Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Карамова Клара Хакимовна. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факультетах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2002 207 c. РГБ ОД, 61:03-13/1335-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ
ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-
ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

  1. Теоретический анализ основных понятий исследования: творчество, творческая деятельность, творческий потенциал, творческая личность 13

  2. Сущность творческой самореализации будущего художника-педагога1 27

  3. Педагогические условия обучения, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов 50

  4. Профессиональное мастерство педагога - условие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов 89

  5. Барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов ^ ПО

Выводы по I главе 127

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ГШДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ

2.1. Модель условий обучения для творческой самореализации студентов
художественно-графических факультетов 131

2.2. Общие вопросы организации эксперимента 140

2.3. Процесс и результат педагогического эксперимента 150

Выводы по П главе 185

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 191

1 Здесь и в дальнейшем термины: студент художественно-графического факультета, будущий художник-педагог, будущий учитель изобразительного искусства используются как синонимы.

Введение к работе:

Актуальность исследования.

Для современной социально-культурной ситуации России характерно стремление общества вернуться к общечеловеческим ценностям, главными из которых являются реальный мир и человек. Это требует новых задач, целей образования, подходов к построению учебно-воспитательного процесса. В этих условиях возросла необходимость максимального стимулирования творческого развития, воспитания личности, которая должна стать моделью и идеалом человека XXI века.

Сегодня ощущается острая потребность в подготовке нового поколения педагогов, а также в подготовке специалистов, которые со студенческой скамьи, впитав эти ценности, станут творцами себя и других. Это становится возможным лишь в условиях гуманизации образования. Для гуманистической педагогики идеалом является свободная творческая личность, способная к самоидентификации, саморазвитию и самореализации в постоянно меняющейся социально-культурной среде.

К различным аспектам творческого саморазвития, самоопределения, самосовершенствования, творческой самореализации обращались в своих трудах многие отечественные и зарубежные философы, психологи, педагоги. Среди них В.И. Андреев, Л.И. Анциферов, Н.А. Бердяев Л.И. Божович, И.П. Волков, Д. Гилфорд, М.Р. Гинзбург, Е.Я. Голант, B.C. Ильин, Л.А. Казанцева, А.Н. Леонтьев, П.Н. Осипов, А. Маслоу, К. Роджерс, М.И. Ситникова, В.А. Сластенин, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, B.C. Шубинский и др. Процесс творческой самореализации - как важнейшая форма проявления личностью ее творческого потенциала, рассматривался в работах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.М. Якобсон и др. К рассмотрению творчества как важного элемента развития личности и необходимого условия ее самореализации - проявления индивидуаль-

нести, неповторимости -обращались В.И. Андреев, В.Т. Кудрявцев, Я.А. Пономарев и др.

Являясь актуальной, эта проблема в настоящее время подтолкнула и теоретиков и практиков - преподавателей педагогических вузов к пересмотру взглядов относительно проблемы творчества и творческой самореализации студентов - будущих педагогов в процессе профессиональной подготовки. Одним из важных аспектов в решении этой задачи является вопрос условий организации творческого процесса в высшей школе, итогом которого является творческая самореализация его субъектов.

Самореализация это новое качество, новообразование в личности, результат взаимодействия внутренних (исходящих от самого студента) и внешних влияний (учебно-воспитательного процесса). При этом большое значение имеет среда, в которой находится человек. На важность организации внешней творческой среды указывают В.И. Андреев, М.Т. Громкова, Л.М. Попов, НЮ. Посталюк, В.Г. Рындак, НА. Савотина, В.В. Сериков и др.

Известно, что источником формирования творческой личности является деятельность, как основной путь развития человека, фактор, обеспечивающий развитие способностей. Проблемой деятельности занимались К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн и др.

Если подходить к творчеству как механизму самореализации, то условия должны ориентировать преподавателя на расширение и углубление субъект-субъектного взаимодействия между участниками учебно-творческого процесса. На наш взгляд, деятельность педагога по осуществлению развития творческой личности студента, формированию эстетических, эмоциональных, ценностных отношений, творческой активности, направленности и способностей, должна предполагать системное формирование у студентов ценностей познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества; обеспечение овладения студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и деко-

ративно-прикдя/шого искусства с учетом их взаимосвязи; реализацию сотворчества студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задач; выявление и преодоление барьеров, препятствующих творческой самореализации студентов.

В ряду условий огромное значение имеет мастерство, творчество, профессионализм педагога. Факт творческой самореализации преподавателя является значимым условием творческой самореализации студентов.

Однако, вступая в противоречие с гуманистическими ценностями, иногда прослеживаются тенденции к исключению субъектности учащихся, в результате чего происходит разрушение содружества, сотрудничества, взаимоуважения и доверия субъектов совместной деятельности. Этому в большей степени способствуют следующие барьеры: эмоции страха, чувство неудовлетворенности, низкий уровень эмоциональной насыщенности социально-педагогической среды, барьеры диалогического взаимодействия, ситуативные барьеры, конфликты, профессионально-педагогические стереотипы, шаблоны, формализованное обучение, следствие воспитательной и образовательной политики, которая отличалось большей информативностью. Этого для творчества, творческой самореализации недостаточно. Такое отношение к учению препятствовало прогрессивным преобразованиям образовательного процесса.

Представляется особенно актуальной проблема творческой самореализации будущих педагогов изобразительного искусства, так как творчество педагога-художника не исчерпывается выходом за пределы только нормативно-профессиональной деятельности, он реализует себя и в собственном творчестве, для которого необходима внутренняя сопричастность к этому виду искусства. Художественное образование и эстетическое воспитание школьников во многом зависят от качества подготовки будущих учителей изобразительного искусства. В свою очередь, успех образовательной подготовки, ориентированный на творческую самореализацию, зависит от созда-

6 ния г.ттеттиятткных условий, содействующих развитию личности, формирующих потребности в самовыражении, саморазвитии.

Анализ теории и практики творческой самореализации студентов - будущих художников-педагогов показывает наличие противоречия, которое выражается в необходимости творческой самореализации на начальном этапе профессионализации и недостаточной разработанностью данной проблемы, как в науке, так и в педагогической практике.

В настоящее время большое число педагогических исследований направлено на изучение условий проблемы творческой самореализации. Изучаются отдельные условия, рассматривается субъект творческой деятельности, предлагаются методы, формы творческого процесса. Важной задачей всех этих исследований является активизация творческого процесса. Но если во многих исследованиях условия рассматриваются по отдельности, то только реализация совокупности педагогических условий позволит решить указанную выше задачу.

Проблема исследования: каковы педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов?

Цель исследования: выявить, систематизировать, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов в обучении.

Объект исследования: учебно-познавательная, учебно-

исследовательская и художественно-творческая деятельность студентов художественно-графических факультетов.

Предмет исследования: педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Гипотеза исследования: творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов будет более эффективна, если в процессе обучения:

системно Лопмипопятк v ctvttp.htor ценности ппіняния гямлптня-

ния, творческой самореализации, сотворчества;

обеспечивать овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства с учетом их взаимосвязи;

реализовывать сотворчество студентов и преподавателей в решении художественно-творческих задач;

выявлять и стимулировать преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Для экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи исследования:

Теоретически обосновать сущность творческой самореализации студентов - будущих художников-педагогов.

Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов

Экспериментально проверить влияние выявленных педагогических условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и их вариативного сочетания.

Выявить, систематизировать, установить рейтинг значимости барьеров творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов.

Методологическая основа исследования.

В нашей работе мы опирались на следующие принципы: единства исторического и логического, системности, детерминизма, личностно-деятельностный подход.

В исследовании использовались работы по проблеме

твоочества ҐВ.И. Андпеев. А. Гопяльс.ки МГ Кягян ЯВ Кузьмин, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Я.Н. Пономарев, Л.М. Попов B.C. Соловьев);

педагогического творчества (П.Ф. Каптерев, Г.М Коган, Н.В. Кузьмина, Н.Д.Левитов, В.Д. Шадриков, В.А. Кан-Калик);

художественного мастерства (В.Д. Шадриков, Б.А. Асафьев, Г.И.
^ Панкевич, П.М. Якобсон, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский);

творческой самореализации личности (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферов,
Н.А. Бердяев, Дж. Гилфорд, М.Р. Гинзбург, И.В. Золотухина, Л.А. Ка
занцева, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Садовая).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; поэлементный анализ учебно-познавательной, учебно-исследовательской и творческой деятельности студентов и преподавателей; педагогическое наблюдение; моделирование; анке-тирование студентов и преподавателей; вариативный педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; качественные и количественные методы обработки экспериментальных результатов. Выбор методов определялся целями и задачами, решаемыми на каждом этапе исследования.

Комплексное использование разнообразных методов исследования обеспечило достоверность результатов, полученных при сборе фактического материала и его обработке.

Экспериментальная база исследования.
Ф
Исследование проводилось в Набережночелнинском государственном

педагогическом институте на художественно-графическом факультете. Специфика подготовки на данном факультете заключается в направленности на реализацию художественно-творческой деятельности, наряду с традиционными для других факультетов сферами - преподавательской, научно-методической, социально-педагогической, культурно-просветительной. Средствами деятельности будущего специалиста данного профиля в обеспе-

чении развития, обучения и воспитания учатцихся являются тпбля-читетткное и декоративное искусство.

В проведении исследования принимали участие более 200 человек: студенты различных курсов художественно-графического факультета и преподаватели, которые ведут занятия по специальным дисциплинам. Основные этапы исследования.

Исследование проводилось в 1997-2002 г. г. по программе, содержащей четыре этапа.

Первый этап (1997-1998) - проводился теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы, определение цели, предмета, задач и выдвижение гипотезы исследования. На данном этапе изучалась философская, психологическая и педагогическая литература по проблеме исследования.

Второй этап (1998 - 1999) - в процессе теоретико-экспериментального исследования выявлялись и систематизировались педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов. Осуществлялось моделирование учебно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, обеспечивающее наиболее эффективную творческую самореализацию студентов художественно-графических факультетов.

Третий этап (1999-2000) - осуществлялся вариативный дидактический эксперимент.

Четвертый этап (2000 - 2002) - обработка полученных результатов, анализ, проверка и интерпретация данных, оформление выводов и рекомендаций по обоснованию условий творческой самореализации студентов художественно-графических факультетов и преодолению барьеров. Также были написаны статьи, в которых отражены основное содержание и результаты исследования, оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

Обоснована сущность творческой самореализации студентов - будущих педагогов. Творческая самореализация студентов художественно-графических факультетов рассматривается как многомерный, многоуровне-

вый интепэативный rroouecc. котопьтй включает r себя их ттичностно-ценностное самоопределение, самоактуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессиональной деятельности будущего художника-педагога.

Выявлены и систематизированы педагогические условия творческой
самореализации студентов художественно-графических факультетов и уста
новлен рейтинг их значимости:

1) системное поэтапное овладение студентами общечеловеческими цен
ностями (мир, доброта, любовь, здоровье, и др.), а также ценностями
познания, самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

2) формирование у студентов культуры учебно-познавательной, учебно-
исследовательской и художественно-творческой деятельности;

  1. реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

  2. осмысление и преодоление барьеров творческой самореализации студентов.

Выявлены и систематизированы следующие барьеры творческой са
мореализации студентов художественно-графических факультетов:

  1. барьер «стереотипа» познавательной сферы (мышления, воображения, восприятия и др.);

  2. барьер «разрывности» - существование практики в отрыве от теории и наоборот;

  3. «барьер оцепенения» - возникновение состояний робости, скованности, боязнь ошибиться по причине категоричности и строгости преподавателя, а также неодобрительной оценки, критики воображения, фантазии со стороны окружающих;

  4. барьер «белого листа» (трудности начала работы, например рисунка);

5) «мнимая» лень (бездействие студентов вызванное ожиданием
вдохновения).

6) «застревание» на этапе (невозможность следовать алгоритму изо
бразительной деятельности, как следствие трудности перехода от пре
дыдущего этапа к новому, завершения работы);

Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено, что
устойчивая положительная динамика творческой самореализации
студентов художественно-графических факультетов обеспечивается
развитием таких особенностей творческого мышления, как: ассо
циативность, эмпатийность, рефлексивность, противоречивость,
проблемность, интуитивность и др. ^

Практическая значимость исследования.

Выявленные дидактические условия творческой самореализации позволяют существенно повысить эффективность процесса обучения и профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов в целом. Теоретические положения, выводы и рекомендации исследования являются основой в практической работе преподавателей и студентов на художественно-графическом факультете Набережночелнинского педагогического института, а также могут быть использованы в моделировании и реализации процесса творческого саморазвития студентов других вузов. Основные положения, выносимые на защиту.

1. Творческая самореализация студентов художественно-графических
факультетов - это многомерный, многоуровневый интегративный процесс,
который включает в себя, их личностно-ценностное самоопределение, само
актуализацию и самореализацию в учебно-познавательной, учебно-
исследовательской, художественно-творческой и моделируемой профессио
нальной деятельности будущего художника-педагога.

2. Наиболее эффективными педагогическими условиями творческой са
мореализации студентов художественно-графических факультетов являются:

# 12

СИСТЄМНОЄ ПОІТЯЛНПР. Лппмшіовянмр v гт-vttphTOB ЦЄКНОСТЄЙ ПОЗІїаіПЇЯ,

самопознания, творческой самореализации, сотворчества;

овладение студентами культурой учебно-исследовательской, художественно-творческой деятельности;

реализация сотворчества студентов и преподавателей в решении учебно-исследовательских и художественно-творческих задач и заданий;

Л выявление и преодоление барьеров творческой самореализации сту-

дентов.

3. Барьерами творческой самореализации студентов являются:

барьер «стереотипа»;

барьер « разрывности»;

«барьер оцепенения»;

барьер «белого листа»;

«мнимая» лень;

0 «застревание» на этапе.

4. Устойчивая положительная динамика творческой самореализации сту
дентов художественно-графических факультетов обеспечивается разви
тием таких особенностей творческого мышления, как: ассоциативность,
эмпатийность, рефлексивность, противоречивость, проблемность, ин
туитивность и др.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследова
ния обеспечены
методологией и логикой исследования; применением ком-
ф плекса методов адекватных целям, задачам исследования; системным качест-

венным и количественным анализом результатов вариативных педагогических экспериментов, продолжительностью исследования, а также непосредственной педагогической деятельностью соискателя.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Подобные работы
Назарова Валентина Николаевна
Педагогические условия продуктивного обучения студентов языкового факультета академическому письму на английском языке
Радынова Ольга Петровна
Профессиональная направленность фортепианного обучения студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов (на материале музыкальной специализации)
Садетдинов Дмитрий Шейисданович
Формирование дидактических умений студентов факультета физической культуры на основе контекстного подхода к обучению (На примере преподавания "легкая атлетика" с методикой преподавания)
Белая Наталья Леонидовна
Формирование творческой активности студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов в процессе индивидуального обучения
Ракипова Минзалия Шамсулловна
Проблема оценки результатов учебно-познавательной деятельности студентов в России и США (На примере обучения английскому языку на неязыковых факультетах вузов)
Бондарева Валерия Витальевна
Педагогические условия интенсификации процесса обучения будущего учителя иноязычной письменной речи (На примере неязыковых факультетов)
Сафина Аэлита Маратовна
Факторы и барьеры творческой самореализации заместителя директора школы в условиях инновационной педагогической деятельности
Медведев Станислав Алексеевич
Формирование педагогического мастерства преподавателя факультета военного обучения при гражданском ВУЗе
Кондратьева Ирина Германовна
Формирование коммуникативно-воспитательной компетенции будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах
Хамицева Соня Федоровна
Этнопедагогический аспект обучения устной английской речи на неязыковых факультетах вузов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net