Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Теория и методика дошкольного образования

Диссертационная работа:

Ахьямова Инна Анатольевна. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург, 2002 140 c. РГБ ОД, 61:02-13/1421-2

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 .Невербальное общение старших дошкольников как

педагогическая проблема 12

1.2. Психолого-педагогические предпосылки формирования навыков

невербального общения у старших дошкольников 26

1.3. Педагогические основы формирования навыков невербального

общения у старших дошкольников 38

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВНЕВЁРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ-СЕМИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

2.1. Диагностика сформированности навыков невербального обще

ния у детей шестилетнего возраста в процессе музыкального воспитания..59

2.2. Поэтапное формирование навыков невербального общения у

детей шести-семилетнего возраста 78

2.3. Итоговый этап опытно-экспериментального исследования 94

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 112

ПРИЛОЖЕНИЯ 128-

 

Введение к работе:

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1щ Современное общество, переживающее перемены во всех сферах политической, экономической и духовной — стоит перед острой необходимостью изменений в устройстве общественной жизни в духе гуманизации. Решение проблемы гуманистического развития общества напрямую зависит от уровня воспитания - важнейшего компонента человеческой культуры. В воспитательном процессе возрастает роль человеческого фактора. Основные понятия гуманистической педагогики --лсамоактуализация человека», «личностный рост», «развивающая помощь» (К.Роджерс) - делают актуальными межсубъектные отношения взрослого и ребенка, их живое общение. Однако в процессе воспитания в дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях проблема общения очень редко выступает на первый план.

В теоретических и методических работах по проблеме музыкального воспитания общение ограничивается беседой с детьми об услышанном музыкальном произведении (Н.А.Ветлугина, А.Н.Зимина, О.П.Радынова и др.), педагоги, практически не обращают внимание на невербальное общение дошкольников в процессе музыкального воспитания. Отдельные вопросы в связи с формированием навыков невербального общения у дошкольников рассматриваются С.И.Бекиной, И.Е.Кулагиной, Т.П.Ломовой, О.П.Радыновой, Е.Н.Соковниной в работах, посвященных музыкально-двигательному воспитанию детей, но навыки невербального общения дошкольников до сих пор не определены и не конкретизированы. Остается открытым вопрос и о том, как их формировать, хотя в практике музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях музыкальными руководителями обращается внимание на формирование навыков невербального общения, ведь при выражении своего отношения к музыкальному произведению дети используют мимику и жесты. Но отсутствие методических и практических рекомендаций по формированию навыков невербального общения у дошкольников делает этот процесс недостаточным.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В психологии и педагогике систематизацией и описанием общения, в частности, невербальных его средств занимаются многие зарубежные (Р. Бердвистелл, А. Мейерабиан, Р. Мораски, А.Пиз, Д.Фаст и др.) и отечественные (Е.М. Верещагин, С.А. Должникова, В.Г. Костомаров, Г.В. Колшанский, В.А. Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.) исследователи. Как значимые невербальные средства выделяются кинесические (Р.Бердвистел), которые рассматриваются исследователями как средство сопровождения речи (Е.М.Верещагин), как обязательный, всегда значимый и первичный (относительно момента развертывания речи) невербальный компонент коммуникации (И.Н.Горелов), как вспомогательное средство общения, вторичное относительно коммуникативной функции языка (Г.В.Колшанский), как зрительно воспринимаемый диапазон движений, несущий коммуникативную функцию либо с точки зрения данного субъекта, либо с точки зрения его партнера, либо для обоих участников речевого акта (Х.Миккин).

Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых (Л.С.Выготский, А.Маслоу, А.В.Мудрик, Ж.Пиаже, Б.Д.Эльконин и др.), особенно благоприятным для становления функции общения (в том числе и невербального) является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено, с одной стороны, сохранившейся высокой восприимчивостью детей к различным сторонам межличностного общения, а с другой - потерей непосредственности в поведении (Л.С.Выготский), развитием элементов произвольности,

самосознания и самоконтроля, что обеспечивает старшему дошкольнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий. Процесс общения чрезвычайно важен в эстетическом воспитании старших дошкольников. Он подразумевает и обмен мнениями субъектов общения по поводу произведения искусства, в том числе, музыкального. Наряду с вербальной коммуникацией в музыкальном воспитании используется и невербальное общение. Значение его в музыкальном воспитании детей велико, поскольку невербальное общение позволяет детям не только понимать дирижерские жесты, без которых невозможно руководить исполнением хоровой музыки, но и передавать в пластике свое образное восприятие музыки - «пластическое интонирование» - (Т.Е.Вендрова).

Анализ психологической и педагогической литературы свидетельствует о достаточной разработанности проблемы использования невербальных средств общения в образовании. В практике отечественного дошкольного музыкального воспитания возрастает интерес и к проблеме формирования навыков невербального общения на музыкальных занятиях. Однако в дошкольном музыкальном воспитании детей теоретические разработки по использованию и формированию этих навыков отсутствуют.

Необходимость данного исследования определяется ПРОТИВОРЕЧИЯМИ:

- между потребностью современного общества в совершенствовании навыков общения и решением проблемы формирования навыков общения в конкретных видах деятельности старших дошкольников;

между необходимостью повышения эффективности процесса формирования навыков невербального общения у дошкольников и отсутствием организационно-методического обеспечения такого процесса;

- между теоретической разработанностью проблемы формирования навыков невербального общения в общей педагогике и отсутствием научных поисков в связи с проблемой формирования навыков невербального общения в дошкольном музыкальном воспитании.

Из противоречия вытекает ПРОБЛЕМА исследования: возможно ли успешно сформировать навыки невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания?

Все вышеизложенное определило выбор ТЕМЫ исследования: «Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс музыкального воспитания в дошкольном образовательном учреждении.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, методы и приемы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить возможность формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания может быть успешным, если:

- учесть взаимосвязь двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка;

- определить основные навыки невербального общения как навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой и навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой;

- выявить этапы формирования навыков невербального общения от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд ЗАДАЧ: 1. Обосновать выделение основных навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.

2. Обосновать последовательность этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.

3. Разработать методы и приемы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания и обосновать их использование.

4. Выявить показатели и уровни сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников.

5. Проверить эффективность использования разработанных педагогических приемов и методов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются гуманистический подход в воспитании (А.Маслоу, К.Роджерс,

В.А.Сухомлинский, Ш.Амонашвили и др.); психологические концепции о ведущей роли общения в организации жизнедеятельности и развитии личности (А.А.Бодалев, Р.Л.Кричевский, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Ф.Ломов и др.).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ: теория двигательной природы детского воображения (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов и др.); теория поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин); теория познания музыки как познание самого себя (В.В.Медушевский, Г.С.Тарасов, А.А.Пиличяускас и др.); теория о функциях и структуре невербального общения (Е.М.Верещагин, С.А.Должникова, В.Г.Костомаров, Г.В.Колшанский, В.А.Лабунская, А.А.Позднякова, Н.П.Сметанина и др.); о невербальном общении в области эстетического воспитания (М.С.Каган, А.Л.Казин, В.И.Петрушин, Т.Г.Русакова и др.); о сущности и функциях педагогической диагностики (Л.В.Моисеева).

БАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: экспериментальная работа осуществлялась в детских садах № 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области; в школах № 59 г.Екатеринбурга, № 1, 3 пос.Бисерть Свердловской области. В опытно-экспериментальной работе принимали участие около 160 воспитанников детских садов старшего дошкольного возраста и учащихся первых классов школ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

На первом (1999-2000г.г.), теоретико-поисковом этапе осуществлялось изучение педагогической и психологической литературы по проблемам общения вообще и невербального общения в частности. Была сформулирована тема исследования, выявлена цель, поставлены задачи и выбраны методы опытно-экспериментальной работы; подобраны и разработаны методы диагностики; сформулирована гипотеза исследования.

На втором (2000-2001 г.г.), опытно-экспериментальном этапе осуществлялась работа на констатирующем и формирующем этапах исследования; определялись методы и приемы, способствующие формированию навыков невербального общения у детей в процессе музыкального воспитания; были определены экспериментальные и контрольные группы, составлена программа эксперимента, осуществлена ее апробация.

В ходе третьего (2001-2002г.г.), завершающего этапа проверялись теоретические и практические положения исследования; обобщались результаты первого и второго этапов исследования; был произведен анализ, осмысление результатов опытно-экспериментальной работы; формулировались выводы; осуществлялось оформление научно-исследовательской работы.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ были предопределены поставленными задачами: монографический (теоретический анализ психологической, социально-психологической, педагогической литературы); диагностические (анкетирование музыкальных руководителей и учителей музыки, беседа с детьми, метод творческих заданий); экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент); праксиометрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы педагогов). НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ заключается

- в определении основных навыков невербального общения у старших дошкольников, формируемых в процессе музыкального воспитания;

- в разработке и обосновании комплекса методов и педагогических приемов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников, способствующих их взаимопониманию;

- в теоретическом обосновании последовательности этапов формирования навыков невербального общения у старших дошкольников от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой, освоение их, через самонаблюдение за своими ощущениями, вызванными музыкой, до вербального выражения детьми своих впечатлений о музыке.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит в том, что в нем с учетом взаимосвязи двигательной основы музыкального искусства и естественной двигательной природы ребенка определены навыки невербального общения у старших дошкольников: навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой; навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой; в выявлении показателей сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников: понимание основного эмоционального тона музыкального произведения; выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой; определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в разработке поэтапного формирования навыков невербального общения у детей старшего дошкольного возраста, что может быть использовано для совершенствования подготовки специалистов дошкольного профиля в педагогических колледжах, вузах, в системе повышения квалификации.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов и научных выводов обеспечиваются общим методологическим подходом к разработке теоретической базы проблемы невербального общения на музыкальных занятиях; реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью выборки и воспроизводимостью результатов опытно-экспериментального исследования.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основные результаты исследования внедрены в практику музыкального воспитания на занятиях музыкой в детских садах № 40, 457 Ленинского района г.Екатеринбурга и «Солнышко» пос.Бисерть Свердловской области, а также № 2 г.Лениногорска республики Казахстан и в практику преподавания уроков музыки в общеобразовательных школах № 59 г.Екатеринбурга, №1,3 пос.Бисерть Свердловской области. Материалы исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, нашли свое отражение в четырех опубликованных работах автора и были представлены на научно-практических конференциях федерального и регионального значения: «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 1999), «Социально-педагогические проблемы воспитания и образования на рубеже XX-XXI столетий» (Екатеринбург, 2000).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Формирование навыков невербального общения у старших дошкольников успешно реализуется в процессе музыкального воспитания, поскольку в основе музыкального искусства как временного вида лежит движение, а естественным состоянием ребенка является его двигательная активность.

2. Основными навыками невербального общения старших дошкольников, формируемыми в процессе музыкального воспитания, являются - навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой;

- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой.

3. Показатели сформированности навыков невербального общения у старших дошкольников:

- навык выражения ребенком в движении характера ощущений, вызванных музыкой, его показатели - выражение основного эмоционального тона музыкального произведения жестами и мимикой и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком;

- навык концентрации внимания ребенка на эмоциональных ощущениях, вызванных музыкой, его показатели - понимание ребенком основного эмоционального тона музыкального произведения и определение значения жестов и мимики, используемых другим человеком.

4. Основные методы, направленные на формирование навыков невербального общения у старших дошкольников:

- наглядный - метод использования жестовых эталонов;

- наглядно-словесный - метод применения пиктограмм с обозначением мимических выражений.

5. Этапы формирования навыков невербального общения у старших дошкольников как переход от невербального общения - к вербальному могут быть следующими:

• от ознакомления детей с жестовыми эталонами, обогащенными мимикой,

• через самонаблюдение детей за своими ощущениями, вызванными музыкой,

• к вербальному выражению детьми своих впечатлений о музыке. СТРУКТУРА РАБОТЫ. Диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографического списка и приложений.

Подобные работы
Гурьев Сергей Владимирович
Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания дошкольников
Любимова Людмила Валентиновна
Педагогические условия использования народной культуры в процессе гражданского воспитания дошкольников
Сусленкова Любовь Витальевна
Развитие фонационных коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в процессе музыкального воспитания
Ган Наталья Юрьевна
Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников
Бурляева Ольга Викторовна
Формирование профессионально-познавательных интересов у студентов в вузе в процессе подготовки специалистов дошкольного воспитания
Газизова Фарида Самигулловна
Интенсификация процесса формирования культуры общения у дошкольников
Кагуй Наталья Васильевна
Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста в процессе билингвального образования
Вохмякова Ирина Николаевна
Воспитание эмоционально-творческой культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности
Лялина Наталия Ахъядовна
Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками
Дубовская Вера Александровна
Формирование готовности старших дошкольников к речевому общению в игровых формах обучения

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net