Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Кезин Василий Георгиевич. Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1998 252 c. РГБ ОД, 61:99-13/17-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3-12

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВА
НИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАД
ШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫ
КАЛЬНОГО ИСКУССТВА 1 3-11
в
1.1. Экологическая культура как предмет фило
софских и психолого-педагогических ис
следований 13-46
1.2.
Особенности формирования экологической
культуры личности младших подростков в
педагогическом процессе, 46-82
1.3.
Музыкальное искусство как средство фор
мирования экологической культуры школь
ников. 83-115
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ НА
УРОКАХ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ, БИОЛОГИИ,
ГЕОГРАФИИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬ
НОГО ИСКУССТВА. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕН
ТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. 116-193
2.1.
Критерии и уровни сформированности эко
логической культуры младших подростков
на уроках естественнонаучного цикла 117-144
2.2. Организация и методика проведения фор
мирующего эксперимента 144-166
2.3.
Анализ результатов экспериментального

исследования 167-193

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 194-197

БИБЛИОГРАФИЯ 198-212

ПРИЛОЖЕНИЕ 213-252

Введение к работе:

Актуальность, Проблема нарушения экологического равновесия в природе, во взаимоотношениях человека и окружающей среды является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. Актуальность этой проблемы не могут заслонить ни глубокий политический кризис, ни экономический, в которых оказалась страна. Политические и экономические проблемы лишь усугубляют, актуализируют проблему экологическую. Основную причину экологического кризиса мы видим в другом; в антропоцентрической системе ценностей европейской цивилизации, в основе которой противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности, восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека, прагматизм мотивов и целей взаимодействия с ней (Э.В. Гирусов. С.Н. Глазачев. А.А. Гусейнов. Н.М. Мамедов, А.А. Тихонов и др.).

В противовес антропоцентризму в европейском обществе и во всем мире с 70-х гг. XX в. развивается новый тип общественного сознания - экоцентрический. В его основе, во-первых, ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; во-вторых, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; в-третьих, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Новый тип сознания утверждается, к сожалению, слишком медленно. Возможности же и терпение природы не безграничны. Истощаются недра, ухудшается естественная среда обитания человека. Природа мстит человеку за его слепоту и гордыню новыми катаклизмами, землетрясениями, озоновыми дырами в атмосфере,

изменением климата, болезнями. Все это вполне актуализирует поиск средств, позволяющих более или менее эффективно развивать и формировать экологическое сознание общества, оптимизировать и гармонизировать взаимоотношения человека и природы.

Одним из таких средств становления нового общественного сознания и культуры является целенаправленная система экологического воспитания и экологического образования, охватывающая все звенья дошкольного, начального, среднего и высшего образования. И хотя экологическое направление - сравнительно новое в образовании и воспитании, сегодня уже накоплен определенный теоретический и практический опыт в его осмыслении и развитии.

Общая цель формирования экологической культуры как гармонического, научно-обоснованного взаимодействия общества и природы, человека и окружающей среды стоит прежде всего перед экологическим образованием, представленным системой научных знаний о взаимосвязях человека и окружающей среды, нормах и правилах ответственного поведения в социоприродной среде, системой практических умений и навыков сохранения благоприятных для жизни условий окружающей среды (А.Н.Захлебный, И.Д.Зверев, Ю.П.Козлов, Н.М.Мамедов, Т.И.Суравегина и др.).

Однако формирование экологической культуры не может ограничиваться лишь научно-познавательным аспектом обучения. Культура экологическая - составная часть всей культуры общества, концентрирующая достижения многих отраслей естественнонаучных знаний, ценный исторический, философский, нравственный и художественный опыт народов мира. Становление'экологическо-ґо сознания, как ядра экологической культуры личности учащихся в условиях целенаправленного педагогического процесса, требует

органического единства научного знания с воспитанием чувственного, эмоционально-ценностного восприятия природных и социальных явлений. Следовательно, формирование экологической культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т.Лихачев, Н.С.Дежникова).

Важное место в содержании экологической культуры, в педа
гогическом процессе ее формирования занимает нравственно-
эстетический аспект, в котором отражается эмоционально-
ценностное отношение человека, школьника к природе, людям, са
мому себе. Необходимость взаимодействия экологического обра
зования и эстетического воспитания в учебно-воспитательном
процессе, важная роль их взаимообогащения раскрыта в работах
И.Д.Зверева, И.М.Клемяшовом, Б.Т.Лихачева, Л.П.Печко,

В.М.Сенкевич, Т.И.Суравегиной.

Вместе с тем в практике школ данное направление не получило должного развития и возможности разных видов искусства не используются в экологическом образовании и экологическом воспитании в полной мере.

Так, например, музыка, искусство выразительное по своей природе, формирующее у слушателя богатство чувств внутренней эмоциональной стороны жизни, одновременно обогащает и отношение человека, и его чувства к окружающему миру. Художественный образ произведения как единство логического и эмоционального отражения действительности в сознании человека раскрывает богатство, ценность и красоту окружающего мира. Педагогически организованный процесс формирования эстетического восприятия

природы под воздействием музыки препятствует становлению потребительского и бездуховного отношения школьников к окружающему миру.

В современной теории и практике музыкального воспитания
накоплен значительный опыт, создающий определенные предпо
сылки для формирования духовного мира школьника средствами
музыки (Э.Б.Абдуллин, Ю.М.Б.Алиев, О.А.Апраксина,

Н.А.Ветлугина, Л.В.Ґорюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.В.Школяр и др.). Однако роль музыки в воспитании у детей экологического, нравственно-эстетического отношения к действительности не получила должного отражения в педагогической науке и практике.

Следовательно, естественна постановка проблемы исследования: каковы воспитательные возможности музыкального искусства в формировании экологической культуры учащихся в педагогическом процессе?

Реальная картина становления экологической культуры подростков сложна и противоречива. Школьникам этого возраста свойственны несформированность экологических регуляторов поведения в природе, стремление некоторых подростков самоутвердиться среди сверстников путем проявления жестокости по отношению к животным, растениям и в то же время постепенное вытеснение олицетворения природы рационализмом, разумным отношением к ней.

Возраст младших подростков в настоящем исследовании выбран не случайно. Во-первых, в 5-6 классах начинается систематическое изучения учащимися основ наук, в том числе естественных (биология, география), в которые наиболее последовательно входит экологическое знание, создающее теоретическую и практическую основу экологической культуры. Во-вторых, младшие подро-

стки в своем личностном развитии еще не очень далеко ушли от
младших школьников. По сути, это переходный к подростничеству
возраст. У младших подростков теоретическое понятийное мышле
ние лишь начинает складываться и большую роль в их сознании по
прежнему играют наглядно-образные формы мышления и познания
действительности, и, следовательно, эмоционально-чувственное
отношение к явлениям, событиям, искусству (Л.И.Божович,
Л.С.Выготский, И.С.Кон, Е.А.Леванова, Л.С.Славина,

Д.И.Фельдштейн, Д.В.Эльконин),

Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработка проблемы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении педагогического руководства процессом формирования экологической культуры учащихся раннеподро-сткового возраста обусловили выбор темы исследования: "Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства".

Объект исследования: экологическое воспитание младших подростков в учебном процессе школы.

Предмет исследования: процесс формирования экологической культуры младших подростков средствами музыкального искусства при изучении природоведения, биологии, географии.

Цель исследования: состоит в определении условий использования музыки как эффективного средства формирования экологической культуры младших подростков в процессе изучения природоведения, биологии, географии.

Рабочая гипотеза. Использование в учебно-воспитательном процессе музыкального искусства может стать эффективным сред-

ством становления экологической культуры учащихся раннеподро-

сткового возраста в том случае, если:

- музыкальные произведения используются на уроках природове
дения, биологии, географии для обогащения абстрактно-
научных представлений школьников эмоционально-
чувственными, музыкально-эстетическими;

и художественно-образное содержание музыкальных произведений, включаемых в уроки, будет соответствовать содержанию учебных предметов;

учитель владеет методикой проведения уроков природоведения,
биологии, географии с использованием произведений музыкаль
ного искусства.

В соответствии с данными предположениями и целью были определены задачи,исследования:

выявить психологические особенности формирования экологической культуры личности младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы;

определить значение музыкального искусства в экологическом воспитании школьников;

разработать и экспериментально обосновать методику включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии для развития экологической культуры личности младших подростков;

и опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации для учителей школ по формированию экологической культуры учащихся средствами музыкального искусства.

Методологическую основу исследования составляют идеи отечественных философов-экологов и культурологов о взаимосвязи человека с окружающей средой, о взаимообусловленности эко-

логического и эстетического воспитания учащихся в формировании их экологической культуры; педагогов, искусствоведов о музыкальном искусстве и его значении в воспитании подрастающего поколения; психологов и педагогов о возрастных особенностях младших подростков и необходимости их учета в педагогическом процессе.

Этапы и методы исследования.

  1. 1994-95 гг. Определение темы, объекта, предмета, цели исследования. Методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической научной литературы, дающий возможность осветить современное состояние изучаемой проблемы.

  2. 1995-96 гг. Изучение состояния дела по исследуемому вопросу в школах. Определение гипотезы. Составление программы опытно-экспериментальной работы. Методы: изучение документов школ и органов управления образованием; изучение и обобщение массового и передового педагогического опыта; наблюдение за формированием экологической культуры младших подростков в педагогическом процессе школы: беседы с учителями, школьниками и родителями, анкетирование.

  3. 1996-97 гг. Проверка гипотезы путем эксперимента, обработка полученных данных, методы: констатирующий и формирующий эксперимент.

  4. 1997-98 гг. Внедрение результатов исследования в практику образовательных учреждений, обобщение и литературное оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении на основе учета возрастных особенностей становления экологической культуры младших подростков экологического воспитательного потенциала музыкального искусства; в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики включения музыкального искусства в уроки природоведения, биологии, географии; в разработке критериев экологической культуры, позволяющих диагностировать степень сформированно-сти личностных качеств школьников в составе следующих компонентов экологической культуры: экологического сознания, эмоционально-чувственной сферы, экологической деятельности.

Практическая значимость определяется тем, что в ходе проведенного исследования, разработанная методика включения музыки в уроки природоведения, биологии, географии в 5-6 классах значительно повышает эффективность экологического воспитания младших подростков, уровень их экологической воспитанности и образованности и может быть использована педагогами школ в учебно-воспитательном процессе. Теоретические выводы и методические рекомендации, содержащиеся в исследовании, могут быть включены в учебные дисциплины, спецкурсы по педагогике и частным методикам педагогических вузов.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, сочетанием качественного и количественного анализа результатов экспериментальной работы, статистической значимостью полученных экспериментальных данных, а также опорой на личный опыт работы диссертанта в школе и педвузе.

Апробация результатов исследования проводилась: в процессе экспериментальной работы в средних школах № 16,17, гимназии №1 г. Соликамска, на заседаниях лаборатории экологической культуры личности Института развития личности РАО (Москва, 1995-98 гг.), на заседаниях кафедры педагогики и частных методик Соликамского госпединститута; в ходе научно-практических конференций в Институте развития личности РАО (Москва, 1995-97 гг.), в Соликамском государственном педагогическом институте (Соликамск, 1995-98 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлено в процесс обучения учащихся 5-6 классов на уроках природоведения, биология, географии в средних школах №№16, 17, гимназии №1 г.Соликамска Пермской области; в Соликамском государственном педагогическом институте при чтении диссертантом спецкурса "Экологическое воспитание детей средствами искусства", курса "Теория и методика музыкального воспитания", а также через публикацию материалов по теме исследования, на теоретических и методических семинарах преподавателей СГПИ и школ. Отдельные разделы программы прошли апробацию на лекционных и практических занятиях преподавателей кафедр педагогики и частных методик дошкольного и начального образования, медико-биологических дисциплин.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Действенным средством формирования экологической культуры младших подростков в учебно-воспитательном процессе школы является музыкальное искусство, имеющее богатый нравственно-эстетический воспитательный потенциал, способствующее соединению рационального мышления и познания действительно-

сти с ее образным восприятием, характеризующееся наполненностью художественных образов музыкальных произведений содержанием экологической направленности.

  1. Теоретической основой организации учебного процесса на уроках естественнонаучного цикла служит модель: учитель -научно-познавательный материал урока - музыкальное произведение - целостное представление учащихся о взаимоотношении природы и человека.

  2. Овладение учителем методикой проведения уроков природоведения, биологии, географии с включением музыки обусловлено знанием содержания художественных образов музыкальных произведений, способных взаимодействовать с тематическим содержанием преподаваемых предметов, умением применять методы музыкальной и экологической педагогики.

Подобные работы
Дегтярева Маргарита Алексеевна
Формирование патриотически ориентированной личности подростка в процессе освоения русской народной культуры
Тимофеева Елена Николаевна
Художественно-эстетическая деятельность как средство формирования ценностных ориентаций младших школьников : на примере детской школы искусств
Синдикова Гульнара Маратовна
Формирование духовных основ у детей младшего школьного возраста средствами искусства в общеобразовательной школе
Медведевских Валентина Степановна
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
Степанова Светлана Геннадьевна
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства
Будаева Туяна Борисовна
Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства
Яковлева Оксана Георгиевна
Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства
Анненкова Ольга Олеговна
Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (На примере института искусств)
Ласкова, Марина Куприяновна
Реализация аксиологической функции изобразительного искусства в процессе формирования базовой культуры личности младшего школьника
Якимович Ирина Геннадьевна
Педагогические условия формирования гуманистической культуры личности подростка во внеурочной деятельности

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net