Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Иванова Наталия Ивановна. Природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики (На материале чувашских школ Республики Башкортостан) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Стерлитамак, 2004 214 c. РГБ ОД, 61:04-13/2039

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 2

Глава 1. Историко-теоретическиЙ анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

1.1.Понятие принципа природосообразности в

педагогике II

1.2.Сущность принципа природосообразности в опыте народного

воспитания 3

1 1.3 .Модель природосообразного воспитания учащихся средствами

чувашской народной педагогики 56

Выводы по первой главе 87

Глава II. Педагогические условия природосообразного воспитания средствами народной педагогики в чувашской семье и школе.

2.1. Организация природосообразного воспитания в учебном
процессе 90

2.2. Внеклассные, внешкольные и семейные формы природосообразного
воспитания 135

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
природосообразному воспитанию учащихся средствами народной
педагогики в чувашских школах Республики

Башкортостан 163

Выводы по второй главе 174

Заключение 176

Библиография 181

Приложения 199

Введение к работе:

В центре воспитательного процесса стоит человек как космо-био-социальное уникальное образование, питаемое историко-генетической основой, имеющее природно-социальный опыт родовых, национальных, культурных традиций, направленное на развитие своих сущностных сил. Такое понимание сущности человека предъявляет определенные требования к воспитанию, указывает на необходимость совершенствования современного воспитательного процесса. Пути решения данной проблемы лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий, созданных путем активного обращения к опыту народного воспитания.

В ходе этногенеза, за всю историю существования и взаимодействия с природой, каждый народ создает собственную систему воспитания, эффективность которой заключается в ее естественности, в способности сохранять в интересах саморазвития свою этническую среду (даже в условиях полиэтнического окружения), то есть в природосообразности. Становление традиций народного воспитания было ориентировано на отношение к детям, природе, окружающему не по модели господства и подчинения, а на нравственную ответственность перед собой и миром. Это обеспечивалось тесной неразрывной связью жизни с законами природы, следовательно, природосообразным воспитанием подрастающего поколения. В народной педагогике человек воспринимается как органическая часть природы, поэтому природосообразность народной педагогики предполагает глубокое понимание его внутреннего мира, законов его развития. Еще до теоретического осмысления принципа природосообразности философами и педагогами, его сущностное значение содержалось в опыте народного воспитания, в частности, в природосообразных средствах воспитания, т.е. принцип природосообразности находился в опыте народного воспитания в имплицинтном состоянии. Именно это позволило выявить данный принцип

з из опыта народного воспитания и теоретически обосновать его как ведущий принцип воспитания.

Опыт, мудрость народов занимали умы таких выдающихся педагогов-классиков, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В.Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. Так, впервые обоснованный Я.А. Коменским принцип природосообразности воспитания, проникнутый духом гуманизма, народности, патриотизма, является величайшим вкладом в развитие подлинно научного учения о воспитании. Природосообразностъ как основной принцип этнопедагогики выделяет исследователь народной педагогики Г.Н. Волков. Труды этого ученого выходят далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики. Они сыграли большую роль в становлении и развитии этнопедагогики как науки, в определении предмета, педагогических основ, методологии, методов, средств и принципов данной науки, в создании концепции этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса. Природосообразное воспитание невозможно без этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в целом. Пути решения проблемы совершенствования воспитательного процесса лежат не только в плоскости поиска и разработки новых парадигм воспитания, но и в использовании природосообразных технологий. Проблемы функционирования принципа природосообразности освещаются в работах В.В. Кумарина, А. Кушнира, Н.Д.Виноградовой и др. Природосообразное образование как фактор оздоровления обучаемых рассматривается З.И. Тюмасевой. Принцип природосообразности в этнопедагогике нашел отражение в исследованиях П.П, Козловой. Проблемам методологии изучения народной педагогики посвящены исследования Ю.А. Рудь, Е.Л. Христовой и др. Вопросы исторической этнопедагогики изучает Т.Н. Петрова, над проблемой функционирования афоризмов в народной педагогике работает З.Б. Цаллагова, изучением семейной этнопедагогики занимается Э.И. Сокольникова, этнопедагогики среды - Л.В. Кузнецова. Гуманистические проблемы педагогики находят

отражение в исследованиях З.Н. Нигматова, Р.Х. Шаймарданова, Я.И. Ханбикова, К.Ш. Ахиярова. Проблемы связи народной педагогики с современной практикой воспитания рассматриваются в работах Р. И. Байчоровой, В.И. Элашвили, С. Танхасаевой, И.Г. Швецовой, Н.А. Матвеевой, Р. Сулейманова, У.Ш. Атангулова, С.А. Мухамедьянова, З.Ф. Исламовой, A.M.Сулейманова, Л. Канбековой, В.И. Баймурзиной, Х.Х. Баймурзина, A.M. Сафина и др. Разные аспекты привлечения данных народной педагогики в учебно-воспитательный процесс освещены в исследованиях Л.М. Кашаповой, P.M. Салимовой, К.Х. Гизатуллиной, В.А. Афанасьева, А.Я. Бугаевой, В.А. Иванова, М.И. Стельмахович, М.Г. Харитонова, И.А, Шарова и др.

Вопрос воспитания детей невозможно рассматривать вне реальных процессов жизни и быта народа, географических, исторических, социально-экономических, регионально-локальных условий, определяющих своеобразие как средств воспитания, так и особенности организации процесса воспитания учащихся. Однако недостаточно исследованы особенности, возможности использования традиций природосообразного воспитания чувашского народа в условиях полиэтничности. Так, эта ситуация характерна для чувашской диаспоры, проживающей в Башкортостане и других регионах страны. Качественно иные условия (другая природа, разнообразное этническое окружение, многообразие культур, иной уклад жизни и др.) предъявляют новые требования к природосообразному воспитанию чувашских детей в семье и школе. Вхождение в новую среду социального существования всегда связывается с изменением привычного образа жизнедеятельности и требует адаптации к данным условиям.

Следует также отметить, что в педагогической теории и практике нет специальных работ по природосообразному воспитанию средствами народной педагогики, что актуализирует данное направление в исследованиях.

Проблема заключается в противоречии между необходимостью в природосообразном воспитании учащихся средствами народной педагогики и недостаточной разработанностью педагогических условий организации этого процесса как в учебной, так и внеклассной и внешкольной формах в чувашских школах Республики Башкортостан.

Таким образом, актуальность избранной проблемы обусловлена социальными запросами совершенствования воспитания подрастающего поколения.

В поисках возможности преодоления данного противоречия нами была
сформулирована проблема исследования: каковы условия

природосообразного воспитания учащихся в чувашских школах Республики Башкортостан?

Целью исследования является решение данной проблемы.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в чувашских школах Республики Башкортостан.

В качестве предмета исследования выступает процесс природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

Анализ научной литературы и изучение педагогической действительности позволили выдвинуть гипотезу: природосообразное воспитание учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан будет протекать эффективно, если:

учитываются сущность и специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики;

учитывается процесс адаптации в полиэтническом пространстве как особенность природосообразного воспитания;

- осуществляется сотрудничество семьи и школы как целостного
института природосообразного воспитания;

организуется целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

6 В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Осуществить историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности.

  2. Раскрыть сущность, специфику и природосообразную значимость средств чувашской народной педагогики.

  3. Разработать модель природосообразного воспитания учащихся средствами народной педагогики в чувашских школах Республики Башкортостан.

  4. Выявить, теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия природосообразного воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан,

Методологическую основу исследования составляют произведения классической педагогической литературы (Я.А Коменский, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), концепция освоения и творческой переработки историко-педагогического наследия (Г.Н. Волков, К.Ш.Ахияров, Т.Н. Петрова и др.); концепция о природосообразном подходе к обучению и воспитанию (В.В.Кумарин, А. Кушнир, П.П.Козлова, З.И.Тюмасева и др.); концепция об этносоциальном подходе к образованию (С.Ю.Курганов, З.Г.Нигматов, А.М.Анохин); культурологический подход (М.М. Бахтин, Э-Г.Т.Ардаширова, В.Л.Бенин); аксеологический подход (А.В. Кирьякова, А.Т.Михайлов); деятельностный подход (В.А.Сластенин, Р.М.Асадуллин, В.Г. Рындак); работы по философии культуры (М.С. Каган, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин), философии образования (БЛ\ Лихачев, Б.С. Гершунский), методологии и теории педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин и др.); по основам моделирования (В.В. Краевский, А.И. Уемов, А.Т. Шумилин).

Теоретическую основу составили философские, культурологические и этнографические работы Л.Н. Гумилева, Д.С. Лихачева, Г.Д. Гачева, А.И. Арнольдова, Ю.В. Бромлея, С.А. Арутюнова и др.; работы по психологии,

этнопсихологии, этносоциологии, педагогике и этнопедагогике И. А. Зимней, B.C. Мухиной, Т.Г. Стефаненко, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева, М.О. Мнацаканян, Р.С. Немова, Ю.П. Азарова, Г.Н. Волкова, Н.Д. Виноградовой, П.П. Козловой, Т.Н. Петровой, М.Г. Тайчинова, Е.Л. Христовой, А.Л. Бугаевой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, К.Ш. Ахиярова и др.

Для решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы нами использовались разнообразные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение философской и психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, опрос, наблюдение, рефлексивный анализ наблюдаемых явлений, изучение школьной документации, изучение опыта народного воспитания, ретроспективный анализ опыта собственной воспитательной деятельности, учителей и родителей, моделирование, педагогический эксперимент, анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности.

В качестве экспериментальной базы исследования было задействовано 8 чувашских школ Аургазинского, Кармаскалинского, Стерлитамакского, Миякинского районов Республики Башкортостан. В исследовании приняли участие 284 учащихся, 55 учителей и руководителей образовательных учреждений.

Исследование осуществлялось в период с 2001 по 2004 гг. и включало несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2001 - 2002 гг.) изучались и анализировались философские, культурологические, этнографические, психолого-педагогические источники, опыт народного воспитания, школьная документация, использование народной педагогической культуры в школах; раскрывались сущность, специфика природосообразных средств чувашской народной педагогики; были определены исходные позиции исследования и проведен констатирующий этап эксперимента, разрабатывалась методика формирующего этапа эксперимента, разрабатывалась и апробировалась

модель природосообразного воспитания учащихся средствами чувашской народной педагогики.

На втором, опытно-экспериментальном, этапе (2002 - 2003 гг.), осуществлялась работа по организации и проведению формиругощего этапа эксперимента, проводились срезы по формирующему этапу эксперимента, анализировались результаты контрольного этапа эксперимента.

Третий, заключительно-оценочный, этап (2003 — 2004гг.), был посвящен систематизации полученных данных, формированию выводов, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

раскрыты возможности средств народной педагогики в природосообразном воспитании учащихся чувашских школ Республики Башкортостан;

- разработана модель природосообразного воспитания учащихся
чувашских школ средствами народной педагогики;

- выявлены и обоснованы педагогические условия природосообразного
воспитания учащихся чувашских школ Республики Башкортостан.

Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, оно является определенным вкладом в воспитание школьников. В нем осуществлен историко-теоретический анализ различных подходов к раскрытию сущности принципа природосообразности и определены критерии и уровни природосообразной воспитанности учащихся чувашских школ Республики Башкортостан,

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также методические рекомендации по организации природосообразного воспитания способствуют совершенствованию воспитательного процесса национальной школы; материалы данного исследования и разработанная автором программа факультативного курса "Родной край как фактор природосообразного воспитания детей» могут быть использованы учителями

и руководителями общеобразовательных школ при организации учебно-воспитательного процесса; преподавателями педвузов для разработки учебных программ и учебно-методических пособий по проблемам природосообразного воспитания; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и дипломных работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются четкостью исходных методологических позиций; разнообразием теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету, цели и задачам; последовательным проведением педагогического эксперимента, объективностью и репрезентативностью его данных; практическим подтверждением и качественным анализом результатов исследования, анализом работы чувашских школ Ульяновской и Самарской областей, Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Чувашской Республики и известных педагогов Российской Федерации. На защиту выносятся:

1. Модель природосообразного воспитания учащихся средствами
народной педагогики, включающая в себя цель, задачи, принципы, основные
направления работы, формы, методы и средства.

2. Педагогические условия природосообразного воспитания учащихся
чувашских школ Республики Башкортостан:

учет специфики природосообразных средств чувашской народной педагогики;

- учет процесса адаптации в полиэтническом пространстве как особенности природосообразного воспитания;

сотрудничество семьи и школы как целостного института природосообразного воспитания;

целенаправленная этнопедагогизация учебной, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались и получили одобрение на международных (г. Москва, 2001; г. Чебоксары, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2004; г. Белово, 2004; г.Новосибирск, 2004), всероссийских (г.Челябинск, 2002; г. Бирск, 2002; г. Стерлитамак, 2002; г. Нижнекамск, 2003; г.Пермь, 2003; г.Казань, 2003), региональных (г.Уфа, 2003; г.Новосибирск, 2004) научно-практических конференциях, на кафедре педагогики СГПИ (2001, 2002, 2003, 2004). Результаты исследования внедрены в практику работы Меселинской и других чувашских школ Аургазинского, Кармас калине кого, Стерлитамакского, Миякинского, районов Республики Башкортостан.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Подобные работы
Кузиев Мурод Азизович
Педагогические условия организации трудового воспитания школьников на основе прогрессивных идей и положений научной и народной педагогики (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Мирзаянов Алифьян Ахтямьянович
Воспитание этнической толерантности учащихся средствами народной педагогики : Из опыта школ Республики Татарстан
Саиткасимханова Дурдона Мухаматолихановна
Педагогические условия природосообразного воспитания обучающихся средствами народной педагогики : на материале Республики Казахстан
Черябкина Светлана Николаевна
Экологическое воспитание младших школьников средствами народной педагогики (На материале Республики Мордовия)
Гилемшин Ирик Маликович
Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (На материале школ Республики Башкортостан)
Шарипова Дильбар Яхъяевна
Формирование личности учащихся общеобразовательных школ в процессе экологического воспитания и образования на современном этапе (На материалах школ Республики Таджикистан)
Дамаданова Халун Дамадановна
Воспитание культуры межнационального общения у старшеклассников средствами телевещания (На примере общеобразовательных школ Республики Дагестан)
Васильев Герасим Иванович
Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся (На материале школ Республики Саха (Якутия))
Баишев Афанасий Афанасьевич
Совершенствование технолого-трудовых умений старших подростков в современных условиях (На материале сельских школ Республики Саха (Якутия)
Мирзоева Фарогат Баротовна
Формирование гуманистических качеств личности у учащихся 7 - 9 классов в процессе преподавания таджикской литературы (На материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан)

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net