Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Данилова Тамара Батыровна. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Барнаул, 2002 222 c. РГБ ОД, 61:03-13/421-X

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

Введение 3

Глава 1. Формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе как психолого-педагогическая проблема 14

1.1. Состояние проблемы формирования нравственной культуры старшеклассников в психолого-педагогической литературе 14

1.2. Психолого-педагогические возможности сельской школы в процессе формирования нравственной культуры старшеклассников 36

1.3. Характеристика содержания современного воспитательно-образовательного процесса сельской школы 51

Выводы по первой главе 67

Глава 2. Педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников в сельской школе 70

2.1. Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в учебном процессе 70

2.2. Разработка авторских учебных программ по формированию нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы 90

2.3. Анализ влияния результатов внедрения авторских программ на формирование нравственной культуры старшеклассников 106

Выводы по второй главе 128

Заключение 130

Литература 134

Приложения 152 

Введение к работе:

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования.

В последние годы в связи с переходом от знаниево-ориентированного к лич-и ностно-ориентированному образованию наметилась тенденция станосления такого принципа отбора содержания образования, как гуманитаризация [171]. Принцип гуманитаризации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры. Этот принцип имеет много аспектов, связанных как с мировоззренческой подготовкой школьников, ак и с формированием, исходя из современной ситуации развития общества, наиболее приоритетных компонентов гуманитарной культуры личности (гуманитарная культура - это прежде всего гармония культуры знания, культуры чувств, общения и творческого действия): культуры жизненного самоопределения, экономической культуры и культуры труда, политической и правовой культуры, интеллектуальной, нравственной, экономической, художественной и физической культуры, культуры общения и семейных отношений [171].

Уменьшение количества часов на преподавание образовательной дисциплины в 11-12-х классах в проекте нового Базисного учебного плана 12-7 летней школы (в этих классах изучается русская литература 19 века - самый сложный, объемный и нравственно «нагруженный» курс), несомненно, приведет к еще более резкому падению и интереса к чтению русских классических произведений. А нежелание вдумываться в заключенные в ней сложные нравственно-философские проблемы, как следствие приведет, к обеднению и опустошению старших школьников, задавленных низменными физиологическими инстинктами, подогреваемыми пропагандой в средствах массовой информации легкого и бездумного отношения к жизни, что приведет к еще более катастрофическому упадку моральных норм, распаду семейных отноше • ний, утрате высокой духовности россиян.

Любое общество, заботящееся о своем воспроизводстве, должно проявлять заботу о состоянии нравственности, формировать у граждан нравственную культуру, ответствующую требованиям эпохи и историческим условиям, передавать моральные ценности последующим поколениям. Общество, не заботящееся о своем нравственном здоровье, - это обреченное общество.

Степень разработанности проблемы. Исторический опыт показывает: переход на новый уровень развития всегда сопровождается пересмотром и последующим кардинальным обновлением системы образования.

Широко развернувшееся в последние годы научное обсуждение путей образования, создания новых технологий личностного развития школьников свидетельствуют об интересе общества к духовной культуре личности. Вопросы, связанные с духовной культурой, обсуждаются на конференциях, симпозиумах, конгрессах [43; 158; 198].

В настоящее время цивилизационный процесс характеризуется глобальными экологическими проблемами, экспансией техносферы, дегуманизацией общества [74]. В нашей стране эти негативные явления усугубляются государственными, политическими, экономическими изменениями, которые привели к экономической нестабильности, резкому расслоению и социальной незащищенности большинства населения, утрате ценностных ориентиров и глубокому нравственному кризису на который указывают Л.П. Буева, В.П. Зинченко, В.А. Петровский и др. [35; 69; 150]. Путь выхода из кризиса ученые видят в изменении отношения к личности, в совершенствовании самого человека, в возрастании его духовного потенциала.

Трансформация общественных отношений в сельской местности настоятельно требует также выработки нового взгляда на цель, задачи, содержание обучения и воспитания сельских школьников с высокой нравственной культурой [129]. Актуальность исследования усиливается в связи с реальным состоянием культурного развития сельской молодежи. Закрываются клубы, библиотеки, внешкольные учреждения. Старшеклассники, находящиеся на ступени личностной социализации, являются наиболее незащищенными и уязвимыми в обществе; в период своего формирования они подвержены влиянию негативных проявлений, что особенно ярко проявляется при относительной свободе. В настоящее время сельская школа не всегда располагает средствами для полной реализации базисного учебного плана. Между тем, выпускник школы должен быть личностью с высокой духовной культурой.

В связи с этим особую значимость приобретает проблема формирования нравственной культуры сельских школьников. При этом необходимо принимать во внимание специфику сельской местности и возможности сельской школы.

Развивающаяся личность находится в сложной социокультурной ситуации, поскольку испытывает влияние новых идей и ценностей, разнообразных культурных форм, стилей и направлений. В связи с этим система образования не может ограничиться только трансляцией социокультурных норм и готового научного знания. Назначение ее состоит в воспитании личности, способной ориентироваться в сложном социокультурном пространстве, умеющей обрести в нем собственную систему культурных ценностей, реализовать свою «Я - концепцию» («специфические убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть») [114].

В силу объективных требований общественной жизни на современном этапе особенно активный поиск ведется в сфере гуманистически ориентиро-ванной психологии и педагогики (А.Г. Асмолов, М.Н. Берулава, А.В. Бруш-линский, И.А. Зимняя, И.Я. Лернер, В.А. Петровский, В.В. Рубцов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков, Е.Н. Шиянов, И.С.Якиманская и др.). Одним из методологических принципов гуманизации образования признан культурологический подход, имеющий своим основанием аксиологию -учение о ценностях и ценностной структуре мира.

Основываясь на принципах культурологического личностно-ориентированного образования, мы рассматриваем образование как часть культуры, которая, с одной стороны, питается ею, а с другой - влияет на ее сохранение и развитие через человека. Только ценности культуры, ставшие достоянием культурологического образования, помогают личности обрести личностные смыслы и духовные ценности.

Культурологический принцип требует повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от примитивной назидательности и схематизма, выявления их духовности и общечеловеческих ценностей. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой - важнейшее условие конструирования новых учебных планов и программ.

В отечественной педагогике культурное пространство образования исследовано мало. Значительный вклад в исследование культурных основ педагогики внесли отечественные философы и психологи - М.М. Бахтин (идея диалога культур); B.C. Библер (культура как диалог); Л.С. Выготский (культурно-исторический подход к развитию личности), а также Э.С. Маркарян, Г.С. Батищев и М.М. Мамардашвили (представление о культурном поле самой личности и круге ее общения). К этим же исследователям, развивающим культурологический подход, относятся В. Боровик, С. Григорьев, В. Доб-реньков, В. Журавлев, С. Иконникова, Л. Коган, С. Кугель, В. Левичева, В. Матис, В. Немировский, Л. Олех, В. Сластенин, В. Филиппов, А. Шенд-рик. Их работы укрепили практическую ориентацию отечественной школы культурной антропологии, обусловили ее связь с современной педагогикой.

Историко-педагогический анализ позволяет сделать вывод, что, несмотря на огромный массив научной информации по нравственному воспитанию учащихся, вопросам формирования нравственной культуры уделялось недостаточно внимания.

В нашем исследовании мы обращаемся к юношескому возрасту, в психологической литературе включенному в широкое понятие «подростковый возраст». В этот период социальная ситуация развития, о которой говорил Л.С. Выготский, чрезвычайно важна, так как происходит становление самосознания личности, что предъявляет особые требования к организации процесса обучения [40]. Как фактор гуманизации обучения нами выделяется со держательный аспект, учитывающий специфику изучаемого предмета, в данном случае литературы - дисциплины гуманитарного цикла, наполненной личностными ценностями и смыслами.

Сегодня гуманизация образования связывается с обеспечением выживаемости человека, комфортным существованием в будущем, сохранением нравственно-духовной культурной среды и является предметом пристального внимания исследователей. Обозначенная актуальность проблемы, анализ психолого-педагогической, философской литературы, изучение материалов диссертаций, монографий, опыта обучения в сельской общеобразовательной школе показал, что среди исследований проблемы нравственного воспитания старшеклассников неоправданно мало внимания уделяется организации процесса формирования нравственной культуры старшеклассников. Тем более, должным образом не обобщен в этом отношении опыт работы сельской школы. Эти вопросы до сих пор остаются слабо изученными в теоретическом отношении.

Таким образом, недостаточная разработанность научно-исследовательского направления, периода переходного состояния общества выявляют следующие противоречия:

- между социальной потребностью в личности с высоким уровнем нравственной культуры и неразвитостью у населения;

- между нравственным поведением и деятельностью;

- между низкими образовательными качествами окружающей среды сельского социума и ориентацией определенного числа сельских школ на повышенные уровни образования в связи с потенциальным возрастанием значения образованности в условиях складывающегося рынка труда;

- между социальной ситуацией развития личности (юношеский возраст) и отсутствием возможности удовлетворения образовательных и культурных потребностей в условиях села.

Тем не менее, анализ современной педагогической практики позволяет утверждать, что в настоящее время выявляется основное противоречие: меж ду признанием необходимости формирования нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях и недостаточной разработанностью педагогических условий ее осуществления.

Выявленное главное противоречие обусловило тему диссертационного исследования: «Формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы».

Объект исследования: процесс формирования нравственной культуры старшеклассников в сельской школе.

Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельских школ в процессе изучения ху-дожественнои литературы.

Цель исследования: разработать содержание, определить педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы и проверить их результативность в опытно-экспериментальной работе.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: формирование нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы будет успешным, если реализован комплекс педагогических условий, включающий:

- организацию процесса формирования нравственной культуры старше •) классников как целостного и построение его на совокупности принципов гуманизма, природосообразности, культуросообразности;

- реализацию содержания формирования нравственной культуры через воспитательно-образовательные программы, созданные на основе многообразных видов деятельности, диалогического режима общения, ситуации успеха, вариативности содержания обучения, дифференциации обучения, учитывающей потребности, особенности, склонности учащихся;

- мотивационные основы для активного включения старшеклассников в ходе воспитательно-образовательного процесса в самостоятельную творче скую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические и возрастные особенности. Для достижения цели с учетом выявленных противоречий и сформулированных гипотез определяем задачи исследования:

- обосновать теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе и место ее в системе общей культуры человека;

- дать характеристику содержания воспитательно-образовательного процесса сельской школы в аспектах формирования нравственной культуры старшеклассников;

- определить содержание и педагогические условия формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы и проверить их эффективность в ходе опытно-экспериментальной работы;

- разработать практические рекомендации по формированию нравственной культуры сельских школьников в процессе изучения художественной литературы .

Методологическую основу исследования составляют идеи гуманизации и гуманитаризации образования; принципы личностного, деятельностно-го, диалогического, культурологического подходов, определяющие сущность гуманистической парадигмы образования. Исследования базируются на культурно-исторической концепции развития высших психических функций (Л.С. Выготский), теории деятельности (А.Н. Леонтьев), концепции проблемно-развивающего обучения (А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, А.В. Петровский, В.В. Сериков, А.И. Субетто), исследования о культурологическом подходе развивают ученые В.Н. Казанцев, В.Е. Клочков, Н.С. Козлов, В.И. Матис, Г.Ф. Севельгаев, В.Н. Филиппов и др.); положении о единстве и целостности духовной сущности человека; методологии научного педагогического исследования, позволяющей обосновать сущность и содержание процесса формирования нравственной культуры старшеклассников сельской школы в процессе изучения художественной литературы .

Для решения поставленных задач и подтверждения гипотезы использовались следующие взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы исследования:

- теоретические: анализ философской, социологической, психологической и педагогической литературы, научно-методической, ретроспективный анализ собственного опыта, послуживший исходной позицией исследователем;

- экспериментальные: констатирующий и формирующий этапы эксперимента, педагогические наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся, методы опроса (анкетирование, беседа), тестирование, контент-анализ, методы статистической обработки полученной информации и другие.

База исследования: гуманитарные группы Богашевской средней общеобразовательной школы, а также школы Томского района Томской области: Межениновская, Лучановская, Петуховская. Исследованием было охвачено 187 школьников и педагогов.

В исследовании можно выделить следующие этапы:

- 1994-96 гг. - изучение состояния проблемы исследования отечественной и зарубежной литературы по проблеме, формулирование основных позиций исследования и проведение констатирующего эксперимента.

- 1996-99 гг. - разработка научно-методических основ формирования нравственной культуры, разработка и апробация экспериментальных курсов по литературе, проведение формирующего эксперимента.

- 1999- 2001 гг. - разработка учебно-методического комплекса к каждому курсу по литературе и внедрение разработанной педагогической технологии в воспитательно-образовательный процесс, теоретическое обобщение результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании научных подходов к исследованию актуальной педагогической и социальной проблемы нравственной культуры старшеклассников в сельской школе; в определении необходимых педагогических условий успешности такого формирования нравственной культуры; в разработке содержания и методике осуществления сформированности нравственной культуры старшеклассников в сельской школе (на материале изучения литературы).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены теоретические подходы к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе (на материале изучения литературы) в аспектах:

1) уточнения понятийного аппарата по проблеме формирования нравственной культуры;

2) обоснования личностного, деятельностного, диалогического и культурологического подходов к формированию нравственной культуры старшеклассников в сельской школе;

3) оценки роли и места учебной и внеучебной деятельности как средства формирования нравственной культуры;

• разработан и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе:

1) включенность старшеклассников в ходе воспитательно- образовательного процесса в самостоятельную творческую деятельность, ориентированную на развитие нравственности и учитывающую социально-психологические, возрастные особенности;

2) активная поддержка творческого роста ученика со стороны педагога;

. 3) адекватный целям и решаемым задачам обучения, воспита ния выбор содержания процесса формирования нравственной культуры; • сформулированы критерии и показатели сформированности нравственной культуры старшеклассников в сельской школе: когнитивные критерии (степень обученности, креативность); аффективные (отношения, ценностные ориентации, потребности, мотивация учащихся); деятельностные (овладение общеучебными умениями и осуществление рефлексивного самоанализа).

Практическая значимость исследования состоит в разработке, апро •) бации и внедрении спецкурсов по литературе для сельских школьников в аспектах формирования нравственной культуры, методического обеспечения уроков литературы и внеурочной работы для сельских учителей. На защиту выносятся следующие положения:

- комплекс педагогических условий, включающий: организационную, содержательную и мотивационную составляющие, обеспечивающее успешное формирование нравственной культуры старшеклассников в сельской школе в соответствии с критериями готовности к творческой и исследовательской деятельности;

- процесс формирования нравственной культуры старшеклассников в сель-ской школе должен быть ориентирован: в содержательном плане - на воспитательно-образовательную программу, построенную с учетом критериев готовности к творческой и исследовательской деятельности; в организационном плане - на принципы гуманизации образования, активные методы обучения, воспитания, сочетание индивидуальных, групповых, коллективных форм работы, творческую рефлексивную и самостоятельную деятельность.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается исходными теоретическими положениями, сочетанием теоре-тических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, целям и задачам исследования, этапным характером опытно-экспериментальной работы, проверкой выводов, сделанных в исследовании, на практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования получили отражение в методических рекомендациях, учебно-методическом пособии и монографии.

Материалы исследования апробировались на международной научно-практической конференции (Тула, 2000, Томск, 2002), межрегинальных научно-практических конференциях (Анжеро-Судженск, 2000, Томск, 2000, 2001, Челябинск, 2002), областном совещании (Томск, 2000, 2001), областной научно-практической конференции (Томск, 2000, 2001),семинарах учителей (Томск, 1998, 1999, 2000, 2001, 2002) вошли в практику работы сельских школ Томской области.

Материалы исследований отражены в 10 работах.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и 3-х приложений. В нее вошли также 9 таблиц и 1 рисунок.

Подобные работы
Мкртчян Аршавир Шамхалович
Формирование духовных потребностей и интересов старшеклассников в процессе изучения литературы во взаимосвязи с музыкой
Ступина Вера Николаевна
Педагогическая технология формирования нравственно-психологической готовности старшеклассников к семейной жизни в процессе изучения художественной литературы
Сергина Елена Анатольевна
Формирование экологической культуры старшеклассников средствами художественной литературы
Лысенко Татьяна Ивановна
Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы
Симченко Наталья Николаевна
Формирование информационной культуры старшеклассника в компьютерной среде школы
Кузьмин Роман Игоревич
Формирование учебно-исследовательской культуры старшеклассников сельской школы
Гатиятуллин Мухаммат Хабибуллович
Формирование технолого-трудовой культуры у старшеклассников сельских школ
Овсейчик Ольга Николаевна
Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы
Титова Светлана Владимировна
Формирование духовно-нравственной культуры старшеклассников в условиях сельской общеобразовательной школы
Топоров Леонид Васильевич
Педагогические основы воспитания деловой культуры старшеклассников в учебном процессе общеобразовательной школы

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net