Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Глебова Софья Лазаревна. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Тамбов, 2002 181 c. РГБ ОД, 61:03-13/202-0

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: ИСТОРИКО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16

1.1. Сущность и особенности музыкального просвещения подростков 16

1.2. Деятельность Российского Музыкального общества по музыкальному просвещению 45

1.3. Взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения (на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVIII-X)Cbb.); 73

ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА НА ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 94

2.1.Музыкальное общество как региональный центр музыкального просвещения подростков 94

2. 2. Педагогическая модель музыкального просвещения подростков в условиях деятельности регионального музыкального общества 112

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130

ПРИЛОЖЕНИЕ 146 

Введение к работе:

Актуальность исследования. Современные преобразования в общественно-политической, социально-экономической и духовной сферах жизни российского общества выдвигают музыкальное просвещение подрастающего поколения в число приоритетных направлений образовательной и социокультурной практики.

Вся история человечества показывает, что музыка является одним из основных катализаторов социального становления личности. В силу огромного эмоционального воздействия, музыкальное искусство способно порождать в человеке потребность в проявлении духовности, возвышенных чувств, интеллекта, творческих задатков. Особую роль музыкальное просвещение играет в личностном становлении подростков, ибо в подростковый период интенсивно развиваются способности чувствовать и понимать искусство. Именно поэтому в современных социокультурных условиях особое внимание уделяется художественному и эстетическому воспитанию подрастающего поколения, глубинным истокам региональной национальной культуры. Подтверждением этому является концепция художественного образования Российской Федерации, утвержденная 30 ноября 2001 года, основанная на методологических позициях Национальной доктрины образования в Российской Федерации1. Данный документ определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года, пути духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства. Особые возможности в реализации поставленных целей возлагаются на систему общего и дополнительного образования, учреждения социально-культурной сферы и общественные объединения.

Одним из таких объединений является общественная организация -Всероссийское Музыкальное общество (творческий союз), созданное 31 декабря 1986 года (Постановлением Совета Министров РСФСР № 539) по предложению Всероссийского Хорового общества и Министерства культуры РСФСР.

Главная задача Музыкального общества - организаторская работа по вовлечению профессиональных музыкантов в активную работу по музыкальному просвещению, развитию музыкальной культуры в российском обществе, популяризации национальной композиторской школы. Многоуровневая система общества, укрепление ее первичных организаций во всех профессиональных музыкальных коллективах, учебных заведениях, в самодеятельных музыкальных коллективах, а также в образовательных школах, технических училищах, высших учебных заведениях способствует развитию художественного и эстетического вкуса подрастающего поколения, эмоциональной лабильности и утверждению нравственных идеалов.

Проблемная ситуация заключается в том, что несмотря на целостную систему отечественного музыкального воспитания и образования, процесс музыкального просвещения подростков в значительной степени подвержен стихийному воздействию средств массовой коммуникации и молодежной субкультуры, негативно влияющих на формирование высоких музыкальных вкусов. Коммерциализация сферы культуры сделала недоступным посещение филармоний, концертных залов для значительного числа любителей музыки. Поэтому процесс музыкального просвещения подростков на институциональном уровне, в основном локализируется в общеобразовательных школах, учреждениях досуговой сферы, где функционируют самодеятельные музыкальные объединения. В настоящее время существует противоречие между потребностью в оптимизации массового музыкального воспитания подрастающего поколения и низким уровнем практической реализации педагогических технологий просветительской деятельности музыкальных общественных организаций.

Проблемы музыкального просвещения подрастающего поколения нашли отражение в работах отечественных исследователей О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевского, Т.Д. Сусловой, Р.А. Тельчаровои, Б.Л. Яворского и др. Однако, несмотря на существование теоретико-методологических исследований по вопросам музыкального образования, научное осмысление аспектов влияния общественных объединений (в том числе Музыкального общества) на педагогические процессы музыкального просветительства в подростковой среде оказалось не достаточно изученным.

Недостаточная разработанность интересующей нас проблемы и ее практическая значимость в развитии музыкального просветительства в современном российском обществе определили тему исследования: «Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности Музыкального общества».

Цель исследования состоит в научном обосновании путей оптимизации педагогической деятельности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков.

Объектом исследования является музыкальное просвещение подростков как педагогический процесс.

Предмет исследования: деятельность Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков.

Данная цель определила решение целого ряда задач исследования:

1. Определить специфику музыкального просвещения подростков как педагогического процесса в контексте деятельности Музыкального общества;

2. Выявить взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательную основу музыкального просвещения на примере становления и развития Тамбовского Музыкального общества (XVIII-XX вв.);

3. Обосновать педагогическую модель просветительской деятельности Музыкального общества;

4. Экспериментально проверить совокупность организационно-педагогических условий, оптимизирующих процесс музыкального просвещения подростков;

5. Разработать методические рекомендации по музыкальному просвещению подростков в условиях сотрудничества с общественными объединениями профессиональных музыкантов.

Исходя из поставленной цели и задач исследования, на основе анализа философской, культурологической, психолого-педагогической литературы, была сформулирована гипотеза исследования: процесс музыкального просвещения подростков может быть эффективнее, если форма приобщения к музыкальному искусству будет адекватно отражать музыкальные интересы и потребности данной возрастной группы. В свою очередь, результативность музыкального просвещения подростков посредством деятельности Музыкального общества будет зависеть от выполнения ряда организационно-педагогических условий:

- учета возрастных особенностей личности, определяющих характер музыкальных запросов и предпочтений в рамках подростковой субкультуры, активизации механизмов личностного саморазвития подростков;

интеграции региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательную основу музыкального просвещения подростков в современной социокультурной ситуации;

- систематичности и последовательности, дифференцированного подхода в организации педагогического воздействия на подростковую аудиторию;

- применения комплексного подхода в организации процесса музыкального просвещения подростков, включения в этот процесс семьи, школы, учреждений дополнительного образования и других социально-культурных институтов;

- реализации педагогических технологий, нацеленных на развитие творческой активности и инициативы подростков, укрепление социально- психологических взаимосвязей в подростковом коллективе в процессе музыкального просвещения.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются ведущие идеи философии, культурологии и педагогики о деятельностной обусловленности процесса становления личности, духовного бытия человека и общества. При этом для автора важными явились:

- идеи А.И. Арнольдова о влиянии культуры на человека и общество, Л.Н. Когана, характеризующего различные аспекты личностного уровня развития культуры, исследования А.Н. Сохора, B.C. Цукермана, анализирующие аксиологические аспекты музыкального сознания, виды общественной деятельности в процессе распространения и потребления музыкальных ценностей;

- положения психологии творчества о деятельностном подходе в творческом развитие личности (Б.Г. Ананьев, Л.В. Брушлинский, В.В. Ванслов, Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Г. Маслоу, Б.С. Мейлах, А.А. Мелик-Пашаев, О.В. Ощипкова, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Терентьева, и др.);

- исследования по эстетике о функциях искусства и художественно-творческой деятельности в жизни общества и человека (Ю.Б. Борев, Ю.Н. Давыдов, Е.Б. Долинская, Л.Я. Дорфман, Е.А. Дуков, Л.А. Закс, А.Я. Зись, Ю.Н. Капустин, Ю.А. Лукин, И.А. Набок, А. Натев, М.Ф. Овсянников, Ю.В. Перов, С.Н. Плотников, Л.Н. Столович и др.);

труды по музыковедению, музыкальной психологии, раскрывающие закономерности музыкального восприятия (Б.В. Асафьев, М.П. Блинова, Л.П. Бочкарев, С.Н. Беляева-Экземплярская, А.Л. Гождинер, В.В. Медушевский, А.А. Мазель, К. Валентайна, Е.В. Назайкинский, В.И. Петрушин, Б.М. Теплов, В.Г. Ражников, Г.Я. Трошин, Ж.С. Степанян, Г.М. Цыпин, Б. Ярустовский и др.).

педагогические аспекты восприятия музыки в условиях общественного образования О.А. Апраксиной, Б. Бартока, Н.А. Ветлугиной, Э. Жак-Далькроза, 3. Кодая, С.Н. Беляевой Экземплярской, Д.Б. Кабалевского., К. Орфа, Т.Д. Сусловой, Г.С. Тарасова, В.Г. Ражникова, К.П. Португалова и др.;

- критический анализ просветительской деятельности музыкальных общественных организаций в публикациях СИ. Миропольского, А.Н. Серова, В.В. Стасова, Н. Сац, В.Н. Шацкой, В.Л. Яворского, педагогов фортепианного исполнительства Г.Г. Нейгауза, М.В. Юдиной, Е.Ф. Гнесиной и др.;

- положения Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова о технологическом обеспечении просветительства в современной социально-культурной деятельности, А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова об организационно-методических основах деятельности учреждений культуры и создания культурно-досуговых программ, Т.И. Баклановой о любительской художественно-творческой деятельности, А.С. Каргина об исторических особенностях развития самодеятельного и народного художественного творчества в регионах.

В качестве источниковедческой базы использовались документы, монографическая литература, диссертационные исследования, а также материалы, полученные на основе информационного поиска Internet.

Основные методы исследования:

- теоретический анализ научной литературы (философской, педагогической, психологической, культурологической), методических разработок по проблеме исследования;

- эмпирические методы: беседы, анкетирование, опрос, анализ документов;

- педагогический эксперимент.

Этапы исследования. На первом этапе (1990-1992 гг.) изучались:

- исторические документы архивов Российского Музыкального общества и Музыкального общества Тамбовской области;

- анализировались история и теория вопроса в отечественной литературе.

Была разработана программа исследования, определены цели и задачи.

На втором этапе (1993-2000 гг.) проводилась экспериментальная работа по музыкальному просвещению в подростков в условиях деятельности Музыкального общества. Были разработаны анкеты, опросные листы, анализировались особенности становления и развития Музыкального общества в Тамбовском крае и участия в процессе музыкального просвещения подростков. На различных этапах экспериментальной работы исследованием было охвачено 250 подростков в возрасте 10-14 лет.

На третьем этапе (2000-2001 гг.) подводились итоги и выводы по теоретическим и практическим задачам изучаемой проблемы.

Результаты экспериментальной работы позволили разработать и внедрить в практику школ и учреждений культурно-досуговой сферы методические рекомендации по музыкальному просвещению подростков в условиях деятельности Музыкального общества.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

общеобразовательная школа № 5 г. Тамбова, колледж искусств г. Тамбова, первичные организации Музыкального общества Тамбовской области.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

• впервые музыкальное просвещение подростков рассмотрено как педагогический процесс, реализуемый в деятельности Музыкального обществ, выявлена специфика музыкального просвещения подростков в современных социокультурных условиях, которая обусловлена процессом «снижения» музыкальных запросов и интересов, отсутствием устойчивых и эффективных педагогических технологий музыкально-просветительской деятельности;

• на примере анализа становления и развития Тамбовского Музыкального общества XVIII-XX вв. обоснована взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций как содержательная основа музыкального просвещения;

• разработана педагогическая модель просветительской деятельности Музыкального общества, в которой реализован принцип активизации механизмов личностного саморазвития подростков;

• рассмотрены функциональные особенности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков;

• выявлены и экспериментально обоснованы организационно-педагогические условия, оптимизирующие процесс музыкального просвещения подростков в условиях деятельности общественных организаций профессиональных музыкантов.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в диссертации теоретические выводы, методические разработки и практические результаты могут быть использованы при разработке педагогических региональных программ по музыкальному просвещению подростков, в системе переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы образования и культуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальное просвещение подростков рассмотрено как педагогический процесс, реализуемый в деятельности Музыкального общества, основными показателями которого выступают систематичность и последовательность приобретения теоретических и практических музыкальных знаний; выработка музыкально-оценочных представлений у подростков, которые формируются с учетом опыта музыкального восприятия; участие в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности; влияние развитых форм музыкального сознания на разнообразные виды материальной и духовной деятельности подростков.

2. Деятельность Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков представляет собой преемственно-организационную систему, обладающую большим педагогическим потенциалом, оказывающим влияние на формирование социально-культурной среды. Содержательной основой для музыкального просвещения выступает взаимосвязь региональных, культурно-исторических и образовательных традиций, которые прослеживаются и в истории Тамбовского Музыкального общества (XVIII-XX вв.), что позволяет рассматривать ее как типичный пример музыкально-просветительской деятельности в России.

3. Сущность процесса музыкального просвещения подростков в условиях педагогической деятельности Музыкального общества определяется реализацией основных направлений: познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного, художественного, которые активизируют творческую природу личности подростка.

4. Функциональные особенности Музыкального общества в процессе музыкального просвещения подростков характеризуются систематичностью и последовательностью приобретения знаний, выработкой оценочных представлений, участием в разнообразных формах музыкально-творческой деятельности, влиянием музыкального сознания на активизацию духовно-творческой деятельности подростка.

5. Педагогические условия, оптимизирующие процесс музыкального просвещения подростков в условиях деятельности Музыкального общества включают а) общие условия эффективности целостного воспитательного процесса (дифференцированный подход; органическая взаимосвязь учебной деятельности и внеаудиторных форм работы; учет возрастных особенностей подростков); б) частные условия (систематичность и последовательность воздействия на подростковую аудиторию; комплексный подход при организации процесса музыкального просвещения подростков; оригинальность и неповторимость организации педагогического воздействия); в}_ специфические условия (развитие творческой активности подростков; взаимодействие семьи, школы, учреждений дополнительного образования и других социально-культурных институтов в процессе музыкального просвещения подростков; целенаправленное воздействие на микросреду подросткового коллектива).

В ходе экспериментального исследования были реализованы поставленные цели, задачи, отражающие целостность системы музыкального просвещения подростков в условиях деятельности Музыкального общества.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы в общеобразовательных школах г. Тамбова, колледже искусств г. Тамбова, первичных организациях Музыкального общества. Материалы исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс образовательной школы № 5 г. Тамбова. Разработанные курсы лекций и выводы диссертационного исследования используются в процессе преподавания ряда учебных дисциплин института культуры и искусств Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, в частности, «История социально-культурной деятельности», «История музыки», «Методика художественного воспитания и образования» на кафедрах социально-культурной деятельности и музыкального искусства эстрады.

Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях и выступлениях на различных научно-практических конференциях: межвузовской научной конференции преподавателей и аспирантов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина «V Державинские чтения: Искусствоведение. Социально-культурная деятельность» (Тамбов, 2000); международной научно-практической конференции «Культура и образование на рубеже тысячелетий (Тамбов, 2000); всероссийской научно-практической конференции «Джаз в новом столетии» (Тамбов, 2000); региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития технологий социально-культурной деятельности» (Тамбов, 2002).

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными целью и задачами, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 191 наименование и приложений.

Подобные работы
Паланкова Ева
Деятельность пионерской организации Социалистического Союза Молодежи ЧССР по трудовому воспитанию детей и подростков в условиях строительства развитого социалистического общества
Козлова Наталья Александровна
Развитие творческих способностей подростков в условиях деятельности детского общественного объединения
Душко Валентина Витальевна
Взаимодействие субъектов воспитания как фактор духовно-нравственного развития подростков в условиях клубной деятельности
Королева Ирина Васильевна
Творческая деятельность как условие ресоциализации подростков с делинквентным поведением
Куварзина Ольга Васильевна
Педагогические условия развития речевой деятельности подростков на основе музыки
Бондаренко Марина Васильевна
Становление нравственной позиции подростка в условиях клубной деятельности
Недвецкая Марина Николаевна
Педагогические условия активизации читательской деятельности подростков в учебно-воспитательном процессе
Ларина Майя Витальевна
Развитие личностной свободы младших подростков в условиях автономной учебной деятельности
Дубинина Наталья Николаевна
Педагогические условия патриотического воспитания подростков в деятельности Молодежных образовательных центров
Омбоева Наталья Антоновна
Педагогические условия самореализации подростков в учебной деятельности

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net