Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Горбунова Ирина Алексеевна. Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2002 163 c. РГБ ОД, 61:03-13/715-4

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3

ГЛАВА 1. Празднично-обрядовая культура и ее влияние на формиро вание личности будущего режиссера

  1. Генезис художественно-игровых традиций казачества в воспитании молодежи 13

  2. Психолого-педагогические факторы отбора содержания обрядовой культуры казачества в процессе формирования личности будущего режиссера 33

  3. Особенности подготовки будущего режиссера в классическом университете 66

Выводы 87

ГЛАВА 2. Педагогические условия формирования личности будущего

режиссера
2.1 Организация и проведение экспериментальной работы 91

2.2. Технология формирования личности будущего режиссера средствами
художественно-игровых традиций педагогики казачества 104

2.3. Анализ итогов опытно-экспериментальной работы 130

Заключение 143

Литература 148

Приложение 159

Введение к работе:

В современном процессе общероссийского возрождения особое значение приобрела проблема поднятия уровня не только материальной, но и духовной культуры личности. Традиционная культура с ее непосредственной ориентированностью на человека, близостью к его повседневным нуждам и запросам может быть активно задействована в процессах гуманизации жизни в стране.

Общество успешно развивается тогда, когда в сознании большинства людей присутствует три образа (модели) - прошлое, настоящее и будущее. Как только один из этих элементов перестает звучать в памяти людей, наблюдается деградация общества. Прошлое - это история. Без осознания его общество не может управлять настоящим. Настоящее без осознания прошлого не может быть ориентировано на будущее. А общество развивается в том случае, если оно нацелено на будущее.

Современная общественно-политическая ситуации в России знаменуется фактором обращения человека к истокам народной культуры. В этом плане особую значимость приобретает формирование личности в процессе целостного восприятия художественно-игровых традиций, включающих праздники и обряды. На этот феномен обращали внимание такие ученые, как, Бахтин М.Н., Колесникова В., Снегирев И.М. и другие.

В настоящее время в связи с осознанием необходимости социально-экономических перемен, демократизации и гуманизации жизни общества народный праздник как основная из форм художественно-игровых традиций приобретает особую значимость в становлении многонационального государства, являясь продуктивной системой воспитания молодежи. История развития цивилизации свидетельствует, что народные праздники внесли весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Р. Роллан говорил: «Свободному и счастливому народу больше нужны празднества, чем театр, и самым прекрасным зрелищем для народа будет сам народ».

4 Многие исследователи народных праздников (С. А. Шмаков, А. А. Ко-нович, Д. М. Генкин и др.) сходятся в том, что «праздник - это, с одной стороны, сумма событий, фактов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера». Если общество забывает свои традиции, оно разрушается.

Праздник - это богатейший источник духовности, в нем отражены многие пласты народной культуры. В настоящее время идет тенденция возрождения интереса к ее региональным аспектам, проникновение художественного начала во все сферы деятельности людей. Отсюда закономерно, что именно сегодня в обществе встал вопрос о необходимости формирования личности и специальной профессиональной подготовки режиссеров - организаторов праздников региональной культуры.

В анализе трудов философов Аристотеля, А. Шопенгауэра, Э.С. Мар-каряна и других дается высокая оценка роли народных праздников в формировании человека-творца.

В оценке роли казачьих праздников в воспитании особое значение сыграли работы ученых - просветителей В.В. Василькова, Ф.С. Гребенец, М.П. Карпинского, В.Я. Проппа, А.И. Ригельмана, И.П. Сахарова, П.И. Якушкина и др., которые раскрыли не только истоки отечественной празднично-обрядовой культуры, но и оценили их воспитательные возможности. Эти исследователи сходятся в одном: что всякое празднество - эта важная первичная форма культуры. Так, культура казачьего праздника слагается из целого набора слагаемых: слов, обычаев, движений, костюмов, ритуалов и т.д. Все это является базой формирования духовности человека, которая сегодня значительно деформирована. Именно поэтому проблема возрождения педагогики казачества и ее художественно-игровых традиций как утерянного пласта российской самобытности является актуальной.

В последние годы в связи с возрождением народных традиции вырос интерес к истории казачества. И это не случайно, ибо казачество в

5 дореволюционной России было носителем уникального культурного и этнографического наследия. На протяжении 400- летнего периода сложилось более десяти казачьих войск. Их наиболее древнюю часть составляло казачество на Северном Кавказе, которое сформировалось не в ходе естественного развития и контактов этносов, а в результате искусственного объединения, выразившегося в переселении на новую территорию значительных групп людей разной сословной и хозяйственно-культурной ориентации. Именно это сыграло особую роль в формировании оригинальной культуры казаков.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет Губернское Ставропольское казачество, которое сегодня интенсивно возрождается. Однако, как свидетельствует опыт, из виду часто упускается главное, что отличало его в былые времена от других общностей людей, в частности, менталитет организации праздников. Возрождение казачества диктуется необходимостью нашего времени, когда идет возвращение людям их исторической памяти. История казачества свидетельствует, что это сословие несло в себе не только ростки той самой демократии, к которой мы стремимся сейчас, но и особой культуры воспитания через систему художественно-игровых традиций.

Ретроспективный анализ работ И.В.Суханова, В.Д. Сухорукова, И.Х. Тхамосова, Ф.А.Щербина и др. позволил нам предположить, что одним из истоков воспитания молодежи была общерусская художественно-игровая культура, связанная с народными познавательно-воспитательными обрядами.

Однако на сегодня эта проблема остается мало изученной, нет однозначного мнения на особенности реализации художественно-игровых традиций педагогики казачества в образовательном процессе высших учебных заведений, ведущих подготовку специалистов-режиссеров организаторов культурно-массовых праздников.

Таким образом, возрастающая актуальность и недостаточность теоретической и практической разработанности проблемы определили выбор

темы: «Художественно-игровые традиции педагогики казачества как средство формирования личности будущего режиссера».

Проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций казачества. Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс подготовки будущего режиссера в вузе. Предмет исследования: процесс формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровых традиций педагогики казачества.

Гипотеза исследования: формирование личности будущего режиссера средствами художественно - игровой культуры казачества будет протекать эффективно, если:

будет раскрыта сущность художественно-игровых традиций педагогики казачества;

- художественно-игровые традиции педагогики казачества (региональные) в образовательном процессе будут рассматриваться как необходимый компонент формирования личности будущего режиссера;

в системе изучения специальных дисциплин внимание будет акцентироваться на духовно-нравственный потенциал народных праздников и обрядов;

будут определены педагогические условия формирования личности будущего режиссера средствами художественно-игровой педагогики казачества;

сценарно-постановочная практика будущего режиссера будет являться средством проверки эффективности влияния художественно-игровых традиций казачества на формирование личности будущего режиссера.

В соответствии с поставленной целью, объектом, предметом и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. На основе анализа литературных источников установить состояние

изученности проблемы, выявить и осмыслить понятийно-категориальное поле исследования.

  1. Выявить сущность зрелищно-игровой культуры казачества в системе формировании личности будущего режиссера.

  2. Обосновать педагогические условия формирования личности будущего режиссера в процессе художественно-игровых традиций казачества.

  3. Разработать методические рекомендации по использованию основных форм региональной празднично-обрядовой культуры в системе подготовки будущего режиссера.

Методологическую основу исследования составили: идеи системного, профессионально-культурного и аксиологического подходов, в частности, идея о «культурном восхождении» личности посредством овладения знаком и текстом культуры и понимание основного закона формирования человека путем создания «культуры истории и исторической культуры» (Л.С. Выготский); идеи смысловой организации мира культуры и личности (СИ. Великовский, В.П. Козловский, В.А. Сосновский); аксиологическое поле зрелищно-игровой культуры казачества, своеобразие ее проявления в Северо-Кавказском регионе; принцип взаимосвязи теории и практики в процессе формирования личности будущего режиссера; интегративный подход к оценке исследуемых процессов, явлений и обобщений материалов исследования.

Теоретическими основами исследования явились:

эортологические положения о празднике как объекте и субъекте культурного развития человека (В.В.Вересаева, Д. М. Генкина, М. П. Карпинского, Д. М. Колоцца, А. А. Коновича, А. Ф. Некрылова, И. М. Снегирева, С. А. Шмакова и др.);

труды отечественных исследователей казачьей культуры (В. И. Жигулина, Л. В. Ламонова, И. П. Логачева, М.Ф. Куракеева, А. Н. Розова, Е. П. Савельева, И. В. Суханова, В. А. Потто и др.);

- теоретические подходы к пониманию культуры (С. А. Арутюнова,

М. А. Бахтина, В. В. Виноградова, Э. М. Маркаряна, И. П. Сахарова, П. П. Семенова и др.);

- теоретические аспекты готовности к педагогической деятельности

(Б. Г. Ананьева, И. П. Андриади, А. В. Беляева, В. И. Горовой, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина, Г. М. Соловьева, В. А. Шаповалова, В. И.Шиянова, Н. Ф. Хорошко, Б. Е. Захава, В. И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского и др.);

- теоретический анализ режиссерско-профессиональной деятельности
как творческого процесса (Э. В. Вершковского, А. Д. Попова, Г. А. Товстоно
гова, В. А.Триадского, И. М. Туманова, А. И. Чечетина, И. Г. Шароева и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической, философской, культурологической, документально-художественной и учебно-методической литературы; нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования и культуры, концептуальный анализ по истории праздника, этнографии, народному творчеству;

диагностические (анкетирование, интервьюирование);

- обсервационные (прямое и косвенное наблюдения, самоанализ, са
мооценка);

экспериментальный (констатирующий и формирующий) как основной метод исследования;

статистические (математическая обработка данных, полученных в ходе исследования, их системный и качественный анализ, графическая интерпретация).

Организация исследования. Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап (1998-1999 гг.). В этот период осуществлялось ознакомление с проблемой исследования, выявлялась ее актуальность, разра-

9 батывались теоретико-методологические подходы к исследованию, проводился сбор и анализ материалов.

Второй этап (1999-2001 гг.). Проводился формирующий эксперимент на базе Ставропольского государственного университета, разрабатывалась опытно-экспериментальная работа по апробации программы спецкурса «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи» по формированию готовности студента к реализации режиссерской деятельности.

Третий этап (2001-2002гг.). Осуществлялось оформление диссертации, формулировались выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что:

- раскрыта сущность художественно-игровых традиций в процессе формиро
вания личности будущего режиссера, состоящего из объективного и субъек
тивного переосмысления педагогики казачества;

выявлены педагогические условия (направленность теоретической и практической подготовки студентов на осознание себя как субъекта художественно-игровых традиций педагогики казачества; овладение комплекса знаний, режиссерской-постановочной деятельности, как способа воспроизводства празднично-обрядовой культуры казачества; создание благоприятной социокультурной среды в процессе обучения, основывающейся на взаимодействии между преподавателем и студентом) влияющие на формирование личности будущего режиссера в ходе реализации художественно-игровых традиций педагогики казачества;

разработана модель готовности студента к реализации режиссерской деятельности, выступающей как совокупность личностных и функциональных качеств, представленных мотивационно-ценностным, эмоционально-аффективным, когнитивным и деятельностным (функциональным) компонентами;

10 - обоснованы критерии (потребность и желание выступать в роли активного

субъекта художественно-игровых традиций педагогики казачества; осознание самоценности личности режиссера и понимание сущности празднично-

( обрядовой культуре казачества; наличие эмоционально-ценностного опыта)

готовности студентов к реализации профессиональной деятельности на базе художественно-игровых традиций педагогики казачества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные положения и выводы, а также конкретные методические рекомендации могут быть: а) включены в предметы общепрофессионального и специального цикла: «Режиссура театрализованных представлений», «Сценарное мастерство», «Методика организации народно-художественного творчества», «Методика организации и проведения игровых программ» и других; б) основой для овладения будущими режиссерами методикой профессионального самообразования. Разработана и экспериментально апробирована программа «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи», которая способствовала подготовке дипломных работ студентов отделения искусств Ставропольского государственного университета.

Материалы исследования могут быть использованы при создании учебных программ, учебников, учебных пособий, для обучения студентов факультетов искусств, а также в системе курсов повышения квалификации работников культуры, режиссеров театрализованных форм, методистов народно-художественного творчества.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и научных выводов, представленных в диссертации, обеспечивается совокупностью методических и теоретических положений, позволяющих наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанной технологии фор-

мирования процесса профессионального воспитания будущего режиссера. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом экспериментальной выборки (112 человек) и анализом данных с использованием математико- статистических методов обработки данных.

Апробация и внедрение. Разработанные в диссертации положения были апробированы в Ставропольском государственном университете (отделение искусств), Ставропольском краевом училище искусств (режиссерское отделение). Материалы исследования обсуждались на краевой межвузовской научно-практической конференции (Ставрополь, 2000, 2001), региональной научно-практической конференции (Ставрополь, 1999), на ежегодных научно-практических конференциях Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 1998,2002).

Положения, выносимые на защиту:

1.Система художественно-игровых традиций, основанная на славянской культуре, формировалась с учетом региональных особенностей и специфики жизнедеятельности, в нашем случае казачества, и она должна иметь место в процессе формирования личности будущего режиссера.

  1. Формирование личности будущего режиссера представляет собой технологический процесс, обеспечивающий совокупность личностных и функциональных качеств, представленных мотивационно-ценностным, эмоционально-аффективным, когнитивным и деятельностным (функциональным) компонентами.

  2. Самореализация будущего режиссера, его мировоззрение, активность и творческую фантазию в образовании развивают интенсивно на основе художественно-игровых традиций педагогики казачества, при условии индивидуального подхода в обучении, где сценическое искусство играет роль своеобразного творческого трамплина в будущую профессиональную деятельность.

  3. Разработанный спецкурс «Казачьи художественно-игровые традиции Северного Кавказа в воспитании молодежи» является эффективным средст-

12 вом формирования готовности студентов к реализации культурологической

сферы режиссерской деятельности.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Объем диссертации составляет 163 страницы. В диссертации имеются 2 графика, 7 таблиц, 4 рисунка, справочно-библиографический аппарат включает 160 источников.

Подобные работы
Черникова Ирина Станиславовна
Междисциплинарные объединения учащихся как средство формирования толерантности личности в полиэтнической среде лицея
Никитина Евгения Сергеевна
Межпредметная интеграция как средство формирования экономической культуры личности учащихся среднего школьного возраста
Лайпанова Олеся Николаевна
Самостоятельная работа как средство формирования творческой активности личности будущего психолога (На материалах изучения дисциплин общегуманитарного цикла)
Пирадова Екатерина Дмитриевна
Формирование творческой личности школьников средствами эвритмии
Яременко Ирина Алексеевна
Организационно-педагогические условия формирования социальной активности личности средствами массовой информации
Тимофеева Елена Владимировна
Динамика формирования коммуникативной культуры личности обучаемого средствами иностранного языка (На материале работы с курсантами ввузов)
Артюшкин Олег Валентинович
Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры личности обучающегося средствами информатизации
Лебедева Ирина Борисовна
Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами народной культуры в учреждении дополнительного образования детей
Гармаев Цыбэн Кышектуевич
Формирование социально активной личности будущего учителя средствами физического воспитания
Сидорчук Татьяна Александровна
Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net