Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Елькина Светлана Валентиновна. Формирование педагогической культуры студентов педагогического колледжа (На материале отделения "Музыкальное образование") : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Самара, 2000 207 c. РГБ ОД, 61:01-13/1179-2

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

С.
Введение 3-12

Глава I. Проблема формирования педагогической культуры
учителя в теории и практике образования. 13 -100

  1. Философский контекст проблемы формирования педагогической культуры учителя 13-34

  2. Сущность и содержание педагогической культуры учителя 34 -67

  3. Экспериментальное изучение педагогической культуры

студентов педагогического колледжа 68 - 100

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию
педагогической культуры студентов педагогического колледжа 101 - 173
И.1. Концепция культурологического подхода к формированию
педагогической культуры студентов педагогического
колледжа 101 -115

11.2. Содержание и технологии реализации культурологического
подхода к формированию педагогической культуры

студентов педагогического колледжа 115-159

11.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по
формированию педагогической культуры студентов

педагогического колледжа на основе культурологического
подхода 159-173

Заключение 174-182

Список литературы 183- 198

Приложение 199 - 207

Введение к работе:

На пороге нового века как никогда остро стоит проблема экологии личности и экологии культуры. Человечество достигло значительных высот в развитии науки, техники, искусства. В то же время остается не решенным вопрос становления внутренней культуры личности и общества в целом.

Слишком долго в нашей культуре и образовании происходило, по выражению А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией».

Сегодня становится все более очевидным: рационалистическая информационная педагогика должна отступить на второй план и занять свое частное место. Образование же призвано стать той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры, где закладываются основы культуры.

«Культура», «ценности», «образование», - эти понятия все чаще звучат вместе. Если прежде воспитание (и, шире, образование) трактовали как процесс воздействия на личность, то теперь оно справедливо рассматривается как перевод общечеловеческой культуры в индивидуальную форму существования; как формирование системы ценностей человека (М.С. Каган).

Образование становится важнейшей функцией культуры, обеспечивающей ее сохранение и развитие. «Можно представить два явления нашей жизни -культуру и образование - в виде детерминированной взаимосвязи: Культура есть условие образования, образование есть условие культуры. Но можно сформулировать взаимосвязь иначе: Образование есть относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры» (Н.Б. Крылова). (81, 132)

Похожую мысль высказывает И.Ф. Исаев, когда пишет, что «со сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологий, ориентированные не на приоритет знаний и исполнения, а на вариативность, субъективность, индивидуально-творческие, личностно-ориентированные формы ^ методы, образование выступает как институт расширенного воспроизводства и трансляции культуры». (61,4)

Главной целью современного образования провозглашается «человек культуры» - свободная, гуманная, творческая, духовная личность. Основополагающим свойством ее является «способность к культурной идентификации, т.е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, интериоргоации ее ценностей (принятию их как своих), выбору и осуществлению культуросооб-разного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте Большого и Малого времени культуры» (М.М. Бахтин). (26, 32).

Отсюда культуроформирующей способностью сегодня выступает не столько познавательная способность личности, сколько способность определять границу значимого и незначимого, способность «сопрягать» в своем мышлении не сводимые друг к другу ценностные, смысловые спектры. В этом, пожалуй, заключается основное отличие «человека культуры» от «человека образованного».

Непременным условием достижения выше означенной цели является высокий уровень общей и профессиональной культуры учителей.

Осознание этого проявилось в повышенном интересе ученых к исследованию сущности и содержания педагогической культуры (А.В.Барабанщиков, И.Г.Безуглов, Е.Б.Гармаш, Т.В.Иванова, И.Ф.Исаев, А.К.Колесова, Л.А.Нейштадт, А.Н.Растрыгина, Т.Ф.Рязанова, В.А.Сластенин и др.). Раскрыты отдельные стороны культуры учителя: методологической (Э.Б.Абдуллин, В.В.Краевский, Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин), нравственно-эстетической (Э.Т.Ардаширова, Н.Б.Крылова, Е.Г.Силяева, Д.С.Яковлева), коммуникативной (О.О.Киселева, Т.Н.Левашева, А.В.Мудрик), технологической (Н.В.Кузьмина, М.М.Левина, Н.Ф.Талызина), духовной (Е.И.Артамонова, Б.З.Вульфов, Б.Т.Лихачев, М.М.Мукомбаева, Н.Д.Никандров, Л.А.Попов, Н.Е.Щуркова) и др.

Между тем, по-прежнему, острым остается противоречие между объективной потребностью в учителе с высокой педагогической культурой (в учителе-творце, учителе-носителе культуры, способном не только к полноценному освоению культурной реальности, культурному самоопределению и саморазви-

тию, но и к культурному воспроизводству, к культуротворчеству) и недостаточным уровнем ее развития у выпускников педагогических учебных заведений.

К тому же в современной практике педагогического образования сохраняется традиционная приверженность к «знаниевой» парадигме, объектно-ориентированной профессиональной деятельности преподавателей. Крайне слабо освоено понятие культура как фактор, определяющий не только цели педагогического образования, но и его содержание и технологии. Это блокирует возможность прорыва к радикально новой практике подготовки учителя, формирования его педагогической культуры.

Стремление найти пути разрешения названных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане - это проблема обоснования необходимости специального подхода к формированию педагогической культуры студентов колледжа. В практическом плане - это проблема определения педагогических условий, способствующих формированию педагогической культуры студентов в процессе их подготовки к музыкально-педагогической деятельности.

Объект исследования - процесс подготовки студентов педагогического колледжа к музыкально-педагогической деятельности.

Предмет исследования. - формирование педагогической культуры студентов как компонент подготовки к музыкально-педагогической деятельности

Цель исследования - обосновать концепцию культурологического подхода и определить условия, способствующие формированию педагогической культуры студентов педагогического колледжа в процессе их подготовки к музыкально-педагогической деятельности.

Гипотеза исследования.

Если в процессе подготовки студентов педагогического колледжа к музыкально-педагогической деятельности реализуется культурологический подход к

образованию, то формирование у них педагогической культуры становится успешным тогда, когда соблюдаются следующие педагогические условия:

ценностно-смысловая насыщенность дисциплин, базирующаяся на сочетании двух стратегий познания музыкальной действительности (научного и художественного), становится основой приобщения студентов к ценностям переживаниям и ценностям творчества;

диалогизация образовательного процесса создает необходимые предпосылки для освоения студентами ценностей культуры, развития у них рефлексии на произведения искусства и явления мира, способности к развернутому диалогу с другими людьми и мысленной дискуссии с самим собой;

личностно-деятельностная, сотрудническая организация образовательного процесса, сочетающаяся с продуктивным и личностным типом учебно-воспитательного процесса, становится отправной точкой для «выстраивания» студентом своей индивидуальности через творческое взаимодействие с другими людьми;

создание гуманистически ориентированной культурной среды, одной из образующих которой является педагогическая культура, становится основой субъектного развития студентов и преподавателей педагогического колледжа.

Задачи исследования:

1. Сформулировать положения, совокупность которых составляет методологи
ческие и теоретические основы исследования проблемы формирования педагоги
ческой культуры будущего учителя.

  1. Конкретизировать научное представление о содержании педагогической культуры учителя, реализующего содержание образования на уровне учебного предмета «Музыка».

  2. Раскрыть сущность культурологического подхода к формированию педагогической культуры учителя.

  1. Определить и экспериментально обосновать педагогические условия, способствующие формированию педагогической культуры студентов педагогического колледжа.

  2. Разработать научно-практические рекомендации по формированию педагогической культуры студентов педагогического колледжа на основе культурологического подхода.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Педагогическая культура учителя, реализующего содержание образования на уровне учебного предмета «Музыка», представляет собой системное, динамическое образование личности, характеризующееся осознанностью цели и смысла педагогической деятельности; потребностью в профессионально-личностном саморазвитии и развитии ученика; ценностным отношением учителя к себе, к ребенку, к музыкально-педагогической деятельности, к искусству; высоким уровнем владения технологиями педагогического взаимодействия и организации музыкальной деятельности детей, способностью к культуротворчеству.

  2. Сущность культурологического подхода заключается в приобщении студентов к ценностям культуры через включение их в активную культуросообразную деятельность, разноуровневый диалог и овладение ценностно-смысловым содержанием учебных предметов.

  3. Полем формирования педагогической культуры студентов педагогического колледжа в процессе их подготовки к музыкально-педагогической деятельности должен стать мир искусства, рефлексия на культурный контекст которого является необходимым условием их приобщения к ценностям переживания и ценностям творчества. При этом осознание студентами значения музыкально-педагогической деятельности в художественном освоении мира детьми будет иметь смысл лишь только через развитие у них ориентации на введение детей в мир музыкального искусства, «выразительное описание» которого в педагогическом взаимодействии воссоздает мир оживающих звуков и красок.

4. Положение о необходимости формирования педагогической культуры учи
теля не может быть лишь дополнено тезисом о важности понимания педагогиче
ской культуры как той объектности, которую ценностно опосредуют дети и кото
рая становится отправной точкой для образования детьми самих себя. В условиях
кризиса культуры требуется принципиально новый подход к формированию педа
гогической культуры учителя. При его обосновании необходимо учитывать куль
турные смыслы учебных дисциплин, которыми овладевают студенты в процессе
обучения в педагогическом колледже. Специфика подхода, реализация которого
вводит студентов в мир культуры и музыкального искусства, заключается в проек
ции ценностей переживания и ценностей творчества в образовательное простран
ство таким образом, чтобы их присвоение детьми в организуемой студентом музы
кальной деятельности становилось основой для развития потребности в человеке
как со-участнике их диалога с миром искусства.

5. Непременным условием развития педагогической культуры студентов
должна выступать развитая рефлексия, без которой они не могут раскрыться как
субъекты, которые не только осуществляют художественное освоение мира, но и
проецируют освоенные ценности музыкального искусства на образовательное про
странство.

6. Деятельность преподавателя педагогического колледжа по формированию
педагогической культуры студентов становится эффективной тогда, когда реализа
ция культурологического подхода базируется на адекватных его содержательным и
процессуальным аспектам технологиях подготовки студентов к музыкально-
педагогической деятельности.

Новизна исследования заключается в том, что в нем:

- определена специфика содержания педагогической культуры учителя, реализующего содержание образования на уровне учебного предмета «Музыка»;

- на основе раскрытия сущности культурологического подхода к формирова
нию педагогической культуры студентов педагогического колледжа разработана
концепция его реализации;

- определены уровни развития педагогической культуры (адаптивно-
репродуктивный, продуктивный, творческий);

- осуществлена экспериментальная проверка педагогических условий, соблю
дение которых позволяет формировать педагогическую культуру студентов кол
леджа на основе культурологического подхода.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволят осуществить широкий подход к решению проблемы формирования культуры студентов; расширят научные представления о роли культурологического подхода в формировании педагогической культуры учителя; обоснование концепции культурологического подхода к формированию педагогической культуры будущего учителя составит основу для развития научных представлений о роли рефлексии в воспитании человека культуры.

Практическая значимость исследования:

результаты исследования позволят совершенствовать процесс общепедагогической подготовки будущего учителя в аспекте ориентации его на формирование человека культуры;

разработанная и апробированная программа научно-методической работы «Формирование педагогической культуры будущего учителя» может быть использована преподавателями педколледжей и педвузов;

данная в диссертации характеристика уровней владения технологиями музыкально-педагогической деятельности может служить ориентиром в самодиагностике профессионально-педагогической деятельности учителя;

предложенная практико-ориентированная технология применения культурологического подхода к формированию педагогической культуры студентов может быть использована в практике педагогических учебных заведений.

Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные теории и концепции культуры; философско-аксиологические теории и концепции, раскрывающие проблему ценностей человеческого существования.

Исследование базируется на важнейших положениях:

- теории общей и художественной культуры (Ц.Г.Арзаканьян, В.С.Библер,
П.Е.Гуревич, М.С.Каган, В.А.Конев, Э.С.Маркарян, В.И.Межуев, Л.А.Рапацкая,
В.В.Селиванов, В.К.Скатерщиков, П.В.Соболев, Э.В.Соколов, Р.А.Тельчарова,
Н.З.Чавчавадзе и др.);

философской теории ценностей (В.А.Василенко, Г.Выжлецов, А.Г.Здравомыслов, М.С.Каган, Д. А. Леонтьев, Л.Столович, В. П. Тугаринов, В.Франкл, А.Г.Харчев);

- психологической теории личности (Б.С.Братусь, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтъев);

концепции формирования личности учителя (Л.Г.Арчажникова, Н.И.Вьюнова, И.Ф.Исаев, А.К.Маркова, М.Н.Миронова, Л.М.Митина, Н.Ю.Посталюк, В.Г.Рындак, В.А.Сластенин);

истории, теории, психологии и социологии музыкального искусства (Б.В.Асафьев, А.Л.Готсдинер, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, А.Н.Сохор, Г.С.Тарасов, Б.М.Тешюв, В.И.Петрушин, В.С.Цукерман);

теории музыкально-эстетического развития личности (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.В.Горюнова, А.Пиличяускас, Л.А.Терентьева, Л.В.Школяр и др.);

концепции личностно-ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, Н.Г.Осухова, В.В.Сериков, И.С.Якиманская);

- современных концепций гуманизации образования (В.П.Бездухов,
Е.В.Бондаревская, Ю.Н.Кулюткин, В.А.Сластенин и др.).

Базой исследования являются: личный опыт работы соискателя в качестве учителя музыки (9 лет), преподавателя музыкально-педагогического факультета Самарского государственного педагогического университета (10 лет), Самар-

ского педагогического колледжа (6 лет) и опыт работы школьных учителей музыки и преподавателей педколледжа и педвуза.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе Самарского педагогического колледжа, в качестве опытных площадок для проведения педагогического эксперимента выступали общеобразовательные школы г. Самары №№ 82, 102. Исследованием охвачено 70 человек. Исследование проводилось в несколько этапов.

I этап (1994 - 1996). Изучение опыта профессиональной деятельности учи
телей музыки различных типов учебных заведений с целью выявления особен
ностей педагогической культуры педагога-музыканта. Изучение теоретических
аспектов проблемы формирования педагогической культуры учителя музыки.
Осмысление методологических основ и определение рабочей гипотезы. Разра
ботка концепции культурологического подхода к формированию педагогиче
ской культуры учителя музыки.

II этап (1997 - май 2000). Сбор эмпирического материала по проблеме ис
следования. Проверка и уточнение гипотезы исследования. Конкретизация пе
дагогических условий, способствующих эффективному формированию педаго
гической культуры будущего учителя музыки. Анализ и систематизация полу
ченных данных. Корректировка содержания и технологий реализации культуро
логического подхода к формированию педагогической культуры учителя музы
ки. Частичное оформление результатов исследования.

III этап (май - октябрь 2000). Анализ и оформление результатов исследова
ния в виде диссертации.

Для достижения цели исследования и проверки рабочей гипотезы нами были применены следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической и методической литературы по проблеме профессионально-педагогической подготовки и формирования педагогической культуры учителя музыки; социологические методы (ан-

кетирование, тестирование, интервьюирование); метод педагогического наблюдения; метод анализа продуктов учебной деятельности студентов; экспериментальные методы исследования (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); статистическая обработка материалов эксперимента.

Достоверность результатов исследования обеспечена соответствием методологии исследования поставленной проблеме; полнотой рассмотрения на теоретическом и практическом уровне объекта исследования; применением комплекса методов, адекватных его предмету; длительностью экспериментальной работы и возможностью ее повторения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли свое отражение в материалах, опубликованных автором. Они обсуждались на научно-практических конференциях: «Проблемы эстетического воспитания учащихся и подготовки учителей искусства» (Самара, 1996); «Дети. Театр. Образование» (Самара, 1997); «Пути и методы совершенствования учебного процесса» (Самара, 1997); «Теория и практика управления методической подготовкой специалиста в педагогическом вузе» (Орск, 1997); «Педагогический процесс как культурная деятельность» (Самара, 1997, 1999); «Педагогика искусства и развитие личности ребенка» (Ульяновск, 2000).

Подобные работы
Сафонова Валентина Григорьевна
Организация проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов (На материалах деятельности технико-экономического колледжа г. Новокузнецка)
Ооржак Светлана Янчаповна
Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва
Федина Юлия Владимировна
Формирование духовно-нравственных ценностей отечественной педагогической культуры у студентов в процессе изучения курса "История образования и педагогической мысли"
Якушева Светлана Дмитриевна
Формирование эстетической культуры студентов колледжа
Перепелицына Ольга Алексеевна
Формирование экономической культуры студентов технического колледжа
Медведевских Валентина Степановна
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
Ситак Лариса Александровна
Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа во внеклассной работе
Миргород Светлана Александровна
Формирование у студентов педагогического колледжа культуры психической саморегуляции
Осокина Валентина Николаевна
Формирование экологической культуры студентов педагогического колледжа в процессе обучения
Шишенко Галина Александровна
Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов колледжа физической культуры

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net