Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Благодарев Олег Александрович. Российское образование в 20-е годы XX века (На материале Донского края) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Таганрог, 1999 125 c. РГБ ОД, 61:99-13/804-8

смотреть содержание
смотреть введение
Содержание к работе:

Введение 3-12

Глава I. Культурная традиция в российском философско-педагогическом контексте. 13-25

Глава II. Российское образование в 20-е г.г. XX века.

2.1. Социокультурная ситуация в России 20-е г.г. XX века. 26-46

2.2. Образовательная ситуация в России 20-е г.г. XX века. 47-67

Глава III. Историко-педагогический анализ образования на Дону в 20-е годы XX века.

3.1. Социокультурная ситуация на Дону в 20-е годы. XX века. 68-80

3.2. Образование на Дону в 20-е годы XX века и его культурные традиции в современном образовательном процессе. 81-106

Заключение 107-111

Приложения 112-115

Литература 116-125 

Введение к работе:

Переломные моменты истории затрагивают практически все области жизни, обостряют и обнажают вяло протекавшие до этого болезненные процессы. Ломка общественно-государственного уклада в разные исторические периоды в нашей стране закономерно отражается на системе образования. В таком подходе сами собой напрашиваются исторические параллели, основывающиеся на том, что двадцатый век, начав свой революционный труд в педагогике России с разрушения ее образовательных традиций и культуры, заканчивает его развалом и упадком возводившихся им собственных педагогических конструкций (61,4). Для успешного проектирования выхода из сложившейся ситуации значимым является историко-педагогический анализ инновационного педагогического опыта, тех "островков" гуманистической педагогики, которые позволяют реали-зовывать личностно ориентированную модель образования в практике сегодняшней школы.

Именно к идее возрождения культуросообразности и личностной ориентированности образования, по мнению Г.И. Арнольдова. А.Г. Асмолова, М.В. Богуславского, Е.В. Бондаревской. В.П. Зинченко, И.В, Кондакова и др., обращается современная педагогическая наука и практика, разрабатывая стратегию развития образования в XXI веке на методическом и технологическом уровнях. Но при этом существенным моментом является то,что современный подход в изучении эволюции педагогических теорий и практики связан с решением проблем самоопределения и самоидентификации образовательных традиций, возникших и развивающихся в различных социокультурных условиях, осознанием их места, роли и перспектив развития.

Перспективы возрождения русской культурной традиции связаны, прежде всего, с общим социально-экономическим прогрессом. Россию нельзя возродить лишь внешними (экономическими и политическими) средствами - необходимо её внутреннее, духовно-нравственное возрождение. По мнению филосо 4

фов, культурологов, социологов, психологов и педагогов вопрос не в последнюю очередь заключается в том, будет ли общество готово воспринять наследие русской национальной традиции, русской идеи в ее неделимом целостном виде. Ведущая роль в этих процессах отводится образованию.

Задачами современного образования, нацеленного на сохранение национальной традиции, являются собирание духовных сил, сосредоточение в сердцевине души, восстановление исторической памяти ( М. Захарченко ). Внутренняя структура процесса возрождения культурной традиции в образовании сложна и многопланова. Общим теоретическим основанием в этом процессе является само понятие "возрождение", предполагающее анализ той практики культурного развития, которая породила необходимость возрождения, т.е. обращение к историко - педагогическому анализу нивелирования культурной традиции общества и собственно традиции в образовании.

Основополагающими идеями реформы российского образования на современном этапе являются: идея развития, реализация которой включает создание условий для развития личности каждого ребенка, формирование и запуск механизмов развития и саморазвития системы образования; превращение образования в действенный фактор развития общества, поворот школы, детского сада к обществу, семье, социуму; идея социальной защиты и поддержки детства и гуманизации образования; идея совершенствования структуры и содержания образования на основе его вариативности; идея регионализации образования и др. (Бондаревская Е.В., О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Акцентируя внимание на регионализации образования, необходимо подчеркнуть, что методология развития образования в Ростовской области, являющегося интегрированным в образовательную систему России, основывается на культурно - исторических и этнографических традициях Донского края, имеющего своеобразную историю, с одной стороны, а с другой, прошедшего все этапы социально - культурного и экономического опыта страны ( МЛ. Астапенко, М.В. Капустин, Г.Ф. Карпова, Л.А. Мельникова, М.И. Овчинникова и др ). Значение и смысл историко - теоретического анализа образовательного опыта заключается в критическом осмыслении с его помощью как прошлого, так и настоящего в образовании. Для этого необходима специальная исследовательская работа по теоретической реконструкции и осмыслению исторической социокультурной динамики представлений об образовании, его традициях, инновационных процессах и т.д. . Однако, занимаясь разработкой культурно-гуманистической парадигмы современного образования и акцентируя внимание на духовности, содержании, результате и показателе успешности этих процессов, исследователи часто упускают значение художественно - эстетического развития, ограничиваясь лишь отдельными его элементами - "художественный вкус", "умение творить повседневную жизнь по законам красоты", "художественные способности" и т.п. ( Н.К. Карпова, М.И. Овчинникова, Ю.А. Полуянов, P.M. Чумичева и др.), не учитывая принцип комплексного воздействия искусств на развитие личности и взаимодействия с основами наук. Недостаточно разработан и механизм становления эстетической культуры личности при том, что именно художественные образы, создаваемые многими поколениями людей, становятся "кристаллизированной" фантазией народа. Они передаются из поколения в поколение, включая в себя все новые и новые стремления, мечты и идеалы людей. Иными словами, именно художественное образование, обращенное к культурной традиции народа, способствует ее возрождению и сохранению.

Здесь важным является рассмотрение двух взаимно обуславливающих понятий: "социологический эквивалент" ( Г.В.Плеханов ) каждого культурного ( литературного, художественного, философского и т.п. ) явления и "культурный эквивалент" ( И.В.Кондаков ) любого социального явления, что позволяет говорить о социодинамике культуры. Механизм перехода культурного в социальное и социального в культурное определяется спецификой исторических условий. Если же рассматривать социодинамику культурной традиции, то возможно предположение о том, что в решении задач эстетического образования как способа сохранения региональной культурной традиции ключевым историко-культурным, социокультурным и образовательным моментом является революционный передел истории России. Все стимулы, исходящие из политической, экономической, социальной сферы, неизменно проходят сквозь "фильтры" ментальности и культуры,получая в них своеобразное индивидуальное освещение. Именно в этом преобразованном,нередко до неузнаваемости, виде они становятся движущими пружинами социального поведения.

Специфика социокультурной и образовательной ситуаций в 20-е годы ( годы постпереломного периода) может быть рассмотрена через призму дуализма, проявившегося в бинарности парадигмальных оппозиций в рассмотрении сущности образования, когда наряду с гуманистическим направлением в образовании, которое было направлено на сохранение русской идеи и национальной культурной традиции, вырастала армада педагогики,"вытекающей" из принципов социализма, где идеи реализовывались в профессиональной деятельности "педагогов-марксистов", не смевших шагу ступить без социологической оглядки, которая важна была для них не менее, чем знакомство с педологией, рефлексологией или методикой. О существовании бинарности парадигмальных оппозиций в современной образовательной практике говорят современные исследователи ( Е.П. Белозерцев, М.В, Богуславский, Е.В. Бондарев-ская, Г.Б. Корнетов, СВ. Кульневич. В.Г. Пряникова и др.), где социократиче-ская модель образования сосуществует с личностью ориентированной. Еще одна историческая аналогия между днем сегодняшним и образованием в 20-е годы состоит в том, что, с одной стороны, велся активный поиск собственного пути развития страны, суть которого заключалась в негативной оценке прошлого опыта и стремления создать принципиально новое в идеологии, политике, искусстве, науке, образовании. С другой стороны, объективно сложившиеся экономические трудности, несовершенство государственного аппарата и пр. заставляло власть обращаться к "старым" специалистам, плюс к тому - новая экономическая политика 20-х годов в определенной степени основывалась на свободе, вариативности взглядов, т.е. возрождала традиции в обществе. В пер 7

вые годы после Октябрьской революции обучение в советской школе было построено на основе работы по комплексным программам.

В соответствии со спецификой развития образования, состоящей в том, что педагогическая деятельность невозможна без педагогического поиска и система образования развивается, благодаря именно педагогическому творчеству в рамках ГУСа на местах (в Донском регионе, в частности), существовали "островки" гуманистической педагогики, основанной на целостности в реализации образования.

Отсутствие достаточной разработанности проблемы как российского образования в 20-е г.г., так и в Донском ( Азово - Черноморском) регионе, позволило определить тему нашего исследования: "Российское образование в 20-е годы XX века (на материале Донского края)".

Обшую проблематику исследования составляет поиск социокультурных и педагогических аналогий в образовании 20-х годов и 90-х годов XX века как условия реализации регионального компонента образования и как способа сохранения и возрождения национальной культурной традиции.

Гипотеза исследования.

Поскольку в ряде исследований проводятся аналогии между ситуацией в образовании в 20-х и 90-х годах XX века, возможно говорить о бинарности па-радигмальных оппозиций, состоящих в сосуществовании двух подходов в образовании: гуманистическом, направленном на сохранение национальной культурной традиции, и социократическом, нацеленном на создание идеологически детерминированной системы образования, на основе создания новой культурной традиции.

Поскольку система образования (независимо от её ценностной ориентации) развивается лишь на основе инновационной педагогической деятельности, так же, как и в наши дни, в 20-е годы существовали "очаги" гуманистической педагогики в тех школах, где большевистские идеи не заняли доминирующего положения в сознании преподавателей, благодаря чему школа была открыта миру, людям, где царил дух сотрудничества и сотворчества и где основными ценностями образования были ребенок и красота. 

Поскольку становление советской власти на Дону проходило позже, чем во многих других регионах, и имело свою специфику в виду особенностей социокультурной и социально-экономической ситуаций Донского края, возможно предположение о том, что в образовании Дона культурная традиция была более устойчивой. Это, в свою очередь, позволяет предположить возможность существования в крае школ, в которых природосообразность и культуросообразность являлись методологической основой образования и реализовывались на основе целостности образования детей.

Объект исследования: история образования в России в социокультурном контексте 20-х годов XX века.

Предмет исследования: российское образование 20 г.г. XX в.в., специфика его становления и развития в 20-е годы XX в. в Донском крае.

Цель исследования: выявление и анализ этнокультурных, социально-педагогических и историко-педагогических особенностей реализации образования в практике общеобразовательных (средних) школ России Донского края в 20-е годы XX столетия.

Задачи исследования.

1. Исследовать историко-педагогические и философские подходы в рассмотрении роли образования в сохранении культурной традиции народа,

2. Определить специфику социокультурной и образовательной ситуаций в 20-е годы XX века в России и Донском крае.

3. Исследовать генезис культурно-педагогических ценностей и ориентиров образования в средних школах Донского края в 20-е годы XX века.

4. Выявить особенности художественного образования на Дону в 20-е годы XX века.

Методологической основой исследования являются концепция человека как субъекта истории и культуры (А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С.Выготский и др.), принцип гуманизма, обоснованный в мировой филосо 9

# фии, культурологический подход к образованию ( Бондаревская Е.В., В.В. Зень ковский, Ионин Л.Г, и др.), концепция воспитания как возрождения гражданина, человека культуры и нравственности ( Е.В. Бондаревская).

Методы исследования: анализ научно - педагогической, историко-философской, культурно - исторической литературы, историк - политических документов, сравнительный анализ теоретических и методических подходов к образованию, архивный поиск.

Источники исследования: архивные документы, труды отечественных

философов, педагогов, психологов, историков педагогики, монографии, сборники научных трудов, диссертационные исследования, директивные, нормативные и программно-методические документы по вопросам образования и "культурного строительства", научное и литературное наследие педагогов-исследователей и практиков, газетные и журнальные публикации педагогиче ф ской и культурно-образовательной периодической печати, решения съездов, со браний, совещаний, воззвания к населению по вопросам образования и культурного строительства, учебники и учебные пособия.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: В работе исследуется категория "культурная традиция", рассматриваемая как коммуникация и как трансляция ценностей с позиций средового подхода, в инфраструктуре которой выделяются общесоциальные черты и локально-культурная самобытность. На основании широко представленных архивных документов ДОНО (Донского отдела народного образования), статистических данных и периодических изданий 20-х годов в исследовании осуществлен анализ общественных и социокультурных процессов Донского края (как и в России в целом), приведших к нивелированию русской культурной традиции в образовании.

В исследовании предпринята попытка представить уникальный опыт образования учащихся Морозово-Донецкой сельскохозяйственной школы-коммуны, основанного на принципах гуманистической подагогики и имеющего глубокую укорененность к культурной традиции Дона. Обоснован методологический подход к проблеме образования учащихся как способа сохранения и возрождения национальной культурной традиции и реализации регионального компонента образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем достаточно целостно представлена культурно-образовательная ситуация на Дону в 20-е годы XX века, которая существенно дополняет знания по истории педагогики края и может быть использована при создании учебных программ,пособий и курсов для педагогических вузов. Показаны социокультурные предпосылки нивелирования культурной традиции в обществе и образовании,в частности, выявлены специфические моменты в реализации программ ГУСа в школах Дона, на основе анализа периодических изданий 20-х годов показаны противоречия между фактическим положением в образовании на Дону и пропагандистскими отчетами партийных и советских органов исследуемого исторического периода.

Исследование опыта образования Морозово-Донецкой сельскохозяйственной школы-коммуны, иллюстрирующее опыт гуманистической, личностно ориентированной педагогики, являющийся ярким проявлением сохранения культурной традиции Донского края в образовании, позволяет увидеть и осознать масштабы разрушения национальной культуры в условиях авторитарной школы и найти более продуктивные варианты решения актуальных проблем в современном образовании.

На защиту выносятся:

1. Система представлений о культурной традиции в российском философ-ско - педагогическом контексте. Образование выступает как средство и способ сохранения и возрождения культурной традиции народа в образовании на основе современных подходов к рассмотрению тенденций развития образования на рубеже XX-XXI веков. Среди них выделяются идея превращения образования в действенный фактор развития общества, идея социальной защиты и поддержки детства и гуманизации образования; идея совершенствования структуры и со держания образования на основе его вариативности, идея регионализации образования,

2. Реконструированная модель российского образования 20г.г. ХХв. . В диссертации проведены историко-педагогические социокультурные аналогии ситуаций в образовании в 20-е и 90-е годы XX века.

3. Социокультурный и педагогический анализ образовательной ситуации на дону в 20г.г. на примере деятельности Морозово-Донецкой сельскохозяйственной школы-коммуны и архивных документов Донского отдела народного образования (ДОНО), описывающих опыт школ региона в 20-е годы, представлена модель личностно ориентированного образовательного пространства школы, системообразующим принципом в деятельности которой положен принцип художественного образования, являющееся актуальну в моделировании образовательного пространства современной школы.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1992-1995 гг.): анализ научной литературы по педагогике, истории, культурологии, философии, искусствоведению, социологии и т.д.; работа в архивах Ростовской области, формулирование основных положений теоретической концепции исследования.

Второй этап ( 1995-1996 гг. ): анализ понятия "культурная традиция" в философско - педагогическом контексте, характеристика и анализ социокультурной, образовательной ситуации в России 20-х годов XX столетия на материале Донского края, выявление значения историко-педагогического анализа образования школьников в этот период для развития современной педагогической теории и практики.

Третий этап (1997-1998 гг.): обобщение полученных результатов, формулирование выводов по итогам исследования, оформление материалов исследования.

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены методологической оснащенностью, единством общенаучных и частных методов историко - педагогичеокого исследования, их соответствием его целям, задачам и логике, репрезентативностью историковедческой базы, фактологического фонда, подтверждающего основные положения и концептуальные выводы диссертации.

Достоверность исторической оценки существовавших педагогических концепций, становление ведущей педагогической парадигмы была достигнута также тем, что они рассмотрены на фоне развития междиоциплинарного психо-лого-культуро-педагогического знания соответствующего периода, политических и социально-педагогических установок, педагогической практики и положения дел в системе образования в России и, в частности, на Дону.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования и его результаты обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института и представлены в статьях: "Дискуссии педагогов 20-х годов о целях, задачах и социальных функциях советской школы"(1996), "Эстетическое и художественное воспитание в опытно-показательных учреждениях советской России 20-х годов на примере Морозово-Донецкой школы-коммуны" (1997), "Художественное образование в российской школьной практике 20-х годов XX века и культурная традиция Донского края " ( 1998г.), опубликованных в сборниках научных трудов ученых института. Материалы исследования были представлены на докладах: на преподавательской конференции Таганрогского государственного педагогического института (1998г.) на научной конференции институт "открытое общество" в г. Москве (1998г.) и в работе Европейской летней школы в г. Геленджике (1998г.); а также положены в основу авторской программы спецкурса: " Российское образование 20-х годов XX столетия " (Приложение №2).

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 138 наименований, двух приложений. Общий объем диссертации 125 страницы. 

Подобные работы
Шукшина, Татьяна Ивановна
Становление и развитие региональной системы общего среднего образования в Мордовии в 20 - 80-е годы XX века
Шумакова Наталия Анатольевна
Социализация подростка в системе общего школьного образования и социального воспитания Приенисейской Сибири в 20годы XX века (1918-1931 гг.)
Дубровина Светлана Константиновна
Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы XX века
Ворончихина, Ирина Геннадьевна
Сравнительный анализ Дальтон-плана и метода проектов как дидактических систем в теории и практике отечественного образования в 20годы XX столетия
Дорохова Татьяна Сергеевна
Развитие социальной педагогики в России в 20годы XX века
Печерикина Людмила Николаевна
Формирование представлений о сущности профессии учителя и его подготовке в педагогической теории и практике в России : 20-50 годы XX века
Кудрявцева Ольга Михайловна
Реализация принципа интеграции знаний в образовательном процессе авторских школ России в 20годы XX века
Белых Игорь Николаевич
Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 20годы XX века
Платонова Анжела Александровна
Развитие профессионально-педагогического интереса у студентов высших учебных заведений в 20годы XX века
Цветкова Виктория Евгеньевна
Развитие форм и методов обучения учащихся дисциплинам естественнонаучного цикла в отечественной школе в 20годы XX века

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net