих методов, наличием многообразного эмпирического материала, взятого из научно-литературных источников и из реальной современной практики воспитания подрастающего поколения.

Организация и этапы исследования:

На первом этапе (2002 - 2003 гг.) изучалась философская, психологическая, педагогическая и методологическая литература; определялись предмет, объект, цель и задачи исследования, рабочая гипотеза.

Второй этап (2003 - 2004 гг.) был посвящен выделению основных направлений исследования, уточнялись теоретические положения и ключевые понятия, составляющие основу исследования, публиковались статьи по основным проблемам исследования;

На третьем, заключительном, этапе (2004 - 2005 гг.) анализировались, уточнялись и обобщались различные теоретические исследования, формулировались выводы, оформлялись материалы диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Система нравственного воспитания в Японии базируется на концептуальных представлениях о нравственности, содержащихся в традиционных учениях, и представляет собой целостную, многоуровневую систему, обеспечивающую решение насущных педагогических задач.

  2. Нравственные ценности общества в преломлении к личности в Японии представляют собой систему четко определяемых нравственных качеств (вежливость, учтивость, уважение к жизни, уважение к членам семьи, учителям, уважение и любовь к своему народу, уважение к культуре других народов и др.), воспитывать которые у подрастающего поколения, вменено в обязанность семьи и школы. В вопросах нравственного воспитания школа контролирует поведение ребенка на уроках, во время внеклассных мероприятий и дома.

  3. Самовоспитание и самосовершенствование являются центральным звеном нравственного воспитания личности. Основным средством здесь выступают труд и волевая концентрация, необходимые для решения поставленной задачи.

  4. Эффективность системы нравственного воспитания в японской школе обеспечена целым рядом формальных средств: еженедельные уроки нравственного воспитания, наличие специальных учебников и пособий, взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные подходы и результаты работы обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета, социально-гуманитарных дисциплин Пятигорского государственного технологического университета, педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета, кафедры социальных и политических дисциплин Пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы. Результаты исследования нашли свое отражение в

*

*

#

публикациях автора, которые внедрены в практику преподавания педагогических дисциплин вышеперечисленных высших учебных заведений.

Подобные работы
Лебедева Кирилла Львовна
Формирование нравственных качеств личности будущего специалиста в системе отношений "преподаватель-студент"
Слепцова Людмила Юрьевна
Педагогические условия подготовки учителя к формированию у школьников нравственно-экономических качеств личностисистеме повышения квалификации пед. кадров Респ. Беларусь)
Ахметшина Фируза Ахатовна
Воспитание профессионально устойчивых качеств личности менеджера в системе непрерывного экономического образования
Меняйлова Татьяна Александровна
Формирование качеств личности человека культуры у школьников на основе реализации культурологического подхода
Полякова Александра Лиджиевна
Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования
Соколенко Виктор Николаевич
Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика
Раджабов Махмадулло
Формирование нравственных качеств личности в "Шахнаме" Абулкосима Фирдоуси
Косибород Ольга Львовна
Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию качеств творческой личности школьника
Таникулова Карима
Формирование гражданских качеств личности у студентов педагогических институтов. (На материале преподавания немецкого языка)
Королева Наталья Михайловна
Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в процессе иноязычного образования

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net