Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Галкина Марина Владимировна. Педагогические условия формирования эстетической культуры студентов педвузов средствами дизайна народного костюма : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 205 c. РГБ ОД, 61:99-13/1037-9

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

стр.
Введение 3

Глава 1. Психолого- педагогические основы формирования эстетической культуры у студентов педвузов.

  1. Проблемы эстетического развития студентов - будущих учителей в системе их профессиональной^одготовки 12

  2. Педагогический потенциал русского народного костюма в развитии эстетической культуры студентов 34

1.3. Анализ педагогических условий применения дизайна русского
народного костюма в формировании эстетической культуры будущих
учителей 65

Выводы по главе 1 78

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка условий применения дизайна русского народного костюма в формировании эстетической культуры студентов.

  1. Организация, содержание и методика опытно-экспериментальной работы по применению народного костюма в эстетическом развитии студентов 80

  2. Выявление условий, обеспечивающих специфику изучения народного костюма и его творческую реализацию 104

2.3. Анализ и оценка возможных уровней сформирования художест
венно-эстетической культуры студентов 148

Выводы по главе 2 .......159

Заключение 160

Библиография 163

Приложения 177

Введение к работе:

Актуальность исследования. Масштабность и глубина преобразований, происходящих в политической, социально-экономической и духовной жизни нашего общества требуют серьезного переосмысления сущности, целей и задач профессионального образования. Одним из приоритетных направлений, вытекающих из переломного характера развития образования России, является демократизация и гуманизация современной школы.

В законе Российской Федерации "Об образовании" (1992,1996) подчеркивается, что основным принципом государственной политики в области образования является направленность на его гуманизацию, гуманитаризацию, что, в свою очередь, при определенных условиях может обеспечить повышение уровня эстетической культуры студентов.

Для решения проблем демократизации, гуманизации и гуманитаризации современного образования требуется учитель с новым типом мышления, с высоким уровнем развития культуры.

В широком смысле слова "культура" - это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в процессе его исторического развития. Культура, объективно обусловленная, окончательно формируется, конкретизируется проходя через сознание человека. Поэтому ведущим исходным пунктом понимания культуры является признание ее гуманистической сущности и непосредственной связи с предметно - преобразующей деятельностью человека.

Психолого-педагогические исследования показывают, что большое влияние на эффективность учебного процесса оказывают личностные качества учителя, высокий уровень его культуры, его профессиональное мастерство.

В исследованиях В.А. Сластенина, О.А. Абдуллиной, Е.В. Бонда-ревской, Е.П. Белозерцева, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова и ряда

других ученых рассматриваются вопросы педагогической культуры и педагогического профессионализма.

В разработке проблемы формирования педагогического профессионализма большое значение имеют работы В.А. Сластенина, Н.В. Кузьминой, Ф.Н. Гоноболина, А.И. Пискунова, А.И. Щербакова и др.

В исследованиях СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, Б.С. Гер-шунского, В.И. Журавлева, В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, В.П. Симонова, А.И. Щербакова и ряда других ученых анализируются методы научного исследования, рассматриваются вопросы моделирования и управления учебным процессом в вузе, показываются возможные пути формирования педагогического профессионализма.

Постепенное формирование гармонически и полноценно развитой личности является общей целью всей системы воспитания, всех его направлений. Кроме того, эстетическое воспитание выступает важным компонентом целостного гармонического развития будущих педагогов. В условиях возрастающего интереса в изучении культурного наследия, традиций народного искусства России качество специальной подготовки преподавателей на художественно-графических факультетах во многом зависит от включения в эту подготовку дисциплин декоративно-прикладного и народного искусства, одним из видов которого является народный костюм. Изучение этой области народного искусства не только способствует приобретению умений и навыков, но и выступает в качестве предмета, в значительной мере способствующего формированию эстетической культуры студентов.

Народный костюм как область декоративно-прикладного народного творчества и как часть предметно - вещной среды, является важным фактором эстетического воспитания, народный костюм в яркой форме выявляет представления ряда поколений о традициях, нравственности, функциональности, мировосприятии, образе жизни, ландшафте, архи-

тектуре. История народного костюма - это закономерный процесс и этап развития национального эстетического сознания.

Русский народный костюм как произведение искусства - это образная летопись жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Осознание тесной связи искусства народного костюма с обычаями и обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, понимание постепенного превращения магического значения вещей, орнаментов, изобразительных мотивов в эстетическое, позволяет воспринимать это древнее искусство как звено, связующее художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Огромное эстетическое значение имел праздничный костюм в народном быту. Это был один из важнейших источников удовлетворения истинно человеческой потребности в прекрасном. В наше время стремление человека к красоте удовлетворяется из различных источников. Постоянно общаясь с предметами, художественная форма которых так или иначе продумана, человек испытывает эстетическое, чаще всего бессознательное наслаждение. Однако, пассивное восприятие эстетики массовых предметов, окружающих нас, заменило творческий акт создания вещей своими руками. Изменилось соотношение между эстетическими запросами человека второй половины XX века и источниками их удовлетворения. Это и хорошо и плохо. Хорошо потому, что в обществе постепенно начинает возникать гармония между материальным и духовным миром людей. Но в то же время создается некоторая опасность стандартизации вкусов, которая проявляет себя в нивелировке облика современника. Стремление преодолеть пассивность восприятия свойственно особенно молодежи. Но малый жизненный опыт, отсутствие настоящей художественной культуры у части молодых людей приводят к тому, что в погоне за индивидуальностью облика они делают внешность свою карикатурной. Вот тут и должна прийти на помощь традиция.

Изучение формы, конструкции, цвета, орнамента как элементов художественной композиции народной одежды, знакомство со средой, в которой она существовала, - все это организует художественное видение студентов, изучающих народное искусство. В их творчестве происходит процесс "прорастания" дедовского наследства.

Вопросы эстетического воспитания будущих педагогов в процессе их профессиональной художественной подготовки рассматривались в ряде диссертационных работ. Исследовались такие аспекты как "Влияние искусства на развитие творческих способностей личности" (Аршин-баеваС.А.), "Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов" ( Максимович В.Ф. )," Художественный стиль как феномен культуры "( Литвинов А.Н. ). Вопрос о возможности использования народного декоративно -прикладного искусства в эстетическом воспитании и развитии учащихся рассматривался многими учеными.

Исследования показывают, что включение декоративно-прикладного искусства в учебный процесс способствует формированию эмоционально- эстетического отношения к действительности (А.Б. Ба-кушинский, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Т.С. Комарова, Ю.В. Максимов, Н.В. Халезова, А.А. Грибовская и другие).

В работе Болотских EX. рассматривается методика преподавания художественной обработки текстильных материалов студентам, дневных отделений художественно - графических факультетов педагогических институтов. Работа Поповой О.Н. представляет методические основы обучения художественной обработке текстильных материалов на художественно - графических факультетах педагогических институтов (техника "чия", ручное ткачество, роспись ткани). Гильман Р.А. рассматривает проблему педагогического руководства творческой деятельностью студентов на занятиях по художественному оформлению тканей. Подробно представлена структура содержания и методика преподавания

народного декоративно - прикладного искусства при подготовке студентов педагогических учебных заведений в работах Давидовой ТА., По-ровской ГЛ., Ершовой Л.В.. Плотникова Е.В. в своей работе сосредоточила внимание на мало разработанном аспекте - развитии эстетической культуры личности средствами костюма, проблеме формирования вкуса в одежде. Вопрос подготовки дизайнеров-педагогов для начальных и средних профессиональных образовательных учреждений рассматривает Кожуховская СМ.

Анализ научной литературы показал, что к проблеме развития эстетической культуры обращаются многие авторы. Однако работа каждого автора имеет специфические связи с профилем специализации. Поэтому результаты исследований в области костюма, удовлетворяющие требованиям специализированных вузов (Текстильная академия, Институт легкой промышленности и. т.д.) нельзя механически перенести на общеобразовательные школы, худграфы и другие факультеты.

Несмотря на то, что во многих вышеперечисленных работах затрагиваются некоторые аспекты эстетического развития студентов средствами декоративно - прикладного искусства, вместе с тем, до настоящего времени в педагогической литературе не были предприняты исследования, направленные на изучение использования интереснейшей части народной культуры - искусства народного костюма. Этот предмет позволил бы подойти к проблеме обучения на художественно -графических факультетах более комплексно, содействовать поставленным задачам в других видах изобразительного искусства и подготовить руководителей факультативов и кружков по изучению народного костюма , так необходимых в различных учебных заведениях. Следует подчеркнуть, что в высших и средних школах недостаточно задействованы в обучении декоративно - прикладному искусству традиции народного костюма, а ведь именно народный костюм и все виды ремесел, связанные с его изготовлением всегда были одними из ведущих видов декоративно

- прикладного искусства.

Возрождение таких древнейших ремесел как народный костюм, ткачество, различные виды вышивок и плетений - в принципе оказывается способом логического проникновения в традицию, что удовлетворяет интеллектуальным потребностям современных студентов, менталитет которых в значительной мере ориентирован на рациональное, структурированное восприятие мира.

Народная эстетическая культура и народный костюм как вид декоративно - прикладного искусства в системе преподавания в высших педагогических учебных заведениях исследованы недостаточно. Практически отсутствуют методические разработки о роли народного костюма и его значении в формировании традиционной и современной эстетической культуры. Недостаточное внимание уделяется разработке и созданию дидактических материалов, направленных на развитие творческих возможностей учащихся средствами народного костюма.

Актуальность исследования на базе изучения народного костюма определяется рядом взаимодополняющих обстоятельств, связанных с гуманизацией и гуманитаризацией образования, возвращением национальных культурно-исторических традиций:

передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению

связей между поколениями; в условиях идеологического вакуума происходит в основном через искусство (в данном случае через искусство народного костюма);

искусство, выражающее традиции народа выступает для подрастающего

поколения своеобразной защитой, охраняющей личность от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма;

проведение занятий как "мастерских" общения: "Академия педагогиче-

ских искусств" (Ш.А.Амонашвили), педагогическая мастерская (Н Е

Щуркова) способствует росту престижа в образовании форм общения, присущих ранее исключительно сфере искусства.

В своей работе мы сосредоточились на мало разработанном, на наш взгляд, аспекте - развитии эстетической культуры учащихся средствами искусства народного костюма как компонента их профессиональной подготовки.

Объектом исследования явилась профессиональная художественно -педагогическая подготовка студентов в системе высшего педагогического образования;

Предмет исследования - педагогические условия формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма;

Цель исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка педагогических условий формирования эстетической культуры студентов как компонента их профессионализма.

Выдвинутая цель определила задачи исследования:

обосновать содержательную модель изучения народного костюма как

средства формирования педагогической культуры студентов факультета
изобразительных искусств и нардных ремесел; \

исследовать структуру содержания курса "Народный костюм" в русле под-

готовки будущих педагогов декоративно-прикладного искусства (ДЛИ);

изучить теоретически проблему полифункциональности русского народ-

ного костюма как элемента учебно-познавательной деятельности в формировании педагогического профессионализма студентов;

проверить экспериментально программу курса "Народный костюм" и раз-

работать методику формирования художественно-педагогической культуры студентов на материале этого курса.

Гипотеза исследования - приступив к исследованию, мы руководствовались предположением о том, что эффективность формирования эстетической культуры у студентов педвузов может быть повышена при

. 8

выполнении следующих условий:

отбор образцов народного костюма и реализация их художественных воз-

можностей в учебном процессе обеспечивают формирование исполнительского и творческого компонента эстетической культуры будущих педагогов;

процесс изучения народного костюма, протекающий как реализация системы

последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогиче
ская информированность, эстетические потребности - эстетические способ
ности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая
культура, способствует повышению уровня эстетического развития студен
тов; '

формирование художественно-познавательного интереса студентов как

качество личности находится в прямой зависимости от последовательности включения элементов народного костюма в художественно-творческую деятельность студентов.

Методологической основой исследования являются:

основные положения программы развития высшего педагогического образования в части формирования профессионального учителя , востребованного обществом, жизнью;

стратегия государства, общества, российской школы по гуманизации и демократизации личности, одним из положений которого является эстетическое развитие молодежи, концепция возрождения национальных культурных традиций русского народа;

положения государственного образовательного стандарта, раскрывающие основные критерии готовности учителя к работе с воспитанником; педагогический профессионализм, педагогическая культура, составляющей которых является эстетическая культура.

Методы исследования - изучение психолого-педагогической и спе-

шальной литературы по проблеме исследования, анализ реального педагогического процесса: ознакомление с программами по декоративно-прикладному искусству, беседы со школьными учителями, тестирование, анкетирование, наблюдение как за учебной и творческой деятельностью студентов, так и за их педагогической деятельностью в период практики в школе, моделирование структурной схемы художественно - эстетической культуры будущего педагога как показателя его эстетического развития средствами изучения народного костюма , которые выступали в качестве средства диагностики художественно - понятийного кругозора студентов. Проводились констатирующий, формирующий и проверочный эксперименты.

Базой исследования явились Московский педагогический университет, Гимназия N1 г. Мытищи, Учебно-воспитательный центр "Русская школа" г. Королев, школа N 1122 с углубленным изучением изобразительного искусства Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 1195 Северо-Западного округа г. Москвы, школа N 211 северного округа г. Москвы, где проходили педагогическую практику студенты факультета ИЗО и HP.

Этапы исследования

На первом этапе исследования (1994 - 1995 г.г.) аналитико-поисковом или констатирующем, изучались научно - теоретические материалы по интересующей нас проблеме, рассматривались пути решения проблемы формирования педагогической культуры студентов педвузов на материале изучения народного костюма, обосновывались предмет и объект исследования, разрабатывались исходные положения гипотезы.

Второй этап исследования (1995 - 1997 г.г.) включал экспериментальную апробацию эффективности предложенной методики и путей развития эстетической культуры средствами дизайна народного костюма, разработана программа по предмету "Народный костюм" (теоретическая и практическая части).

Третий этап исследования (1997 -1999 г.г.) оценочный или контролирующий. Было осуществлено углубленное теоретическое осмысление результатов опытно-экспериментальной работы и проверка их в измененных условиях.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается: в теоретическом обосновании условий эстетического развития будущих педагогов в процессе их профессиональной художественно - педагогической подготовки. Представлена содержательная модель изучения народного костюма, экспериментально проверена совокупность педагогических условий формирования эстетической культуры студентов средствами дизайна народного костюма.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования комплексных экспериментальных методик, способствующих повышению эффективности эстетического развития учащихся не только в практике их профессионально - педагогической подготовки в институте, но и во всей будущей педагогической деятельности.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, культурологической, эстетической литературы о творческом развитии личности, опытно - экспериментальной проверкой основных положений диссертационного исследования в условиях ведения экспериментального курса, выявлением с помощью специальных методик и критериев, разработанных автором, исходных и конечных результатов данного исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель изучения народного костюма как учебного элемента в процессе

формирования эстетической культуры будущих педагогов;

  1. Процесс изучения искусства народного костюма, реализуемый как система последовательных отношений: художественно-эстетическая и педагогическая информированность, эстетические потребности и способности - обучение - воспитание - эстетическая культура - педагогическая культура, способствует повышению уровня эстетического развития студентов;

  1. Этапы и уровни формирования эстетической культуры учащихся в процессе изучения предмета народный' костюм.

  2. Разработана методика по выявлению условий применения дизайна народного костюма в формировании педагогической культуры будущих педагогов, обеспечивающая динамику формирования профессионализма студентов.

Прикладные результаты.

- Разработан комплекс экспериментальных методик, способствующих фор-

мированию эстетической культуры студентов в процессе изучения народного костюма.

- Создана экспериментальная программа по предмету "Народный костюм"

для студентов художественно-графических факультетов пединститутов.

- Система внеаудиторных мероприятий: "художественно-педагогический

кружок", создание музея народного костюма, "художественно-фольклорный ансамбль", проведение импровизированных "Показов авторских моделей", способствующая усилению профессиональной направленности процесса эстетического развития средствами народного костюма будущих педагогов декоративно-прикладного искусства.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и отражает существо, содержание, логику и результаты исследования.

Подобные работы
Сысоева Алла Алексеевна
Формирование экономической культуры студентов педвуза как условие их профессиональной подготовки
Гришина Ираида Алексеевна
Педагогические условия формирования речевой культуры студентов гуманитарного вуза
Живцов Владимир Юрьевич
Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студента университета
Цыганова Татьяна Ивановна
Педагогические условия формирования правовой культуры студента
Овчинникова Ксения Романовна
Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий
Сазонова Ольга Константиновна
Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета
Конягина Людмила Николаевна
Педагогические условия формирования нравственной культуры студентов экономического профиля
Тебиева Тамара Черменовна
Педагогические условия формирования экономической культуры студентов неэкономических специальностей в вузе
Биджиев Джашарбек Умарович
Организационно-педагогические условия формирования математической культуры у студентов университета - будущих учителей
Ооржак Светлана Янчаповна
Формирование этнопедагогической культуры студентов в условиях университетского образования : на материале Республики Тыва

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net