Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Исрафилов Рамазан Салимханович. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2001 158 c. РГБ ОД, 61:01-13/1703-0

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава I. Социально-педагогические основы воспитания

школьников на прогрессивных народных традициях 11

1.1. Роль народных традиций в формировании подрастающего поколения 11

1.2. Педагогический потенциал устного народного творчества горцев 35

1.3. Нравственно-педагогические ценности ислама 52

Глава II. Пути использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников. 80

2.1. Использование традиционных духовно-нравственных

ценностей в учебном процессе 80

2.2. Приобщение школьников к прогрессивным народным

традициям во внеклассной работе 100

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 121

Заключение 127

Библиография 130

Приложения 143 

Введение к работе:

Актуальность. В условиях рыночной экономики и демократических свобод резко возрастает значение нравственного фактора в жизни общества. Нормальные деловые отношения невозможны без взаимного доверия, уважения и взаимной ответственности партнеров. Однако упразднение тотального государственного контроля во всех сферах экономической и политической жизни выявило серьезные провалы в нравственном развитии общества. Зачастую сама жизнь человеческая становится разменной монетой в экономической конкуренции и политическом соперничестве людей. И все это является следствием известных причин. В течение ряда десятилетий официальная идеология исходила из принципа приоритетности материальных ценностей перед духовными. Все факторы личного и общественного сознания объяснялись как производные от условий материальной жизни. О душе и духовности не было принято говорить откровенно. Вместе с религией были отброшены и исповедуемые ее нравственные ценности: любовь к ближнему, милосердие, благотворительность, милостыня. Воспитание было оторвано от исторически сформировавшихся и выверенных временем народных традиций, обычаев и идеалов. Школа была направлена на формирование «нового» человека, характеризующегося единообразием материальных и духовных потребностей, определяемых государством. Иллюзорность этой задачи сейчас стала очевидной.

Коренные социально - экономические преобразования последних лет создали в нашей стране совершено иную педагогическую ситуацию. Педагогика ориентирована на общечеловеческие ценности. Легализована религия. Она, хотя и не без противоречий, начинает играть свою стабилизирующую роль в обществе и выполнять присущие ей воспитательные функции

Законом Российской Федерации «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Таким образом, появилась реальная возможность поставить процесс воспитания подрастающего поколения на

прочный фундамент выработанных человечеством духовно-нравственных ценностей: общечеловеческих и национальных.

На педагогический опыт народа опирались в своих трудах классики мировой педагогической мысли Я.А. Каменский, Ж-Ж. Руссо, И.Г. Песта-лоцци. Великий русский педагог К.Д Ушинский в основу своей педагогической теории положил принцип народности воспитания. Необходимость использования прогрессивных народных традиций в воспитательной работе школы подчеркивали известные советские педагоги Н.А.Констанинов, Ф.Ф.Королев, Е.М. Медынский, М.Ф. Шабаева.

Важную роль в исследовании народной педагогики сыграли труды Г.Н.Волкова - автора целого ряда рабо'т, в которых определены содержание и сущность народной педагогики, обоснована методология, введено понятие «этнопедагогика».

Духовно-нравственный потенциал этнопедагогики разных народов и его значение в воспитании подрастающего поколения нашли отображение в работах А.Ф. Афанасьева (Якутия), ДМ. Бурхиного (Бурятия), Г.Н. Волкова (Чувашия), А.Ш. Гашимова (Азербайджан), А.Э. Измайлова (Средняя Азия), ЯМ. Ханбикова (Татарстан), И.А. Шарова (Адыгея), и др.

Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы. Э.Ш. Аганова, P.M. Байчорова, Х.Х. Батчаев, СМ. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сун-дуй, X. Рахимов и др. Большую работу по исследованию традиций дагестанских народов и выявлению их роли в различных сферах современной жизни проделали известные дагестанские ученые А.К. Алиев, С.Ш. Гаджиева, У.Б. Далгат, М.А. Ди-биров, P.M. Магомедов, А.Ф. Назаревич и др. Возможности и пути исследования прогрессивных традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы раскрыли местные ученые педагоги А.М Мирзоев, Р.И. Омарова, P.M. Пашаева, Т.С. Саидов, Б.Б. Шейхова, З.Я. Якубов и др.

При всем этом проблема использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в учебно-воспитательном процессе современной школы решена только частично. Научные исследования советского периода по данной тематике несут на себе идеологический отпечаток своего времени Религия оценивалась только с отрицательной стороны. Традиции связанные с созданием семьи и семейно-бытовым укладом, были отнесены к разряду «пережитков прошлого», поскольку они не соответствовали коммунистическим идеалам. После демократических реформ появилась возможность устранить указанные пробелы и искажения. Полноценное использование народных традиций несомненно послужит серьезным фактором повышения эффективности процесса нравственного формирования подрастающего поколения.

Этим обусловлен выбор темы нашего исследования - "Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана".

Цель исследования: выявить пути и средства системного использования прогрессивных народных традиций в учебной и внеклассной работе школы в целях повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания учащихся. Объект исследования; процесс духовно-нравственного формирования школьников. Предмет исследования: влияние целенаправленного и активного использования народных традиций на формирование морального облика школьников.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы руководствовались следующими исходными положениями:

процесс воспитания станет более результативным и предсказуемым, если школа, семья и общественность будут действовать в одном и том же направлении;

духовно - нравственное формирование подрастающего поколения невозможно без обеспечения преемственности нравственного опыта, выработанного народом в процессе своего исторического развития;

использование средств этнопедагогики, тесно связанных с укладом жизни, ценностями
и психологией народа, в учебно-воспитательном процессе школы не только возможно, но
и необходимо и целесообразно;

только системное использование прогрессивных народных традиций в учебной и
внеклассной работе может привести к значительному и ожидаемому результату.

интенсивное возрождение и распространение ислама в Дагестане требует, чтобы школа
формировала у своих воспитанников объективное, непредвзятое отношение к религии и в
то же время максимально использовала в своих целях ее богатый педагогический
потенциал.

Задачи исследования:

  1. Обосновать новый подход к этнопедагогике, вытекающий из идейно-теоретических парадигмов демократического общества.

  2. Переосмыслить традиции, обычаи, устное творчество дагестанских народов с точки зрения из педагогической целесообразности в нынешних условиях;

3. Выявить возможности учебных предметов по приобщению школьников к
этнокультурным традициям и ценностям;

  1. Обосновать и проверить на практике методические рекомендации по использованию народных традиций во внеклассной работе школы;

  2. Разработать формы и методы совместной работы школы, семьи и общественности по сохранению и развитию прогрессивных традиций народной педагогики.

Методологической основой исследования являются:

диалектический подход к изучению процессов и явлений общественной жизни,
принцип единства исторического и логического в науч

ных исследованиях, идеи демократизации и гуманизации общественных институтов, единство и взаимосвязь общечеловеческой и национальной культуры; закон «Об образовании», «Доктрина образования» Российской Федерации, «Концепция школьного образования Республики Дагестан»; основополагающие исследования по этнографии. Методы исследования. При проведении исследования был применен комплекс методов соответствующих исследовательским задачам:

изучение и анализ философской, педагогической, этнографической и эт-нопедагогической литературы;

изучение и обобщение передового педагогического опыта;

социологические методы (беседы, анкеты, интервью);

педагогический эксперимент;

математическая обработка результатов исследования;

Основным методом послужил многолетнее монографическое исследование проблемы по месту работы автора - в Фитинской средней школе Агульского района.

Базой исследования послужили Фитинская средняя школа, Тпигская средняя школа Агульского района, Хореджская средняя школа Хивского района, Хосрехская средняя школа Кулинского района Республики Дагестан.

Исследования проводились в три этапа. Первый этап (1990 - 1994 гг,) был посвящен вычленению проблемы исследования путем изучения общетеоретической и специальной литературы, относящейся к выбранной нами области исследования. Были определены цель, задачи и методики исследования, составлен план опытно -экспериментальной работы.

На втором этапе (1994-1998) проводились запланированные опытно -экспериментальные работы, анализ и обобщение полученных результатов,

обсуждение различных аспектов проблемы и путей их решения в заинтересованных кругах педагогической общественности.

На третьем этапе (1998 - 2000гг.) завершена опытно - экспериментальная работа. Ее результаты апробированы в других школах. Сформулированы общие выводы. Разработаны методические рекомендации для учителей, воспитателей и руководителей школ. Проведено литературное оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

основные аспекты этнопедагогики дагестанских народов проанализированы с точки
зрения новых идейно - теоретических парадигмов развития общества: ориентация на
общечеловеческие ценности, демократизация и гуманизация общественных институтов;

традиции горцев рассматриваются в их органической связи с исламскими ценностями, раскрывается позитивная роль религии в духовно - нравственном становлении личности.

обоснована необходимость и определены пути комплексного использования народных традиций в учебном процессе и внеклассной работе школы, а также в совместной работе школы, семьи и общественности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе школы для учителей, классных руководителей и организаторов общешкольной воспитательной работы. Рекомендации могут быть применены в подготовке студентов высших и средних учебных заведений педагогического профиля. Работа вносит свою лепту в формирование региональной образовательно-воспитательной системы в Республике.

Достоверность и обоснованность научных результатов обусловлены тем, что автор руководствовался научной методологией, свободной от идеологических установок. В работе полностью использованы средства народной педагогики, которые служили фундаментом нравственной культуры горцев, обеспечивавшей им известную в истории жизнестойкость. Практические ре-

комендации проверены и одобрены в школах Агульского района и некоторых школах соседних районов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования проводилось путем выступления автора на заседаниях методического объединения учителей школы, на районных и республиканских семинарах, конференциях, педагогических чтениях. Опубликован ряд статей в центральных научно - педагогических журналах и в республиканских педагогических изданиях. Общее число выступлений на страницах районной и республиканской печати составляет многие десятки.

На защиту выносятся следующие положения:

обоснование нового подхода к этнопедагогике, связанного с демократическими преобразованиями в обществе;

тезис об органическом единстве народных традиций горцев и исламских ценностей;

научно обоснованные и экспериментально проверенные методические рекомендации
по комплексному использованию народных традиций в учебно-воспитательном процессе
школы и в совместной работе школы, семьи и общественности.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения,

библиографии и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется объект, предмет, цель,

задачи, гипотеза и методы исследования, раскрывается научная новизна, практическая

значимость, достоверность и обоснованность результатов работы.

В первой главе "Социально-педагогические основы воспитания школьников на народных

традициях" дается анализ прогрессивных обычаев и традиций дагестанских народов,

раскрывается духовно-нравственные идеи, определяющие основы жизнедеятельности

населения, показана роль исламских ценностей в совершенствовании нравственных

отношений в обществе. Выявлены педаго-

гические аспекты духовного наследия и практического опыта горцев, их значение в современных условиях и возможности использования в учебно-воспитательном процессе школы.

Во второй главе "Пути использования духовно-нравственного потенциала народных традиций в воспитании школьников" обоснована мысль о том, что преемственная связь поколений и духовной культуры является важнейшим условием нравственного формирования личности. Реализация этой идеи требует комплексного подхода, охватывающего возможности учебного процесса, внеклассной работы, а так же работы с родителями и населением Подробно рассмотрены содержание, методика и результаты педагогического эксперимента, в ходе которого проверены и уточнены разработанные нами практические рекомендации Дано описание ряда уроков и внеклассных мероприятий с использованием народных традиций.

В заключении сформулированы общие выводы.

Подобные работы
Валиева Имамбийке Абдуллаевна
Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе по географии на основе традиций и обычаев народов Дагестана
Цахаева Сарат Гасановна
Культура и традиции народов Дагестана в системе культурологического образования учащихся 8-9 классов
Шахбазова Масума Афисовна
Героические традиции народа в системе патриотического воспитания старшеклассников
Белоусова Елена Васильевна
Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников
Ашуралиев Муродали Имомалиевич
Нравственное воспитание учащихся на педагогических традициях таджикского народа
Довданов Владимир Анатольевич
Этнокультурные традиции калмыцкого народа как средство нравственного воспитания учащихся в спортивных объединениях
Перчун Наталья Васильевна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа
Пасмурова Ляйля Эдвартовна
Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях татарского народа
Дедюкина Марфа Ивановна
Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях народа саха
Байрамукова Аида Николаевна
Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net