Электронная библиотека Веда
Цели библиотеки
Скачать бесплатно
Доставка литературы
Доставка диссертаций
Размещение литературы
Контактные данные
Я ищу:
Библиотечный каталог российских и украинских диссертаций

Вы находитесь:
Диссертационные работы России
Педагогические науки
Общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертационная работа:

Анненкова Ольга Олеговна. Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (На примере института искусств) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Саратов, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:03-13/278-0

смотреть содержание
смотреть введение
смотреть литературу
Содержание к работе:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Сущностные характеристики образования 14

1.2 Философско-педагогические основы общей культуры и педагогической культуры 33

Выводы 77

ГЛАВА II. КОМПЛЕКС СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ

2.1 Педагогическая культура как основа готовности студентов к профессиональной деятельности 80

2.2 Ход и результаты формирующего эксперимента 100

Выводы 119

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 122

ЛИТЕРАТУРА 126

ПРИЛОЖЕНИЕ 147 

Введение к работе:

Проходящие в стране социально-экономические преобразования, морально-нравственное и духовное обновление общества зависят прежде всего от культуры и творческого саморазвития личности. Очень важно, чтобы каждый человек, получивший образование в том или ином учебном заведении, был не только вооружён знаниями, умениями и навыками, но и приобщён к культуротворчеству: "Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству" [27;с.10]. Данная задача становится особенно актуальной, когда речь идёт о подготовке будущих педагогов, которые должны обладать не только высокой квалификацией, но и культурой.

Особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием профессионально компетентной личности, способной самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи на основе сотворчества учителя и ученика. Этому способствует создание определённых педагогических условий в вузе для развития личности педагога - носителя общечеловеческих ценностей, открытого культуре и обществу.

В настоящее время акцент внимания в подготовке педагогических кадров обращен как к специализированности учителя (фундаментальность предметной составляющей), так и к формированию его педагогического мастерства и педагогической культуры.

Согласно Государственному образовательному стандарту среднего специального и высшего музыкального образования, музыкант-педагог должен иметь основательную философскую и историческую подготовку, знать художественно-музыкальные стили, мыслить категориями личностно-ориентированного обучения. Основная цель - овладение музыкальной профессией, то есть овладение навыками исполнительского мастерства. Однако на данном этапе проявилась проблема невостребованности в должной степени музыкантов в сфере искусства. Статистика утверждает, что только 30% работают музыкантами в сфере культуры, остальная часть осваивает педагогическую деятельность в детских музыкальных, общеобразовательных школах и других учебных заведениях.

В современных условиях социально-экономической жизни страны следует уже в стенах учебного заведения ориентировать обучающихся на выживаемость в сложившихся рыночных отношениях, на подготовку специалиста с определенным запасом знаний, умений, навыков педагогической деятельности, специалиста, обладающего не только высокой общей культурой, но и основами педагогической культуры.

Проблема «перестройки» сознания музыканта с чисто исполнительской деятельности на педагогическую освещена в ряде исследований Л.А.Баренбойма, А.И. Лагутина и др. В основном отбор абитуриентов в учебные заведения происходит по результатам проверки музыкальных способностей и в меньшей степени обращается внимание на склонности к педагогической деятельности.

Вопросы формирования готовности к педагогической деятельности рассматривались в отечественных исследованиях с позиций:

психологического состояния субъекта, возникающего для удовлетворения потребности;

состояния мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективность выполнения определённых действий;

определённой системы качеств. В работах С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина, Г.И.Щукиной рассматривалась структура готовности как единство побудительной и исполнительной готовности.

Профессиональную педагогическую готовность понимают как сложное структурное образование, ядром которого являются:

положительные установки, мотивы, ценности учительской профессии (К.М. Дурай-Новикова); - определённое функциональное состояние, как избирательная активность (Г.А. Алфёрова);

сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая структура качеств, свойств, состояний.

Вопросы формирования культуры будущих преподавателей разрабатывались в своё время П.П.Блонским, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским. Культуротворческая деятельность человека и её взаимосвязь со всеми сторонами общественной жизни привлекают внимание 4 философов ММ. Бахтина, М.С. Кагана, Л.Н. Когана. В работах О.А. Абдуллиной, Е.В. Бондаревской, С.А. Сластёнина внимание уделяется не только общепедагогической подготовке преподавателей, но и культуре личности педагога.

Появился ряд диссертационных исследований, посвященных нравственной, этической, профессиональной, эстетической, эмоциональной культуре будущего учителя (Т.Ф. Белоусова, О.М. Доронина, Т.В. Иванова, О.П. Морозова, Г.А. Ястребова). В работах изучены многие аспекты культуры 4 личности учителя и пути её формирования в учебно-воспитательном процессе.

Проблема формирования культуры будущего преподавателя начинает занимать одно из центральных мест в исследованиях в области формирования личности педагога.

Педагогическая культура рассматривается как:

- часть общей культуры (Е.В.Бондаревская, Т.Н.Левашёва, Н.Г.Матвеева);

- определённая степень овладения педагогическим опытом, степень его совершенства в педагогической деятельности (А.В.Барабанщиков);

- синтез высокого профессионализма и личных свойств педагога (Т.В.Иванова);

- психолого-педагогическое интегративное качество личности педагога (Н.В. Кузьмина);

- основа, способствующая подняться к вершинам педагогического мастерства, как системообразующий компонент в целостной структуре педагогического мастерства (В.Н.Зайченко).

Одни исследователи изучают отдельные стороны педагогической культуры (Э.А. Гришин, Н.Б. Крылова и др.), другие выделяют уровни сформированности педагогической культуры (Е.В. Бондаревская и др.), третьи - структуру педагогической культуры: аксиологический, технологический, личностный, творческий аспекты (Е.В. Бондаревская, Е.Н. Шиянова и др.).

При всей несомненной теоретической и практической значимости многочисленных исследований, проблема формирования педагогической культуры и совершенствования подготовки педагогических кадров в условиях реформирования системы образования в России остаётся открытой для научного поиска.

Практика деятельности высших музыкальных учебных заведений испытывает острую потребность в обосновании и разработке теоретико-методологических аспектов и адекватного методического обеспечения процесса формирования педагогической культуры, что позволит наметить пути решения ряда проблем, обусловленных следующими противоречиями:

- между объективными требованиями времени, запросом общества в подготовленных музыкантах-педагогах и недостаточным уровнем педагогической культуры личности;

- между профессиональной ориентацией и реализацией личностью духовных потребностей;

- между потребностями в повышении профессиональной педагогической направленности музыканта-педагога и отсутствием научно-теоретического обоснования и методического обеспечения педагогических условий, средств по формированию педагогической культуры.

Исходя из актуальной и особой значимости теоретико-прикладных исследований, применения новых технологий обучения в формировании готовности к профессионально-педагогической деятельности студентов института искусств сформулирована тема исследования: «Средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности (на примере института искусств)».

Данная работа является составной частью комплексного исследования темы «Научно-методические основы формирования педагогической культуры специалистов», разрабатываемой кафедрой психологии и педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры (№ регистрации 019.900.022.69).

Вследствие этого научной задачей диссертации является выбор средств формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности.

Современное состояние работы института искусств по подготовке специалистов в сфере музыкального образования свидетельствует, что в сложившихся в стране социально-экономических условиях имеется ряд проблем, связанных с решением задач модификации системы музыкального образования. К ним можно отнести, с одной стороны, совершенствование системы обучения в институте искусств в соответствии с требованием современного этапа развития общества, с другой стороны, повышение затрат денежных средств на решение теоретико-педагогических, организационных и финансовых задач.

В связи с этим необходима разработка научно-методического аппарата, позволяющего сопоставить уровень сформированности исполнительского мастерства и готовности студентов (будущих музыкантов-педагогов) к профессионально-педагогической деятельности, а также следует определить комплекс средств по формированию не только общей, но и педагогической культуры.

Таким образом, цель исследования заключается в разработке педагогически целесообразных средств формирования педагогической культуры у будущих музыкантов-педагогов.

Объектом исследования является образовательный процесс в институте искусств.

Предмет исследования - средства формирования педагогической культуры музыкантов-педагогов во взаимосвязи с развитием общей культуры.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование педагогической культуры как основы готовности к профессиональной деятельности будет проходить успешно, если:

- в качестве цели этого процесса выступает педагогическая культура музы канта-педагога;

- содержание учебно-воспитательных занятий структурируется адекватно поставленным целям;

- методика учебных занятий будет представлять систему поэтапного воздействия на психические, нравственные, эстетические стороны личности на основе активизации учебного процесса, а также использования проблемно-деятельностного подхода в его организации.

Исходя из научной проблемы, цели диссертационного исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сущность понятия «педагогическая культура» будущих музыкантов-педагогов.

2. Обосновать педагогические средства формирования педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе высшего учебного заведения.

3. Разработать и апробировать комплекс средств формирования педагогической культуры как основы готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях образовательного процесса в институте искусств.

Методологическую базу исследования составили научные положения, раскрывающие философское и педагогическое учение о сущностных характеристиках образования (А.Андерсон, П.Бурдье, Дж.Дьюи, Б.Саймон, Дж.Слауд, А.Хэлфи, Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, С.В.Кульневич, В.В.Сериков, Ю.В.Сенько, И.С.Якиманская и др.); теорию педагогической деятельности и её управления (Ю.К.Бабанский, А.А.Вырщиков, В.С.Ильин, И.Ф.Исаев, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин, и др.); структуру личности и закономерности её развития (В.С.Мухина, Д.Б.Эльконин и др.); положения, раскрывающие вопросы методологии педагогической науки (В.С.Ильин, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина и др.); идеи системного целостного подхода (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский, В.С.Ильин, В.В.Краевский и др.) и личностно-ориентированного (Е.В.Бондаревская, Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и Др.); теоретические исследования профессионально-педагогической культуры (А.С.Макаренко, Ю.П.Азаров, П.П.Блонский, В.Н.Зайченко, В.А.Кан-Калик, Н.В.Кузьмина, Н.Д.Никандров, А.И.Щербаков и др.).

Методы исследования: метод историко-педагогического анализа научных источников, их сопоставление, теоретический анализ психологических, педагогических, философских, методических трудов по теме исследования; педагогическое моделирование процесса обучения, ориентированное на формирование педагогической культуры; прогнозирование условий функционирования педагогического процесса по формированию педагогической культуры; частные эмпирические методы педагогических исследований (интервьюирование, тестирование, анкетирование); опытно-педагогическая работа.

В работе над диссертацией использован личный опыт автора в качестве преподавателя института искусств им. П.А. Серебрякова (1992-2002 гг.).

Опытно-экспериментальная база исследования: Волгоградский муниципальный институт искусств имени П.А. Серебрякова.

Организация исследования: исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1994-1997 годы) с позиции системно-целостного подхода к личности и учебно-воспитательному процессу проводился теоретический анализ проблемы и отбор материала путём обобщения накопленного научного знания и практического опыта; изучались теоретические концепции содержания образования, методов, средств и технологий обучения, обобщались знания по профессионализации, индивидуализации развивающейся личности. На этой основе разрабатывался замысел, формировался научно-логический аппарат исследования, уточнялась гипотеза, проводилось обследование студентов по выявлению уровня сформированности общей и педагогической культуры, проводились сравнения полученных данных. Определялась сущность понятий «культура», «педагогическая культура», их состав, структура. Многолетний опыт работы позволил сконструировать педагогическую модель развития педагогической направленности будущих музыкантов-педагогов и выявить возможности улучшения работы преподавателя по формированию общей и педагогической культуры в их единстве в процессе занятий.

На втором этапе (1998-1999 годы) были разработаны содержание и методика формирующего эксперимента, применялись качественные и количественные методы обработки материала, проводился анализ полученных данных, накапливался материал практического опыта.

На третьем этапе (2000-2001 годы) обобщались результаты опытной и экспериментальной работы по формированию педагогической культуры в учебно-воспитательном процессе, вырабатывались практические рекомендации, формировались основные выводы исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются согласованностью предложенных подходов с теоретическими положениями педагогической науки, репрезентативностью используемых статистических данных, согласованностью теоретических и экспериментальных исследований с их результатами. В диссертации обобщён 10-летний опыт работы автора.

Научная новизна и теоретическое значение исследования состоит в том, что:

- впервые в обновлённой образовательной ситуации формирование педагогической культуры как основы готовности студентов института искусств к профессиональной деятельности является предметом исследования;

- теоретически углублены представления о сущности педагогической культуры;

- обоснован комплекс средств формирования педагогической культуры в условиях института искусств;

- конкретизирована сущность, структура, содержание процесса формирования педагогической культуры студентов института искусств;

- показана целесообразность и возможность построения процесса формирования педагогической культуры студентов института искусств как базы профессиональной деятельности на основе плюрализма зарубежной и отечественной педагогики.

Теоретическая значимость исследования состоит также в том, что в нём определены средства формирования педагогической культуры как основы готовности студентов института искусств к педагогической деятельности, что представляет одну из актуальнейших проблем в сфере музыкального образования в современных условиях. Результаты исследования позволяют осуществить более широкий подход к решению проблем профессиональной подготовки будущего музыканта-педагога.

Практическая значимость исследования состоит в обосновании и апробации комплексно-целевой методики и путей её внедрения в практику работы вузов. Результаты исследования создают необходимую основу для становления будущего музыканта-педагога, обладающего высокой педагогической культурой. Материалы исследования уже учтены при организации учебного процесса практиками и могут быть использованы при организации спецкурсов для преподавания в сфере музыкального образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая культура, как целостное образование личности, составляет часть общей культуры и является системообразующим компонентом в целостной системе образования.

2. Эффективность формирования педагогической культуры будущих музыкантов - педагогов обусловлена совокупностью взаимодополняющих педагогических средств, их адекватностью целям обучения, включением в содержание образовательного процесса педагогически целесообразных ситуаций профессиональной направленности, специфической структурой педагогической деятельности, усиливающей влияние на личность отбором содержания образования, изменения принципов и закономерностей его подачи, системой организационных форм, средств, технологий обучения, наличием эмоционального аспекта в учебной деятельности.

3. Авторская технология процесса формирования педагогической культуры включает взаимосвязанные блоки методики: развитие познавательного интереса, формирование готовности к педагогической деятельности, тестирование и оценка уровней сформированности педагогической культуры, прогнозирование саморазвития будущих музыкантов-педагогов.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Международных конгрессах, межвузовских и внутривузовских научно-теоретических конференциях (1999 2002 гг.), на научно-практической конференции Волгоградской государственной академии физической культуры (2001 г.). Основное содержание диссертации отражено в 5 публикациях.

Результаты исследования используются в учебном процессе Волгоградского муниципального института искусств им.П.А.Серебрякова, в педагогическом училище № 1 г.Волгограда, в Волгоградском государственном педагогическом университете, в Волгоградской государственной академии физической культуры.

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Общий объём работы составляет 175 страниц машинописного текста, содержащего 3 таблицы, 5 схем, список литературы из 258 наименований, 6 приложений.

Подобные работы
Яковлева Оксана Георгиевна
Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства
Медведевских Валентина Степановна
Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
Степанова Светлана Геннадьевна
Формирование музыкальной культуры школьников средствами национального музыкального искусства
Будаева Туяна Борисовна
Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства
Кезин Василий Георгиевич
Формирование экологической культуры личности младших подростков в педагогическом процессе школы средствами музыкального искусства
Спиридонова Светлана Валерьевна
Нетрадиционные народные праздники как средство формирования у учащихся начальных классов основ культуры гуманистического межличностного общения
Иванова Маргарита Михайловна
Формирование ценностного отношения к природе средствами искусства у младших школьников
Султанова Патимат Султановна
Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства (На материале Республики Дагестан)
Столярова Наталья Гарисовна
Формирование творческой позиции будущего учителя средствами искусства
Джурабаева Диляра Данияловна
Формирование интереса к книгам по искусству как средство эстетического воспитания подростков

© Научная электронная библиотека «Веда», 2003-2013.
info@lib.ua-ru.net