Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Виноградова Анастасия Александровна. Развитие духовной культуры школьника в системе эстетического воспитания Б.М. Неменского : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Б. м., 0 177 c. РГБ ОД, 61:03-13/1445-2

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3-13

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования духовной

культуры личности 14-15

  1. Понятие о духовной культуре личности 16-30

  2. Общепедагогические основы развития духовной культуры школьника 31-46

  3. Организационно-методические основы развития духовной культуры школьника 47-63

ВЫВОДЫ по 1-ой ГЛАВЕ 64-70

ГЛАВА П.Система эстетического воспитания Б.М.Неменского как средство развития духовной культуры

школьника 71

II. 1. Констатирующий эксперимент 72-91

  1. Моделирующий эксперимент 92-114

  2. Формирующий эксперимент 115-131

ВЫВОДЫ по П-ой ГЛАВЕ .,.:.....,-.1., 132-137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ '...і./. 138-148

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 149-161

ПРИЛОЖЕНИЯ 162-177

Введение к работе:

Актуальность исследования. В условиях современной ситуации российское государство, вступившее в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, ведет интенсивный поиск новых приоритетов и ценностных установок. Существенное влияние на характер данных поисков оказывает ориентация на западные аксиологические модели, которые наряду с открывшимися возможностями (свобода совести, открытость, многопартийность, гласность и др.) привносят в российскую действительность негативные явления, присущие технократическому обществу, «обществу потребления» (эгоизм и рационализм, замкнутость на себе и своих проблемах, приоритет интеллектуальных и материальных ценностей над духовными).

Анализ деструктивных процессов, нарастающих в последние годы в недрах российского общества, с особой остротой показал, насколько необходима определенная система духовных ценностей для каждого человека, поскольку именно она является той основой, опираясь на которую можно строить позитивные межличностные отношения, отношения внутри государства и в мировом сообществе. Проблема духовных ценностей, актуальная для всего российского общества в целом, особую остроту приобретает в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчивым к негативным воздействиям, детерминированным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение. Не имея внутренней опоры в силу несформированности мировоззренческих позиций, молодежь утратила поддержку со стороны семьи, школы, молодежных общественных организаций, здоровых неформальных объединений, т.к. старые, социалистические ценности оказались полностью отвергнутыми, а

новая система ценностей не была обретена. В создавпшхся условиях проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением эмпирических поисков и научно-теоретических изысканий.

В контексте этого значительно возрос интерес современной науки к исследованию аксиологических теорий, разработанных в трудах античных философов (Гераклит, Сократ, Марк Аврелий, Плотин и др.), в концепциях мыслителей эпохи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, И.Гердер, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.), в философских теориях субъективного идеализма (И.Кант, Л.Фейербах, И.Фихте и др.) и экзистенциализма (А.Камю, Ж.Сартр). Приобрели новое звучание философско-этические воззрения С.П.Аверинцева, Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, О.ГДробницкого, В.И.Несмелова, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, П.А.Флоренского. Возродился интерес к христианским истокам духовного воспитания (А.А.Анисин, Л.В.Бурмистрова, А.А.Гуляев, В.К.Журавлев, С.Ф.Иванова, В.Н.Крупин, А.Е.Лихачев, В.Л.Махнач, И.В.Метлик, Т.И.Петракова, Т.В.Склярова, В.И. Слободчиков и др.). Плодотворно разрабатываются концептуальные основы духовного воспитания молодежи (Е.П.Белозерцев, М.Н.Берулава, И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буева, Л.ГВяткин, Б.С.Гершунский, Б.М.Неменский, Н.С.Розов, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов и др.

Содержательной основой данных исследований выступает про
блема духовной культуры как атрибутивной характеристики личности,
процесс формирования и развития которой рассматривается сегодня в
различных аспектах: выясняется сущность духовности и ее собствен
ного культурного смысла (Е.В.Авралова, З.Г.Антошкина, М.С.Каган,
В.И.Ксенофонтов, С.Б.Крымский, Р.Л.Лившиц, М.К.Мамардашвили,
ГП.Меньчиков, А.А.Нуйкин, В.Г.Федотова, З.В.Фомина и др.), иссле
дуется понятие о духовной культуре как философской категории
(Н.Н.Дробкина, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.Н.Лосский,

М.К.Мамардашвили, Л.Н.Смирнова, Б.В.Раушенбах); анализируются этнические основы духовной культуры как явления общественного сознания (А.Л.Вассович, В.Т.Михайлова, А.К.Халифаева, Е.Б.Яковенко), исследуются условия и средства формирования духовной культуры личности (А.В.Елисеева, Г.И.Железовская, И.П.Овсянникова, О.Г.Яковлева).

Анализ психолого-педагогической литературы, изучение массовой и инновационной практики показали, что наиболее эффективным средством развития духовной культуры подрастающего поколения может выступать искусство как система гуманистических и духовных ценностей, обладающая многоуровневым и иерархическим характером. Это связано с тем, что достижения искусства в различных формах своего проявления способны нераздельным единством чувственных и смысловых компонентов воздействовать на духовный мир современного школьника, который в значительной степени обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности.

Вместе с тем анализ общественной и педагогической практики показывает, что в настоящее время назрел ряд актуальных противоречий между:

усилением внимания со стороны государства и общества к проблемам развития духовной культуры подрастающего поколения и ослаблением воспитывающей функции школы как одного из главных институтов социокультурного наследования;

ориентацией части российского общества на низкопробные образцы западного искусства и традиционной российской ментальностью, направленной на реализацию духовных ценностей личности;

потребностью подрастающего поколения в духовной культуре как атрибутивной личностной характеристике и неразработанностью общепедагогических и организационно-методических условий и средств ее развития в рамках традиционной воспитательной системы;

- заложенным в содержании искусства богатейшим духовным потен
циалом и недостаточным его использованием в системе эстетического
воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, возникло известное противоречие между объ
ективной потребностью общественной и образовательной практики в
развитии духовной культуры личности и недостаточной разработан
ностью теоретических и технологических основ данного процесса
средствами эстетического воспитания. Это определило выбор темы
исследования «Развитие:.духрвной культуры щкольни^
тетического^ проблема которого сфор-

мулирована следующим образом: каковы общепедагогические и организационно-методические условия и средства эффективного развития духовной культуры современного школьника в системе эстетического воспитания Б.М.Неменского? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования - образовательный процесс в школе.

Предмет исследования - система эстетического воспитания Б.М. Неменского как средство развития духовной культуры школьника.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что использование системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника достигнет оптимального уровня, если:

исследованы философские, педагогические и психологические основы искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника развития духовной культуры личности;

выявлены общепедагогические условия и средства, способствующие превращению ценностей искусства в объект духовных потребностей школьника;

обеспечен личностно-деятельностный подход к реализации ценностного содержания искусства в ходе развития духовной культуры школьника;

определены концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы отбора и присвоения духовных ценностей, потенциально воздействующих на формирующуюся личность школьника средствами системы эстетического воспитания Б.М.Неменского.

Для достижения поставленной цели, в соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

- обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-
методологические, общепедагогические и организационно-
методические основы развития духовной культуры личности;

определить сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности современного школьника;

осуществить анализ гуманистического потенциала, заключенного в содержании искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества и источника формирования духовной культуры личности в учебно-воспитательном процессе современной школы;

выявить концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы, раскрывающие сущность, специфику, содержание, принципы построения и механизмы функционирования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника;

внедрить в педагогическую практику комплект научно-методических материалов, содержащих рекомендации по использованию системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательном процессе современной школы.

Общая методологическая основа исследования базируется на
важнейших положениях философской и педагогической антрополо
гии, рассматривающих человека как субъекта саморазвития, раскры
вающих способы влияния на активизацию и проявление ее духовной
сущности и определяющие многофакторный характер целостного
процесса становления личности В.В.Краевский, А.Н.Леонтьев,
В.Н.Мясищев, А.В.Петровский); на личностно-деятельностном под
ходе, нацеленном на интериоризацию обобщенного опыта человечест
ва, значимого для отдельной личности и обеспечивающего многофак
торный характер процесса ее становления за счет расширения- «поля
культуры» (А.В.Брушлинский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов,

В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман).

Теоретической базой исследования служат аксиологические принципы, отражающие национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, составляющие одну из сущностных основ воспитания человека и проявляющиеся через освоение отечественной и мировой духовной культуры (Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, М.С.Каган, П.А.Флоренский); теория системно-деятельностного подхода к организации педагогического процесса на основе его моделирования (С.И.Архангельский, Л.Г.Вяткин, Б.С.Гершунский, Г.И.Железовская, С.А.Машников, Н.Д.Никандров).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс взаимопро-веряемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение программных документов, определяющих содержание эстетического воспитания в современной школе; методы монографических исследований. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы развития духовной культуры личности с позиций междисциплинарного исследования и обосно-

вать теоретико-методологические подходы к организации данного процесса в условиях современной школы.

Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту, в ходе которого применялись общие диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, применялись методы творческого саморазвития и самовыражения личности, изучение продуктов деятельности). Данные методы позволили адекватно выявить роль системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьников. В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов применялся системно-целостный анализ, что позволило с высокой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Диссертационное исследование проводилось поэтапно, в период с 1998 по 2003 годы на базе Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Центра детского творчества, общеобразовательных школ №№ 1, 14, 16, муниципальной гимназии, детской художественной школы г. Балашова, Балашовского музыкального училища. Исследование включало три этапа.

На первом (аналитико-теоретическом) этапе (1998-2000 гг.) с позиций междисциплинарного исследования изучалась степени разработанности проблемы развития духовной культуры личности в отечественной и зарубежной науке; обобщался и систематизировался полученный материал; осуществлялось осмысление традиционных и инновационных систем эстетического воспитания как средства развития духовной культуры подрастающего поколения; подвергалась анализу практика работы образовательных учреждений г. Балашова; изучались возможности системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства формирования духовной культуры школьника.

На втором (опытно-экспериментальном) этапе (2000-2002 г.г.) в ходе все более глубокого проникновения в проблему корректировалась гипотеза исследования, претерпевали изменения цели и задачи эксперимента; осуществлялась опытно-экспериментальная работа по внедрению системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в практику работы образовательных учреждений Балашовского района.

На третьем (обобщающем) этапе (2002-2003 г.г.) на основе анализа, обработки и систематизации накопленного фактического материала велась проверка полученных результатов; научно обосновывались и внедрялись в педагогическую практику научно-методические материалы, раскрывающие условия и средства использования системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

раскрыты сущность и содержание понятий «духовность», «нравственность», «религиозность», «нравственный идеал», «духовная культура общества», «духовная культура личности», «гуманистические ценности», выявлено их соотношение и взаимосвязь;

определены сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности; сложного многоуровневого образования, охватывающего различные стороны и уровни человеческого бытия; системы присвоенных личностью норм и способов человеческой деятельности, правил и способов общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни; формы хранения и передачи многообразных индивидуальных способностей и механизмов душевной жизни человека;

в ходе анализа концептуальных основ системы эстетического воспитания Б.М. Неменского выявлен потенциал искусства как важнейшей составляющей духовной культуры общества, воздействующей на

формирующуюся личность школьника в ходе присвоения духовных ценностей, раскрытия сущностных сил и творческих способностей ученика, формирования у него внутриличностных ориентиров на основе гуманистических ценностных ориентации;

- с позиций обоснования научно-теоретических и дидактических ас
пектов определены психолого-педагогические основы построения и
функционирования системы эстетического воспитания Б.М. Йемен
ского как средства развития духовной культуры современного
школьника, включающие наличие четкой концепции, психологиче
скую аргументированность, систему методов и форм обучения, сово
купность принципов, содержание деятельности как систему основных
видов социального опыта, накопленного человечеством;

- с позиций организационно-методического аспекта разработано,
представлено и апробировано на практике научно-методическое обес
печение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического
воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной
школы и включающее потребность педагога быть носителем культу
ры; иметь целевую установку на стратегию сотворчества; исповедо
вать диалогичность как основу обмена духовными, нравственными и
эмоциональными ценностями; оказывать поддержку индивидуальному
духовному развитию и саморазвитию личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что: - теоретически обоснованные и проверенные опытным: путем психо-лого-педагогические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского позволяют использовать ее в качестве средства развития духовной культуры школьников;

- разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы комплек
ты дидактических материалов (программа, методические рекоменда
ции, фоно- и слайдотека) способствуют значительному повышению
эффективности данного процесса в условиях современной школы.

Результаты исследования могут быть использованы при составлении планов и программ по эстетическому воспитанию, создании учебных и методических пособий, разработке курсов лекций по эстетическому воспитанию в педагогических вузах и системе повышения квалификации учителей, в практической деятельности общеобразовательных школ и учреждении дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической аргументированностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, антропологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами; применением системы методов исследования, адекватных его задачам; внутренней непротиворечивостью логики исследования; репрезентативностью выборок; непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой и инновационной практикой; личным опытом работы диссертанта в педагогическом вузе и учреждениях по эстетическому воспитанию подрастающего поколения. На защиту выносятся:

  1. Совокупность положений, раскрывающих теоретико-методологические, общепедагогические и организационно-методические основы процесса развития духовной культуры личности в образовательном процессе современной школы.

  2. Сущностные, содержательные и качественные характеристики духовной культуры как базового основания личности, сложного многоуровневого образования, системы ценностей, формы хранения и передачи механизмов душевной жизни человека.

  3. Концептуальные, научно-теоретические, дидактические и организационно-методические основы системы эстетического воспитания Б.М.Неменского как средства развития духовной культуры школьника.

4. Научно-методическое обеспечение, раскрывающее механизмы внедрения системы эстетического воспитания Б.М.Неменского в образовательный процесс современной школы. Апробация и внедрение результатов исследования, выводов и рекомендаций, изложенных в работе, осуществлялась через обсуждение материалов диссертации на заседаниях кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского и Бала-шовского филиала СГУ; в процессе выступлений на межрегиональной научно-практической конференции «Диалог культур XXI век» (Балашов, 1996), Международной научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000), Все-росийских Аскинских чтениях «Разум и культура» (Саратов, 2001), второй научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Москва, 2001), региональной научно-практической конференции «Становление творческой личности в условиях развивающей среды» (Балашов, 2001- 2002).

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в девяти публикациях автора.

Результаты исследования внедрены в образовательный процесс Балашовского филиала Саратовского государственного университета, Балашовского музыкального училища, Центр детского творчества г. Балашова, муниципальные образовательные учреждения г. Балашова и Балашовского района.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы и приложений; проиллюстрирована таблицами и схемами.

Подобные работы
Есина Оксана Николаевна
Воспитание основ культуры потребления в системе экономического образования младших школьников
Исаргакова Лида Сагитовна
Развитие системы трудового воспитания школьников в Республике Башкортостан в конце XX века : 1984-2000 гг.
Петухов Сергей Иванович
Педагогические основы формирования здоровья и развития младших школьников в системе физического воспитания
Сокольникова Наталья Михайловна
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания
Полетаева Наталия Михайловна
Теоретические основы системы валеологического воспитания школьников
Коршунов Василий Леонидович
Гармоничное воспитание школьников в системе олимпийского образования (На материале спартианских игр региональной направленности)
Нерсисян Лемсик Суренович
Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников
Хайрутдинов Марат Усманович
Мониторинг преемственности нравственного воспитания школьников в системе управленческой деятельности
Воронкова Юлия Владимировна
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в системе дополнительного образования детей на селе
Николаева Елена Леонидовна
Внеклассное чтение в системе нравственного воспитания младших школьников

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net