Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности

Диссертационная работа:

Дьяченко Елена Евгеньевна. Социально-культурная деятельность в воинской части на основе православных традиций : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Тамбов, 2004 246 c. РГБ ОД, 61:04-13/1409

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

ГЛАВА I. Становление и развитие социально-культурной
деятельности на основе православных традиций
17

1.1. Актуальные проблемы социально-культурной работы с
военнослужащими в условиях военной реформы 17

1.2. Исторические традиции воспитания воинов Российской армии в
контексте православной культуры 43

1.3. Роль православной культуры в социально-культурной
деятельности в современной воинской части 72

ГЛАВА П. Методические основы социально-культурной
деятельности в воинских частях на материале православной
культуры
107

2.1. Социально-культурные условия воспитания военнослужащих на
основе православного искусства 107

2.2. Педагогическая модель организации социально-культурной
деятельности в воинских частях на основе традиций православной
культуры 156

Заключение 195

Литература 204

Приложения

Введение к работе:

Актуальность исследования определяется острой необходимостью в ускорении духовно-нравственного и социально-культурного наполнения проводимой военной реформы; возросшими потребностями Российской Армии в методологическом и технологическом обеспечении воспитательной работы среди офицеров, прапорщиков, солдат срочной службы и контрактников. Развернувшаяся в настоящее время дискуссия о месте православия в процессе воспитания воинов достигла небывалой полемической остроты.

С крушением военно-педагогической парадигмы, основанной на коммунистической идеологии, образовался вакуум педагогических целей и идеалов, элементов технологии педагогического процесса. Пробелы в педагогической теории усугубляются серьезными ошибками в организации и содержании воспитательной работы, отсутствием достаточной па методическом и операциональном уровнях подготовки кадровых офицеров к ведению педагогической деятельности. Поиск путей преодоления подобных негативных тенденций теоретики и практики военной педагогики начали осуществлять, возрождая традиции армейского воспитания, сложившиеся в докоммунистический период. Эти традиции отражают многовековой опыт осуществления воспитательного воздействия в русской армии, однако далеко не все содержательные компоненты, методы, средства и формы русской военной педагогики могут быть подвергнуты подобной реставрации. Это относится к широко возрождаемым в Вооруженных Силах традициям воспитательной работы Православной церкви. Решение проблемы взаимодействия армии и церкви оказалось в центре внимания научной общественности, средств массовой коммуникации, руководителей военного ведомства. Не случайно на базе Рязанской дивизии воздушно-десантных войск в июне 2003 г. было проведено специальное совещание армейских священников, которое констатировало активизацию работы священников в воинских частях, сталкивающуюся с множеством противоречий, важ-

нсйшими из которых являются отсутствие юридического статуса подобной деятельности, непроработанность содержания, методов и форм религиозно-воспитательной работы в Вооруженных Силах. Сейчас в Российской Армии функционирует свыше 250 храмов и часовен. Ми церковь, ни воинские части не имеют финансовых ресурсов для их строительства, поэтому создание их происходит исключительно по доброй воле и на пожертвования самих военнослужащих. Многочисленные положительные отзывы о подобной работе, популярность в войсках пасторского слова не прибавляют легитимности этой деятельности, поскольку согласно конституции Российской Федерации каждому военнослужащему гарантируется свобода совести. Закон же о статусе военнослужащего, напротив, никак не гарантирует отправление религиозных обрядов, поскольку церковь официально отделена от государства, и в частности такого важнейшего института государственности, каким является армия. В религиозной работе в армии нерешенными остаются и некоторые межконфессиональные противоречия. Чаще всего к активной работе в войсках допускается Православная церковь. Но среди военнослужащих есть немало представителей иных конфессий. Так, мусульман в России официально 10 млн., однако муфтиев в армии работает крайне мало.

Признавая равные права всех без исключения религиозных конфессий и организаций в обогащении культурного наследия России, невозможно не отметить приоритетную роль в сохранении национальных традиций и исконно российских святынь именно Русской Православной церкви, являющейся духовным стержнем народа России.

В отечественной педагогической практике осуществлено немало проектов и программ, в структуре которых присутствуют концепции святоотеческой педагогики. Они касаются не только методических наработок в области общего, дополнительного и профессионального образования, но и собственно военной педагогики. Широкую известность приобрели педагогические проекты, осуществленные в подразделениях Уральского округа внутренних войск, на право-

славном факультете Военной академии им. Дзержинского, в Новосибирском военном институте внутренних войск МВД (факультатив "Русь Державная") и т.д. Но внедрение программ данного содержания постоянно наталкивается на дискуссии ученых и общественности о возможности и особенностях воспитательной работы церкви в государственных институтах вообще.

Эти и другие противоречия могут быть разрешены через разработку и реализацию специальных программ воспитательного воздействия, в основу которых положены традиционные духовно-нравственные и эстетические ценности, свойственные национальной культуре, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. К таким эталонам, бесспорно, можно отнести образцы религиозного искусства, отражающие этнические традиции и идеалы, воссоздающие в художественно-образной форме высшие общечеловеческие ценности. Религиозное искусство, являясь частью художественной культуры общества, способно формировать социально-значимые качества личности, не требуя при этом обязательного религиозного или, напротив, атеистического отношения.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературных источников и диссертационных исследований показал, что при всей актуальности разработки педагогических моделей, ориентированных на организацию социально-культурной деятельности, содержательно основанной на религиозном искусстве на методологическом и технологическом уровнях применительно к сфере воспитательной работы в Российской Армии пока не проводилось. Частично данная проблематика затрагивалась в работах различных авторов.

Так, теоретико-методологическую ценность представляют педагогические исследования философии современного образования (Б.С. Гершунский, В.М. Меньшиков, Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, Д.Б. Резвецова), формирования нравственной (Л.И. Рувинский, Л.Ф. Спирин, Д.И. Фельдштейн, И.С. Мари-енко, Ю.М. Бородай, Ф.А. Гайлен, Н.А. Корниенко, А.П. Орлова) и эстетической

(СТ. Шацкий, В.Л. Сухомлинский, С.Л. Соловейчик, Б.М. Неменский, Л.И. Новикова, Б.Т. Лихачев, В.Г. Александрова, Т.В. Фуртаева) культуры личности.

Социально-педагогические проблемы формирования личности в условиях переходного периода социально-экономического развития России нашли отражение в работах B.C. Садовской, Л.С. Зориловой, Р.Г. Яновского, IO. В. Савина.

Современными исследователями особое внимание уделяется изучению места и роли культуры в жизни военнослужащего. Подобная проблематика нашла отражение в работах А.С. Бычкова, Б.И. Каверина, В.Н. Ксенофонтова, Б.Ф. Сафронова, Т.Н. Табунова.

В последнее время появились работы, исследующие характер и специфику духовной жизни российских воинов, ее противоречивые тенденции, факторы, воздействующие на нее. Это работы А.И. Анцышкина, И.В. Демидова, В.Н. Иванова, В.Н. Ксенофонтова, Г.В. Осипова, В.А. Ремизова, О.Х.-А. Рахимова и др.

Различные аспекты содержания и методологических основ армейского воспитания находим в работах В.Н. Иванова, И.В. Демидова.

Также есть публикации, посвященные проблеме содержания, специфики и тенденций религиозного сознания в духовной жизни общества и армии. К ним можно отнести работы Т.А. Божана, Л.Н. Митрохина, М.Н. Мчедлова, А.В. Павлова, Е.В. Рязановой, Б.В. Раушенбаха, К.И. Никонова.

Проблему соотношения нравственного и религиозного сознания в духовной жизни общества, а также роль православия в развитии русской культуры исследуют в своих работах В.И. Гидринский, Г.В. Осипов, И.Н. Романов и др.

Широкий спектр историко-культурных и историко-педагогических исследований взаимоотношений армии и религиозных организаций представлен работами В.Н. Осташкина, К.А. Паюсова, Д.И. Сидорова, В.А. Суглобова, Я.Н. Щапова и др. Так, в последние годы появились ряд диссертационных исследований, монографий и иных публикаций по проблемам истории взаимодействия

церкви и армии. Достаточный интерес в контексте избранной темы представляют работы, посвященные православной антропологии и православной педагогике как особой воспитательной системы (П.Л. Белканов, О.А. Гармаев, О.В. Долженко, А.В. Кураев, А.И. Осипов, В.А. Разумный, И.М. Сулима).

Проблемы воспитания воинского долга рассматриваются в работах А.А. Аронова, Н.И. Киряшова, Д.А. Волкогонова, A.M. Григорьева и др.

Различные аспекты нравственного воспитания военнослужащих анализируются в публикациях А.Г. Трофимчука и А.В. Костепевского.

Проблематика исследования в значительной степени нашла отражение в работах, посвященных теории и технологии этнохудожественного образования, развития духовно-нравственной культуры личности на основе отечественных художественных традиций (Т.Н. Бакланова, Н.М. Сокольникова, М.С. Жиров, И.Ю. Костикова, Т.К. Рулина). Духовно-нравственное совершенствование юношества средствами традиционной культуры рассматривается в исследованиях А.Р. Ба-тыршиной, З.Н. Ивановой, Т.А. Крючковой, А.С. Метелягина, И.В. Бурцевой, Г.С. Тараскиной, Л.Н. Темниковой.

Теория и практика социально-культурного воспитания, а так же его инновационные технологии нашли отражение в работах Т.Г. Киселёвой, А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, Ю.Д. Красильникова, Ю.А. Стрельцова, Н.К. Баклановой.

Социально-педагогические особенности художественного образования на основе традиций народной культуры отражены в научных трудах Л.А. Рапанкой, С.А. Ермоловой, А.А. Жолтаевой, Н.Н. Жуковой и др. Музыкально-педагогический аспект православной культуры рассмотрен в работах Л. Кик-надзе, В. Медушевского, Т. Стуловой, Г.М. Цыпина.

Однако целостного рассмотрения процессов организации социально-культурной деятельности в воинской части средствами православного искусства не проводилось.

Поэтому основной проблемой нашего исследования является противоречие между уникальным педагогическим потенциалом православного искусства и недостаточной представленностью данного феномена в содержании, средствах, формах и методах социально-культурной деятельности в Российской Армии.

Объект исследования - социально-культурная деятельность в воинской части Российской Армии.

Предмет исследования - педагогический потенциал православного искусства в организации социально-культурной деятельности в воинской части.

Цель исследования - разработать организационно-методические основы социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций.

Задачи исследования:

Выявить особенности социально-культурной работы с военнослужащими в условиях военной реформы.

Обобщить историко- и социально-педагогические традиции воспитания воинов Российской Армии в контексте православной культуры.

Конкретизировать особенности теории и методики художественного воспитания в контексте православной педагогики.

Определить педагогические условия повышения эффективности социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций.

- Разработать и апробировать образовательную программу "Формирование
основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами
православного искусства"

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что педагогический потенциал православного искусства оказывается практически невостребованным в современной практике социально-культурной деятельности в воинской части. Для повышения роли православного искусства в процессе формирования основ духовной культуры военнослужащего необходимы разработка и реализация профильных образовательно-воспитательных моделей и программ, ориентированных на развитие высших духовно-нравственных и эстетических ценностей.

Эффективность педагогического процесса при этом будет обусловлена:

- уточнением и корректировкой содержания культурно-досуговой дея
тельности в воинской части на основе целостного отражения социально-
педагогического и эстетического потенциала православного искусства;

комплексным информационно-методическим и технологическим обеспечением социально-культурной деятельности;

использованием личностно-ориентированного подхода, учитывающего воздействие социально-психологических и психолого-педагогических факторов воинского коллектива, семьи и ближайшего окружения военнослужащего.

Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции ведущих представителей отечественной и зарубежной науки. При рассмотрении вопросов духовно-нравственного и эстетического развития личности под воздействием религиозного искусства отправными положениями служат работы русских философов П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, B.C. Соловьева, Н.О. Лосского, И.А. Ильина.

Методы исследования:

Теоретические:

анализ литературных источников по проблемам социологии, психологии, педагогики, культурологии, социально-культурной деятельности и этноху-дожественного образования;

анализ архивных материалов, отражающих развитие социально-культурной деятельности в российской армии;

сравнительный анализ методических материалов и документации по организации воспитательной работы в воинской части.

Эмпирические:

наблюдение;

анкетный опрос офицерского состава и военнослужащих срочной службы;

интервьюирование священнослужителей;

формирующий педагогический эксперимент, в рамках которого активно использовались методы структурализованного наблюдения и тестирования.

Организация исследования.

I этап (1998-2000 гг.) - анализ литературных источников. Определение баз исследования. Анализ архивных материалов и ретроспективный анализ материалов периодической печати. Подготовка инструментария исследования,

программы эксперимента, текстов опросных листов и стандартизированного интервью, программ и методик формирующего эксперимента.

II этап (2000-2002 гг.) - проведение констатирующего социологического
эксперимента. Распространение анкет и сбор первичной информации. Уточне
ние программы и координация технологий формирующего эксперимента. Осу
ществление пилотажных исследований. Дальнейший анализ литературных ис
точников и методической документации.

  1. этап (2000-2002 гг.) - проведение формирующего эксперимента. Внедрение в воспитательный процесс в/ч №71432 окспериментальнойтехнологии, осуществление процедур наблюдения, тестирования, экспертного анализа результатов педагогического эксперимента.

  2. этап (2002-2003 гг.) - проведение заключительных этапов констатирующего и формирующего экспериментов. Обработка и анализ результатов социально-педагогического эксперимента и данных социологического исследования. Подведение итогов эмпирических и теоретических исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены особенности социально-культурной деятельности в воинской части на основе православных традиций, заключающиеся в интеграции досугового военно-патриотического воспитания, этнохудожественного образования, активного функционирования инициативных групп, творческих коллективов и любительских объединений этнокультурной направленности, а также целенаправленной реабилитационной и психокоррекционной работы.

  1. Дана авторская периодизация процесса взаимодействия армии и церкви в социально-культурном воспитании военнослужащего. Ретроспективный анализ выявил три этапа, первый из которых (от принятия христианства до середины XVII века) характеризовался внешним духовным воздействием православия на армию; утверждением идеи общинного соборного единения воинов и формированием социально-значимых личностных качеств и мотивации к активному участию в жизни общества и государства. Второй этап (середина XVII -1917 г.) - характеризуется активной культурно-просветительной работой православной церкви в армии и на флоте, включавшей организацию начального образования, создание православных библиотек, храмовых музеев воинской славы,- проведение народных чтений,- благотворительных акций и сбор материалов о ратных подвигах воинов. Третий этап (с конца 90-х годов XX века) -связан с активным участием церкви в воспитании военнослужащих, осуществлением психокоррекциоиной и реабилитационной работы среди молодого пополнения и военнослужащих, участвовавших в боевых операциях, оказанием помощи в проведении торжественных мероприятий и Дней воинской славы и т. п.

  2. Раскрыта специфика художественного воспитания воинов в процессе социально-культурной деятельности в контексте православнЕЛх традиций, которая проявляется в стремлении к максимальной реализации творческого потенциала личности; взаимодействии эстетических и этических содержательных компонентов, опоре в воспитании и обучении на такие особенности православного искусства, как просветленность, одухотворенность, соборность и обращенность к высшим духовным ценностям .

  3. Установлены основные социально-педагогические условия, влияющие на успешность социально-культурной деятельности в армии, предполагающие целостное отражение социально-педагогического и эстетического потенциала православного искусства; комплексное информационно-методическое обеспечение

воспитательной работы и использование личностно-ориентированного подхода, учитывающего воздействие социально-психологических факторов воинского коллектива, семьи и ближайшего окружения воинов.

  1. Конкретизированы данные социологических исследований, отражающие отношения военнослужащих к православной культуре и условиям развертывания воспитания военнослужащих на основе традиций православного искусства.

  2. Разработана и апробирована образовательная программа "Формирование основ художественно-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искусства", ориентированная на создание у военнослужащих це-" лостного представления об эстетических особенностях, образной сфере и психолого-педагогических аспектах воздействия культового искусства на зрителя и слушателя, а также художественно-эстетических особенностях храмового зодчества, русской иконописи, духовной музыки и декоративно-прикладного искусства.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что представленные в ней материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности в Российской Армии систематизированной и конкретизированной информацией об особенностях педагогического взаимодействия армии и Православной церкви на различных исторических отрезках; о специфике социально-культурного воспитания на основе традиций православного искусства; о психолого-педагогических условиях развертывания социально-культурной деятельности на основе православного искусства. Материалы исследования могут стать теоретической основой разработки перспективных моделей художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его мате
риалы отражены в содержании спецкурса "Формирование основ художествен
но-эстетической культуры военнослужащего средствами православного искус
ства" для военнослужащих срочной службы, внедренного в социально-
культурную деятельность ряда воинских частей, дислоцированных в Саратов
ской области. Отдельные положения настоящего исследования внедрены в
учебный процесс Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Держа
вина и Тамбовского колледжа искусств на специальностях 053000 - Народное
художественное творчество, 053100 - Социально-культурная деятельность и
051800 - Социально-культурная деятельность и народное художественное
творчество. .......

В перспективе результаты исследования могут быть внедрены в содержание среднего и высшего социально-культурного и военно-педагогического образования, в систему переподготовки и повышения квалификации кадров военнослужащих, а также работников культуры и образования.

Апробация работы

Результаты исследования докладывались автором на научных конференциях "Державинские чтения" (Тамбов, 2000 г.; 2003 г.); "Педагогическое моделирование этнохудожественного образования: региональный аспект" (Тамбов, 2003 г.); "Современная индустрия туризма: опыт, проблемы, инновации" (Тамбов, 2003); Науки о культуре: современный статус (Москва, 2003); Молодежь и будущая Россия (Москва, 2003).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась использованием разнообразных источников информации; выбором ком-

плекса методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам; репрезентативностью выборки участников педагогических экспериментов; длительностью опытно-экспериментального изучения; сочетанием качественного и количественного анализа полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту;

  1. Теоретико-методические подходы к организации социально-культурного воспитания военнослужащих средствами православного искусства предполагают осуществление комплексного педагогического и психокоррекци-онного воздействия, ориентированного на адаптацию, реабилитацию и творческую самореализацию личности.

  2. Без учета историко- и социально-педагогических аспектов взаимодействия православной и военной педагогики невозможна организация эффективной культурно-досуговой деятельности в Российской Армии.

  3. Педагогические условия разработки и реализации программ организации социально-культурной деятельности в воинской части на основе традиций православного искусства предусматривают:

включение в структуру воспитательного процесса воинской части специальных социально-культурных программ и учебных курсов, связанных с освоением православной художественной культуры,

организацию системы взаимодействия воинской части с семьей и ближайшим окружением военнослужащего;

осуществление духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в контексте адаптационной, реабилитационной и психокоррекци-онной работы с участием военных воспитателей и представителей религиозной общины;

создание условий для максимальной самореализации и самоактуализации творческих способностей и инициативы.воина;

внесение дополнений в содержание подготовки офицерских кадров за счет усиления их профессиональной и мотивационной направленности на осуществление разносторонней воспитательной работы с подчиненными;

формирование у военнослужащих педагогически ценных личностных качеств, в том числе: активности, целеустремленности, самостоятельности, инициативности, проявляющихся в социальной и творческой деятельности;

проведение систематического мониторинга процесса развития духовно-нравственной, когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер личности военнослужащего.

Структура диссертации включает введение, две главы, заключение, библиографию, приложения.

Подобные работы
Любомудрова Анна Юрьевна
Развитие музыкальной культуры личности на основе региональных традиций вокально-хорового творчества
Корабельщикова Ирина Артемовна
Социально-культурные условия воспитания подростков на основе православных традиций
Великанова Елена Валентиновна
Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций
Долженкова Марина Игоревна
Развитие этнохудожественного образования на основе региональных социально-культурных традиций
Фесенко Андрей Васильевич
Развитие педагогических традиций античности в деятельности социально-культурных учреждений
Овчинникова Оксана Юрьевна
Социокультурная деятельность учреждений культуры по сохранению и возрождению национальных традиций народов Удмуртии
Иванченко Дмитрий Олегович
Педагогические основы подготовки слушателей военных академий к управленческой деятельности в части (на корабле)
Синявский Николай Иванович
Физическое воспитание учащихся I-II классов на основе традиций коренного населения Ханты-Мансийского Округа
Фынтынэ Олег Анатольевич
Физическое воспитание учащихся 5-9 классов национальных школ на основе традиций народов Севера (Ханты и манси)
Валиева Имамбийке Абдуллаевна
Экологическое воспитание учащихся во внеклассной работе по географии на основе традиций и обычаев народов Дагестана

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net